НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край) от 20.02.2021 № 2-4711/20

№ 2-491/2021

25RS0001 -01-2020-007183-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20.02.2021 г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края

в составе:

председательствующего: судьи Лушер Т.А.

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО3,

при помощнике: Борисенко Е.О.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. <данные изъяты> о признании недействительным график отпусков на 2020г. в части определения отпуска с 02.11.2020; признании недействительным распоряжения Администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ-рк; взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с указанным иском, в обоснование исковых требований указав, что работает в администрации г. <данные изъяты> в должности главного специалиста 1 разряда отдела по правовым вопросам содержания жилищного фонда и городских территорий правового управления. Распоряжением администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ-рк «О предоставлении отпуска ФИО1» работодатель оформил ей ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 48 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец об отпуске не знала, графика отпусков на 2020 год не видела, с графиком ее не знакомили и в известность любым иным способом ранее не ставил.

Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 22 ГК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Учитывая, что график отпусков составляется и утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, график отпусков относится к локальным нормативным актам, непосредственно связанным с трудовой деятельностью.

Поскольку о графике отпусков на 2020 год истец не знала, просит считать причину пропуска срока на его обжалование уважительной и восстановить срок.

Просит признать недействительным график отпусков на 2020 год в части определения истцу отпуска с ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ-рк; взыскать компенсацию морального вреда.

Истец в судебном заседании предоставил пояснения по иску и возражения на доводы ответчика, согласно которым на 2018 год отпуск ей в графике был запланирован с ДД.ММ.ГГГГ в количестве 88 дней (за 2 года). Однако ДД.ММ.ГГГГ истца уволили по инициативе работодателя и отпуск был компенсирован денежно.

ДД.ММ.ГГГГ истец восстановлен судом в прежней должности. О желаемой дате отпуска ее не спрашивали. Законодательно требуемые дополнения (в отношении нее) в ранее утвержденный график отпусков на 2019 год не вносили, и тем более, ее не знакомили. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Владивостока истце сообщили, что готовы предоставить без оплаты компенсированные ранее 88 дней отдыха с ДД.ММ.ГГГГ. Хотя к этому времени уже суммировались не отгулянные отпуска за 3 года (2017-2019), и истец просила их предоставить одним периодом. Этим же письмом истцу сообщили, что очередной отпуск за 2018-2019 годы графиком определен с ДД.ММ.ГГГГ,. хотя истец такой даты не просила.

По выходу ДД.ММ.ГГГГ из отпуска и далее в течении 2020 года истца с графиком отпусков на 2020 год никаким образом не знакомили. О назначенном работодателем принудительно «отпуске» истец узнала только ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, получается, что имеется тенденция назначения отпуска принудительно работодателем исключительно в зимнее время два года подряд (с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ).

Довод представителя работодателя о том, что истец хочет ходить в отпуска исключительно летом, не обоснован, поскольку им же представленная справка по отпускам за 2010-2020 годы говорит о том, что было 5 отпусков в зимнее время: 4 отпуска в летнее время и 1 отпуск в осеннее время.

Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года (т.е. до 17 декабря). В графике должны быть перечислены все сотрудники, работающие в компании по трудовым договорам, в том числе находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также в очередных ежегодных отпусках. Законом исключений не установлено, что следует из ч. 1 ст.123 ТК РФ.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. Утвержденный график отпусков доводится до сведения всех работников. Однако помимо этого работодатель должен известить каждого работника о времени начала его отпуска не позднее чем за две недели (ч. 3 ст.123 ТК РФ).

Представитель работодателя ФИО3 утверждает, что график отпусков не является локальным нормативным актом. Однако законом такое мнение не подтверждается. С тем, что график отпусков является локальным нормативным актом, согласны суды и государственная инспекция труда (ГИТ). Поэтому работодателю нужно знакомить работников под подпись с графиком отпусков, потому что он является локальным нормативным актом. Это следует из ч. 2 ст. 22., ч. 1 ст. 123 ТК РФ. Такой позиции придерживается и Роструд в Письме от ДД.ММ.ГГГГ N ПГ/5883-6-1.

По этому вопросу есть и многочисленная судебная практика. Так, суды подтверждали, что график отпусков - это локальный нормативный акт и штраф ГИТ за не ознакомление с ним обоснован (например, см. Постановление Верховного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 4а-575/2018. Решение Верховного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 7-215/2018).

