Дело № 2а-4113/2020
УИД 36RS0004-01-2020-004287-61
3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием:
представителя административного ответчика ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика управляющего ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело поадминистративному исковому заявлению ФИО3 к Управляющему Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда России по Воронежской области ФИО4, Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда России по Воронежской области о признании незаконными действия (бездействие), связанные с необъективным, невсесторонним и несвоевременным рассмотрением обращения (заявления) по существу, ненадлежащим контролем по его своевременному и надлежащему рассмотрению, и не направлением (несвоевременным направлением) соответствующего ответа на указанное обращение в установленный законом срок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к управляющему (руководителю) Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда России по Воронежской области ФИО4, Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда России по Воронежской области:
о признании незаконными действия (бездействие) управляющего (руководителя) Государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда России по Воронежской области ФИО4, связанные с необъективным, невсесторонним и несвоевременным рассмотрением обращения (заявления) по существу от 05 июля 2020 г., ненадлежащим контролем по его своевременному и надлежащему рассмотрению, и не направлением (несвоевременным направлением) соответствующего ответа на указанное обращение в установленный законом срок;
о признании незаконным действия (бездействие) Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России по Воронежской области, связанные с не рассмотрением в установленном законом порядке заявления о реализации заявителю единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412 в июле 2020 г.;
о признании незаконным действия (бездействие) Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России по Воронежской области, связанные с отказом в реализации заявителю единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412 в июле 2020 г.;
о признании незаконным действия (бездействие) Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России по Воронежской области, связанные с не направлением (ненадлежащим направлением) заявителю отказа в реализации ему единовременной выплаты, в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412 в июле 2020 г.;
о возложении на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда России по Воронежской области обязанности немедленно перечислить заявителю единовременную выплату, в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412 в июле 2020 г. в полном объеме в сумме 10000 руб. в день вступления решения по настоящему делу в законную силу.
В административном исковом заявлении заявитель, обосновывая заявленные требования, указывал на следующие обстоятельства.
12 мая 2020 г. в 16 час. 13 мин. через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (сайт - gosuslugi.ru) заявителем было оформлено обращение № 767389087 на осуществление единовременной выплаты в соответствии с п. 1.1. Указа президента РФ от 07 апреля 2020 года № 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей". Обращение через систему электронного документооборота было зарегистрировано в системе Пенсионного фонда России 13 мая 2020 г. с присвоением номера № 101-03-04-20-0099022.
Как следует из информации, размещённой в личном кабинете заявителя, 01 июня 2020 г. в 04 час. 46 мин. по указанному обращению было вынесено положительное решение, денежные средства перечислены по указанным в обращении банковским реквизитам.
Заявитель ссылается на положения Указа Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412 о том, что в целях обеспечения социальной поддержки и сохранения доходов семей, имеющих детей, постановлено: произвести в дополнение к социальным выплатам, предусмотренных Указом Президента РФ от 7 апреля 2020 г. № 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", единовременную выплату гражданам РФ, проживающим на территории РФ и являющихся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство РФ (далее - граждане), в размере 10 000 рублей на каждого такого ребенка.
Установить, что гражданам, получившим социальные выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 7 апреля 2020 г. № 249, единовременная выплата осуществляется Пенсионным фондом РФ на основании имеющихся в его распоряжении документов и сведений без подачи такими гражданами заявлений (документов). Таким образом, из Правил осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указа Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» следует, что настоящие Правила устанавливают порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г. (далее - ежемесячная выплата), единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте до 16 лет (далее - единовременная выплата);
единовременная выплата в размере 10000 рублей осуществляется начиная с 1 июня 2020 г. гражданам РФ, проживающим на территории РФ, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство РФ, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г. (п. 3(1);
единовременная выплата в размере 10000 рублей осуществляется начиная с 1 июля 2020 г. гражданам РФ, проживающим на территории РФ, являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство РФ, на каждого такого ребенка (п. 3(2).
Для получения единовременной выплаты, предусмотренной пунктом 3.(1) настоящих Правил, заявители или представители заявителей вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в любое время до 1 октября 2020 г. (п. 4 (1).
