Ленинский районный суд города Ульяновска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд города Ульяновска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-3141/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2011 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тютькиной З.А.,
при секретаре Горбуновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кугушевой ФИО5 к 172 финансовой части Министерства обороны РФ, Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании недополученных сумм при увольнении,
У С Т А Н О В И Л :
Кугушева ФИО5 обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что работала в Военном представительстве 3955 Министерства обороны РФ по ДД.ММ.ГГГГ Уволена ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата и численности работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ (Приказ начальника 3955 ВП МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ). О размере выходного пособия за апрель 2011г., размере компенсации за неиспользованный отпуск она была поставлена в известность ДД.ММ.ГГГГ, а не в день увольнения - ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением статьи 84.1 и ст. 136 ТК РФ. Выходное пособие при сокращении численности или штата работников организации, должно выплачиваться в размере среднемесячного заработка (ст. 178 ТК РФ). Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат - ст. 139 ТК РФ пп. «о» п. 2 «Положение об особенностях порядка исчисления заработной платы (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2009г. № 916), утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922. Компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие за апрель 2011г. в размере среднемесячного заработка были рассчитаны без учета проведенных дополнительных выплат за 2,3,4 кварталы 2010 года, в сентябре, декабре 2010г. (приказы начальника 3955 ВП МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ) на общую сумму 43571 руб. 10 коп., что значительно снизило компенсацию за неиспользованный отпуск (на сумму 1356 руб. 64 коп.) и выходное пособие за апрель 2011г. (на сумму 4013 руб. 10 коп.). Дополнительные выплаты за 2,3,4 кварталы 2010г. производились согласно Приказов МО РФ № 115 от 28.03.2009г. и № 1010 от 26.07.2010г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ». Просила суд произвести перерасчет компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия за апрель 2011 г., взыскать с 172 финансовой части Министерства обороны РФ компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 1356 руб. 64 коп., выходное пособие - 4013 руб.10 коп., дальнейший расчет выходного пособия за второй месяц после сокращения (май 2011 г.) и за третий месяцы провести с учетом дополнительных выплат за 2,3,4 кварталы 2010 года.
Судом к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Военный комиссариат Ульяновской области, в качестве третьих лиц - Министерство обороны Российской Федерации, 3955 военное представительство Министерства обороны РФ.
В судебном заседании истец Кугушева ФИО5 на иске настаивала. Полагала, что произведенные выплаты на основании приказа № 1010 от 26 июля 2010 года « О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации» должны быть включены в расчет среднего заработка при расчете выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, поскольку указные выплаты входят в систему оплаты труда. В целом дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Военного комиссариата Ульяновской области, 172 финансовой части Министерства обороны РФ Секанова ФИО8. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007г. № 922 утвержден порядок исчисления средней заработной платы для расчета среднего заработка и указаны виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, учитываемые при расчете среднего заработка. Установленный перечень является исчерпывающим. Дополнительные выплаты за 2,3,4 кварталы 2010г. производились согласно Приказов МО РФ № 115 от 28.03.2009г. и № 1010 от 26.07.2010г., носят стимулирующий характер, не входят в систему оплаты труда гражданского персонала. 172 Финансовая часть является не надлежащим ответчиком, так как работодателем истцов является Министерство Обороны РФ в лице начальника военного представительства, он заключает трудовые договоры с работниками военного представительства, оформляет и представляет в финансовую часть выписки из приказов, табели для начисления зарплаты работникам. Военный комиссариат также не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку Министерство обороны лишь использует лицевые счета УВК для перечисления денежных средств на нужды Военного представительства.
Представитель 3 лица Министерства обороны в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель 3 лица 3955 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Истец Кугушева ФИО5 работала в 3955 военном представительстве МО РФ, уволена ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата и численности работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ (Приказ начальника 3955 ВП МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ).
При увольнении истцу было выплачено согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ: -выходное пособие в размере среднего месячного заработка в сумме 13190,94 руб.; -компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 5125,53 руб.; -единовременное денежное вознаграждение за январь, февраль, март 2011г.в сумме 3455 руб.
При расчете среднего заработка истцу Кугушевой ФИО5 не были учтены выплаты за третий квартал 2010 года в размере 15157 рублей, за 4 квартал 2010 в размере 10124 руб., начисленные в соответствии с положениями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 и приказа № 115 от 28 марта 2009 года, на основании которого выплачена сумма в размере 18290 руб. 10 коп.
Суд полагает, что указанные выплаты правомерно не были включены в расчет среднего заработка по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.
Согласно статье 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных данным Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007г.№ 922 « Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам(должностным окладам) за отработанное время; б) заработанная плата начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; в) заработанная плата начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции(выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г)заработанная плата, выданная в неденежной форме; д) денежное вознаграждение (денежное содержание) начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий действующих на постоянной основе; е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время; ж)начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; з) заработанная плата начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления; и) заработанная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда независимо от времени начисления; к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы),ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий(должностей), расширение зон обслуживания увеличения объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; л) выплата связанная с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработанной плате),повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений ; н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Указанный перечень является исчерпывающим.
С 24 мая 2009 г. по 2 октября 2010 г. действовал Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 г. N 115 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации". Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 указанный Приказ был признан утратившим силу и утвержден новый Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Названным Порядком установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств.
В вышеназванном Приказе от 26 июля 2010 г. N 1010 установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Суд приходит к выводу о поощрительной природе выплат, установленных Приказом от 26 июля 2010 г. N 1010, которые не входят в систему оплаты труда, не относятся к обязательным дополнительным выплатам, поскольку расходуются денежные средства, высвобождающихся в результате сокращения средств федерального бюджета на материальное стимулирование военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации по результатам службы (работы).
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Кугушевой ФИО5 исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кугушевой ФИО5 к 172 финансовой части Министерства обороны РФ, Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании недополученных сумм при увольнении оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.
Судья З.А. Тютькина