Мотивированное решение изготовлено 05.07.2021 Дело № – 754/2021
25RS0008-01-2020-007889-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Шереметы Я.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО3,
с участием представителей Министерства труда и социальной политики <адрес>ФИО4, ФИО5, представителя ОАО «ГМК «Дальполиметал» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кипчука <данные изъяты> к Министерству труда и социального развития <адрес>, ОАО «ГМК «Дальполиметал», третьи лица: Государственная инспекция труда в <адрес>, ООО «Дальневосточный региональный центр охраны труда», об отмене экспертного заключения, приведении карты специальной оценки условий труда № в соответствии с действующим законодательством,
У С Т А Н О В И Л:
истец обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития об отмене экспертного заключения, приведении карты специальной оценки условий труда № в соответствии с действующим законодательством, в обоснование заявленных требований указав, что он является электрослесарем по ремонту оборудования 4 разряда на подземном участке внутришахтного транспорта и подъемов рудника Николаевский. В 2019 году проведена внеплановая спецоценка условий его труда, ДД.ММ.ГГГГ работодатель АО ГМК «Дальполиметалл» ознакомил его с картой специальной оценки условий труда №, где установлен класс 3.1, вместо ранее установлено 3.2. Полагает, что экспертиза проведена с нарушениями, а именно: уменьшена разбивка по времени нахождения работника на рабочем месте; неверно установлен класс освещённости; неверно произведены измерения рабочей зоны по пыли; не учтены параметры микроклимата; отсутствует напряженность трудового процесса, химический состав; неправильно рассчитана вибрация, в связи с чем ему не установлен дополнительный отпуск.
В связи с указанным, просил суд отменить экспертное заключение государственной экспертизы, устранить нарушения, обязать работодателя привести карту СОУТ № в соответствии с законодательством.
Судом в качестве соответчика привлечен ОАО «ГМК «Дальполиметал», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Государственная инспекция труда в <адрес>.
Истец в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных пояснениях исковые требования поддерживал.
Представители Министерства труда и социальной политики в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указывали, что в государственной экспертизе, карте СОУТ дополнительные гарантии предоставленные конкретному работнику не указываются, поскольку производится рабочего места, отдельные гарантии устанавливаются в трудовом договоре, отраслевом соглашении, коллективном договоре.
Представитель ОАО «ГМК «Дальполиметал» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что государственная экспертиза и карта СОУТ составлены в соответствии с требованиями законодательства.
Представители Государственной инспекции труда в <адрес>, ООО «Дальневосточный региональный центр охраны труда», о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлены надлежащим образом. Государственная инспекция труда просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. От ООО «Дальневосточный региональный центр охраны труда» заявлений, ходатайств, в том числе, об отложении судебного заседания не поступало.
При таких обстоятельствах, в силу ст.ст.113-117,167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей Государственной инспекции труда в <адрес>, ООО «Дальневосточный региональный центр охраны труда», извещенных о дате и времени слушания надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, полагает, собранные и представленные сторонами доказательства достаточными и допустимыми в силу ст.ст.56-71 ГПК РФ, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 11 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу статьи 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-па об утверждении положения о Министерстве труда и социальной политики <адрес>, Министерство труда и социальной политики <адрес> (далее - министерство) является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере социально-трудовых отношений, содействия занятости и социальной защиты населения <адрес>.
Приказом Министерства труда и социальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент Министерства труда и социальной политики по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда (далее – Административный регламент).
Проведение государственной экспертизы условий труда, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».
Пунктом 3 указанного Порядка установлены следующие основания для проведения Государственной экспертизы условий труда: обращения органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда); определения судебных органов; представления территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, органов исполнительной власти, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда); по представлениям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента Министерства труда и социальной политики по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, получателями государственной услуги являются: юридические и физические лица, работодатели, объединения работодателей, работники, работники профессиональных союзов, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы, организации, проводившие специальную оценку условий труда.
Судом установлено, что в целях оценки фактических условий труда в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте электрослесаря по ремонту оборудования подземного горного участка внутришахтного транспорта и подъемов рудника «Николаевский» АО «ГМК «Дальполиметал» Министерством труда и социальной политики <адрес> с целью оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда проведена государственная экспертиза условий труда. Основанием для ее проведения послужило обращение истца.
В заключении № от ДД.ММ.ГГГГ, на рабочем месте электрослесаря по ремонту оборудования подземного горного участка внутришахтного транспорта и подъемов рудника «Николаевский» АО «ГМК «Дальполиметал» определены вредные условия труда– общий класс условий труда 3.1.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент условий и охраны труда рассмотрел заявление истца о несогласии с заключением по результатам проведения государственной экспертизы условий труда на его рабочем месте № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой установлено, что указанные в пунктах 3 и 4 заключения выявленные по результатам рассмотрения разногласий нарушения при оформлении материалов Отчета в заключении экспертизы отсутствуют, в связи с чем содержащиеся в заключении экспертизы выводы о качестве проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте ФИО1 признаны необоснованными. На Министерство труда и социального развития <адрес> возложена обязанность провести повторную экспертизу качества специальной оценки условий труда с учетом замечаний, содержащихся в заключении от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте электрослесаря по ремонту оборудования подземного горного участка внутришахтного транспорта и подъемов рудника «Николаевский» АО «ГМК «Дальполиметал» Министерством труда и социальной политики <адрес> проведена экспертиза, по результатам которой составлено новое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, принимая во внимание, что с целью оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда проведена новая экспертиза, оснований для удовлетворения требований истца об отмене экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ работник вправе обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Доводы о несогласии с картой СОУТ № были предметом рассмотрения Дальнегорского районного суда <адрес>, решением от 03.0.2020 в удовлетворении исковых требований отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
На основании заключения государственной экспертизы условий труда № от ДД.ММ.ГГГГ результаты спецоценки также были подтверждены. Уровень, предоставленных истцу гарантий и компенсаций, соответствует установленному классу труда. В трудовом договоре с истцом, коллективном договоре, и приложениях к коллективному договору АО «ГМК «Дальполиметал» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истцу сохранены все гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда при установленном классе труда (3.1). по результатам СОУТ, а также за работу в подземных условиях: а именно повышенный размер оплаты труда, сокращенная продолжительность рабочего времени; дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия работы в размере 14 календарных дней; дополнительный отпуск в размере 16 календарных дней за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях; лечебно-профилактическое питание; право на досрочное назначение страховой пенсии; проведение медицинских осмотров.
Данное заключение государственной экспертизы истцом не обжаловалось и не оспаривалось.
Вопреки доводам истца информация о компенсациях, установленных работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в карту СОУТ не вносится, а устанавливается отраслевыми соглашениями и нормативными правовыми актами отраслевого предназначения (разъяснения Минтруда России по заполнению карты СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ№/В-74), что как указано выше, и было сделано работодателем.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 192-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Министерству труда и социального развития <адрес>, ОАО «ГМК «Дальполиметал» об отмене экспертного заключения, приведении карты специальной оценки условий труда № в соответствии с действующим законодательством – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.О. Шеремета