НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 12.02.2013 № 12-31/13

Дело №12-31/13

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск 12 февраля 2013 года

Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Кириченко В.В., с участием защитника ФИО3, действующей на основании доверенности, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ЛИГА» на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ЛИГА» (далее - ООО «ТД «ЛИГА») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, а именно в невыполнении в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - Министерство), об устранении нарушений лесного законодательства. Согласно указанному предписанию ООО «ТД «ЛИГА» необходимо было в указанный срок провести лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров. Постановлением мирового судьи Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи, ООО «ТД «ЛИГА» обратилось в суд с жалобой о его отмене. В жалобе указано на отсутствие в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения. Действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара на арендуемом лесном участке своими силами, в связи с чем отсутствует и обязанность получать соответствующую лицензию на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров. Таким образом, выданное юридическому лицу Министерством предписание противоречит требованиям закона, а потому является заведомо незаконным.

В судебном заседании защитник ООО «ТД «ЛИГА» ФИО3 доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.

Представитель Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав мнение защитника, изучив жалобу и материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании проверки органом государственного контроля юридического лица - ООО «ТД «ЛИГА» - последнему Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области было выдано предписание без номера об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки. В частности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Обществу предписано провести лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров.

Неисполнение данного предписания в указанный срок явилось основанием для составления Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в отношении ООО «ТД «ЛИГА» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, и для последующего привлечения мировым судьей Общества к административной ответственности за указанное правонарушение.

Судья полагает, что вынесенное мировым судьей постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ТД «ЛИГА» нельзя признавать законным и обоснованным, оно подлежит отмене по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Таким образом, необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ является установление законности выданного предписания. Кроме того, отличительной особенностью части 1 статьи 19.5 КоАП РФ от других ее частей является то, что только в ней речь идет об устранении нарушений законодательства. Без установления этих обстоятельств не может быть принято по делу решение о привлечении к административной ответственности.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат защите от пожаров. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 52 ЛК РФ определено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов (часть 2 статьи 53 ЛК РФ).

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 ЛК РФ).

В соответствии с п.п. «в» и «г» п.13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила), юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования, а также обязаны в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в Правила пожарной безопасности в лесах: признаны утратившими силу п.п. «д» и «е» п. 13 Правил, предусматривавшие обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, «немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов; направлять работников (для юридических лиц), пожарную технику, транспортные средства и другие средства на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством РФ».

Таким образом, возложение на арендатора обязанности по обеспечению ликвидации лесного пожара своими силами не предусмотрена действующим законодательством и не может быть установлена договором, поскольку охрана лесов законом (статьями 51-53 ЛК РФ) возложена на органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу пункта 4 Правил привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке.

Согласно статье 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществления переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Из системного и буквального содержания указанных норм материального права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируются из средств федерального бюджета.

Таким образом, не имеется законных оснований для возложения на арендатора лесного участка ООО «ТД «ЛИГА» в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, лицензированию подлежит деятельность по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны).

То есть деятельность по тушению лесных пожаров вправе осуществлять специализированные государственные учреждения или организации, имеющие соответствующие лицензии. И, соответственно, организации, осуществляющие деятельность по тушению лесных пожаров, должны иметь соответствующую лицензию.

ООО «ТД «ЛИГА» указанной лицензии не имеет. Однако в материалах дела не имеется доказательств того, что ООО «ТД «ЛИГА» осуществляет деятельность по тушению лесных пожаров. Согласно Уставу, основным видом его деятельности является розничная торговля пищевыми продуктами.

При этом, поскольку действующим законодательством на ООО «ТД «ЛИГА» как на арендатора лесного участка не возлагается обязанность по тушению пожара, который может на данном участке возникнуть, то и обязанность иметь лицензию на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров на Общество возложена быть не может.

Соответственно, предписание Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части возложения на ООО «ТД «ЛИГА» обязанности провести лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров, является незаконным.

Такой вывод следует и из разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства, изложенных в письмах от ДД.ММ.ГГГГ №ЮД-03-54/3098 и от ДД.ММ.ГГГГ №ЕТ-09-54/3801.

Неисполнение незаконного предписания не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Следовательно, обжалуемое постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8, п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ЛИГА» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ЛИГА» состава указанного административного правонарушения.

Судья ФИО1