Дело № 2а-321/2019 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Владикавказ 16 января 2019 года Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего Туаевой И.А., при секретаре Дзиовой С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по г. Владикавказ к Кабалоевой ФИО3 о взыскании задолженности по налогам (сборам, взносам), пеням и штрафам, установил: Межрайонная ИФНС России по г. Владикавказу обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кабалоевой ФИО3 о взыскании задолженности по имущественным налогам за 2016 год, в том числе по: земельному налогу (недоимка в размере <данные изъяты>, пеня – <данные изъяты>); налогу на имущество (недоимка в размере <данные изъяты>, пеня – <данные изъяты>); транспортному налогу (недоимка в размере <данные изъяты>, пеня – <данные изъяты>). В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты>, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, а также представившая диплом о высшем юридическом образовании ВСА №, заявленные административные требования поддержала, в обоснование пояснила, что несовершеннолетняя Кабалоева ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в налоговой инспекции. В связи с несвоевременным погашением недоимки, за налогоплательщиком образовалась следующая задолженность: по земельному налогу (недоимка в размере <данные изъяты>, пеня – <данные изъяты>); налогу на имущество (недоимка в размере <данные изъяты>, пеня – <данные изъяты>); транспортному налогу (недоимка в размере <данные изъяты>, пеня – <данные изъяты>). В соответствии с требованиями действующего налогового законодательства налоговым органом должнику было направлено налоговое уведомление №, которое не было исполнено в установленный срок. Пунктами 1,2 статьи 57 НК РФ установлено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и сроки, установленные НК РФ. Согласно пунктам 3,4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок явилось основанием для направления в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику требования об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, которое также со стороны административного ответчика осталось без исполнения. Инспекция в предусмотренном законом порядке обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г. Владикавказа был вынесен приказ о взыскании с Кабалоевой ФИО3 задолженности по налогам. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г. Владикавказа РСО-Алания в связи с поступившими от законного представителя должника ФИО1 возражений. По настоящее время задолженность административным ответчиком не погашена. В связи с изложенным просила административные исковые требования удовлетворить: взыскать с Кабалоевой ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2-15, проживающей по адресу: <адрес>18, в лице ее законных представителей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, проживающей по адресу: <адрес>15, <адрес>, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>15, <адрес>, солидарно задолженность по налогам за 2016 год, в том числе по: земельному налогу (недоимка в размере <данные изъяты>, пеня – <данные изъяты>); налогу на имущество (недоимка в размере <данные изъяты>, пеня – <данные изъяты>); транспортному налогу (недоимка в размере <данные изъяты>, пеня – <данные изъяты>). В судебном заседании законный представитель Кабалоевой ФИО3 – ФИО2 административные исковые требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> не признал и пояснил, что взыскание налога с несовершеннолетнего лица грубо нарушает интересы ребенка, обладающего особым правовым статусом в силу своего возраста. Полагает, что НК РФ не предусмотрена уплата налога третьими лицами, в том числе и близкими родственниками за налогоплательщиков. Сославшись на нормы налогового законодательства, письмо зам. директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики № от ДД.ММ.ГГГГ, просил административные исковые требования оставить без удовлетворения. Аналогичную позицию в судебном заседании высказала законный представитель Кабалоевой ФИО3 – ФИО1 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к мнению о том, что требования административного истца к Кабалоевой ФИО3 обоснованы и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Нормативные правовые акты, освобождающие несовершеннолетних граждан от уплаты предусмотренных законом налогов, действующее законодательство не содержит. Из письменных материалов дела усматривается, что несовершеннолетняя Кабалоева ФИО3 состоит на учете в налоговой инспекции как плательщик земельного, транспортного налогов, а также налога на имущество, поскольку ей на праве собственности принадлежат: - земельный участок с КН 15:09:0020404:9 расположенный по адресу: <адрес>; -транспортное средство марки «TOYOTA HIGHLANDER», регистрационный знак №; -жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с КН 15:09:0020404:117. Как усматривается из записи акта о рождении №, родителями ФИО3, являются: мать – ФИО1, отец – ФИО2. В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно с ч.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В силу ч.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. В соответствии со ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Статья 391 НК РФ регламентирует порядок определения налоговой базы. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет. В соответствии с ч.1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. В соответствии со ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ. Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, а также иные здания, строения, сооружения, помещения. Согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. В силу ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи НК РФ. Согласно ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей. Исходя из смысла ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.1 ст.359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. В силу ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. Из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что за административным ответчиком числится задолженность за 2016 год: по земельному налогу в размере <данные изъяты>; по транспортному налогу в размере <данные изъяты>; по налогу на имущество в размере <данные изъяты>. Указанное налоговое уведомление, было направлено в адрес Кабалоевой ФИО3, что подтверждается почтовым реестром от ДД.ММ.ГГГГ года Неисполнение указанного налогового уведомления послужило основанием для направления должнику требования об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, с предложением в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить образовавшуюся задолженность, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией реестра отправки заказной почты МРИ ФНС России по <адрес>. Согласно абз.4 ч.4 ст.69 НК РФ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в требовании. Вместе с тем, указанное требование до настоящего времени Кабалоевой ФИО3 в лице ее законных представителей не исполнено. В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней штрафов вправе обратиться с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней. Пунктами 1, 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате, налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и сроки, установленные НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты считающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно пп. 3, 4 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяются за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Как усматривается из представленного расчета пени, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, пеня за неуплату транспортного налога составляет <данные изъяты>, налога на имущество физических лиц – <данные изъяты>, земельного налога –<данные изъяты>. Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании налоговых платежей и санкций подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Аналогичный срок установлен ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. При рассмотрении административных исковых заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании ст. 48, п. 1 ст. 115 НК РФ, суду, независимо от наличия соответствующего заявления административного ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки обращения налоговых органов в суд. Как указано выше, в направленном в адрес Кабалоевой ФИО3 требовании об уплате налога № был установлен срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, что в силу вышеизложенных норм права обуславливает вывод суда о том, что срок обращения административного истца с заявлением в суд о взыскании с административного ответчика образовавшейся задолженности по налогам истекал ДД.ММ.ГГГГ включительно. Между тем, как следует из материалов административного дела, налоговый орган в установленный законом шестимесячный срок обратился в судебный участок № Ленинского судебного района г. Владикавказа с заявлением о взыскании с Кабалоевой ФИО3 заложенности по налогам, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей указанного судебного участка был вынесен соответствующий судебный приказ. Данный приказ в связи с поступившими от законного представителя Кабалоевой ФИО3 – ФИО1 возражениями был отменен, о чем ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г. Владикавказа РСО-Алания вынесено определение. При этом, проверяя сроки обращения административного истца с настоящим административным иском после отмены судебного приказа, суд, в силу п. 3 ст. 48 НК РФ, также полагает их соблюденными. Оценивая позицию законных представителей несовершеннолетней Кабалоевой ФИО3 о невозможности взыскания задолженности по налогам с Кабалоевой ФИО3 в силу ее особого правого статуса ввиду малолетнего возраста, суд находит ее несостоятельной по следующим основаниям. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения (статья 17), в ее содержание входит, в частности, возможность иметь имущество на праве собственности (статья 18); способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста (пункт 1 статьи 21); за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки (действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей) могут совершать от их имени только их законные представители, прежде всего родители, которые несут имущественную ответственность по этим сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине (статья 28). Семейным кодексом Российской Федерации устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54); ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов; защита прав и законных интересов ребенка осуществляется в первую очередь родителями (пункт 1 статьи 56); родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами (пункт 1 статьи 64). Дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества (статья 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (статья 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов. Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При этом налоговое законодательство не устанавливает общий перечень субъектов, которые обязаны уплачивать налоги при наличии у них объектов налогообложения. Единственным критерием, позволяющим установить, обязан ли субъект платить налоги, является сущность конкретного налога, его направленности. Согласно ч. 1 ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ) устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54); ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов; защита прав и законных интересов ребенка осуществляется в первую очередь родителями (пункт 1 статьи 56); родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами (пункт 1 статьи 64). Таким образом, приведенные нормы закона предполагают обязанность совершения от имени несовершеннолетних необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по оплате налогов. Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. В соответствии с п. 1 ст. 61 СК РФ, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Из этого следует, что ответственность родителей по обязательствам несовершеннолетних носит солидарный характер. Соответствующая правовая позиция изложена в апелляционном определении Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии со статьей 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принципы состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При указанных обстоятельствах, с учетом установленного в судебном заседании факта просрочки уплаты административным ответчиком в лице ее законных представителей налогов суд приходит к выводу об обоснованности заявленного административным истцом административного иска, полагает его подлежащим удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Исходя из размера административных исковых требований, удовлетворенных судом, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290, 294 КАС РФ, суд решил: Административный иск Межрайонной ИФНС России по г. Владикавказ к Кабалоевой ФИО3 в лице ее законных представителей ФИО1 и ФИО2 о взыскании задолженности по налогам (сборам, взносам), пеням и штрафам за 2016 год удовлетворить. Взыскать с несовершеннолетней Кабалоевой ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице ее законных представителей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, проживающей по адресу: <адрес>15, <адрес>, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>15, <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России по г. Владикавказу солидарно задолженность по налогам за 2016 год в размере <данные изъяты>, из которой: - задолженность по земельному налогу (недоимка в размере <данные изъяты>, пеня –<данные изъяты>); - задолженность по налогу на имущество (недоимка в размере <данные изъяты>, пеня – <данные изъяты>); - задолженность по транспортному налогу (недоимка в размере <данные изъяты>, пеня – <данные изъяты>). Взыскать с Кабалоевой ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице ее законных представителей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, проживающей по адресу: <адрес>15, <адрес>, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>15, <адрес>, солидарно государственную пошлину в федеральный бюджет в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-А в течение 1 месяца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ И.А.ТУАЕВА |