Дело № 2-5090/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2016 г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Петровой И.И.,
при секретаре Сулеймановой Р.Р.,
с участием: представителей административного истца. представителя административного ответчика, заинтересованного лица,
в отсутствие:-,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Открытого акционерного общества «Уляновскэнерго» к Государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ОАО «Ульяновскэнерго» обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании незаконным и отмене предписания № в части пунктов 2 и 3, в обоснование указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Ульяновскэнерго» И.о. начальника отдела - Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области К.К.Г. было вынесено предписание № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Данное предписание было вынесено по результатам проведенной плановой выездной проверки в отношении ОАО Ульяновскэнерго». Результаты проверки зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ№
ОАО «Ульяновскэнерго» не согласно с вынесенным предписанием, и считает его в части пунктов 2 и 3 незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права и нарушающим права ОАО «Ульяновскэнерго».
Так в пункте 2 предписания ОАО «Ульяновскэнерго» указано на необходимость проведения обучения по охране труда 49 руководителей по программе не менее 40 часов в специализированном учебном заведении, имеющем лицензию на право такого обучения. Нормативным обоснованием такого вывода послужили, в том числе, и п.и. 2.3.1 и 2.3.2 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации». ОАО «Ульяновскэнерго» считает, что административным ответчиком не правильно истолкованы нормы пунктов 2.3.1. и 2.3.2. что привело в данной части к вынесению незаконного представления, также не может ОАО «Ульяновскэнерго» согласиться с численностью руководителей в количестве 49 человек, которых предписывается обучить.
В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ делается вывод о том, что 44 должностных лиц ОАО «Ульяновскэнерго» не прошли обучение и проверку знаний по охране труда по соответствующей программе. Однако данные выводы не верны.
В соответствии с п. 2.3.2 Порядка обучения все должностные лица общества в количестве 20 человек, отвечающих за организацию охраны труда на предприятии - обучены в специализированна учебном заведении, следовательно, остается 28 должностных лиц, напрямую не связанных с организацией мероприятий по охране труда на предприятии (главный бухгалтер, его заместители, начальник юридического отдела и т.д.).
Кроме того, в ОАО «Ульяновскэнерго» имеется соответствующая комиссия, она утверждена приказом от ДД.ММ.ГГГГ№. Все члены комиссии в соответствии с требованиями п.2.3.2 Порядка обучения сами прошли обучение в специализированном учебном заведении. Кроме того в ОАО «Ульяновскэнерго» утверждена программа обучения по охране труда работников ОАО «Ульяновскэнерго», составленная в соответствии с «Примерной программой обучения по охране труда работни организаций», утвержденной Министерством труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Более того, оставшиеся 18 должностных лиц, указанных в акте проверки, и имеющихся в виду в предписании, прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда, о чем свидетельствуют приложенные к заявлению протоколы заседания комиссии по проверке знаний.
В п.3 оспариваемого предписания сформулировано требование об обеспечении работников ОАО «Ульяновскэнерго средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с типовыми нормами выдачи СИЗ с соблюдением сроков носки. Вывод об отсутствии у работников СИЗ сделан на основании того, что, по мнению инспекции, в действующем трудовом законодательстве отсутствуют положения, позволяющее продлять срок носки спецодежды, однако это не так.
Обеспечение работников СИЗ проводится в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». Так п.22 Межотраслевых правил гласит, что СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.
Приказом ОАО «Ульяновскэнерго от 20.06.2016 № 85 «Об обеспечении средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами» созданы комиссии (в центральном аппарате и в обособленных подразделениях) по продлению срока носки СИЗ. Указанные комиссии принимают мотивированное решение о продлении срока носки СИЗ, что фиксируется соответствующим актом.