Причем все работники должны быть ознакомлены не с приказом об утверждении графика отпусков, а именно с самим текстом графика!

В материалы дела ответчиком представлена «выписка из графика отпусков на 2020 год». Однако она таковой признана быть не может, поскольку вместе с ней не представлено распоряжение об утверждении графика главой города Владивостока и на ней нет подписи главы города об её утверждении, а также не представлена надлежаще заверенная конкретная светокопия именно самого подлинного графика на 2020 год. А лучше всего - сам подлинный график отпусков на 2020 год. По сути, представлена только выписка из проекта графика отпусков на 2020 год, выведенная на печать из компьютера.

Законом не установлен конкретный срок для ознакомления работников с графиком отпусков. Рекомендуется это сделать до начала календарного года, на который составлен и утвержден этот график.

Работодатель может конкретизировать срок ознакомления с графиком отпусков, в частности, в приказе об утверждении графика отпусков или в положении об отпусках с учётом ч.1 ст.8., ч.1 ст.22 ТК РФ. Например, можно указать, что работников нужно ознакомить с графиком отпусков в течении семи рабочих дней после его утверждения. А тех, кто в этот период отсутствует на работе (в частности, по причине отпуска, болезни), - в день выхода на работу.

Таким образом, истца должны были ознакомить с графиком отпусков на 2020 год после выхода из отпуска, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Да даже и в январе 2020 года можно было ознакомить, однако этого сделано не было.

Поскольку законом не установлены требования к порядку и форме извещения, на практике применяются следующие способы:

в форму № Т-7 вносят изменения, дополнив ее графами 11. 12. В одной из них работник сможет расписаться в том, что дата начала отпуска ему известна, а в другой - указать дату уведомления о начале отпуска;

работодатель ведет журнал извещения работников о датах начала отпусков;

работнику каждый раз перед началом отпуска направляю уведомление в произвольной форме, с которым он должен ознакомиться под подпись.

Аналогичное мнение выражено в Письме Роструда от 30.07.2014 N 1693-6-1.

Поскольку специального порядка уведомления работника об отпуске законом не предусмотрено, то также можно ознакомить работника сразу с приказом или распоряжением об отпуске (тогда его придется оформить заранее, чтобы не нарушить указанный срок уведомления).

В случае истца не зафиксирована дата уведомления, а распоряжение о предоставлении отпуска датировано 16.10.2020, ознакомили с ним 21.10.2020, то есть нарушили срок уведомления не позднее чем за две недели до начала отпуска.

Одновременно 21.10.2020 истцом было подано заявление с просьбой о внесении изменений в график отпусков на 2020 год, которым она просила перенести неиспользованный ранее отпуск на 2021 год с 14 июня в количестве 96 дней (48+48). Такие заявления об изменении сроков начала отпусков подаются многими работниками нашего управления и они удовлетворяются. Однако в силу сложившегося после ее восстановления 12.02.2019 на работе негативного немотивированного отношения руководства, ей было отказано как начальником отдела Бадаевой, так и начальником управления Маркиным, о чем свидетельствуют их несогласование и подписи.

Когда в графике отпусков предусматривается дополнительная графа для ознакомления с датой начата отпуска, то, используя такой способ, надо позаботиться, чтобы не произошло разглашения персональных данных работников, которые содержатся в графике отпусков. Например, когда знакомите с графиком одного работника, закрывайте персональные данные других работников.

Таким образом, довод представителя работодателя о неизбежности разглашения персональных данных других работников при ознакомлении ее с графиком отпусков, является неосновательным и надуманным.

Минтруд разъяснил: подписи на графике отпусков недостаточно для того, чтобы работник считался уведомленным о предстоящем отдыхе. Не позднее чем за 14 дней до его начала нужно довести до сотрудника информацию отдельно. Для этого можно составить уведомление в свободной форме (Письмо Роструда от 24.12.2020 N ПГ/59245- 6-1).

Таким образом, довод представителя работодателя о том, что они 30.09.2020 ознакомили истца с графиком отпусков на 2020 год и одновременно уведомили о дате начала отпуска одним документом (письмом управления муниципальной службы и кадров от 30.09.2020 на имя начальника правового управления ФИО5) является неосновательным и надуманным. В действительности же данное письмо было ей предъявлено 06.10.2020 (и оно, несомненно, не является графиком отпусков), когда она по делам службы зашла в информационно-аналитический отдел управления.

