НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 03.02.2022 № 2-1235/22

Дело № 2-1235/22

Строка 2.038

УИД 36RS0004-01-2020-005607-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2022 года г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Гусевой Е.В.

при секретаре Пуляевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воробьёва Олега Александровича к Воронежской таможне о признании увольнения незаконным, об изменении формулировки увольнения, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Первоначально Воробъёв О.А. обратился в суд с иском к Воронежской таможне, в котором просил: признать незаконным увольнение 29.09.2020 с государственной гражданской службы в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обязать восстановить на государственной службе иного вида в Воронежской таможне с 1 октября 2020 года в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни на основании заявления от 03.08.2020, взыскать с Воронежской таможни компенсацию за период вынужденного простоя с 01.10.2020 до даты восстановления в должности, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей

В обоснование заявленных требований истец указывает, что с 22 мая 1995 года проходил службу в таможенных органах РФ. Из 25 лет службы более 10 лет занимал ведущие должности федеральной государственной гражданской службы. В должности начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка служебный контакт от ДД.ММ.ГГГГ дважды продлялся до 30.09.2020.

В соответствии с детальным планом от 23.12.2019 Пр-2705 и поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ от31.12.2019 СА-П17-11535 в Воронежской таможне проведены организационно-штатные мероприятия, в процессе которых перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, включая должности начальника отдела специальных таможенных процедур и начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка, с 01.10.2020 были заменены на должности сотрудников.

По утверждению истца, в рамках проведения мероприятий, предусмотренных Детальным планом, Воронежской таможней всем должностным лицам таможенного поста МАПП Бугаевка, чьи должности государственной гражданской службы РФ подлежали сокращению с 01.10.2020 направлены уведомления о сокращении должности гражданской службы. На основании этого, истцом, на имя начальника таможни 03.08.2020 года было направлено заявление по предложенному образцу о том, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий истец просил расторгнуть с ним служебный контракт и уволить с государственной гражданской службы РФ 30.09.2020 в связи с переводом на иные условия службы в соответствии с п.5 ч.1 ст.33 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Также истцом 03.08.2020 было подано заявление на имя начальника Воронежской таможни о приёме на службу в таможенные органы РФ, назначении на должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни и заключении с истцом контракта о службе в таможенных органах РФ сроком на один год. Все необходимые документы и сведения, согласно предложенного перечня, были представлены. Также было пройдено 06.08.2020 психофизиологическое исследование на базе Воронежской таможни.

07 сентября 2020 года истец был вызван для прохождения собеседования в отдел государственной службы и кадров таможни, в ходе которого ему в устной форме было сообщено, что он не соответствует одному из критериев, предъявляемых к сотрудникам таможенных органов РФ, проходящих службу по контракту.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 19 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Воробьёву О.А. отказано в полном объеме.

Определением коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 10.06.2021 решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 19.03.2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца Воробъёва О.А. без удовлетворения.

Определением коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.11.2021 решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 19.03.2021, определение коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 10.06.2021 отменены, дело направлено в Ленинский районный суд г.Воронежа на новое рассмотрение.

Определением Ленинского районного суда от 03.02.2022 принят от истца Воробъёва О.А. отказ от иска в части требований, предъявленных к Воронежской таможне в части пункта 2 искового заявления от 25.11.2020, в части пункта 2 искового заявления от 18.02.2021, производство по делу в данной части прекращено (л.д. ).

Впоследствии в порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования, просил:

Признать незаконным увольнение 29.09.2020 по инициативе представителя нанимателя с должности начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской области на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе) в связи с согласием истца, выраженном 03.08.2020 в заявлении об увольнении с государственной гражданской службы Российской Федерации 30.09.2020 в порядке перевода на иные условия службы (по контакту о службе в таможенных органах Российской Федерации), в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Изменить в приказе Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-КГ «О расторжении служебного контракта с О.А. Воробъёвым» формулировку причины увольнения- уволить с государственной гражданской службы Российской Федерации 30.09.2020 в порядке перевода с 01.10.2020 на иные условия службы (по контакту о службе в таможенных органах Российской Федерации), в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Признать незаконным отказ в приёме на службу в Воронежской таможне в должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской области, ранее предложенной работодателем- Воронежской таможней в связи с проведением в Воронежской таможне организионно- штатных мероприятий и сокращением должностей государственной гражданской службы на таможенном посту МАПП Бугаевка Воронежской области, согласованной в целях назначения 03.08.2020 исполняющим обязанности начальника таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской области С.И. Гузевым и вакантной по состоянию на 01.10.2020, в соответствии с поданным 03.08.2020 истцом заявлением и в связи с отсутствием законных обстоятельств, препятствующих для её замещения, в том числе установленным по результатам аттестации.