В ходе проверки должностным лицам инспекции были представлены акты о продлении срока носки средств индивидуальной защиты, составленные комиссионно, из которых видно, что срок носки СИЗ, не имеющего каких - либо видимых недостатков, т.е. находящеюся в хорошем состоянии, продляется. Однако, административный ответчик не согласился с возможностью какого - либо продления сроков носки СИЗ, даже находящихся в хорошем пригодном для дальнейшей эксплуатации состоянии, пришел к выводу о необеспечении работников ОАО «Ульяновскэнерго» средствами индивидуальной защиты, что привело к появлению 3 пункта в оспариваемом предписании.
В ходе рассмотрения административного дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен государственный инспектор труда К.К.Е.
В судебном заседании представители административного истца на удовлетворении требований настаивали. Поддержали все изложенное в иске, дополнительно пояснив следующее.
Названный Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области К.К.Е. ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» не содержит императивной нормы, в соответствии с которой руководители и специалисты организации обязаны проходить обучение по программам охраны труда в специализированном учебном заведении. Наоборот, в п. 1.1 ГОСТ 12.0.004-90 указано, что обучение по безопасности труда проводится, в том числе и на предприятиях. То, что обучение и проверка знаний по охране труда может проводиться на самом предприятии подтверждает и раздел 5 ГОСТ 12.0.004-90 «Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов». Таким образом, требование инспекции по обучению руководителей, не связанных на прямую с организацией охраны труда, в специализированном учебном заведении основано на вольном толковании норм трудового законодательства.
Государственной инспекцией труда Ульяновской области в оспариваемом предписании сделан вывод о том, что работники ОАО «Ульяновскэнерго» (Ц.А.М.Ш.П.П.. Н.Н.В.Г.В.Е., Г.Д.Ю. и другие, поименованные в акте проверки и предписании) не обеспечены средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Однако, по всем указанным в предписании работникам указано, что СИЗ фактически было выдано работнику и назад работодателю не сдавалось. Отсутствует в акте проверки и предписании информация о том, что находящиеся у работников СИЗ, находятся в непригодном для эксплуатации состоянии или имеют какие - либо повреждения, препятствующие их использованию по назначению. Таким образом, материалами проверки подтверждено, что указанные работники на момент проверки фактически были обеспечены средствами индивидуальной защиты. Возможность использования СИЗ за пределами сроков носки действующим законодательством, а именно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты допускается. Таким образом, по сути, инспекцию не устроила та форма документов, в соответствии с которыми было принято решение о дальнейшем использовании уже выданных работникам СИЗ. Однако, по мнению ОАО «Ульяновскэнерго», необеспечение работников средствами индивидуальной защиты в данном случае отсутствует, так как работники фактически данными средствами пользуются и непригодность СИЗ к эксплуатации в ходе проверки не была установлена
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Ульяновской области возражал против удовлетворения иска, полагал вынесенное в адрес административного истца предписание является законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо – государственный инспектор труда К.К.Е. в судебном заседании также возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил суду следующее.
Согласно п. 2.3.1 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
В соответствии с п. 2.3.2 вышеуказанного постановления обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
В абз. 10 п. 2.3.2 указано, что руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Из указанной нормы следует, что руководители и специалисты по своим функциональным обязанностям не выходящие в круг лиц, указанных в абзацах 2-9 указанной нормы, могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Федеральным законом от 26.12.1995 года №208-ФЗ "Об акционерных обществах" определен перечень лиц, относящихся к категории руководителей общества, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях.
Иные лица, в т.ч. руководители структурных подразделений акционерного общества и их заместители, могут быть отнесены к категории руководителей, специалистов организации, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, в т.ч. в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 года №37) (ред. от 12.02.2014), а также в случаях, если на указанных лиц такие обязанности возложены трудовым договором или иными локальными актами юридического лица.
Следовательно, иные руководители и специалисты Акционерного общества в силу буквального толкования абз. 10. п. 2.3.2 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", также могут проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда, при условии, что члены данной комиссии по проверке знаний требований охраны труда организаций прошли обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, и при условии наличия в организации разработанных программ обучения по охране груда, на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.