Гражданам, получившим выплаты в соответствии с пунктами 4 и 4(1) настоящих Правил, единовременная выплата, предусмотренная пунктом 3(2) настоящих Правил, осуществляется без подачи заявления и документов. Датой приема заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты считается дата его регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ.
Заявитель указывает, что до настоящего времени положенная в соответствии с Указом № 412 выплата ему произведена не была, отказ в её реализации им не получен.
В целях разрешения сложившейся ситуации, 05 июля 2020 г. через средства почтовой связи АО «Почта России», он обратился с заявлением на имя Управляющего (руководителя) Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда России по Воронежской области в котором просил сообщить о том, какое решение было принято в целях реализации ему выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2020 года № 412 на основании обращения в Пенсионный фонд России 13 мая 2020 г. и по каким основаниям; сообщить, какие структурные подразделения какой организации, органа в силу возложенных полномочий разрешают вопрос о реализации и выплате заявителю. Обращение было получено адресатом 10 июля 2020 г. Заявитель полагает, что рассмотрение его заявления и дача на него полного и надлежащего ответа, контроль за надлежащим его рассмотрением, должно было быть осуществлено управляющим (руководителем) Государственного учреждения - отделение пенсионного фонда России по Воронежской области ФИО4 не позднее 10.08.2020 года. Ответ до настоящего момента, заявителем не получен.
Несвоевременное направление ответа на обращение заявителя нарушает его право на своевременное получение ответа должностного лица, государственного органа, подачу иных надлежащих и правомерных обращений иным должностным лицам по таким же, по иным вопросам, своевременное получение в настоящем случае выплаты в соответствии с положениями действующего законодательства.
Из выписки, предоставленной ПАО «Сбербанк России» от 31 августа 2020 г. заявителю стало известно о том, 01 июня 2020 г. в соответствии с Указом № 249 ему была реализована выплата в сумме 10000 руб. Плательщиком являлось Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда России по Воронежской области.
Из Правил осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указа Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей», утв. Постановлением Правительства РФ от 09 апреля 2020 г. № 474 следует, что: заявление о предоставлении ежемесячной выплаты или заявление о предоставлении единовременной выплаты подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления. По результатам рассмотрения заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты принимается решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления. В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда РФ направляет в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, соответствующее уведомление заявителю с указанием основания отказа способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления. Решение об осуществлении единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте до 16 лет, предусмотренной пунктом 3(2) настоящих Правил, выносится территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании данных, имеющихся в распоряжении территориальных органов Пенсионного фонда РФ в результате принятия решения об удовлетворении заявлений, поданных в соответствии с пунктами 4 и 4(1) настоящих Правил, с учетом проверки обстоятельств, указанных в абзаце четвертом пункта 13 настоящих Правил (п.12(1). Перечисление единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте до 16 лет, предусмотренной пунктом 3(2) настоящих Правил, осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда РФ в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты принятия решения об осуществлении единовременной выплаты, путем безналичного перечисления на счет заявителя, открытый им в кредитной организации на территории Российской Федерации, в соответствии с реквизитами, указанными в заявлениях, поданных в соответствии с пунктами 4 и 4(1) настоящих Правил (14(1).
Поправки в Постановление РФ от 09 апреля 2020 г. № 474, в части произведения единовременной выплаты за июль 2020 года (п. 3(2) Правил), вступили в законную силу 26 июня 2020 г.
