Дело № 2-1785/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Тельнова Е.А.
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ФИО3о. прокурора <адрес> о признании п.2 примечания приложения № к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения об оплате труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес>» противоречащим закону и недействующим со дня принятия,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с иском, указав в обоснование заявленных требований, что главой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ издано постановление № «Об утверждении Положения об оплате охраны труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес>». Согласно п.2 примечания к приложения № к указанному постановлению педагогическим работниками по должности инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, имеющим высшую категорию – устанавливается 1 группа оплаты труда. При этом, иным педагогическим работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений <адрес>, имеющим высшую квалификационную категорию, может быть установлена высшая группа оплаты труда. Соответственно, такого рода отличие в оплате труда педагогических работников по должностям «инструктор по физической культуре», «музыкальный руководитель», противоречит закону и влечет нарушение прав граждан данной категории. Таким образом, постановление № «Об утверждении Положения об оплате охраны труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес>» подлежит приведению соответствие с действующим законодательством. Просит признать п.2 примечания № к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения об оплате труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес>» противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> уточнил заявленные требования. Просит признать п.2 примечания приложения № к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения об оплате труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес>» противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
В судебном заседании представитель Администрации <адрес> с требованиями заявителя не согласилась. Суду пояснила, что анализ должностных обязанностей работников по должностям «инструктор по физической культуре» и «музыкальный руководитель», содержащихся в Квалификационных характеристиках должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 761н, позволяет сделать вывод о различной сложности выполняемой работы и качества затраченного труда работниками вышеуказанных должностей по сравнению с работниками, замещающими должность «воспитатель», являющейся основной должностью педагогических работников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Так, к должностным обязанностям воспитателя согласно разделу 3 Квалификационных требований относится осуществление деятельности по воспитанию детей, изучение личности воспитанников, внесение корректив в систему воспитания, создание благоприятной микросреды, развитие общения воспитанников, иные обязанности. Воспитатель согласно Квалификационным требованиям несет ответственность за жизнь воспитанников, их здоровье и безопасность в период образовательного процесса, проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников. Соответствующие требования к работникам по должностям «инструктор по физической культуре», «музыкальный работник» отсутствуют, объем должностных обязанностей работников указанных должностей согласно Квалификационным требованиям существенно меньше. Вышеуказанное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что положения пункта 2 примечаний приложения № к Положению об оплате труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес>, утвержденному постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1702, соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе статье 132 ТК РФ, устанавливающей зависимость размера заработной платы работника от сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Более того, при установлении системы оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений согласно Положению были учтены требования приложения № 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785), утратившему силу в связи с введением новой системы оплаты труда согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». В приложении № 3 к Постановлению Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 для воспитателей диапазон разрядов был установлен от 7 по 14, для тренера-преподавателя по спорту - от 6 по 12, т.е. максимальный разряд оплаты труда Единой тарифной сетки для тренера-преподавателя по спорту был ниже на 2 разряда максимального разряда для воспитателя. Пункт 2 примечаний приложения № 1 к Положению также устанавливает более низкую группу оплаты труда педагогических работников указанных должностей по сравнению с группами оплаты труда воспитателей по вышеуказанным основаниям. Таким образом, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определить условия оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений с учетом сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда работников, а пункт 2 примечаний приложения № 1 к Положению по вышеуказанным основаниям соответствует требованиям действующего законодательства РФ. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Владивостокской городской организации Профсоюза работников образования РФ поддержал заявленные прокурором требования.
Выслушав доводы прокурора, возражения представителя администрации <адрес>, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст. 7 Конституции РФ в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч.3 ст. 37 Конституции РФ).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ).
В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений. Аналогичное положение содержится в ч. 4 ст.86 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в том числе по изданию муниципальных правовых актов.
ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> издано постановление № «Об утверждении Положения об оплате охраны труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес>».
Согласно п.2 примечания к приложения № к указанному постановлению педагогическим работниками по должности «инструктор по физической культуре», «музыкальный руководитель», имеющим высшую категорию – устанавливается 1 группа оплаты труда, имеющим первую квалификационную категорию – 2 группа оплаты труда; имеющим вторую квалификационную категорию – 3 группа оплаты труда.
При этом, иным педагогическим работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений <адрес>, имеющим высшую квалификационную категорию, может быть установлена высшая группа оплаты труда.
Между тем, учитывая основополагающие нормы, закрепленные Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, суд находит указанные отличия в оплате труда педагогических работников по должностям «инструктор по физической культуре», «музыкальный руководитель» противоречащими закону и влекущими нарушение прав граждан данной категории.
Довод администрации <адрес> о том, что квалификационные требования к должностям «инструктор по физической культуре», «музыкальный руководитель» существенно меньше, вследствие чего и устанавливается работникам по указанным должностям оплата труда ниже группой, суд находит необоснованным, поскольку администрацией не представлено достаточных и допустимых доказательств в обоснование указанного довода.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО3о. прокурора <адрес> о признании п. 2 примечания приложения № к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения об оплате труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес>» противоречащим закону и недействующим со дня принятия – удовлетворить.
Признать п. 2 примечания приложения № к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения об оплате труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес>» противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 1 месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Е.А. Тельнов