НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край) от 16.04.2019 № 2-1305/19

Мотивированное решение

изготовлено 22 апреля 2019 года.

Дело № 2-1305/2019

25RS0001-01-2019-000125-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2019 года г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Ундольской Ю.В.,

при секретаре Кейт А.В.

с участием представителя истца Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по доверенности Захарова В.А.,

ответчика Зюзиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю к Зюзиной Анне Владимировне о взыскании материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю обратилось в суд с названным исковым заявлением к Зюзиной А.В., в обоснование указав, что в ноябре - декабре 2018 года в Управлении федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю (далее — Управление Росгвардии по Приморскому краю, истец) была проведена проверка по факту незаконного перерасхода наградного фонда, выявленного ревизией финансово-хозяйственной деятельности Управления Росгвардии по Приморскому краю. В результате проведенной проверки был установлен материальный ущерб в сумме 119 289 рублей 65 копеек, причиненный истцу. Кроме того, была установлена вина Зюзиной Анны Владимировны в причинении указанного ущерба, а также причинная связь между ее противоправными действиями и причиненным ущербом. Наличие прямого действительного ущерба Управлению подтверждается актом документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Управления от 5 июля 2018 года, проведенной за период с 1 октября 2016 года по 30 апреля 2018 года. Противоправность поведения работника заключается в нарушении Зюзиной А.В. пунктов 2 и 3 Приказа 265дсп, а также требований собственной должностной инструкции (должностного регламента). Вина Зюзиной А.В. в причинении ущерба выражается в осуществлении ненадлежащего контроля за расходом наградного фонда Управления в 2017 году при согласовании 22 декабря 2017 года приказа Управления от 22 декабря 2017 г. № 247 дсп л/с «О выплате разовой премии по итогам служебной деятельности за 2017 год военнослужащим и сотрудникам Управления». Причинная связь между противоправным поведением сотрудника (действиями или бездействием) и наступившим ущербом выразилась в согласовании 22 декабря 2017 года начальником финансово-экономического отдела Управления подполковником полиции Зюзиной А.В. приказа Управления от 22 декабря 2017 г. № 247 дсп л/с «О выплате разовой премии по итогам служебной деятельности за 2017 год военнослужащим и сотрудникам Управления Росгвардии по Приморскому краю» в результате осуществления Зюзиной А.В. ненадлежащего контроля за расходом наградного фонда Управления в 2017 году. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность Зюзиной А.В., отсутствуют. Настоящей проверкой установлено, что материальный ущерб в сумме 119 289 рублей 65 копеек нанесён вследствие ненадлежащего контроля начальником финансово-экономического отдела Управления подполковником полиции Зюзиной А.В. за расходом наградного фонда Управления в 2017 году при согласовании 22 декабря 2017 года Зюзиной А.В. приказа Управления от 22 декабря 2017 года № 247 дсп л/с «О выплате разовой премии по итогам служебной деятельности за 2017 год военнослужащим и сотрудникам Управления Росгвардии по Приморскому краю».

Просит взыскать с Зюзиной Анны Владимировны в пользу Управления Росгвардии по Приморскому краю денежные средства в сумме 119 289 рублей 65 копеек в качестве компенсации причиненного ее действиями материального ущерба.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить.

Ответчик в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на исковое заявление, указав, что в 2017 году финансовое обеспечение Управления Росгвардии по Приморскому краю осуществлялось силами ФГКУ УВОВНГ России по Приморскому краю (далее- УВО). Финансово-экономическим департаментом доведена бюджетная роспись на 2017 год Управлению вневедомственной охраны. В связи с чем, УВО являлось распорядителем и бюджетополучателем средств федерального бюджета. Начисление и выплата денежного довольствия сотрудникам Росгвардии осуществлялось финансово-экономическим подразделением УВО. Перечисление на карты денежного довольствия осуществлялось со счета УВО, открытого в УФК по Приморскому краю. Контроль за целевым и эффективным расходованием денежных средств федерального бюджета, в том числе и фонда денежного довольствия был возложен на распорядителя средств, а именно на руководителя УВО. Информацию в ФЭО Управления по расходованию и остаткам денежных средств наградного, премиального фонда и фонда материальной помощи Управлению предоставляли должностные лица финансово-экономического отдела УВО. На основании этой информации, ею согласовывались приказы на премирование сотрудников Управления и приказы на выплату материальной помощи. На момент согласования приказа, перерасхода наградного фонда по предоставленной ей информации ФЭО УВО не имелось. В связи с тем, что финансирование и расходование средств федерального бюджета Управления осуществлялась УВО, считает, что доводы, приведенные в исковом заявлении, о нарушении ею пунктов 13 и 16 должностной инструкции необоснованными. В то же время, считает, что работодателю ущерб не принесен, в связи с тем, что премиальный фонд является составной частью денежного довольствия сотрудников и военнослужащих. Доводится и расходуется по одному и тому же коду бюджетной классификации, расходование средств федерального бюджета производится под контролем Управления федерального казначейства. Денежное довольствие выплачено в пределах доведенных лимитов, превышения расходования лимитов над доведенными в бюджетной росписи и нецелевого использования (выплата с другого кода бюджетной классификации) не допущено. Премия выплачена на основании приказов, подписанных руководителем, действующим сотрудникам, в пределах доведенных лимитов. С требованиями, предъявленными в исковом заявлении не согласна. Формулировки, приведенные в исковом заявлении, о противоправных и незаконных действиях считает необоснованными, так же как и причинение ею материального ущерба работодателю. Просила в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно акту документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Управления Росгвардии по Приморскому краю от 05 июня 2018 года, проведенной отделом финансового контроля и аудита ФГКУ «Управление ВО войск национальной гвардии» за период с 1 октября 2016 года по 30 апреля 2018 года, выявлен факт незаконного перерасхода наградного фонда Управления Росгвардии по Приморскому краю в 2017 году в сумме 119 289 рублей 65 копеек.