По вопросу о том, должен ли работодатель, планируя отпуска сотрудников, исходить из пожеланий работников или он может ориентироваться только на производственные возможности, ТК РФ предусматривает, что работник имеет право на распространение своего мнения о наиболее удобном для него графике отпуска и, соответственно, после согласования графика отпуска с учётом пожеланий работника; на получение информации от работодателя об очерёдности предоставления отпуска.

Для решения задачи оптимального соотношения интересов работника и работодателя при составлении графика отпусков работодателю следует учесть несколько моментов, в том числе: составить список работников, имеющих право на ежегодный отпуск и (или) дополнительный отпуск, и определить для каждого количество дней планируемого отпуска; учесть пожелания работников и начальника подразделения, в котором работает сотрудник.

График отпусков должен быть составлен таким образом, чтобы с одной стороны, не ущемлять интересы работников, а с другой - обеспечить бесперебойный рабочий процесс.

Если работодатель своевременно не доведёт до сведения сотрудников график отпусков, предварительно согласовав с ними желательные даты, то в начале очередного календарного года они могут избрать один или несколько вариантов воздействия на работодателя с целью заставить его исполнить предписания ч. 2 ст. 22 и ст. 123 ТК РФ.

Таким образом, работодатель должен был сначала выявить мнение истца о желаемой дате начала отпуска в 2020 году, тем более, что истец сама электронным письмом в управление муниципальной службы и кадров просила об этом. Вместе с тем, оперативно было бы выяснить у истца этот вопрос путем телефонного звонка (номер телефона у работодателя имеется). Однако и этого сделано не было. Хотя в отношении других сотрудников отдела практика выяснения желаемой даты начала очередного отпуска на следующий год имеется и есть в настоящее время, как и ранее до увольнения и судебного восстановления всегда спрашивали и ее о том, когда она желает уйти в отпуск.

Если в организации после утверждения графика отпусков появляются новые работники, то необходимо дополнить график отпусками новых работников путем составления дополнения к графику отпусков.

Трудовое законодательство не содержит требования о включении в график отпусков изменений в связи с приёмом новых сотрудников. Такие требования могут быть установлены локальным нормативным актом, регламентирующим порядок составления графика отпусков. Для планирования деятельности и контроля использования отпусков работодатель может вносить изменения в график отпусков путём его дополнения информацией об очередных оплачиваемых отпусках по вновь принятым сотрудникам.

Требования к форме и порядку составления дополнения к графику отпусков при приёме новых работников нормативно не определены. Можно составить такое дополнение как приложение к графику отпусков, используя унифицированную форму № Т-7 или разработанную в организации иную форму. Рекомендуется заполнить дополнение к графику отпусков и утвердить его так же как и сам график (например, приказом или распоряжением).

До утверждения такого дополнения рекомендуется учесть мнение профсоюза (если он есть) в том же порядке, как и при утверждении самого графика.

Поскольку она не является новым работником, принятым после утверждения графика отпусков, то изначально она должна была быть в основном графике, а не в непонятном листке без подписи и без утверждения, направленным с сопроводительным письмом от 27.11.2019. О дате начала отпуска в основном графике должно было быть помечено, что дата впоследствии будет согласована и определена после выхода сотрудника из очередного отпуска. Чего также не было сделано. Или же, если возникает необходимость внести исправления, то не надо менять дату издания графика, не переутверждать его полностью, а надо издать приказ "О внесении изменений в график отпусков от <данные изъяты>.

Да, рекомендуется ознакомить с дополнением к графику отпусков тех работников, сведения об отпусках которых содержатся в этом дополнении.

Законом прямо не предусмотрена такая обязанность. Однако контролирующие органы привлекают работодателей к ответственности за не ознакомление работников с графиком отпусков, усматривая в этом нарушение ч. 2 ст. 22 ТК РФ (не ознакомление работников с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью). Такие же риски возможны и в случае не ознакомления работников с дополнением к графику отпусков. С изменениями в графике отпусков достаточно ознакомить только тех, кого они касаются (в данном случае - только новых работников), и в этом не будет нарушений ч. 2 ст. 22 ТК РФ.

