НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 30.11.2021 № 2-5082/2021

Дело № 2-5082/2021

УИД36RS0004-01-2021-006274-33

Строка 2. 209

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 ноября 2021 г. город Воронеж

Ленинский районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Маньковой Е.М.,

при секретаре Кулешове Д.В.,

с участием прокурора Урывской К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Воронежа в интересах Курьянова Вячеслава Ивановича к департаменту социальной защиты Воронежской области, казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» о возложении обязанности по совершению определенных действий,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Воронежа обратился в суд в защиту интересов Курьянова В.И. с исковым заявлением к Департаменту социальной защиты Воронежской области, просил возложить на ответчика обязанность принять решение о доплате невыплаченных денежных средств в качестве субсидии на оплату ЖКУ за пропущенный период и назначить к выплате. Мотивируя заявленные исковые требования, указывал в исковом заявлении на то, что Прокуратурой Ленинского района г. Воронежа во исполнении поручения прокуратуры области, проведена проверка по обращению гражданина Курьянова В.И. по вопросу выплаты субсидии за период с 09 сентября 2020 г. по 31 января 2021 г. Проверкой было установлено, что 24 августа 2020 г. Курьянов В.И. и Департамент имущественных отношений Воронежской области на основании приказа департамента социальной защиты Воронежской области от 03 августа 2020 г. заключили договор социального найма жилого помещения. В соответствии с заключенным договором Курьянов В.И. получил в бессрочное владение и пользование квартиру по адресу: . 08 сентября 2020 г. Курьянов В.И. был снят с регистрационного учета по предыдущему месту жительства по адресу: , и в тот же день зарегистрирован по новому месту жительства по адресу: . Курьянов В.И. являлся получателем денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по категории «инвалид». В период проживания по субсидия на оплату ЖКУ назначалась КУВО «УСЗН Левобережного района города Воронежа». В связи со снятием с регистрационного учета выплата субсидии была прекращена с 01 сентября 2020 г. На основании заявления Курьянова В.И. от 27 января 2021 г. решением от 09 февраля 2021 г. КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» была установлена субсидия по новому месту жительства с 01 февраля 2021 г. Между тем, 27 ноября 2020 г. Курьяновым В.И. было написано обращение в Департаменту социальной защиты Воронежской области с просьбой в исключительном порядке (ввиду состояния здоровья) продлить выплату субсидии на основании ранее предоставляемых им документов, а также с обязательством предоставить обновленные документы справки. В письме Департамента от 21 декабря 2020 г. Курьянову В.И. разъяснен заявительный порядок предоставления субсидий и в продлении (или назначении) выплаты отказано. В ходе проверки прокуратурой доводов Курьянова В.И., изложенных в письменном обращении, заявителем были представлены медицинские документы, свидетельствующие об уважительности пропуска подачи заявления в связи с нахождением на длительном лечении. При таких обстоятельствах, прокурор Ленинского района г. Воронежа, убежден в том, что Департаментом не было уделено должного внимания этим фактам.

Прокурор Ленинского района г. Воронежа в ходе рассмотрения гражданского дела неоднократно уточнял заявленные исковые требования, так в уточнённом исковом заявлении от 19 октября 2021 г. просил, возложить обязанность на Департамент социальной защиты Воронежской области начислить Курьянову В.И. субсидию на оплату ЖКУ за период с 01 ноября 2020 г. по 31 января 2021 г. и назначить к выплате, в том числе и единовременное пособие (6 000 руб.) с перерасчетом в условиях инфляции. В дополнение указывал о том, что решением КУ ВО «УСЗН Левобережного района г.Воронежа» № 4910-02 от 21 апреля 2020 г. был установлен срок получения субсидии с 01 мая 2020 г. по 31 октября 2020 г. в ежемесячном размере 10 326 рублей 57 копеек, с 01 августа 2020 г. - в размере 10 757 рублей 97 копеек. Согласно листу перерасчетов по субсидиям КУ ВО «УСЗН Левобережного района г.Воронежа» за период с 01 ноября 2019 г. по 31 октября 2020 г. Курьянову В.И. было начислено субсидия по октябрь 2020 г. включительно и в декабре 2020 г. выплачена сумма в размере 5 563 рубля 94 копейки. Таким образом, за период с 01 ноября 2020 г. по 31 января 2021 г. Курьянову В.И. субсидия не начислена.