Рассмотрение первоначально поданного заявления о произведении единовременной выплаты, зарегистрированного в Пенсионном фонде России за № 101-03-04-20-0099022 от 13.05.2020 года, в части реализации выплаты в соответствии с Указом № 412 должно было быть реализовано заявителю не позднее 03 июля 2020 г. и решение по результатам рассмотрения указанного заявления должно было быть направлено в его адрес не позднее 06 июля 2020 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Определением Ленинского районного суда г. Воронежа от 03 сентября 2020 г. административное исковое заявление было возвращено ФИО3 в части требований к управляющему (руководителю) Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда России по Воронежской области ФИО4, Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда России по Воронежской области о признании незаконными действия (бездействие) Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России по Воронежской области, связанные с не рассмотрением в установленном законом порядке заявления ФИО3 о реализации ему единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2020 года № 412 в июле 2020 года; о признании незаконным действия (бездействие) Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России по Воронежской области, связанные с отказом в реализации ФИО3 единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2020 года № 412 в июле 2020 года; о признании незаконным действия (бездействие) Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России по Воронежской области, связанные с не направлением (ненадлежащим направлением) ФИО3 отказа в реализации ему единовременной выплаты, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2020 года № 412 в июле 2020 года; возложении на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда России по Воронежской области немедленно перечислить ФИО3 единовременную выплату, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2020 года № 412 в июле 2020 года в полном объеме в сумме 10000 рублей в день вступления решения по настоящему делу в законную силу.
В остальной части первоначально заявленные ФИО3 требования приняты к производству судом.
Административный истец ФИО3, административный ответчик Управляющий Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда России по Воронежской области ФИО4 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о чем в деле имеются сведения.
С учетом положений ст.ст. 150, 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административного ответчика ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области по доверенности ФИО1, явившись в судебное заседание, не признавала заявленных административных исковых требований, просила оставить их без удовлетворения.
Представитель административного ответчика управляющего ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области по доверенности ФИО2, полагала, что в удовлетворении административного искового заявления необходимо отказать.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, установив соблюдение административным истцом установленного ст. 219 КАС РФ срока на подачу иска, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии частью 8 статьи 226 КАС РФ при проверке законности решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела определены судьей при подготовке дела к судебному разбирательству и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено посредством почтового отправления и получено участвующими в деле лицами.
Согласно статье 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Законодательной основой регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами РФ конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», определяющий права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично в государственные органы и их должностным лицам, реализуя свое право на обращение свободно и добровольно.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Государственный орган, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» устанавливается порядок действия государственного органа при рассмотрении обращения гражданина.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 мая 2015 г. № 1163-О отметил, что государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию.
Для каждого государственного органа установлены свои компетенции и полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государственные органы не могут подменять друг - друга.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 (часть 2) Конституции Российской Федерации).
Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. от 05.08.2000), определены вопросы Пенсионного фонда РФ (России), утверждено Положение о Пенсионном фонде РФ (России).
В соответствии с Положением Пенсионный фонд РФ, как государственное учреждение, наделено в силу своего правового статуса полномочиями по осуществлению отдельных публично значимых функций. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с преамбулой Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-I, функции по пенсионному обеспечению в Российской Федерации осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения. Средства Пенсионного фонда РФ направляются, в том числе на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов; другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда РФ.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ в Воронежской области является территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
В ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Воронежской области действует Положение об отделе по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей, утвержденное 31 января 2008 г. Управляющим Отделения. Отдел по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Воронежской области является самостоятельным структурным подразделением Отделения ПФР. В соответствии с п.п. 2.1. Положения отдел обеспечивает своевременное и полное рассмотрения поступивших в Отделение ПФР письменных и устных обращений граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей (далее - обращений), запросов органов законодательной и исполнительной власти, поручений вышестоящих органов ПФР, связанных с обращениями граждан, по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, организует систематический контроль за своевременным и полным рассмотрением обращений, направленных в территориальные органы ПФР. Отдел возглавляет начальник, который руководит деятельностью отдела, обеспечивает решение возложенных на отдел задач и несет персональную ответственность за их своевременное и качественное выполнение, подписывает ответы на обращения граждан и визирует служебную документацию в пределах своей компетенции (п.п. 3.1, 3.6). Отделом при решении возложенных на него задач осуществляются, в том числе следующие функции: учет и регистрация обращений граждан и организаций в срок, установленный Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», формирование по ним архивных дел и их последующее хранение в течение установленного срока, своевременное и полное рассмотрение письменных и устных обращений граждан и организаций, … проведение приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей руководством Отделения ПФР, руководителями Управлений и отделов Отделения ПФР, специалистами отдела.
Управляющий, является должностным лицом ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Воронежской области.
Постановлением Правительства РФ от 09 апреля 2020 г. № 474 (ред. от 25 июня 2020 г.) утверждены Правила осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", которые устанавливают порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г. (далее - ежемесячная выплата), единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте до 16 лет (далее - единовременная выплата).
За назначением данной выплаты было необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ПФР (в том числе, через МФЦ). С заявлением можно было обратиться до 1 октября 2020 г., но не ранее возникновения права на ежемесячную выплату. Ежемесячная выплата осуществлялась в апреле - июне 2020 г. лицам, проживающим на территории РФ и имеющим (имевшим) право на материнский капитал, при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г., на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство РФ. А также гражданам РФ, проживающим на территории РФ, у которых первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г., на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство РФ. Обратиться за выплатой можно, даже если у ребенка еще нет СНИЛСа. Кроме того, была установлена единовременная выплата в размере 10000 руб. на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство РФ, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г. Выплата должна была осуществляться начиная с 1 июня 2020 г. Для ее получения необходимо было обратиться с заявлением о предоставлении выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания до 1 октября 2020 г. Заявление могло быть направлено в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг. Также была установлена единовременная дополнительная выплата в размере 10000 руб. на каждого ребенка (гражданина РФ) родителям, усыновителям, опекунам и попечителям детей до 16 лет.
Пенсионный фонд РФ был обязан беззаявительно оформить и перечислить средства на основе решений о предоставлении вышеуказанных выплат в размере 5 тыс. и 10 тыс. руб. Лица, не получившие эти социальные выплаты, предусмотренные Указом Президента РФ, вправе обратиться в ПФР за назначением дополнительной выплаты до 1 октября 2020 г.
Из материалов административного дела усматривается, что ФИО3, руководствуясь положениями Указа президента РФ от 07 апреля 2020 г. № 249 (в ред. от 11 мая 2020 г.) 12 мая 2020 г. через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (сайт - gosuslugi.ru) оформил обращение № 767389087 на осуществление единовременной выплаты.
Указанное обращение через систему электронного документооборота было зарегистрировано в системе Пенсионного фонда России 13 мая 2020 г. за № 101-03-04-20-0099022, что подтверждается распечаткой из личного кабинета ФИО3 на официальном сайте Пенсионного фонда России.
Как следует из информации, размещенной в личном кабинете ФИО3 на официальном сайте Пенсионного фонда России, 01 июня 2020 г. по указанному обращению было вынесено положительное решение, денежные средства перечислены по указанным в обращении банковским реквизитам. Какие-либо еще обращения и выплаты разрешены не были.
01 июня 2020 г., в соответствии с Указом № 249, истцу была реализована выплата в сумме 10000 руб., что в свою очередь подтверждается заверенной выпиской от 31 августа 2020 г. с банковского счета административного истца в ПАО «Сбербанк России». Плательщиком являлось Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда России по Воронежской области.
Административный истец утверждая, о том, что своевременно положенная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" ему произведена не была, а отказ в её назначении и выплате он не получил, ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи АО «Почта России» обратился с заявлением на имя административного ответчика - Управляющего (руководителя) Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда России по Воронежской области.
Административный истец просил в заявлении сообщить о том, какое решение было принято в целях реализации ему выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412 на основании обращения в Пенсионный фонд России № 101-03-04-20-0099022 от 13 мая 2020 г. и по каким основаниям;
сообщить, какое структурное подразделение какой организации, органа в силу возложенных на него полномочий разрешает вопрос о реализации выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412;
сообщить, какое структурное подразделение какой организации, органа в силу возложенных на него полномочий разрешает вопрос о выплате денежных средств в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412.
Представители административных ответчиков данный факт не отрицали, поясняя, что письменное обращение поступило в их адрес 10 июля 2020 г.