В соответствии с пунктом 3 протокола оперативного совещания при врио начальника Управления Росгвардии по Приморскому краю от 13 ноября 2018 г. № ОСУ-40 «О выполнении требований распоряжения врио командующего Восточным округом войск национальной гвардии Российской Федерации от 1 ноября 2018 г. № 800/31-5154 «О невыполнении предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков по актам ревизий», в целях установления причин ущерба причиненного в результате перерасхода наградного фонда в размере 119 289 рублей 65 копеек назначена проверка.

Проведенной проверкой установлено, что подполковником полиции Зюзиной А.В. при согласовании 22 декабря 2017 года приказа Управления от 22 декабря 2017 г. № 247 дсп л/с «О выплате разовой премии по итогам служебной деятельности за 2017 год военнослужащим и сотрудникам Управления Росгвардии по Приморскому краю» осуществлен ненадлежащий контроль за расходом наградного фонда Управления в 2017 году, что повлекло перерасход наградного фонда Управления Росгвардии по Приморскому краю в 2017 году в сумме 119 289 рублей 65 копеек, тем самым ею нарушены требования пунктов 2 и 3 Приказа 265дсп, а также собственной должностной инструкции (должностного регламента).

Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В силу ст. 247 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 52 от 16 ноября 2006 года "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", работодатель обязан доказать противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вину работника в причинении ущерба; причинно-следственную связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности. При недоказанности работодателем хотя бы одного из перечисленных обстоятельств материальная ответственность ответчика исключается.

Бремя доказывания указанных обстоятельств в суде лежит на работодателе.

В обоснование исковых требований, истец указывает на то, что поскольку причинение материального ущерба (перерасхода наградного фонда Управления Росгвардии по Приморскому краю в 2017 году), явились следствием нарушения ответчиком положений должностной инструкции и пунктов 2 и 3 Приказа 265дсп, то соответственно имеются основания для взыскания с Зюзиной А.В. денежной суммы в размере 119 289,65 рублей в качестве компенсации причиненного ее действиями материального ущерба.

Из контракта о прохождении службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации от 15 июня 2017 года и выписки из приказ № 351 л/с от 05 июля 2017 года следует, что Зюзина А.В. состоит в трудовых отношениях с истцом в должности начальника финансово- экономического отдела Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю.

Согласно должностному регламенту начальника финансово- экономического отдела Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю Зюзиной А.В., в ее обязанности входит: осуществлять контроль и анализ финансово-экономической деятельности Учреждения и его филиалов (п.13); осуществлять организацию, планирование и контроль финансово- хозяйственной деятельности Учреждения (п. 14); осуществлять организацию внутреннего финансового контроля на основе карт внутреннего контроля, формировать и вести регистр результатов внутреннего финансового контроля (п. 15); осуществлять организацию бухгалтерского учета денежных средств и иных активов (п. 16).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник войск национальной гвардии обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников).

Приказом Росгвардии от 10 августа 2017 г. № 265дсп «Об отдельных мерах по оптимизации расходования средств федерального бюджета, предусмотренных на наградной и подарочный фонды» установлено, что должностные лица войск национальной гвардии принимают решение о награждении деньгами за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, заработную плату (денежное содержание) гражданского персонала, выплаты лицам, оказывающим содействие в выполнении задач и осуществлении полномочий, возложенных на Росгвардию, в пределах сформированных наградного и подарочного фонда и оформляют их приказами (пункт 2 Приказа № 265дсп).

