НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 25.03.2019 № 2-1185/19

Дело № 2-1185/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2019г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Елистратова А.М., при секретаре Магоян М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Карцева Г.О. к открытому акционерному обществу авиакомпании «Уральские авиалинии» о защите прав потребителя,

установил:

Карцев Г.О. обратился в суд с иском к ОАО АК «Уральские авиалинии» о компенсации морального вреда в сумме 20 000 руб., взыскании штрафа в размере 50 % взысканных сумм, компенсации за задержку авиарейса в сумме 384 776 руб. 79 коп., неустойки в сумме 103 889 руб. 73 коп. Требования мотивированы следующим.

Истец с помощью турагента ООО «ЕНИЛИНА» приобрёл у туроператора ООО «ТТ-Трэвл» туристский продукт, в который входило путешествие в Черногорию в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. При возвращении истца из Черногории в Москву по вине перевозчика ОАО АК «Уральские авиалинии» имела место длительная задержка вылета. ДД.ММ.ГГГГ. ответчик задержал время вылета самолёта из Черногории (г.Тиват) в Россию (г.Москва) на 4 часа 55 минут. Вылет был намечен на 07 часов, фактически самолёт вылетел в 11 часов 55 минут. На претензию истца от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик не ответил. В соответствии с ст. ст. 1, 19, 22 Монреальской Конвенцией от 28.05.1999г. ответственность перевозчика перед каждым пассажиром ограничивается суммой равной 4 150 специальных прав заимствования, что составляет 384 776 руб. 79 коп. В силу ст. 638 ГК РФ перевозчик несёт ответственность перед пассажирами.

В судебное заседание истец не явился. Представитель истца Альховская О.А. на иске настаивала, указала, что за задержку вылета на 4 часа 55 минут должен нести ответственность перевозчик, а не туроператор, поскольку в силу закона ответственность за задержку доставки пассажира несёт перевозчик. Черногория и Россия присоединились к Монреальской конвенции, в связи с чем, истец вправе требовать возмещения убытков в размере, предусмотренном Монреальской конвенцией.

Представитель ответчика Осколкова О.В. в суд не явилась, в отзыве просила в иске отказать, указала, что на основании договора с юридическим лицом зарегистрированным на Кипре выполнял перевозку пассажиров чартерными рейсами, при которых не получал платы от пассажиров и билеты им не продавал. Ответственность за недостатки туристского продукта несёт туроператор. Основания для расчёта неустойки отсутствуют, поскольку, размер платы за перевозку конкретного пассажира перевозчик выделить не может. Распределение платы полученной за туристский продукт ответчик не производил. Размер компенсации морального вреда истцом завышен.

Представители третьих лиц ООО «ТТ-Трэвл», ООО «Слетать.ру Москва», ООО «ЕНИЛИНА» в судебное заседание не явились.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец с помощью турагента ООО «ЕНИЛИНА» приобрёл у туроператора ООО «ТТ-Трэвл» туристский продукт, в который входило путешествие в Черногорию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ., при возвращении истца из Черногории в Москву, имела место задержка время вылета самолёта из Черногории (г.Тиват) в Россию (г.Москва) на 4 часа 55 минут и задержка прибытия самолёта на 4 часа 43 минуты. Вылет был намечен на 07 часов, фактически самолёт вылетел в 11 часов 55 минут и прибыл в Москву в 17 часов 03 минуты (вместо 12 часов 20 минут).

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Факт задержки чартерного рейса ответчик не оспаривал и не предоставил суду доказательства тому, что задержка имела место по причинам за которые перевозчик не отвечает.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристы имеют право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Разграничение ответственности турагента и туроператора осуществляется на основании агентского договора между турагентом и туроператором.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 50 Постановления от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснил, что по делам по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 Гражданского кодекса РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

Положениями ст. 795 ГК РФ, ст. 120 ВК РФ установлена ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира в виде штрафа в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Иной ответственности перевозчика указанное законодательство не содержит.

Положениями Монреальской конвенции предусмотрена возможность возмещения убытков, связанных с просрочкой доставки пассажира. По настоящему делу требования о возмещении каких-либо материальных затрат, связанных с задержкой рейса, истцом не заявлены.

В силу положений ст. 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ вида деятельности в области авиации.

В п. 3 ст. 61 ВК РФ содержится определение эксплуатанта как гражданина или юридического лица, имеющего воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующем указанное воздушное судно для полетов и имеющего сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Из пунктов 72, 76, 99 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, применяемых, в том числе при осуществлении международных перевозок рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру), следует что чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности (неблагоприятные метеорологические условия, технические и другие причины), а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией. За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК РФ).

В связи с этим перевозчик к ОАО АК «Уральские авиалинии» несёт перед туристом ответственность за задержку рейса в виде компенсации в размере 100 руб. (4 часа х 100 руб. / 4).

В связи с тем, что отношения между пассажиром и перевозчиком регулируются, в том числе Законом "О защите прав потребителей", суд находит обоснованными требования истца о компенсации морального вреда и взыскании штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей".

Ответчик допустил нарушение прав истца, в досудебном порядке не выплатил предусмотренную законом компенсацию за просрочку доставки пассажира.

Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание положения ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" и определяет размер компенсации морального вреда в сумме 4 000 руб.

Соответственно размер штрафа составляет 2 050 руб. ((4 000 руб. + 100 руб.) /2).

Руководствуясь ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Карцева ФИО8 к открытому акционерному обществу авиакомпании «Уральские авиалинии» удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества авиакомпании «Уральские авиалинии» в пользу Карцева ФИО9 штраф за просрочку доставки пассажира в сумме 100 руб., в счёт компенсации морального вреда 4 000 руб., штраф 2 050 руб.

В остальном в удовлетворении иска отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества авиакомпании «Уральские авиалинии» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 700 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.М. Елистратов