В уточнённом исковом заявлении от 09 ноября 2021 г., прокурор, указывая КУ ВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» в качестве соответчика, ссылался на то, что в целях организации работы по расходованию средств на выплату социальных выплат, в том числе субсидий, Департаментом социальной защиты Воронежской области изданы приказы № 4635/ОД от 24 декабря 2019 г. «Об утверждении порядка расходования средств, выделенных из федерального, областного бюджетов, бюджета пенсионного фонда на выплату пособий, компенсаций, выплат, субсидий и других социальных выплат отдельным категориям граждан», № 1780/ОД от 25 мая 2020 г. «О внесении изменений в приказ Департамента социальной защиты Воронежской области от 24 ноября 2019 г. № 4635/ОД» и № 2284/ОД от 17 июля 2020 г. «О внесении изменений в приказ Департамента социальной защиты Воронежской области от 24 декабря 2019 г. № 4635/ОД», согласно которым Департамент является ответственным органом за назначение и выплату пособий и субсидий с помощью подведомственного учреждения КУ ВО «Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты Воронежской области». В связи с чем, прокурор просил возложить на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанность начислить Курьянову В.И. субсидию на оплату ЖКУ за период с 01 ноября 2020 г. по 31 января 2021 г. и назначить к выплате.

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела по существу, прокурор Ленинского района г. Воронежа в уточнённом исковом заявлении от 30 ноября 2021 г., выступая в интересах Курьянова В.И., сформулировал исковые требования, следующим образом, просил возложить на КУ ВО «УСЗН Ленинского района г.Воронежа» обязанность принять решение о назначении субсидии на оплату ЖКУ за период с 08 сентября 2020 г. по 31 января 2021 г. с учетом предоставленных Курьяновым В.И. необходимых документов и назначить к выплате Курьянову В.И.; возложить на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанность о выделении денежных средств для оплаты назначенной к оплате КУ ВО «УСЗН Ленинского района города Воронежа» субсидии на оплату ЖКУ за период с 08 сентября 2020 г. по 31 января 2021 г.

Прокурор полагал, что за период с 08 сентября 2020 г. по 31 января 2021 г. Курьянову В.И. субсидия подлежит назначению и начислению по новому месту регистрации с учетом того обстоятельства, что органы социальной защиты, включая Департамент социальной защиты населения Воронежской области, располагали сведениями о новом месте регистрации, поскольку Курьянов В.И. пользуется социальным жильем.

В судебном заседании с 09 ноября 2021 г. по 19 ноября 2021 г., и с 19 ноября 2021 г. по 30 ноября 2021 г. объявлялся перерыв.

Представитель прокурора Ленинского района г. Воронежа, действующая на основании служебного удостоверения старший помощник прокурора, Урывская К.В., заявленные в уточнённом исковом заявлении требования поддержала, просила удовлетворить их с учётом уточнений. Поясняла изложенное в исковом заявлении.

Курьянов В.И., явившись в судебное заседание, просил исковые требования, заявленные прокурором Ленинского района г. Воронежа удовлетворить.

Представители ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области Горбачева Т.С., Нурчкова И.Н., действующие на основании доверенностей, иск не признали, в у удовлетворении требований, просили отказать.

Представитель ответчика КУ ВО «УСЗН Ленинского района г.Воронежа», действующая на основании доверенности Чукова Л.М., явившись в судебное заседание, иск не признала, поясняла по письменным возражениям.

Представитель третьего лица КУ ВО «УСЗН Левобережного района г.Воронежа», действующая на основании доверенности Ерошенко О.В., просила оставить заявленные прокурором исковые требования без удовлетворения.

Выслушав объяснения присутствующих в судебном заседании лиц, заслушав объяснения свидетеля Ходяковой О.И., исследовав материалы дела, просмотрев видеозаписи, предоставленные Курьяновым В.И., обозрев в судебном заседании персональные дела Курьянова В.И., оценив представленные сторонами доказательства в совокупности с положениями действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно положений статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) обязанность доказывания возложена на стороны.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Статьёй 12 ГПК РФ установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом подлежит проверке законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является заявителем, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление.