С учетом истечения 30.09.2021 срока контракта признать исполненным со стороны истца контракт о службе в таможенных органа, незаключенный в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», с 01.10.2020 сроком на 1 год в должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской области.

3)Взыскать с Воронежской таможни денежные средства в сумме, равной денежному обеспечению, подлежащему выплате в период с 01.10.2020 по 20.06.2021 по должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской области с учётом всех неполученных надбавок, денежные средства в сумме, равной разнице денежного обеспечения по вышеуказанной должности и занимаемой истцом с 21.06.2021 должности муниципальной службы за период с 21.06.2021 по 30.09.2021, денежной компенсации за неиспользованный в год увольнения очередной ежегодный отпуск, денежной компенсации вместо выдачи форменной одежды, положенной к выдаче при поступлении на службу в таможенные органы по контракту, материальной помощи в размере не менее одного оклада денежного содержания, выплачиваемой в Порядке оказания материальной помощи сотрудникам таможенных органов Российской Федерации один раз в год.

Признать право пенсионного обеспечения, как сотрудника таможенных органов Российской Федерации, в связи с чем считать основанием для прекращения службы в таможенных органах 30.09.2021 пункт 3 части 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» - по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» взыскать с Воронежской таможни единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, как уволенного из таможенных органов Российской Федерации сотрудника, имеющего общую продолжительность службы 20 лет и более.

Взыскать с Воронежской таможни неполученные истцом денежные средства (пенсию по выслуге лет) в период с 01.10.2021 до вынесения решения судом.

В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ в связи с причинением незаконными действиями со стороны Воронежской таможни морального вреда взыскать в пользу истца денежную компенсацию в сумме 300000 рублей.

Определением суда от 03.02.2022 (принятым в протокольной форме), истцу отказано в удовлетворении ходатайства о принятии поданного 03.02.2022 уточненного искового заявления в части абз. 2 пункта 2, пункта 3,4,5, абз. 1 пункта 6, поскольку заявленные истцом исковые требования в данной части направлены на изменение предмета и основания ранее заявленного иска и содержат новые требования, что законом не предусмотрено.

Истец Воробьёв О.А. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика по доверенности Болдырев И.Л., Ускова Ю.В. возражали против удовлетворения исковых требований. Пояснили, что о предстоящем сокращении истец был уведомлен 28.07.2020, от предложенных вакантных должностей государственной гражданской службы отказался. В связи с чем процедура увольнения была соблюдена. Несмотря на то, что истец как кандидат соответствовал всем необходимым требованиям для поступления на службу, в приеме ему было отказано исходя из имеющейся информации характеризующей его личные и деловые качества.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо и другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации").

Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции, упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня, его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах.

Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, области и вида его профессиональной служебной деятельности, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).

По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в редакции федеральных законов от 5 апреля 2013 года N 57-ФЗ, 2 июля 2013 года N 185-ФЗ и 30 июня 2016 года N 224-ФЗ). Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.

Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании пункта 8.3 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.

Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.

В судебном заседании установлено, что с 03.06.2016 Воробъёв О.А. назначен на должность начальника ОСТП (срочный служебный контракт от 26.05.2016 на 3 года до 03.06.2019, приказ Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-к «О назначении О.А. Воробьёва» (т. 1 л.д. 91-96, 86).

Впоследствии срок действия служебного контакта продлялся приказами Воронежской таможни и дополнительными соглашениями к служебному контракту. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-КГ (т. 1 л.д. 87), дополнительным соглашением от 24.05.2019 –до 25.09.2020 (т. 1 л.д. 99), приказом от ДД.ММ.ГГГГ-КГ (т.1 л.д. 89), дополнительным соглашением от 31.07.2020 (т. 2 л.д. 38) – до 30.09.2020.

Штатное расписание Воронежской таможни утверждено приказом Воронежской таможни от 18.04.2005 №188 «Об утверждении штатного расписания и проведении организационно-штатных мероприятий в Воронежской таможне» с последующими изменениями.

На основании приказа Воронежской таможни от 19.06.2020 № 249 «Об организационно-штатных мероприятиях», от 20.07.2020 № 298 «О внесении изменений в приказ Воронежской таможни от 19 июня 2020 г. № 249» с 01.10.2020 в штате Воронежской таможни подлежали сокращению 18 должностей государственных гражданских служащих отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка, в том числе должность начальника ОСТП, все должностные лица и работники, подпадающие под организационно-штатные мероприятия, были уведомлены в установленном порядке.

