НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край) от 17.05.2022 № 12-91/2022

Дело

25RS0-96

РЕШЕНИЕ

17 мая 2022 года

Судья Ленинского районного суда края Третьякова Д.К., рассмотрев жалобу представителя Цыганковой Е.В. в интересах директора ДВЦ «ДальРАО» филиала ФГУП «ФЭО» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица – ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ директор ДВЦ «ДальРАО» - филиала ФГУП «ФЭО» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Защитником директора ДВЦ «ДальРАО» филиала ФГУП «ФЭО» ФИО1Цыганковой Е.В. подана жалоба на указанное постановление, из которой следует, что расчет нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС ЗВ) в водный объект б. Разбойник выполнен ООО «Ижица» в 2018 году на основании действующей методики разработки НДС, утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ отменен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании разработанного проекта НДС для б. Разбойник утверждены нормативы допустимых сбросов (приказы , от ДД.ММ.ГГГГ) и выданы Управлением Росприроднадзора по:

- Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду для выпуска от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ;

- Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду для выпуска от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

На момент подачи декларации о воздействии на окружающую среду ДД.ММ.ГГГГ расчеты НДС для б. Разбойник являлись действующими и разработанными в соответствие с методикой расчета актуальной по состоянию на дату утверждения нормативов допустимых сбросов – ДД.ММ.ГГГГ. приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ», которым был отменен приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован в Минюсте РФ от ДД.ММ.ГГГГ, вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ по истечении 10 дней после их официального опубликования, поскольку приказом не установлен иной порядок вступления его в силу. Данный приказ не имел обратной силы. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (п.1 ст. 4 ГК РФ). Основания для разработки и утверждения новых НДС, указанные в п. 14 Методики, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовали.

ФГУП «ФЭО» не было допущено несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а в действиях (бездействии) директора ДВЦ «ДальРАО» - филиала ФГУП «ФЭО» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Просит отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник ФИО1Цыганкова Е.В. настаивала на удовлетворении жалобы об отмене постановления, дополнительно указав, что решениемвого суда отДД.ММ.ГГГГ отменено решение и постановление о назначении административного наказания юридическому лицу ФГУП «ФЭО» за аналогичное правонарушение в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО2 не согласился с доводами жалобы.

ФИО1. В судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, суд определили рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Выслушав участников, проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно ст. 67 указанного Федерального закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду, которая должна содержать в том числе.. .декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ч.7 ст. 31.2 указанного ФЗ).

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ директор ДВЦ «ДальРАО» - филиала ФГУП «ФЭО» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ. Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сотрудником Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении ФГУП «Федеральный экологический оператор» ДВЦ «ДальРАО» - филиал ФГУП «ФЭО», осуществляющего следующие виды деятельности: проведение на территорииработ по обращению с ядерным топливом, твердыми и жидкими радиоактивными отходами, накопительными в процессе деятельности Военно-Морского Флота и образующимися при утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, а также работ по экологической реабилитации радиационно-опасных объектов в зоне обслуживания. В ходе проверки было установлено, что территория промышленной площадки в бухте Разбойник (объект НВОС «Промышленная площадка б.Разбойник, мыс Устричный» -П), эксплуатируемого ДВЦ «ДальРАО» - филиал ФГУП «РосРАО», расположена в водоохраной зоне водного объекта (бухта Разбойник) на земельном участке с кадастровым , общей площадью 125348 кв.м. Учреждение поставило на государственный учет в федеральный государственный реестр объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), расположенный по адресу:, ЗАТО, , мыс Устричный, б.Разбойник (код объекта -П), данному объекту НВОС присвоена II категория негативного воздействия на окружающую среду. В декларации о воздействии на окружающую среду ДВЦ «ДальРАО» филиала ФГУП «РосРАО» от ДД.ММ.ГГГГ, поступившей в адрес Дальневосточного межрегионального управления ДД.ММ.ГГГГ вх. , представлен расчет нормативов допустимого сбора загрязняющих веществ в водный объект, разработанный на основании не действующей на момент ее заполнения методики. Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – директора ДВЦ «ДальРАО» - филиала ФГУП «ФЭО» ФИО1, который допустил несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что расчета нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС ЗВ) в водный объект б.Разбойник выполнен ООО «Ижица» в 2018 году на основании действующей методики разработки НДС, утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ отменен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Методику, в том числе, отменен приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вносились изменения в главу «Назначение и область применения», однако вносимые изменения не затронули методическую основу расчета нормативов допустимых сбросов (разделы 2, 3 Методики).

Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ в ступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, при этом он не имел обратной силы. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

На основании разработанного проекта НДС для б. Разбойник утверждены нормативы допустимых сбросов (приказы , от ДД.ММ.ГГГГ) и выданы Управлением Росприроднадзора по:

- Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду для выпуска от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ;

- Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду для выпуска от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент подачи декларации о воздействии на окружающую среду ДД.ММ.ГГГГ расчеты НДС для б. Разбойник являлись действующими и разработанными в соответствие с методикой расчета актуальной по состоянию на дату утверждения нормативов допустимых сбросов – ДД.ММ.ГГГГ.

Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с вышеизложенным, суд соглашается с мнением защитника о том, что основания для разработки и утверждения новых НДС, указанных в п. 14 Методики, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовали.

Выводы должностного лица о наличии в действиях директор ДВЦ «ДальРАО» - филиала ФГУП «ФЭО» ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованными признать нельзя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица – ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 30.1-30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

жалобу представителя Цыганковой Е.В. в интересах директора ДВЦ «ДальРАО» филиала ФГУП «ФЭО» ФИО1, - удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица – ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, - отменить.

Производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КРФоАП прекратить.

Решение может быть обжаловано ввой суд в течение 10 дней с момента получения.

Судья Ленинского районного суда

Д.К. Третьякова