Так, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы заявителя.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений органа уполномоченного органа необходимо одновременное наличие двух условий:

- несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

В соответствии с положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

2. Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

5. Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.

6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

7.1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение самостоятельно запрашивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий. Требовать от граждан документы, содержащие указанные сведения, не допускается.

8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, положениями действующего законодательства установлено, что субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих право на получение этих мер.

Таким образом, в отношении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат предусмотрен заявительный порядок.

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии, в соответствии с пунктом 3 Правил имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Из пункта 4 Правил следует, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

В соответствии с пунктом 6 Правил субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года

Решения о предоставлении субсидий принимаются уполномоченными органами (пункт 7 Правил).

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении:

а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения;

б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;

в) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия;

г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

д) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии;

Согласно пункта 8(1) Правил, уполномоченные органы самостоятельно получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии:

а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения;

б) сведения о документах, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи;

в) сведения о документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;

г) сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства;

д) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

д) копии документов, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, подтверждающих факт установления заявителю инвалидности;

е) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии;

ж) сведения, подтверждающие отсутствие у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

Согласно пункта 8(2) Правил, заявитель вправе представить в уполномоченный орган по месту жительства документы, указанные в пункте 8(1) настоящих Правил, а также копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье по собственной инициативе. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.

Требовать от граждан документы и сведения, не предусмотренные пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, не допускается (пункт 10 Правил).

Материалами дела установлено:

Курьянов В.И. являлся получателем денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг по категории в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (л.д.17). установлена Курьянову В.И.

Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что истец, начиная с 30 октября 2019 г. на основании заявления от 17 октября 2019 г. являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расположенного по адресу: , назначенной решением КУ ВО «УСЗН Левобережного района» №4910-01. Срок получения субсидии с 01 ноября 2019 г. по 30 апреля 2020 г. Размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливался в размере 15 816 рублей 80 копеек и в соответствии с листом перерасчета должна была выплачиваться: с 01 ноября 2019 г. в размере 15 821 рубль 84 копейки; с 01 января 2020 г. в размере 14 936 рублей 72 копейки; с 01 марта 2020 г. в размере 14 880 рублей 18 копеек; с 01 апреля 2020 г. в размере 12 042 рубля 85 копеек.

Решением КУ ВО «УСЗН Левобережного района» № 4910-02 от 21 апреля 2020 г. по заявлению истца ему была продлена выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за пользование квартирой, расположенной по адресу: . Срок получения субсидии с 01 мая 2020 г. по 31 октября 2020 г. Размер субсидии 10 326 рублей 57 копеек. В соответствии с листом перерасчета размеров субсидии к выплате в период с 01 мая 2020 г. предполагалось -10 326 рублей 57 копеек; с 01 июля 2020 г. в размере 10 742 рубля 37 копеек; с 01 августа 2020 г. в размере 10 757 рублей 97 копеек.

Решением КУ ВО «УСЗН Левобережного района» № 4910-03 от 10 декабря 2020 г. Курьянову В.И., проживающему по адресу: г. Воронеж, ул. Туполева, д.20, кв.65, выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за пользование квартирой была прекращена (приостановлена) с 09 сентября 2020 г. в связи с изменением постоянного места жительства на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".

Судом было установлено, что Курьянову В.И. КУ ВО «УСЗН Левобережного района» предоставлялась субсидия, начиная с 01 августа 2014 г. по 31 августа 2020 г.

Таким образом, и что сторонами не оспаривается, начиная с 01 сентября 2020 г. Курьянову В.И. субсидия не выплачивалась.

24 августа 2020 г. Курьянов В.И. и Департамент имущественных отношений Воронежской области на основании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 03 августа 2020 г. № 2467/ОД заключили договор социального найма жилого помещения № 1257. В соответствии с заключенным договором Курьянов В.И. и члены его семьи получили в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из квартиры общей площадью 95, 4 кв.м., расположенное по адресу: , для проживания в нем (л.д. 13-16). Акт приема - передачи жилого помещения по договору социального найма был подписан сторонами 24 августа 2020 г. (л.д.17).