Одновременно с мероприятиями по реорганизации таможенных органов происходили мероприятия по замене должностей федеральных государственных гражданских служащих на должности сотрудников таможенных органов.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением штата, Воробъёв А.А. был уведомлен 07.07.2020.

07.09.2020 с Воробъёвым О.А. начальником таможни была проведена беседа (о чем свидетельствует лист беседы), в ходе которой ему были предложены имеющиеся вакантные должности: начальник отдела таможенного досмотра Правобережного таможенного поста; начальник отделения инспектирования и профилактики правонарушений; специалист 1 разряда кинологического отдела; главный государственный таможенный инспектор Левобережного таможенного поста (временно, на период отпуска по беременности и родам О.А. Поповой с 26.08.2020 по 12.01.2021); главный государственный таможенный инспектор отдела применения системы управления рисками (временно, на период отпуска по уходу за ребенком С.В. Худобиной с 07.09.2020 по 24.01.2021) (т. 1 л.д. 158).

Согласно листу беседы от 29 сентября 2020 года с истцом, ему вновь были предложены имевшиеся вакантные должности государственной гражданской службы, среди которых, кроме вышеуказанных должностей была предложена должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Правобережного таможенного поста (т. 1 л.д. 157).

От предложенных должностей в Воронежской таможне Воробьёв О.А. отказался. По результатам беседы Воробьёв О.А. в листе беседы указал, что со списком вакантных должностей ознакомлен, от предложенных должностей отказывается. Данное решение письменно оформлено истцом в листе беседы от 7 сентября 2020 года.

Приказом Воронежской таможни № 290-КГ от 14 сентября 2020 года «О расторжении служебного контракта с О.А. Воробьёвым» (т. 1 л.д. 101), в редакции приказа Воронежской таможни №303-КГ от 29 сентября 2020 года «О внесении изменений в приказ Воронежской таможни от 14 сентября 2020 года №290-КГ» 29 сентября 2020 года с О.А. Воробьевым был расторгнут срочный служебный контракт и он был уволен с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе), в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы.

С приказами Воронежской таможни Воробьёв О.А. был ознакомлен соответственно: -КГ от ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, -КГ от ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с данными приказами, истец обратился с жалобой в ФТС России, которой жалоба была направлена для рассмотрения по существу в Центральное таможенное управление.

Из ответа ЦТУ на жалобу следует, что нарушений в результате её рассмотрения не выявлено (т. 1 л.д. 23-30).

Срок и порядок уведомления о предстоящем сокращении, ответчиком был соблюден.

В соответствии со ст.373 ТК РФ 07.07.2020 ответчиком было направлено уведомление о предстоящих организационно-штатных мероприятиях в выборный орган первичной профсоюзной организации, мнение которого выражено не было. 07.09.2020 направлено уведомление с приложением копии проекта приказа о расторжении служебного контракта с Воробъёвым О.А., листа беседы и копии кадровой справки, а также сообщено о нецелесообразности приема Воробъёва О.А. на службу в Воронежскую таможню (л.д. 159-160).

Вместе с тем, суд считает увольнение незаконным по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы он увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

По смыслу изложенных нормативных положений, в случае сокращения должности в этом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения службы в другом государственном органе.

Как усматривается из уведомления о предстоящем увольнении (л.д.159), Воробъёву О.А. было разъяснено, что в случае его согласия на назначение на иную должность в Воронежской таможне либо в другом таможенном органе до сокращения должности, т.е. до 01.10.2020, такой перевод осуществляется в соответствии с п.5 ч.1 ст.33 Закона № 79-ФЗ.

Признавая указанный приказ незаконным, суд руководствуясь положениями статей 31, 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» исходит из того, что вакантные должности должны были предлагаться Воробъёву О.А. на протяжении всего периода проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением, тогда как истцу были однократно предложены должность начальник отдела таможенного досмотра Правобережного таможенного поста; начальник отделения инспектирования и профилактики правонарушений; специалист 1 разряда кинологического отдела; главный государственный таможенный инспектор Левобережного таможенного поста (временно, на период отпуска по беременности и родам О.А. Поповой с 26.08.2020 по 12.01.2021); главный государственный таможенный инспектор отдела применения системы управления рисками (временно, на период отпуска по уходу за ребенком С.В. Худобиной с 07.09.2020 по 24.01.2021), должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Правобережного таможенного поста, после чего другие вакантные должности, с учетом категории и группы замещаемой им должности государственной гражданской службы, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы, имевшиеся в Воронежской таможне, истцу не предлагались.

