Дело № 2-2312/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Владикавказ 15 октября 2019 года
Ленинский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания
в составе:
председательствующего судьи Хадиковой З.Т.,
при секретаре Салагаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к пенсии, об обязании ежемесячно выплачивать доплату к пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания о взыскании недополученного минимального размере доплаты к пенсии за период с ... по ... в размере 57713,74 рублей, обязать ответчика ежемесячно выплачивать ей доплату к пенсии с ... в размере 10 668,38 рублей.
В судебном заседании ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, в обоснование пояснила, что она занимала должность государственной гражданской службы РСО-Алания. В соответствии с Постановлением Правительства РСО-Алания ... от ..., а также Законом Республики Северная Осетия – Алания от ... № 80-ФЗ «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания» устанавливаются гарантии на ежемесячную доплату к пенсии. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона от 13 января 2010 года № 6 – РЗ размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии не может быть ниже двукратной суммы фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, установленного законодательством РФ. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях «фиксированный базовый размер страховой пенсии по старости с ... стал называться иначе - Фиксированная выплата к страховой пенсии. Согласно статье 16 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленный данным Федеральным законом, подлежит к. ежегодной индексации на индекс рост потребительских цен за прошедший год. Последняя индексация минимального размера ежемесячной доплаты к пенсии Министерством была осуществлена ... и по настоящее время выплачивается в размере 5926,00 руб. ... ей установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 6400,06 рублей. В 2012 году фиксированный базовый размер страховой пенсии по старости индексировался два раза - с 1 февраля на коэффициент индексация 1,07 и составил 3170,48 рублей, и с 1 апреля на коэффициент индексации 034 и составил 3278,50 рублей. В случае осуществления перерасчета минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии с ... составил бы 6340,00, а с ... увеличился бы до 6557,00 рублей. В связи с повышением окладов денежного содержания государственных гражданских служащих РСО-Алания размер ее ежемесячной доплаты к пенсии с ... составил 7267,25 рублей, а с ... и по настоящее время выплачивается в размере 8474,00 рублей. В 2015 году размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости вырос в 1,114 раз и составил 4383,5 рублей. В случае осуществления перерасчета минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии с ... составил бы 8767 рублей. С ... минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии составил 9117,86 рублей. В 2017 году размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости индексировался один раз – с 1 февраля на коэффициент индексации в 1,054 раза (на 5,4%) и составил 4805,11 рублей. В случае осуществления перерасчета минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии с ... составил бы 9610,22 рублей. С января 2018 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости увеличился в 1,037 раз и составил 4982,90 рублей. В случае осуществления перерасчета минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии с ... составил бы 9965,80 рублей. С января 2019 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости увеличился в 1,0705 раз и составил 5334,19 рублей. В случае осуществления перерасчета минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии с ... составил бы 10668,38 руб. Недополученный за период с ... по ... минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии составлял 57713,74 рублей. С ... фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости индексировался и составил 10 668,38 рублей, однако до настоящего времени ей продолжают выплачивать доплату к пенсии в размере 8474,00 рублей без учета индексации величины фиксированной выплаты к трудовой пенсии. На ее обращения в Министерство труда и социального развития РСО-Алания по вопросу выплаты в полном объеме доплаты к пенсии ей было отказано ввиду отсутствия выделений значительных дополнительных финансовых средств. На основании изложенного, просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства труда и социального развития РСО-Алания, извещенный надлежащим образом, не явился. В суд поступил письменный отзыв ответчика на исковое заявление, в котором Министерство труда и социального развития РСО-Алания просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации относит пенсии к одному из видов гарантий социальной защиты.
В соответствии с пунктами «ж» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (ред. от 02 апреля 2014 года) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем, условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом Республики Северная Осетия - Алания от 5 мая 2010 года № 22-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Северная Осетия-Алания» было принято Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 20 августа 2010 года № 241 «Об утверждении Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Северная Осетия-Алания», утверждающее Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республики Северная Осетия - Алания, и Положение о Межведомственной комиссии по определению размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в РСО-Алания, при Министерстве труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания и ее состав.
