НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 18.01.2018 № 2-21/18

Дело №2-21/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2018 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Е.В. Сапрыкиной,

при секретаре Михайловой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокарькова Сергея Рудольфовича к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о возложении обязанности выплатить расходы на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно,

установил:

Бокарьков С.Р. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» с требованиями признать незаконным решение ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» связанное с отказом Бокарькову С.Р. в возмещении
расходов по проезду на санаторно-курортное лечение и обратно за 2017 год незаконным и необоснованным, а также обязать ответчика возвестить расходы по проезду на санаторно-курортное лечение и обратно за 2017 год в сумме 16 645 руб.

Иск мотивирован тем, что истец является гражданином Республики Беларусь, в июле 2006 года был уволен из рядов Вооруженных Сил Республики Беларусь по состоянию здоровья и имеет на день увольнения выслугу лет: календарная - 25 лет, общая - 29 лет, в воинском звании <данные изъяты>».

Кроме того является ветераном боевых действий.

В сентябре 2007 года он переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию и оформил разрешение на временное проживание, а в сентябре 2010 года оформил вид на жительство.

В сентябре 2011 года встал на учет в военный комиссариат Ульяновской области и перевел свою пенсию по выслуге лет из Республики Беларусь по месту постоянного проживания в Российскую Федерацию г. Ульяновск, в связи с чем, с 1 октября 2011 года ему была назначена выплата пенсии по выслуге лет на территории Российской Федерации.

В связи с увольнением из рядов Вооруженных Сил Республики Беларусь по состоянию здоровья и выслугой более 25 лет имеет права на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение в
санаториях и домах отдыха Министерства обороны Республики Беларусь, а также такие
же права у него сохранены на территории Российской Федерации, о чем произведена
запись в пенсионном удостоверении, выданном ответчиком.

При проживании на территории Российской Федерации он пользовался всеми
правами и социальными гарантиями в том числе: медицинское лечение в военно-медицинских учреждениях, санаторно- курортное, лечение в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации, компенсация проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно до 2016 года включительно.

С 14 августа 2017 года по 03 сентября 2017 года он проходил санаторно-курортное лечение в ФГБУ «Сакский ВКС им. Н.И.Пирогова Минобороны России» и для проезда в санаторий им были приобретены билеты.

13 сентября 2017 года истец обратился в отдел военного комиссариата Ульяновской области по Железнодорожному и Ленинскому районам с заявлением о возмещении расходов по проезду на санаторно-курортное лечение, приложил к заявлению документы подтверждающие данное санаторно- курортное лечение и расходы по проезду, но Отделом военного комиссариата Ульяновской области по Железнодорожному и Ленинскому районам было отказано в возмещении расходов по проезду на санаторно-курортное лечение.

15 сентября 2017 года истец обратился к ответчику о дачи разъяснений связанных с отказом в возмещении расходов по проезду на санаторно- курортное лечение и 04 октября 2017 года ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» направил сообщение от 04.10.2017 года № ЦЮ/2/1395 об отказе в возмещении расходов по проезду на санаторно- курортное лечение, в связи с тем, что с 27 июля 2011 года Российская Федерация не является участником Протокола от 25.01.2000 года к Соглашению между государствами - участниками СНГ от 14.02.1992 года о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей и отсутствуют основания для предоставления социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Выход Российской Федерации из состава участников Протокола от 25 января 2000 года "К Соглашению между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года" с 27.01.2011 года не
является основанием для отказа мне в возмещении расходов по проезду на санаторно-
курортное лечение и обратно за 2017 год, так как в данном протоколе не указано
оснований для возмещения расходов граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей по проезду на санаторно- курортное лечение.

В судебном заседание истец и его представитель на иске настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что Российская Федерация вышла только из Протокола, а не из Соглашения, кроме того истец, как гражданин Республики Беларусь имеет равные права с гражданами Российской Федерации в связи с созданием союзного государства.

Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что государствами - участниками СНГ 14.02.1992 года заключено Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, которым предусмотрено сохранение за указанными лицами, проживающими на территории Государств - участников СНГ, уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами Союза ССР.