Вместе с тем, Воробъёву О.А. не были предложены вакантные должности в другом таможенном органе.

Из материалов дела следует, что 3 августа 2020 года (до издания приказа об увольнении) Воробьёвым О.А. подано заявление на имя начальника Воронежской таможни о приеме его на службу в таможенные органы Российской Федерации, назначении на должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни и заключении контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации на 1 год.

На заявлении, согласованном с исполняющим обязанности начальника таможенного поста, имеется штамп и резолюция о нецелесообразности (т. 1 л.д. 106).

В возражениях на исковое заявление представитель Воронежской таможни ссылался на то, что начальником таможни было принято решение о нецелесообразности приема Воробьева О.А. на службу в таможенные органы, что соответствует разъяснениям, данные в пункте 2 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими, и не требовало дачи письменного отказа.

Вместе с тем, исходя из положений пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" при поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 статьи 6 Закона подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом. При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствовавшего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

Действительно, прием на службу в таможенные органы является исключительной компетенцией руководителя таможенного органа, однако представитель нанимателя не освобождается от обязанности информировать кандидата на должность об отказе в приеме на службу и данная обязанность направлена на соблюдение гарантий трудовых отношений и исключение возможности произвольного принятия решения представителем нанимателя об отказе в таком приеме.

Согласно материалам дела, в отношении истца отсутствовали претензии по ранее замещаемой им должности, не имелось и препятствий для замещения истцом равнозначной должности, в связи с чем решение о нецелесообразности принятия Воробьёва О.А. на службу свидетельствует о необъективном подходе и несоблюдении гарантий при увольнении.

Таким образом, начальником Воронежской таможни указано лишь на нецелесообразность рассмотрения кандидатуры Воробъёва О.А. при приеме на службу в таможенные органы, каких-либо иных оснований отказа в приеме на службу в таможенные органы не содержится.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что отсутствие указания руководителя Воронежской таможни мотивов, по которым руководитель таможенного органа счел нецелесообразным рассмотрение кандидатуры истца для принятия его на таможенную службу, свидетельствует о незаконности действий ответчика, не заключившего с Воробъёвым О.А. контракт о службе в таможенных органах.

При рассмотрении требования о незаконном отказе в переводе на другой вид службы, суд учитывает тот факт, что поскольку увольнение признано судом незаконным, законность отказа в приеме на службу в данном случае рассмотрению не подлежит.

Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что в настоящее время (с 21.06.2021) истец трудоустроен в Администрации Кантемировского муниципального района Воронежской области, что подтверждается объяснениями, данными в судебном заседании.

Частью 6 ст. 394 ТК Российской Федерации определено, что если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения спора судом истек, то суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора, что также отражено в абз. 2 п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Таким образом, суд, установив, что поскольку срок заключенного с Воробъёвым О.А. контракта о службе истекал 30.09.2020, руководствуясь положениями ст. 394 ТК Российской Федерации, приходит к выводу о необходимости изменения формулировки основания увольнения Воробъёва О.А. и дату его увольнения на "30 сентября 2020 года по п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004г.№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (истечение срока действия срочного служебного контракта)".

В силу ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и ст. 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку нарушение трудовых прав истца бесспорно подтверждается материалами дела, учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 21 апреля 2011 года N 538-О-О, из которой следует, что часть 2 статьи 237 Трудового кодекса РФ направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав, при определении размера компенсации суд действует не произвольно, а на основе вытекающих из законодательства критериев.

Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, связанные с увольнением истца, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, отсутствие тяжких необратимых последствий для него, степень вины работодателя, полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Воробьёва Олега Александровича к Воронежской таможне о признании увольнения незаконным, об изменении формулировки увольнения, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ начальника Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-КГ «О расторжении служебного контракта с О.А. Воробьёвым», в редакции приказа начальника Воронежской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-КГ» в части, касающейся увольнения Воробъева О.А. с государственной гражданской службы в таможенных органах.

Изменить формулировку основания увольнения Воробъёва Олега Александровича с пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (истечение срока действия срочного служебного контракта).

Изменить дату увольнения - с 29 сентября 2020 года на 30 сентября 2020 года.

Взыскать с Воронежской таможни в пользу Воробьёва Олега Александровича компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Гусева

Решение в окончательной форме изготовлено 10 февраля 2022 года.

Дело № 2-1235/22

Строка 2.038

УИД 36RS0004-01-2020-005607-78