08 сентября 2020 г. Курьянов В.И. был снят с регистрационного учета по предыдущему месту жительства по адресу: ул. Туполева, д. 20, кв. 65 г. Воронеж, и в тот же день зарегистрирован по новому месту жительства по адресу: . Своевременно сообщить о данном обстоятельстве в органы социальной защиты, как это установлено действующим региональным законодательством Курьянов В.Н. не мог.

В материалах гражданского дела имеются медицинские документы, подтверждающие, что Курьянов В.И. начиная с 18 октября 2020 г. вплоть до 30 декабря 2020 г. находился на длительном лечении. С 18 октября 2020 г. по 20 октября 2020 г. Курьянов В.И. находился на стационарном лечении в . В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности доводов истцовой стороны, что Курьянов В.И. действительно не мог в указанный период обратиться с заявлением о продлении выплаты субсидии по новому месту жительства.

На основании заявления Курьянова В.И. от 27 января 2021 г. решением от 09 февраля 2021 г. КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» была установлена субсидия по новому месту жительства с 01 февраля 2021 г.

В период с 08 сентября 2020 г. по 31 января 2021 г. Курьянову В.И. мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в виде субсидии не оказывалась. Между тем, и это сторонами спора не оспаривалось, Курьянов В.И. не утратил оснований для ее получения. Помощник прокурора в судебном заседании настаивала на том, что за период с 08 сентября 2020 г. по 31 января 2021 г. Курьянову В.И. субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за пользование квартирой подлежала назначению и начислению Курьянову В.И. по новому месту регистрации, с учетом того обстоятельства, что органы социальной защиты, включая Департамент социальной защиты населения Воронежской области, располагали сведениями о новом месте регистрации, поскольку Курьянов В.И. пользуется социальным жильем. Суд полагает согласиться с таким утверждением, указав на то, что право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не может быть ограничено произвольно.

27 ноября 2020 г. Курьянов В.И. направил заявление в Департамент социальной защиты Воронежской области, в котором просил в исключительном порядке, автоматически, продлить субсидирование его семьи для компенсации оплаты услуг ЖКХ на основании ранее представленных им документов, а также оформить единовременное пособие в размере 6 000 рублей и перечислить его на ранее представленные им банковские реквизиты, взял на себя обязательство, представить все необходимые справки при первой возможности в зависимости от состояния его здоровья и эпидемиологической обстановки. В заявлении указывал о том, что он является пенсионером, инвалидом (2 группы), лицом перенесшим инфаркт миокарда, в связи с чем, как относящийся к группе риска, находится на самоизоляции ввиду коронавирусной инфекции и на основании Предписания Губернатора Воронежской области Гусева А.В., просил автоматически продлить ему выплаты социальных пособий, ссылаясь на разъяснения данные председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным М.В. (л.д. 18).

21 декабря 2020 г. заместителем руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области - начальником отдела предоставления гражданам субвенций и компенсаций на оплату жилищно –коммунальных услуг Гладышевой Г.Ф. в удовлетворении просьбы Курьянова В.И. было отказано, о чем ему было сообщено письмом № исх. 82-15/1670 с указанием на положения действующего законодательства, регулирующими сложившиеся между сторонами правоотношения. В письме поясняли, что в телефонном разговоре, состоявшемся 14 декабря 2020 г. между ним, Курьяновым В.И., и специалистом учреждения ему были даны подробные разъяснения по предоставлению субсидии, и рекомендовано для рассмотрения права на предоставление субсидии, обратиться в КУ ВО «УСЗН» района по месту его постоянного жительства в установленном законом порядке. Ссылались на то, что специалистами КУ ВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» ему уже были даны разъяснения порядка оказания государственной социальной помощи, разрешить вопрос об оказании ему государственной социальной помощи обязались после предоставления (инвалидом второй группы, пенсионером) документов. Ответ носил исключительно информативный для заявителя характер, и повлечь для Курьянова В.Н. приближение желаемых последствий, в виде продления выплат причитающейся тому субсидии, не мог.