Финансовые подразделения воинских частей (организаций) производят изменения утвержденных объемов денежных средств, направляемых на формирование наградного и подарочного фондов, на основании письменного ходатайства командиров (начальников) по решению указанных в подпункте «б» пункта 1 Приказа 265дсп должностных лиц, утверждающих объемы средств на указанные цели (пункт 3 Приказа 265дсп).

Таким образом, награждение военнослужащих (сотрудников) деньгами производится за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, в пределах сформированных наградного и подарочного фонда. При этом, изменение утвержденных объемов денежных средств, направляемых на формирование наградного и подарочного фондов, производится в установленном порядке.

Осуществление контроля и анализа финансово-экономической деятельности Управления Росгвардии по Приморскому краю, а также осуществление организации бухгалтерского учета денежных средств и иных активов являются обязанностями начальника финансово-экономического отдела Управления Росгвардии по Приморскому краю (пункты 13 и 16 должностной инструкции (должностного регламента).

Судом установлено, что 22 декабря 2017 года в соответствии с приказом Росгвардии от 10 августа 2017 года № 265дсп «Об отдельных мерах о оптимизации расходования средств федерального бюджета, предусмотренных на наградной и подарочный фонд», указанием Росгвардии от 12 декабря 2017 года № 26/2445, произведены выплаты разовой премии по итогам служебной деятельности за 2017 год военнослужащим и сотрудникам Управления Росгвардии по Приморскому краю, о чем врио начальника Управления Росгвардии по Приморскому краю вынесен приказ от 22 декабря 2017 года № 247 дсп л/с «О выплате разовой прими по итогам служебной деятельности за 2017 год военнослужащим и сотрудникам управления Росгвардии по Приморскому краю».

Указанный приказ от 22 декабря 2017 года № 247 дсп л/с был согласован с начальником отдела кадров Управления Росгвардии по Приморскому краю полковником полиции Зубаревым А.А., начальником финансово-экономического отдела Управления подполковником полиции Зюзиной А.В., начальником отдела делопроизводства и режима Управления Росгвардии по Приморскому краю майором полиции Левицкой Е.И.

Таким образом, данный приказ был согласован руководящим составом Управления Росгвардии по Приморскому краю, а также подписан врио начальника полковника полиции Бачкиным В.С., в связи с чем, доводы представителя истца о том, что только ответчик обязана была контролировать надлежащее расходование денежных средств, а подписавший приказ Бачкин В.С., согласовавшие данный приказ начальник отдела кадров Управления Росгвардии Зубарев А.А., начальник отдела делопроизводства и режима Управления Росгвардии Левицкая Е.И. в финансовой деятельности участия не принимают, соответственно, ответственность нести не могут, суд находит не состоятельными.

Вместе с тем, 29 декабря 2017 года в адрес Управления Росгвардии по Приморскому краю поступило требование об увеличение фонда дополнительной материальной помощи, наградного и подарочного фонда (исх. ФЭД Росгвардии от 12 декабря 2017 года № 26/2445).

Согласно прилагаемой к указанному письму выписки, Управлению Росгвардии по Приморскому краю дополнительно распределены средства наградного фонда в размере 605 100 рублей.

Судом установлено, что в ходе проведенной ревизии аудитором отдела финансового контроля и аудита ВО войск национальной гвардии подполковником Усовым А.В. и врио начальника финансово-экономического отдела Управления капитаном полиции Бабич И.А. утвержден перечень приказов о награждении военнослужащих и сотрудников Управления Росгвардии по Приморскому краю и его структурных подразделений с указанием сумм разовых премий. Согласно сведений, указанных в данном перечне «фактически выплачено – 6 970 289,65», «наградной фонд на 2017 год -6851000,00», «перерасход наградного фонда -119 289,65».

В рамках проведенной проверки осуществлен анализ приказов Управления Росгвардии по Приморскому краю о премировании личного состава в 2017 году, по результатам которого установлено, что перерасход наградного фонда в 2017 году (119 289,65 рублей) допущен в приказе Управления Росгвардии по Приморскому краю от 22 декабря 2017 года № 247 дсп л/с.

Вместе с тем, поскольку требования от 12 декабря 2017 года № 26/2445, поступили в адрес Управления Росгвардии по Приморскому краю только 29 декабря 2017 года, и соответственно Зюзина А.В. на момент согласования приказа от 22 декабря 2017 года № 247 дсп л/с, не располагала информацией о распределении средств наградного фонда, суд приходит к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Зюзиной А.В. и произошедшем перерасходом наградного фонда Управления Росгвардии по Приморскому краю в 2017 году.

Более того, в судебном заседании установлено и не оспаривалось, что договор о материальной ответственности между истцом и ответчиком, не заключался.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности истцом существенных обстоятельств для возложения обязанности возмещения ущерба на Зюзину А.В., в связи с чем, исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю к Зюзиной Анне Владимировне о взыскании материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей- оказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца.

Судья Ю.В. Ундольская