Согласно должностных инструкций, все перечисленные в акте проверки должности ОАО "Ульяновскэнерго" относятся к категории "Руководители". Таким образом, в отношении указанных лиц, работающих на 49 должностях руководителей ОАО "Ульяновскэнерго", указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, обучение должно осуществляться только в специализированной организации, поскольку в их должностные обязанности входит организация, руководство, и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях.
По поводу обеспечения работников специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ и, соответственно, продление их носки, пояснил, что в настоящее время законодательством не предусмотрено условие продления срока носки СИЗ в чистом виде, без сдачи ее работодателю для проведения стирки, ремонта и других мероприятий. Только после проведения всех этих мероприятий, возвращенные СИЗ могут быть выданы повторно. Все эти действия должны фиксироваться в личной карточке учета выдачи СИЗ на каждого работника.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как предусмотрено ч.2 указанной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 ТК РФ инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно статье 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
Статья 357 ТК РФ предусматривает, что в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Судом установлено, что 27.09.2016г. по результатам проведенной плановой выездной проверки в отношении ОАО «Ульяновскэнерго» И.о. начальника отдела - Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области К.К.Г. было вынесено предписание № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Результаты проверки зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ№
В пунктах 2 и 3 указанного предписания, которые оспаривает административный истец, обществу предписано провести обучение по охране труда 49 руководителей ОАО «Ульяновскэнерго» по программе не менее 40 часов в специализированном учебном заседании, имеющем лицензию на право проведения такого обучения, а также обеспечить работников ОАО «Ульяновскэнерго» средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами выдачи СИЗ с соблюдением сроков носки.
По мнению суда, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению частично на основании следующего.
Так, в соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить, в том числе:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Оспаривая п.2 указанного выше предписания, административный истец ссылается на то, что все лица, состоящие на должностях руководителей и специалистов, по своим функциональным обязанностям напрямую связанных с охраной труда в организации, должны проходить соответствующее обучение по охране труда в специализированной организации, тогда как все остальные руководители и специалисты имеют право пройти такое обучение в самой организации при наличии в организации комиссии по охране труда, члены которой прошли обучение в специализированном учреждении.
Суд соглашается с указанной позицией административного истца по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.
Пунктом 2.3.1 данного Порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Пунктом 2.3.2 Порядка предусмотрено, что обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Обучение по охране труда проходят, в частности: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Абзацем 10 ст. 2.3.2 указанного Постановления предусмотрено, что руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Таким образом, из указанной нормы следует, что руководители и специалисты по своим функциональным обязанностям не входящие в круг лиц, указанных в абзацах 2 - 9 указанной нормы, могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" определен перечень лиц, относящихся к категории руководителей общества, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, к каковым в соответствии со ст. 64 - 70 указанного Закона относятся члены совета директоров общества, генеральный директор, члены правления (дирекции) коллегиального исполнительного органа общества.
Иные лица, в т.ч. руководители структурных подразделений акционерного общества и их заместители, могут быть отнесены к категории руководителей, специалистов организации, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, в т.ч. в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014), а также в случаях, если на указанных лиц такие обязанности возложены трудовым договором или иными локальными акта юридического лица.
Следовательно, иные руководители и специалисты Акционерного общества в силу буквального толкования абз. 10 п. 2.3.2 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, также могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда, при условии, что члены указанной комиссии по проверке знаний требований охраны труда организаций прошли обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в организации разработаны программы обучения по охране труда, на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.
Так, административный ответчик и заинтересованное лицо в ходе рассмотрения дела не представили доказательств тому, что должностные обязанности руководителей структурных подразделений центрального аппарата ОАО «Ульяновскэнерго», перечисленных в акте проверки от 27.09.2016г. (главный бухгалтер, его заместители, начальник юридического отдела и т.д.) предусматривают организацию и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, связанные в т.ч. с техническим надзором за проведением работ, что они относятся к категории инженерно-технических либо педагогических работников или иных категорий, требующих обучения в обучающих специализированных организациях в области охраны труда.