Таким образом, судом было установлено, что ответчики Департамент социальной защиты Воронежской области, КУ ВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» знали о тяжелой ситуации сложившейся в семье Курьянова В.Н., перенесшего инфаркт миокарда и сложную кардиологическую операцию, лишенного возможности самостоятельно обратиться с письменным заявлением о продлении ему социальных выплат, назначенных ранее. Распространение новой коронавирусной инфекции, фактически явилось для Курьянова В.И. обстоятельством непреодолимой силы. Однако ни одно из обрушений Курьянова В.Н., находящегося на самоизоляции в связи с пандемией по коронавирусной инфекции (COVID-19), ни устных, сделанных в телефонном разговоре, ни письменных, изложенных в заявлении от 27 ноября 2020 г., удовлетворено не было, ввиду нарушения установленного порядка их подачи. При этом стоит отметить, что Курьянов В.И. просил об исключительном случае, ссылаясь на состояние здоровья, что социальными службами было проигнорировано, при этом, имеется практика оказания услуг социальной поддержи отельным категориям граждан индивидуально (выход на дом, запрос документов в рамках взаимодействия с другими государственными, муниципальными учреждениями и так далее).

Департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, что следует из Положения о Департаменте социальной защиты Воронежской области, утверждённом Постановлением Правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. № 1132. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные (казенные, бюджетные и автономные) учреждения, в отношении которых им исполняются функции и полномочия учредителя (далее - подведомственные учреждения (подпункт 1.4 Положения).

К основным задачам Департамента можно отнести обеспечение реализации единой государственной политики в сфере социальной защиты, разработка и реализация мероприятий по повышению эффективности социальной поддержки и доступности социального обслуживания отдельных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством; обеспечение реализации конституционных прав граждан, их интересов, государственных гарантий в сфере социальной защиты и поддержки населения; организация деятельности по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг, координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в Воронежской области; повышение эффективности системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и иных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с подпунктом 3.2.3 раздела 3 Положения о Департаменте социальной защиты Воронежской области, департамент оказывает следующие государственные услуги: прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 08 февраля 2012 г. № 454/ОД утвержден Административный регламент Департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг". В соответствии с положениями подпункта 2.2.1 Административного регламента предоставление государственной услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" осуществляется Департаментом социальной защиты Воронежской области. В предоставлении государственной услуги участвуют КУВО "ЦОДУСЗ", КУВО "УСЗН" районов, АУ "МФЦ" и его филиалы.

При предоставлении государственной услуги Департамент:

- обеспечивает реализацию предоставления субсидии; - информирует и консультирует КУВО "УСЗН" районов по вопросам предоставления субсидии; - рассчитывает потребность денежных средств на выплату субсидии ….

При предоставлении государственной услуги КУВО "УСЗН" района осуществляет: - информирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги, по иным вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги; - прием запросов заявителей о предоставлении государственной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги; - формирование и направление межведомственного запроса в иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, участвующие в предоставлении государственных услуг; - получение информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, необходимой для принятия решения о предоставлении государственной услуги, из Единой государственной информационной системы социального обеспечения; - рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии; - формирование личного дела заявителя; - проверку подлинности представленных заявителем документов, полноты и достоверности содержащихся в них сведений; - выдачу заявителю результата предоставления государственной услуги; - формирование документов на выплату субсидии; - перечисление денежных средств на лицевые счета заявителей, открытые в кредитных организациях, или почтовые отделения по месту жительства заявителя.

В рамках межведомственного электронного взаимодействия в предоставлении государственной услуги участвуют иные органы государственной власти и организации: такие как Департамент труда и занятости населения Воронежской области; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Пенсионный фонд Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов; Министерство обороны Российской Федерации; Генеральная прокуратура Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральная налоговая служба; Фонд социального страхования Российской Федерации. Органы государственной власти и организации указанные в пункте 2.2.2 настоящего Административного регламента представляют документы, сведения и информацию, необходимые для предоставления государственной услуги.

Департамент не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный правительством Воронежской области.

Решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидий принимаются уполномоченными органами. Юридическим фактом, которым заканчивается принятие решения о предоставлении государственной услуги, является ежемесячное до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисление средств на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета (вклады до востребования) или путем выплаты (доставки) средств через организации связи, в случае предоставления субсидии на приобретение твердых видов топлива перечисление осуществляется за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

В соответствии с положениями подпунктом 2.6.1. Административного регламента граждане, указанные в пункте 1.2.1 Административного регламента (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в КУВО "УСЗН" районов по месту постоянного жительства, АУ "МФЦ" и его филиалы, а также посредством Федерального или Регионального порталов заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением документов и указанием сведений поименованных в Административном регламенте. Документы, предусмотренные пунктом 2.6.1 настоящего Административного регламента, могут представляться в КУВО "УСЗН" районов в письменном виде лично или почтовым отправлением либо в виде электронного документа (пакета документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи" и Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", с использованием региональной информационной системы "Портал Воронежской области в сети Интернет" или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов КУВО "УСЗН" районов. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе.

