Дело № 12-461/2019 УИД 36RS0002-01-2019-005312-83
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж 17 октября 2019 г.
Судья Ленинского районного суда г. Воронежа Курьянов А.Б., с участием помощника военного прокурора Воронежского гарнизона Западного военного округа Триполева Е.В., защитника (представителя) лица, привлекаемого к административной ответственности ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Литвиненко Ю.Н. (доверенность в деле), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника (представителя) ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Литвиненко Ю.Н. на постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора (по правовым вопросам) Мануковской И.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 ч.6 КоАП РФ, в отношении Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны РФ (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ),
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Ленинский районный суд г. Воронежа из Коминтерновского районного суда г.Воронежа по территориальной подведомственности поступила жалоба защитника (представителя) ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Литвиненко Ю.Н. на постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора (по правовым вопросам) Мануковской И.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 ч.6 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
Обжалуемым постановлением ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ привлечено к ответственности по ст. 5.27 ч.6 КоАП РФ, назначен административный штраф 30 000 руб.
Из материалов дела и обжалуемого постановления следует, что ФИО1 работал в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по трудовому договору №-ВКС-186 от 12 Л 1.2018 в должности - оператор теплового пункта. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволен по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ. Трудовым договором ФИО1 установлены дни выплаты заработной платы: 25 числа текущего месяца - выплата заработной платы за первую половину месяца за фактически отработанные дни с 1 по 15 число текущего месяца; 10 числа следующего месяца - окончательный расчет за фактическое количество отработанных дней предыдущего месяца. В нарушение с ч. 2 ст. 22, ч. 6 и 8 ст. 136 Трудового кодекса РФ работодатель не соблюдал установленные дни выплаты заработной платы, выплачивал ее ФИО1 с задержкой: за ноябрь 2018 (установленный день выплаты ДД.ММ.ГГГГ) фактически выплачена ДД.ММ.ГГГГ (п/п 470852 от ДД.ММ.ГГГГ 7543,98 руб.); время совершения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ; за январь 2019 (установленный день выплаты ДД.ММ.ГГГГ, т.к. 10-ое выходной) фактически выплачена ДД.ММ.ГГГГ (п/п 242724 от ДД.ММ.ГГГГ 9230.00 руб.); время совершения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ; процентов нет. Период между выплатами составил реже, чем каждые полмесяца при выплате зарплаты за январь 2019 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (18 дней); за март 2019 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (18 дней). Ответственным лицом является ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
В своей жалобе и в судебном заседании защитник ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Литвиненко Ю.Н. просит суд изменить обжалуемое постановление, заменить назначенное наказание со штрафа на предупреждение, указав, что на момент рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Учреждением в Государственную инспекцию труда Воронежской области представлен расчет о начислении ФИО1 процентов, представлены платежные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой Управления Федерального казначейства по г. Москва в подтверждение перечисления процентов за задержку заработной платы и окончательного расчета. Литвиненко Ю.Н. суду пояснила и подтвердила документами, что заработная плата за ноябрь 2018 года задержана в виду отсутствия финансирования бюджетного учреждения. Заработная плата за январь 2019 года была начислена и направлена в филиал для дальнейшей выгрузки в казначейство посредством СУФД (система удаленного финансового документооборота для выгрузки файлов-заявок из филиала в казначейство) ДД.ММ.ГГГГ. Заявки отправлены и приняты казначейством ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что обязанности работодателя по выплате заработной платы считаться исполненными после предоставления им в свой обслуживающий банк (казначейство) в установленные дни выплаты заработной платы платежных документов на перечисление денежных средств. Расчет заработной платы при увольнении ФИО1 был начислен и направлен на оплату в филиал ДД.ММ.ГГГГ. Выплата задержана по причине отсутствия электронно-цифровой подписи - подтверждается письмом филиала в Учреждение (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Менялся бухгалтер, на изготовление электронной подписи потребовалось время. Учреждение является бюджетным и финансируется из средств, выделяемых Минобороны России. Учреждением предприняты все зависящие от него меры для соблюдения требований трудового законодательства, однако ввиду недостаточного финансирования, Учреждение не имело реальной возможности выполнить все необходимые мероприятия по соблюдению требований трудового законодательства в срок. Защитник Литвиненко Ю.Н. указывает, что при рассмотрении административного дела инспектором установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ), а именно: совершение административного правонарушения впервые; возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба. Обстоятельства, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении инспектором административного дела, не установлено, каких бы то ни было последствий в результате указанного правонарушения не наступило, к моменту вынесения постановления нарушение устранено в полном объеме. Более того в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства можно считать тот факт, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств бюджета, деятельность Учреждения, направлена на осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Таким образом, наказание должно соответствовать тяжести содеянного, должно быть мотивировано и обосновано в постановлении. Учреждение полагает, что вышеуказанные обстоятельства не были в полной мере учтены лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, тем самым нарушен основополагающий принцип Российского права - принцип справедливости и соразмерности назначенного наказания тяжести проступка и наступившим последствиям.