Истец в административном иске настаивал на том, что до 31 августа 2020 г. мотивированный ответ на его обращение он не получил, тогда, как крайний срок, установленный для его подготовки и направления заявителю истек 10 августа 2020 г.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что на обращение административного истца, 07 августа 2020 г. был подготовлен письменный ответ, зарегистрированный под № Г-4914-04/4910, что также подтверждается представленной в материалы дела копией данного ответа.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулирует Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с положениями части 3 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку поступившее обращение административного истца рассмотрено с установленном законом порядке уполномоченным должностным лицом, на него направлен письменный ответ, не согласиться с которым у суда оснований не имеется.
Из административного дела усматривается, что в обращении от 05 июля 2020 г., адресованном Управляющему (руководителю) Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда России по Воронежской области, истец просил сообщить о том, какое решение было принято в целях реализации ему выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412 на основании обращения в Пенсионный фонд России № 101- 03-04-20-0099022 от 13 мая 2020 г. и по каким основаниям
Из подготовленного на обращение административного истца письма от 07 августа 2020 г. следовало, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации, в июне 2020 года предусмотрена единовременная выплата в размере 10000 руб. на каждого ребенка от трех до шестнадцати лет, имеющего гражданство РФ. Выплата осуществляется за счет средств федерального бюджета. Истцу разъясняли о том, что по его заявлению от 12 мая 2020 г. принято положительное решение - единовременная выплата на ребенка, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в размере 10000 руб. была осуществлена в июне 2020 г. на принадлежащий истцу расчетный счет. Дополнительная единовременная выплата по Указу Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» на указанного ребенка в размере 10000 руб. осуществлена в июле 2020 г. матери девочки - ФИО7, поскольку из смысла поименованного Указа вытекает, что обратиться за выплатой может как мать, так и отец ребенка.
Указанные обстоятельства и определили содержание ответа на заявление ФИО3, который по своей сути, содержал всю необходимую информацию по первомувопросу обращения касающегося дополнительной единовременной выплаты по УказуПрезидента от 23 июня 2020 г. № 412.
Кроме того, внимание заявителя обращалось на то, что в случае возникновения между супругами спора о праве на дополнительную выплату, он мог быть урегулирован в судебном порядке.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ГУ - Отделением Пенсионного Фонда РФ по Воронежской области на поступившее от административного истца обращение давался полный и исчерпывающий ответ по существу поставленных в нём вопросов, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.
При вынесении настоящего решения, суд полагает необходимым отметить, что в обращении истца были поставлены вопросы общего характера, отсутствовали конкретизирующие сведения, в связи с чем, ответ был дан в объеме и содержании, возможном исходя из представленных ФИО3 в обращении первичных данных.
Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.
Конечным результатом реализации гражданами конституционного права обращаться лично в государственные органы по своей природе предполагает своевременную реакцию государственного органа на возможные нарушения прав заявителей, восстановление нарушенных прав, получение гражданами мотивированного ответа.
В связи с тем, что письменное заявление истца, адресованное Управляющему (руководителю) Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда России по Воронежской области, содержало сведения о нарушениях действующего законодательства, оно было обоснованно рассмотрено как обращение.
Оценивая по правилам ст. 62 КАС РФ представленные ответчиками доказательства дачи ответа по обращению от 05 июля 2020 г. в установленный законом тридцатидневный срок, суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
В соответствии с письмом ПФР от 02 октября 2019 г. № 09-24/20574 «О почтовых отправлениях, содержащих персональные данные», ответы на обращения граждан отправляются посредством почтовой связи простыми письмами.
В подтверждение своевременного направления ответа на обращение административным ответчиком в материалы дела представлен список № 136 простых почтовых отправлений на франкировку от 10 августа 2020 г., из которого усматривается, что Отделением в УФПС Воронежской области – филиал ФГУП «Почта России» сданы для отправки 18 почтовых отправлений по категории «простое». При этом, представленный список не содержит в себе указания на адресатов, которым были направлены данные почтовые отправления. Из почтовой программы, действующей в ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Воронежской области (ПЭД ОПФР по Воронежской области) усматривается, что письмо с регистрационным номером № Г-4914-04/4910 было оформлено исходящим 07 августа 2020 г. Фактически ответ в адрес заявителя направлен 10 августа 2020 г., то есть в установленный законом срок.