Положения подпункта 3.2.3 раздела 3 Положения о Департаменте социальной защиты Воронежской области необходимо рассматривать в совокупности с нормами, закреплёнными в Административный регламент Департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг", они, по убеждению суду не противоречат друг другу. Административный регламент носит уточняющий характер.

Таким образом, из положений регионального законодательства можно сделать вывод о том, что основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение гражданина (его представителя) с заявлением и необходимыми документами в КУВО "УСЗН" районов в письменном виде лично или почтовым отправлением либо в виде электронного документа (пакета документов), либо через АУ "МФЦ", которое, при обоснованности доводов, изложенных в заявлении, подтвержденных представленными документами и ответами на запросы, полученные в рамках межведомственного взаимодействия, оканчивается, принятием решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги. Между тем, суд полагает, что самоустранившись от рассмотрения обращений Курьянова В.Н., органы социальной защиты, нарушили право Курьянова В.Н. на получение мер социальной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), из которых усматривается, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Днем подачи заявления о предоставлении субсидии считается день, когда заявителем представлены все документы. При представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1 -го числа следующего месяца.

Предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа, а может быть и прекращено, в частности в связи с изменения места постоянного жительства получателя субсидии (пункты 56,60 Правил). При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии (пункт 57 Правил). Получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события (пункт 48 Правил).

Суд, изучив представленные по делу обстоятельства, полагает необходимым признать, что обращение Курьянова В.И., как лица имеющего право на меру социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (гражданину установлена бессрочно инвалидность второй группы), и чье право оспорено ответчиками не было, надлежащим, а доводы, изложенные в заявлении, поданном в Департамент социальной зашиты Воронежской области, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Принимая во внимание то, что мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается на основании заявления гражданина, то есть носит заявительный характер, суд полагает справедливым назначить, а ответчиков обязать рассчитать образовавшуюся задолженность с даты прекращения производства такой выплаты, то есть с 08 сентября 2020 г.

Указав, что пандемия COVID-19 в данном конкретном случае, выступила внешним фактором, который не позволил Курьянову В.Н., в совокупности с ухудшившимся состоянием здоровья и срочным оперативным лечением, своевременно обратиться на надлежащие органы социальной защиты за продлением причитающейся ему социальной выплаты, уже по новому адресу его места жительства. А, проигнорировав, поступившее от заявителя письмо от 27 ноября 2020 г., Департамент социальной защиты не принял необходимых по заявлению мер, не обеспечил соблюдение оптимального баланса между публичными интересами и защитой жизни, здоровья отдельного гражданина. Департамент не принял во внимание изменившиеся ввиду распространения коронавируса обстоятельства, что неизбежно предполагает изменение форм и способов деятельности органов публичной власти, которые, однако, не должны ограничивать прав человека. Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии), что Департаментом сделано не было.

Суд также полагает необходимым укать, что в соответствии с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 марта 2020 г., всем регионам было рекомендовано продлевать выплату пособий, ранее назначенных органами социальной защиты населения, без дополнительного подтверждения нуждаемости в таких выплатах на время мероприятий по противодействию распространению коронавируса. Что позволит существенно снизить количество граждан, посещающих органы соцзащиты и центры соцобслуживания. При этом прием документов от граждан, впервые претендующих на какие-либо региональные меры соц.поддержки, будет продолжен. Курьянов В.Н. не являлся лицом, первоначально обратившимся за назначением ему субсидии, документы, подтверждающие право на социальную выплату, имелись в личных делах гражданина ведущихся с 2014 г. КУ ВО «УСЗН Левобережного района г. Воронежа», а в настоящее время в КУ ВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» (имеются в материалах дела), а прочие необходимые сведения, могли быть запрошены специалистами социальных служб в рамках внутриведомственного взаимодействия, при том, что и Департаменту социальной защиты населения Воронежской области и КУ ВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» был известен новый адрес места жительства Курьянова В.М., так как он пользуется социальным жильем, предоставленным ему, как очереднику. Право Курьянова В.И. на заявленную субсидию не оспаривалось.