В соответствии с п. 4 указанного Соглашения 25.01.2000 года был подписан Протокол к соглашению согласно которого, на граждан, проходивших военную службу в воинских частях Вооружённых Сил, других войсках, воинских формированиях и органах бывшего СССР и перешедших (зачисленных) на военную службу в Вооружённые Силы, другие войска, иные воинские формирования и органы Государств - участников СНГ, при их переезде на постоянное место жительство из одного Государства Содружества в другое распространяются права и льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих Государства Содружества, избранного для постоянного места жительства.

Протокол был подписан Российской Федерацией, Республикой Армения, Республикой Таджикистан, Кыргызской Республикой, Республикой Беларусь, Украиной с оговоркой (с учётом законодательства Украины) и вступил в силу 21.09.2001 года.

Согласно распоряжения Президента Российской Федерации от 15.07.2011 года
Правительством Российской Федерации принято решение о направлении Депозитарию
уведомления о выходе Российской Федерации из состава участников Протокола.

Таким образом, в соответствии с данным решением Российская Федерация с
27.07.2011 года не является участником Соглашения, а его действие на территории Российской Федерации прекращено.

В соответствии с данным решением, оснований для предоставления социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом № 76-ФЗ, гражданам, уволенным с военной службы из Вооружённых Сил СНГ и членам их семей, в настоящее время не имеется.

Бокарьков С.Р. после увольнения с военной службы из Вооружённых Сил Республики Беларусь с 19.07.2006 года по 30.09.2011 года получал пенсию как пенсионер Вооружённых Сил Республики Беларусь. Выплата пенсии была прекращена ввиду переезда на новое место жительства по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Уведомление от начальника отдела финансового и социального обеспечения военного комиссариата Минской области (исх. № ИМ-13824 от 12.09.2011 г.) поступило
в военный комиссариат Ульяновской области 22.09.2011 года и было зарегистрировано
за №4212, а с заявлением в военный комиссариат Ульяновской области о продлении пенсии на территории Российской Федерации Бокарьков С.Р. обратился 12.10.2011 года, в связи с чем, пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации ему была назначена с 1.10.2011 года, даты прекращения выплаты пенсии Вооружённых Сил Республики Беларусь.

Таким образом, в правовые взаимоотношения с Министерством обороны Российской Федерации Бокарьков С.Р. вступил с 1.10.2011 года, т.е. после 27.07.2011 года, даты выхода Российской Федерации из состава участников Протокола к Соглашению о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Кроме того, в военный комиссариат Ульяновской области поступили информационные письма: Заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации (от 10.08.2016 года № 182/4/5708, 31.08.2016 года
№ 182/4/2647) и распоряжение Заместителя руководителя Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области (от 27.10.2016 года № 17179/4) о прекращении применения Протокола на территории Российской Федерации с 27.07.2011 года и отсутствии оснований для предоставления социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом № 76-ФЗ, гражданам, уволенным с военной службы из Вооружённых Сил СНГ и членам их семей в Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, оснований для предоставления Бокарькову С.Р.
и членам его семьи социальных гарантий, предоставляемых гражданам, уволенным
с военной службы, и членам их семей, в соответствии Федеральным законом № 76-ФЗ,
не имеется.

В ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» перечислены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, но среди мер социальной поддержки предоставляемых ветеранам боевых действий, оплата проезда к месту проведения санаторно-курортного лечения не предусмотрена.

Следовательно, Федеральный закон «О ветеранах» не предоставляет ветеранам боевых действий права на оплату проезда к месту проведения санаторно-курортного лечения за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации, выделенных на пенсионное обеспечение.

Кроме того, Бокарьков С.Р. не представил в военный комиссариат Ульяновской
области документы на оплату проезда к месту проведения санаторно-курортного лечения, а обратился 14.09.2017 года с заявлением о разъяснении положений конкретных законодательных актов Российской Федерации, подтверждающих правомерность отказа в компенсации за проезд и предоставлении ему копии письма Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 10.08.2016 года № 180/4/5708.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 10, 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Судом установлено, что гражданин Республики Беларусь Бокарьков С.Р., проходил военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, откуда в июле 2006г. был уволен в звании <данные изъяты> по состоянию здоровья. Общая выслуга лет составила 29 лет., календарная 25 лет.

В период с 19.07.2006 года по 30.09.2011 года Бокарьков С.Р. получал пенсию как пенсионер Вооружённых Сил Республики Беларусь. С 01.10.2011г. выплата пенсии Вооружёнными Силами Республики Беларусь прекращена ввиду переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

В настоящее время истец проживает в Российской Федерации, имеет вид на жительство.