Данные нормативно-правовые акты разработаны на основании Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих», Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года № 1233 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 года N 755 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих», и по аналогии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 13 января 2010 года № 6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания» и Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 23 апреля 2010 года № 133.
При этом ежемесячные доплаты к государственным пенсиям государственным гражданским служащим Республики Северная Осетия-Алания назначаются с 1 января 1999 года, т.е. с момента вступления в силу Закона Республики Северная Осетия-Алания от 6 апреля 1999 года N8-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и государственные должности государственной службы Республики Северная Осетия-Алания», которым изначально был установлен такой вид социальных гарантий государственным служащим как ежемесячная доплата к государственной пенсии.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 13 января 2010 года N 6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания» размер ежемесячной доплаты к пенсии не может быть ниже двукратной суммы фиксированного базового размера страховой пенсии по старости, установленного законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания, установленный до вступления в силу настоящего Закона, пересчитывается в соответствии с настоящим Законом (статья 11).
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является пенсионером и до выхода на пенсию, замещала должность государственной гражданской службы главного специалиста - эксперта Комитета РСО-Алания по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртсодержащей продукции.
Письмом Министерства труда и социального развития РСО-Алания от ... ФИО1 было отказано в выплате индексации минимального размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии ввиду отсутствия выделений значительных дополнительных финансовых средств. Для осуществления индексации минимальной ежемесячной доплаты к пенсии требуется выделение дополнительных финансовых средств, однако осуществление перерасчета получаемого размера ежемесячной доплаты к пенсии в связи с изменением (увеличением) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ возможно обеспечить только при условии внесения изменений в Закон РСО-Алания от 26 декабря 2018 года № 99 – РЗ «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов» в части увеличения бюджетных обязательств на выплату ежемесячных доплат к пенсии. После внесения указанных изменений Министерство осуществит перерасчет минимального размера ежемесячной доплаты к пенсии и выплатит недополученную сумму доплаты к пенсии в полном объеме, с ... фиксированный базовый размере страховой пенсии по старости составил 5 334,19 рублей. В случае осуществления перерасчета минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии с ... составил бы 10 668,38 рублей.
Статьёй 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 11 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 13 января 2010 года N 6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания» предусмотрено, что финансирование расходов на реализацию настоящего Закона осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Согласно письменному отзыву Министерства труда и социального развития РСО-Алания с ... фиксированный базовый размер страховой пенсии по старости увеличился в 1,0705 раз (7,05%) и составил 5 334,19 рублей. В случае осуществления перерасчета минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии с ... составил бы 10 668,38 рублей.
Таким образом, недополученный минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии ФИО1 с ... по ... составил 57713,74 рублей:
1412,46 рублей ((6557-6400,06)*9) – размер перерасчета за 2012 г.,
3223 рубля ((8767-8474)*11) – размер перерасчета за 2015 г.,
879 рублей ((8767-8474)*3) – разница с ... по ...,
5794,74 рубля ((9117,86-8474)*9) – разница с ... по ...,
643,86 рублей (9117,86-8474) – разница с ... по ...,
12498,42 рублей ((9610,22-8474)*11) – разница с ... по ...,
17901,60 рублей ((9965,80-8474)*12) – размер перерасчета за 2018 г.
15360,66 рублей ((10668,38-8474)*7) – разница за 2019 г.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии, обязании ежемесячно выплачивать доплату к пенсии подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с Министерства труда и социального развития РСО-Алания в пользу ФИО1 доплату к пенсии за период с ... по ... в размере 57713,74 (пятьдесят семь тысяч семьсот тринадцать) рублей 74 копейки.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания ежемесячно выплачивать ФИО1 доплату к пенсии с ... в размере 10 668 (десять тысяч шестьсот шестьдесят восемь) рублей 38 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания в течение месяца.
Председательствующий З.Т. Хадикова