В административном исковом заявлении ФИО3 отрицал получение ответа на свое обращение от 05 июля 2020 г. адресованное Управляющему Отделения (поступившее 10 июля 2020 г.). Данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела административными ответчиками было опровергнуто.
Так, в материалы дела были представлены сведения о проведённой прокуратурой Воронежской области проверке, инициированной по обращению ФИО3 от 05 сентября 2020 г. Обстоятельства, изложенные в иске, были предметом проверок прокуратуры Воронежской области, нарушения требований Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» и порядка применения положений Указа Президента от 23.06.2020 г. № 412 выявлены не были. ФИО3 в числе прочего просил прокурора Воронежской области провести полную и всестороннюю прокурорскую проверку, принять меры прокурорского реагирования по всем фактам и обстоятельствам, в том числе по факту ненадлежащего исполнения Отделением пенсионного фонда России по Воронежской области Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с привлечением к административной ответственности за нарушение действующего законодательства Управляющего (руководителя) Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда России по Воронежской области ФИО4 и иных виновных лиц. В заявлении, адресованном прокурору Воронежской области Гулягину А.Ю., ФИО3 ссылался на то, что его обращение, поступившее адресату – Управляющему (руководителю) Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда России по Воронежской области 10 июля 2020 г. было рассмотрено ненадлежащим образом.
Из указанного обращения ФИО3 в адрес прокуратуры Воронежской области следовало, что ответ на поданное им обращение, поступившее в адрес административных ответчиков 10.07.2020 г., им был получен, однако он выражает сове несогласие с его содержанием.
Данное обстоятельство в полной мере опровергает доводы ФИО3, изложенные в поданном им административном исковом заявлении, о неполучении ответа на сове обращение от 05.07.2020 г. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 был получен ответ на его обращение.
Административный истец в судебное заседание не явился, указанные противоречия не устранил, не представил суду документов, полученных от административного ответчика, почтовый конверт, с целью установления факта соблюдения сроков дачи ответа на заявление.
Исходя из совокупности вышеизложенных обстоятельств и фактов, принимая во внимание отсутствие их опровержения со стороны административного истца, суд приходит к выводу, что ответ ФИО3 на его обращение от 05.07.2020 г., поступившее в адрес административных ответчиков 10.07.2020 г., был направлен заявителю в установленный законом тридцатидневный срок 10.08.2020 г., по представленному в материалы дела списку простых почтовых отправлений на франкировку № 136 от 10.08.2020 г. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что обращение ФИО3 рассмотрено в установленный законом срок, ему направлен мотивированный ответ на обращение, административным истцом этот ответ был получен, а несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о него незаконности.
Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении административными ответчиками обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, при рассмотрении дела не установлены и административным истцом по существу не приведены.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность условий: решение, действие (бездействие) административного ответчика должно не соответствовать правовым актам, а также нарушать права, свободы и законные административного истца.
Поскольку суд не установил незаконных действий и бездействия со стороны административных ответчиков, нарушающих права административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 КАС РФ в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
Исходя из изложенного, действия административных ответчиков не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы административного истца, создающие препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возлагающие на него какие-либо обязанности.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд на основании имеющихся в материалах дела документов полагает, что излагаемые административным истцом доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, а предъявленный административный иск является необоснованным, заявленный в нём предмет обжалования отсутствует, иск заявлен административным истцом по надуманным основаниям, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Управляющему Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда России по Воронежской области ФИО4, Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда России по Воронежской области о признании незаконными действия (бездействие), связанные с необъективным, невсесторонним и несвоевременным рассмотрением обращения (заявления) по существу, ненадлежащим контролем по его своевременному и надлежащему рассмотрению, и не направлением (несвоевременным направлением) соответствующего ответа на указанное обращение в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме принято 09 декабря 2020 года
Дело № 2а-4113/2020
УИД 36RS0004-01-2020-004287-61
3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)