Установленные по делу обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о формальном подходе органов социальной защиты к разрешению заявлений Курьянова В.И., связанных с реализацией пенсионером права на меры социальной поддержки, что привело к нарушению его прав. В связи с чем, суд полагает необходимым возложить на КУ ВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» обязанность принять решение о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 08 сентября 2020 г. по 31 января 2021 г. с учетом предоставленного Курьяновым В.И. перечня документов, необходимого для представления субсидии.

Порядок и условия предоставления субсидии, источники финансирования этой меры социальной поддержки, а также порядок расчета субсидии установлены постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства Воронежской обл. от 09 декабря 2019 г. N 1189 (ред. от 22 сентября 2020 г.) "О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2020 г. по Воронежской области" финансирование расходов по предоставлению субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг положено производить в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на 2020 г. и плановый 2021 и 2022 г.г. департаменту социальной защиты Воронежской области. Таким образом, на Департамент возложена обязанность по организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, о чем имеется сведения в Административном регламенте Департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг", утвержденном приказом ДТиСР Воронежской области от 08 февраля 2012 г. № 454/ОД, Положении о Департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденном Постановлением Правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. № 1132 "Об утверждении " в связи с чем, суд полагает возложить на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанность по выделению денежных средств для оплаты, предоставленной КУ ВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» Курьянову В.И. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 08 сентября 2020 г. по 31 января 2021 г. Обоснованность такого решения подтверждается положениями Приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 24 декабря 2019 г. № 4635/ОД "Об утверждении Порядка расходования средств, выделенных из федерального, областного бюджетов, бюджета Пенсионного фонда на выплату пособий, компенсаций, выплат, субсидий и других социальных выплат отдельным категориям граждан", которым Департамент социальной защиты Воронежской области определён ответственным за назначение и выплату пособий, компенсаций, выплат, субсидий и других социальных выплат отдельным категориям граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Из указанного следует, что суд не может выйти за пределы заявленных требований, а только лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Других доказательств суду не представлено.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд на основании имеющихся в материалах дела документов полагает, что излагаемые истцовой стороной доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания. Судом по результатам судебного разбирательства, установлены обязательные условия, входящие в совокупность, наличие которых является основанием для удовлетворения иска – фактов нарушения прав и законных интересов Курьянова В.И., который обратившись за реализацией имеющегося у него право на меры социальной поддержки в органы социальной залиты, не получил их. Следовательно, права гражданина были нарушены и нуждались в судебной защите на момент обращения в суд.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. При этом, способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям его нарушения и обеспечивать восстановление нарушенного права.

Правовая позиция Европейского Суда по правам человека учитывается судом в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней", имеющими для судов общей юрисдикции обязательный информационный характер.

Установившаяся правовая позиция Европейского Суда заключается в том, чтобы рассматривать такие имущественные блага (денежные средства) как "имущество" по смыслу статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции (Постановление Европейского суда по делу "Рябых против Российской Федерации" (Ryabykh v. Russia), жалоба N 52854/99, § 52, ECHR 2003-X; Постановление Европейского суда по делу "Андросов против Российской Федерации", § 55). В то время как простое ожидание получения возмещения не защищается Конвенцией, "законное" ожидание влечет за собой защиту статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции.

При таких обстоятельствах постановленное судом решение согласуется с правовой позицией Европейского Суда по правам человека применительно к имущественным благам (в том числе, денежным средствам), законно ожидаемым их получателями.

Учитывая изложенное, принимая во внимание сложившуюся неопределенность в праве Курьянова В.И. на данную субсидию, суд признает его права нарушенными и подлежащими защите избранным им способом.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» принять решение о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 08 сентября 2020 г. по 31 января 2021 г. с учетом предоставленного Курьяновым Вячеславом Ивановичем перечня документов, необходимого для представления субсидии.

Возложить на департамент социальной защиты Воронежской области обязанность по выделению денежных средств для оплаты, предоставленной казенным учреждением Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» Курьянову Вячеславу Ивановичу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 08 сентября 2020 г. по 31 января 2021 г.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Манькова Е.М.