12.10.2011 года Бокарьков С.Р. обратился в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» с заявлением о выплате пенсии на территории Российской Федерации и с 01.10.2011г. истцу была назначена пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации.

В период с 14.08.2017г. по 03.09.2017г. истец проходил санаторно-курортное лечение в ФГБУ «Сакский ВКС им. Н.И.Пирогова Минобороны России» и для проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно им были приобретены билеты на общую сумму 16 645 руб.

13 сентября 2017 года Бокарьков С.Р. обратился в отдел военного комиссариата Ульяновской области по Железнодорожному и Ленинскому районам с заявлением о возмещении расходов по проезду на санаторно-курортное лечение, но данное заявление было оставлено без удовлетворения.

Разрешая заявленный спор, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

При этом, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, на Бокарькова С.Р. распространяется право на возмещение расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно лишь при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

14.02.1992г. в г. Минске государствами - участниками СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина) было подписано "Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" (далее по тексту Соглашение) в соответствии с которым за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (ст. 1).

Таким образом, ст. 1 Соглашения закрепляет, что за Бокарьковым С.Р. сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Статьей 2 Соглашения устанавливается, что Государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе следующие права: сохранять гражданство государства - участника Содружества, которое они имели до призыва (поступления) на военную службу; иметь в собственности принадлежащее им имущество и распоряжаться по своему усмотрению этим имуществом; проживать в занимаемых ими жилых помещениях; получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями; при пересечении Государственной границы государства Содружества провозить личное имущество без взимания пошлин, налогов и оплат, за исключением предметов, вывоз (ввоз) которых запрещен законодательством соответствующего государства; получать образование в высших, средних и средне-специальных учебных заведениях государства Содружества, пользоваться дошкольными детскими учреждениями; пользоваться медицинским и другими видами социального обеспечения; на трудоустройство в государственные органы, предприятия, учреждения и организации после увольнения с военной службы. Кроме того, военнослужащие после увольнения с военной службы, а также члены их семей имеют право принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства.

Следовательно, ст.2 Соглашения также не предусматривает возложение на Российскую Федерацию, как участника соглашения обязанность по возмещению расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

В соответствии с п. 4 Соглашения 25.01.2000 года в г. Москве был подписан «Протокол к Соглашению между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года» (далее по тексту Протокол).

Данный Протокол был подписан Российской Федерацией, Республикой Армения, Республикой Таджикистан, Кыргызской Республикой, Республикой Беларусь, Украиной с оговоркой (с учётом законодательства Украины) и вступил в силу 21.09.2001 года.

В соответствии со ст.1 Протокола на граждан, проходивших военную службу в воинских частях Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и органах бывшего Союза ССР и перешедших (зачисленных) на военную службу в вооруженные силы, другие войска, иные воинские формирования и органы государств - участников Содружества Независимых Государств, при их переезде на постоянное место жительства из одного государства Содружества в другое распространяются права и льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих государства Содружества, избранного для постоянного проживания (ст.1).

Согласно ст. 5 Протокола военнослужащие и члены их семей государств Содружества имеют право: на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом по территориям государств Содружества при следовании в связи с переводом на новое место военной службы, один раз в год к местам использования отпуска и обратно, на избранное при увольнении с военной службы постоянное место жительства.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15.07.2011 года (опубликовано "Собрание законодательства РФ", 18.07.2011, N 29, ст. 4461) принято предложение Правительства Российской Федерации о направлении депозитарию уведомления о выходе Российской Федерации не стать участником Протокола к Соглашению между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., подписанного в г. Москве 25 января 2000 г.

Таким образом, в связи с выходом Российской Федерации из Протокола к Соглашению от 14 февраля 1992 года, указанный Протокол перестал распространять свое действие на территорию Российской Федерации и право на возмещение расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно, предусмотренное Федеральным законом «О статусе военнослужащих» к Бокарькову С.Р., как уволенному с военной службы из рядов Вооруженных Сил Республики Беларусь не применимо.

Все доводы истца и его представителя вызваны не верным толкованием норм законодательства.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения заявленных Бокарьковым С.Р. исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.12, 56,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Бокарькова Сергея Рудольфовича к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о возложении обязанности выплатить расходы на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Сапрыкина