Помощник военного прокурора Воронежского гарнизона Западного военного округа Триполев Е.В. указал, что выявленные нарушения имели место быть, вина установлена и подтверждена доказательствами. Считает, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не приняли должных мер по соблюдению трудового законодательства. В настоящее время нарушения устранены в полном объеме, поэтому не возражал против изменения назначенного наказания с административного штрафа на предупреждение, предусмотренного санкцией статьи КоАП РФ.
Представитель Государственной инспекции труда в Воронежской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Судья считает возможным рассмотреть жалобу без участия представителя ГИТ ВО, поскольку заявителем выявленные нарушения не оспариваются.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, материалы дела, выслушав стороны по делу, исследовав материалы, представленные суду сторонами, анализируя в совокупности, исследованные в судебном заседании, доказательства, судья пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно содержаться мотивированное решение по делу, что обязывает должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, указать в постановлении выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения, привести доказательства, на которых основаны такие выводы, а также указать мотивы, которыми руководствовалось должностное лицо при назначении наказания.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере возникших в данном случае трудовых правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ своих обязанностей, в ходе производства по делу не установлено, то есть ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ было обязано соблюдать требования трудового законодательства, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не предприняло соответствующих мер.
Обжалуемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом, материалами дела установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Квалификация дана верная. Процессуальных нарушений судьей не установлено. Обжалуемое постановление является законным, обоснованным, подтвержденным документами и доказательствами, которые являются относимыми и допустимыми, собранными в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В соответствии со ст.5.27 ч.6 КоАП РФ, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 22, ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату не реже чем каждые полмесяца в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка.
Согласно ч. 8 ст. 136 Трудового кодекса РФ при совпадении дня выплаты с выходным или «рабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
В нарушение ст. 140 Трудового кодекса РФ окончательный расчет при увольнении не был выплачен ФИО1 в день увольнения - ДД.ММ.ГГГГ. Причитающиеся суммы окончательного расчета, в том числе компенсация за неиспользованные 11,67 дней отпуска, перечислены ФИО1 двумя частями ДД.ММ.ГГГГ (п/п 134395 от ДД.ММ.ГГГГ - 3792,76 руб. - период задержки 6 дней - процентов нет) и ДД.ММ.ГГГГ (п/п 373279 от ДД.ММ.ГГГГ - 9881,55 руб. - период задержки 14 дней - проценты начислены в июне 2019, подтверждение перечисления нет). Время совершения правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение ст. 236 Трудового кодекса РФ ФИО1 не были начислены и не -выплачены вместе с задержанными суммами заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и окончательного расчета при увольнении ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проценты (денежная компенсация) в размере не ниже одной сто пятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Время совершения правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
По делу установлено, что к проверке представлен расчет о начислении ФИО1 процентов: за задержку заработной платы 7543,98 руб. за ноябрь 2018 на 10 дней в размере 38,22 руб.; за задержку выплаты части окончательного расчета в размере 9881,55 руб. на 14 дней в размере 71,48 руб. Всего 109,70 руб. Платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой., Управления Федерального казначейства по г.Москве подтверждает перечисление указанной суммы. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представлено платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой Управления Федерального казначейства по г. Москве в подтверждение перечисления процентов за задержку зарплаты за январь 2019 (9230,00 руб. - период задержки 3 дня) и части окончательного расчета (3792,76 руб. - период задержки 6 дней). Кроме того, ЖКС № является структурным подразделением филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВКС). ЖКС № не имеет отдельного баланса, действует и может осуществлять сделки от имени юридического лица на основании доверенности и Положения, утверждаемого Учреждением. Расходы, возникающие при осуществлении деятельности ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) оплачиваются Учреждением. Все необходимые документы для выплаты заработной платы и окончательного расчета при увольнении, процентов за задержку выплат ФИО1, направлены ЖКС № в адрес Учреждения (г. Москва) своевременно, что подтверждают представленные к рассмотрению дела документы.
При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В настоящем судебном заседании установлено, а также как усматривается из обжалуемого постановления об административном правонарушении, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России впервые привлекается к административной ответственности, соглашается с выявленным нарушением административного правонарушения, нарушения устранены, ЖКС № является структурным подразделением филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВКС).
Как следует из обжалуемого постановления, должностным лицом, при вынесении постановления об административном правонарушении, не были должным образом учтены вышеуказанные обстоятельства, финансовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, характер совершенного правонарушения и причины способствующие этому, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, устранение нарушения, не указаны мотивы, которыми руководствовалось должностное лицо при назначении наказания виде штрафа.
Доводов о том, что назначенное Обществу наказание в виде предупреждения не сможет обеспечить соблюдение работодателем требований трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в обжалуемом постановлении не приведено.
Судьей не усматривается оснований для прекращения административного дела за малозначительностью, в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.
С учетом изложенного судья полагает возможным изменить обжалуемое постановление в части назначенного наказания, снизив его до минимального, предусмотренного санкцией статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора (по правовым вопросам) Мануковской И.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 ч.6 КоАП РФ, в отношении Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны РФ – изменить в части назначенного наказания, со штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей на предупреждение.
Копию решения направить ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, военному прокурору Воронежского гарнизона Западного военного округа и руководителю Государственной инспекции труда в Воронежской области.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья