Ленинский районный суд города Ульяновска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд города Ульяновска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 3120/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2011 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Родионовой В.П.,
при секретаре Паршиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иващенко Л.Г., Ивановой Л.И. к 172 финансовой части Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской федерации, 3955 Военному представительству Министерства обороны о взыскании задолженности по заработной плате при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск
У С Т А Н О В И Л :
Иващенко Л.Г. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что работала в Военном представительстве 3955 Министерства обороны РФ по 31 марта 2011г. Уволена 31 марта 2011г. по сокращению штата и численности работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ (Приказ начальника 3955 ВП МО РФ № 18 от 31.03.2011г.). О размере выходного пособия за апрель 2011г., размере компенсации за неиспользованный отпуск она была поставлена в известность 05 апреля 2011г., а не в день увольнения - 31 марта 2011г., что является нарушением статьи 84.1 и ст. 136 ТК РФ. Выходное пособие при сокращении численности или штата работников организации, должно выплачиваться в размере среднемесячного заработка (ст. 178 ТК РФ). Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат - ст. 139 ТК РФ пп. «о» п. 2 «Положение об особенностях порядка исчисления заработной платы (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2009г. № 916), утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922. Компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие за апрель 2011г. в размере среднемесячного заработка были рассчитаны без учета проведенных дополнительных выплат за 2,3,4 кварталы 2010 года, в сентябре, декабре 2010г. (приказы начальника 3955 ВП МО РФ № 57 от 17.08.2010г. параграф 2; № 81 от 14.12.2010г. параграф 2; № 83 от 22.12.2010г. параграф 3) на общую сумму 43 571 руб. 10 коп., что значительно снизило компенсацию за неиспользованный отпуск (на сумму 2702 руб. 43 коп.) и выходное пособие за апрель 2011г. (на сумму 3995 руб. 60 коп.). Дополнительные выплаты за 2,3,4 кварталы 2010г. производились согласно Приказов МО РФ № 115 от 28.03.2009г. и № 1010 от 26.07.2010г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ». Просит взыскать с 172 финансовой части Министерства обороны РФ компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 2702 руб. 43 коп., выходного пособия - 3995 руб., расчет выходного пособия за второй месяц после сокращения и за третий месяцы провести с учетом выплаченных премий за 2,3,4 кварталы 2010 года.
Иванова Л.И. обратилась в суд с аналогичным иском, указывая, что работала в Военном представительстве 3955 Министерства обороны РФ по 31 марта 2011г. Уволена 31 марта 2011г. по сокращению штата и численности работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ (Приказ начальника 3955 ВП МО РФ № 18 от 31.03.2011г.). О размере выходного пособия за апрель 2011г., размере компенсации за неиспользованный отпуск она была поставлена в известность 05 апреля 2011г., а не в день увольнения - 31 марта 201г., что является нарушением статьи 84.1 и ст. 136 ТК РФ. Выходное пособие при сокращении численности или штата работников организации, должно выплачиваться в размере среднемесячного заработка (ст. 178 ТК РФ). Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат - ст. 139 ТК РФ пп. «о» п. 2 «Положение об особенностях порядка исчисления заработной платы (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2009г. № 916), утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922. Компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие за апрель 2011г. в размере среднемесячного заработка были рассчитаны без учета проведенных дополнительных выплат за 2,3,4 кварталы 2010 года, в сентябре, декабре 2010г. (приказы начальника 3955 ВП МО РФ № 57 от 17.08.2010г. параграф 2; № 81 от 14.12.2010г. параграф 2; № 83 от 22.12.2010г. параграф 3) на общую сумму 43 571 руб. 10 коп., что значительно снизило компенсацию за неиспользованный отпуск (на сумму 2612 руб. 21 коп.) и выходное пособие за апрель 2011г. (на сумму 4255 руб. 78 коп.). Дополнительные выплаты за 2,3,4 кварталы 2010г. производились согласно Приказов МО РФ № 115 от 28.03.2009г. и № 1010 от 26.07.2010г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ». Просит взыскать с 172 финансовой части Министерства обороны РФ компенсацию за неиспользованный отпуск 2612 руб. 21 коп., выходного пособия за прель 2011 года в размере 4255 руб. 78 коп. Расчет выходного пособия за второй месяц после сокращения и за третий месяцы провести с учетом выплаченных премий за 2,3,4 кварталы 2010 года.
Указанные дела объединены в одно производство.
К участию в деле в качестве ответчиков по заявлению истцов привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, 3955 военное представительство Министерства обороны.
В судебном заседании истцы Иващенко Л.Г. Иванова Л.И. настаивали на заявленных доводах. Полагали, что произведенные выплаты на основании приказа № 1010 от 26 июля 2010 года « О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации» должны быть включены в расчет среднего заработка при расчете выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, поскольку указные выплаты входят в систему оплаты труда.
Представитель Министерства обороны в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель 3955 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель третьего лица военного комиссариата Ульяновской области в судебном заседании полагал, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007г. № 922 утвержден порядок исчисления средней заработной платы для расчета среднего заработка и указаны виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, учитываемые при расчете среднего заработка. Установленный перечень является исчерпывающим.
Истцы требуют чтобы при расчете выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчете средне-месячной зарплаты за второй и третий месяц после сокращения были включены помимо выплат указанных в пункте 2 названного Постановления еще и дополнительное материальное стимулирование предусмотренное приказом № 115 МО РФ от 28.03.2009г. и приказом №1010 МО РФ от 26.07.2010г. эти выплаты выплачиваются за счет бюджетных средств и не являются обязательной выплатой, эта выплата не входит в расчет годового фонда оплаты труда военного представительства. Перечень оплаты труда гражданского персонала предусматривает приказ № 555 МО РФ от 10.11.2008г., исходя из тех выплат, которые могут быть начислены и начислялась зарплата. Вопреки мнению истцов по приказам МО РФ №115 и 1010 выплачивается дополнительное материальное стимулирование, а не премия, премия истцу выплачивается на основании приказа МО РФ № 555, которая включена в расчет среднего заработка, и входит в расчет годового фонда оплаты труда военного представительства 3955. Место работы военного представительства находится на территории ОАО «НПП» завод «Искра»,а 172 финансовая часть военных представительств МО РФ в Военном комиссариате Ульяновской области. 172 Финансовая часть является не надлежащим ответчиком, так как работодателем истцов является Министерство Обороны РФ в лице начальника военного представительства Мельникова Д.А., он заключает трудовые договора с работниками военного представительства и несет полную ответственность за работников согласно ТК РФ. Также начальник оформляет и представляет в финансовую часть выписки из приказов, табеля для начисления зарплаты работникам. Просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав истцов, представителя военного комиссариата Ульяновской области, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Истец Иващенко Л.Г. уволена 31 марта 2011г. по сокращению штата и численности работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ (Приказ начальника 3955 ВП МО РФ № 18 от 31.03.2011г.).
При увольнении истцу Иващенко Л.Г. было выплачено согласно приказа №18 от 31 марта 2011 г: -выходное пособие в размере среднего месячного заработка в сумме 12919,83 руб.; -компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 10062,11руб.; -единовременное денежное вознаграждение за январь, февраль, март 2011г.в сумме 3593,20 руб.
При расчете среднего заработка истцу Иващенко Л.Г. не были учтены выплаты за третий квартал 2010 года в размере 15157 рублей, начисленные в соответствии с положениями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010года № 1010 « О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации».
Истец Иванова Л.И. уволена 31 марта 2011г. по сокращению штата и численности работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ (Приказ начальника 3955 ВП МО РФ № 18 от 31.03.2011г.). При увольнении было выплачено согласно приказа №18 от 31 марта 2011 г: -выходное пособие в размере среднего месячного заработка в сумме 16024,26 руб.; -компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 11294,58 руб.; -единовременное денежное вознаграждение за январь, февраль, март 2011г.в сумме 4321,20 руб.
Истцу Ивановой Л.И. При расчете среднего заработка не были учтены выплаты за третий квартал 2010 года в размере 15157 рублей, за 4 квартал 2010 в размере 10124 руб., начисленные в соответствии с положениями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 и приказа № 115 от 28 марта 2009 года, на основании которого выплачена сумма в размере 18290 руб. 10 коп.
Суд полагает, что правомерно не были включены в расчет среднего заработка указанные выплаты по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.
Согласно статье 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных данным Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007г.№ « Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам(должностным окладам) за отработанное время; б) заработанная плата начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; в) заработанная плата начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции(выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г)заработанная плата, выданная в неденежной форме; д) денежное вознаграждение (денежное содержание) начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий действующих на постоянной основе; е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время; ж)начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; з) заработанная плата начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления;
и) заработанная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда независимо от времени начисления; к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы),ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий(должностей), расширение зон обслуживания увеличения объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; л) выплата связанная с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработанной плате),повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений ; н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Указанный перечень исчерпывающий.
С 24 мая 2009 г. по 2 октября 2010 г. действовал Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 г. N 115 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации". Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 указанный Приказ был признан утратившим силу и утвержден новый Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Названным Порядком установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств.
В вышеназванном Приказе от 26 июля 2010 г. N 1010 установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Суд приходит к выводу, о поощрительной природе выплат, установленных Приказом от 26 июля 2010 г. N 1010 которые не входят в систему оплаты труда, не относятся к обязательным дополнительным выплатам, поскольку расходуются денежные средства, высвобождающихся в результате сокращения средств федерального бюджета на материальное стимулирование военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации по результатам службы (работы).
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, в иске следует отказать, признав его необоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Иващенко Л.Г., Ивановой Л.И. к 172 финансовой части Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, 3955 Военному представительству Министерства обороны о взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия при увольнении - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья В.П.Родионова