Представленный в материалы график отпусков на 2021 год вообще не должен приниматься во внимание, поскольку он ничего не доказывает и не относится к предмету настоящего спора.

Считает исковые требования доказанными и просит удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика в заявленных требованиях к администрации города <данные изъяты> просит отказать полностью, поскольку истец избрала неверный способ защиты. Предметом доказывания по настоящему спору является несоответствие графика отпусков действующему трудовому законодательству. Истец таких доказательств суду не предоставил. График отпусков сотрудников администрации <адрес> на 2020 год как по форме и содержанию, так и по порядку его принятия соответствует требованиям действующего законодательства о труде.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, в силу следующего.

В статье 2 ТК РФ среди основных принципов правового регулирования труда указано сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений.

Названный отраслевой принцип трудового права определяет концепцию нормотворчества в сфере труда. Система трудового права включает в себя нормативные акты различной правовой природы.

В Трудовом кодексе РФ нет таких формулировок, как признание локального нормативного акта недействительным либо недействующим. В части 4 статьи 8 Трудового кодекса РФ закреплено, что в случае противоречий с действующим законодательством нормы локального нормативного акта не подлежат применению, т.е. они не порождают каких-либо правовых последствий.

В соответствии со статьей 123 Трудового кодекса РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утвержденным работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статье 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

График отпусков сотрудников администрации <адрес> на 2020 год согласован Первичной профсоюзной организацией администрации <адрес>: Мотивированное мнение от ДД.ММ.ГГГГ-мм утверждено протоколом заседания профсоюзного комитета Первичной профсоюзной организации от ДД.ММ.ГГГГ.

График утвержден главой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и является локальным нормативным актом обязательным как для работодателя, так и для работника.

Нормой части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя ознакомить работников под роспись с локальными нормативными актами.

Законом не установлен конкретный срок для ознакомления работников с графиком отпусков. Локальными нормативными актами администрации <адрес> срок ознакомления с графиком отпусков не конкретизирован.

В соответствии со статьей 123 Трудового кодекса РФ работодатель обязан уведомить работника о времени начала отпуска не позднее, чем за две недели.

График отпусков на 2020 года был подготовлен с учетом сроков использования истцом отпуска за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление отпуска со ДД.ММ.ГГГГ не нарушало трудовые права истца.

ДД.ММ.ГГГГ истец ознакомлен с графиком отпусков, в части установления отпуска сотрудникам правового управления на ноябрь 2020.

ФИО1 выразила несогласие с графиком отпусков, при этом истец обоснованное ходатайство об изменении срока предоставления отпуска работодателю не предоставила. Законом не урегулировано, как нужно поступить работодателю, если работник не согласен с графиком отпусков.

ФИО1 и ранее выражала несогласие со сроками предоставления отпуска (Распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рк «О предоставлении отпуска ФИО1»)

ДД.ММ.ГГГГ письмом ФИО1 уведомлена о предоставлении отпуска со ДД.ММ.ГГГГ в количестве 48 календарных дней.

Поскольку распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рк «О предоставлении отпуска ФИО1» реализовано, требования ФИО1 о признании недействительным графика отпусков на 2020 год и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-рк «О предоставлении отпуска ФИО1» являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Поскольку нет оснований для удовлетворения основного требования, то нет оснований для удовлетворения требования о взыскании с работодателя в пользу ФИО1 денежной компенсации морального вреда.

Предметом доказывания по настоящему спору является несоответствие графика отпусков действующему трудовому законодательству. В нарушение ст. 56 ГПК РФ истец таких доказательств суду не предоставил. График отпусков сотрудников администрации <адрес> на 2020 год как по форме и содержанию, так и по порядку его принятия соответствует требованиям действующего законодательства о труде.

Учитывая имеющиеся доказательства, судом установлено, что трудовые права истца не нарушены, таким образом, исковые требования о признании недействительным графика отпусков на 2020 год в части определения истцу отпуска с ДД.ММ.ГГГГ; распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рк, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> о признании недействительным график отпусков на 2020г. в части определения отпуска с ДД.ММ.ГГГГ; признании недействительным распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рк;, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья Т.А. Лушер