Порядок проведения обучения и проверки знаний определен положениями п. 3.4, 3.5 и 3.6 Постановления от 13.01.2003 N 1/29, согласно которым для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.).
В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.
Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.
Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.
Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Приказом N 156 от 20.03.2015 Первого заместителя Генерального директора ОАО «Ульяновскэнерго» создана постоянно действующая комиссия проверки знаний требований охраны труда работников общества в составе 3 человек (заместитель генерального директора по стратегическому развитию, начальник отдела взаимодействия с сетями, ведущий инженер группы по охране труда). Указанные члены комиссии прошли обучение в специализированной организации ЧУ-ОДПО «Центр обучения специалистов по охране труда», что не оспаривалось стороной ответчика.
В ОАО «Ульяновскэнерго» 31.08.2015г. также утверждена Программа обучения по охране труда работников общества.
Руководители структурных подразделений ОАО «Ульяновскэнерго», указанные в акте проверки гострудинспекции от ДД.ММ.ГГГГ. как не прошедшие обучение по охране труда в специализированной организации, прошли соответствующую проверку на самом предприятии, что подтверждается протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов ОАО «Ульяновскэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ., знания проверяла комиссия в утвержденном приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. составе.
Соответственно, позиция гострудинспекции о том, что все руководители и специалисты, независимо от их функциональных обязанностей, должны проходить обучение по охране труда только в специализированной организации, основана на неверном толковании вышеприведенных положений действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ. является незаконным в части обязания ОАО «Ульяновскэнерго» провести обучение по охране 49 руководителей ОАО «Ульяновскэнерго» по программе не менее 40 часов в специализированном учебном заведении, имеющим лицензию на право проведения такого обучения (пункт 2 предписания).
Между тем, оспариваемое предписание в части п.3, касающегося обязания административного истца обеспечить работников средствами индивидуальной защиты является законным на основании следующего.
Статья 221 ТК РФ предусматривает, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года N 290н обязанностью работодателя является своевременная выдача средств индивидуальной защиты (СИЗ) их учет и контроль.
Как предусмотрено п.22 указанных Правил, СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.
Как следует из представленных административным истцом документов в отношении обеспечения СИЗ работников общества (акты о продлении срока носки средств индивидуальной защиты, личные каточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами»), необходимые средства индивидуальной защиты работникам выдаются, однако после истечения сроков их носки по заключению соответствующей комиссии, созданной в обществе, сроки их носи продляются на определенное время.
Между тем, из содержания вышеприведенного п.22 Правил следует, что по истечении сроков носки средства индивидуальной защиты работниками должны сдаваться и в дальнейшем после проведения определенных мероприятий по уходу за ними и установления их дальнейшей пригодности для эксплуатации такие СИЗ могут выдаваться вновь. Следовательно, никаких возможностей продления сроков носки СИЗ законодательством не предусмотрено.
При этом, пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ. В связи с чем, доказать пригодность СИЗ, ранее выданных работникам, и в частности сохранение функционала таких СИЗ, обязан именно работодатель.
Между тем, административный истец не представил ни гострудинспектору, ни суду доказательств проведения всех предусмотренных вышеназванными нормами мероприятий по установлению пригодности СИЗ, срок носки которых истек, для дальнейшей их эксплуатации.
При таких обстоятельствах, оснований признавать п.3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» удовлетворить частично.
Признать предписание Государственной инспекции труда в Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго», в части проведения обучения по охране 49 руководителей ОАО «Ульяновскэнерго» по программе не менее 40 часов в специализированном учебном заведении, имеющим лицензию на право проведения такого обучения (пункт 2 предписания) – незаконным.
В остальной части административного иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья И.И.Петрова