НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 10.03.2016 № 2-920/2016

Дело № 2-920/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2016 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Тураевой Т.Е.,

при секретаре Сабитовой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филилеевой В.П. к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о назначении и выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Филилеева В.П. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску.

В обоснование исковых требований указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ года пользуется правом на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ она в очередной раз обратилась с заявлением о предоставлении субсидии, представив необходимый пакет документов.

ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в предоставлении ей государственной услуги по предоставлению субсидии в связи с отсутствием у нее исполнительного документа на взыскание алиментов на содержание детей. С указанным решением не согласна, поскольку ранее на протяжении 4-х лет данное обстоятельство не было препятствием для получения субсидии. Полагает, что обращение за взыскание алиментов является ее правом, а не обязанностью. Ею была предоставлена в орган соцзащиты справка от судебного пристава-исполнителя о том, что в ОСП Железнодорожного района отсутствует исполнительный документ на взыскание алиментов с Казаренко С.Г. на содержание ее детей.

В состав семьи истца входит она и двое несовершеннолетних детей. Размер заработной платы составляет 6 000 руб. и она очень нуждается в субсидии.

Просит обязать Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску принять решение о назначении и выплате ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», в качестве третьего лица - Казаренко С.Г.

В судебном заседании истица Филилеева В.П. поддержала требования, просила обязать ответчиков назначить ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Привела доводы, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что отец детей Казаренко С.Г. помощи в содержании детей в добровольном порядке ей не оказывает, соглашение о выплате алиментов с ним не заключалось. С иском о взыскании с него алиментов она не обращалась и не намерена обращаться, поскольку считает это бесполезным. Полагает, что это ее право, а на обязанность.

Ее отец ФИО5 зарегистрирован в квартире, однако фактически в ней не проживает<данные изъяты>ФИО6 обучается в <данные изъяты>

Представители ответчика - Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску в судебном заседании иск не признали. Привели доводы, аналогичные изложенным в отзыве на иск, суть которых сводится к следующему.

Филилеева В.П. обратилась в Департамент ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К заявлению прилагались копии необходимых документов, в том числе, справка Отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновск от ДД.ММ.ГГГГ о том, что исполнительного документа о взыскании алиментов в пользу истицы на исполнении не имеется.

Решением от 15.12.2015 №526 в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидий истцу было отказано в связи с отсутствием в приложенных документах подтверждения о неполучении алиментов на несовершеннолетних детей истицы.

Условия и порядок назначения субсидии определяются Правилами «Предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761 (далее Правила) с учётом Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.05.2006г .

Согласно имеющейся справки формы от ДД.ММ.ГГГГ состав семьи истицы следующий: истица, <данные изъяты>ФИО6, ДД.ММ.ГГГГр., <данные изъяты>», <данные изъяты>ФИО7, ДД.ММ.ГГГГр., <данные изъяты>ФИО5, пенсионер, инвалид гр.

Совокупный доход семьи для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (п.32 Правил).

В соответствии с пп. «д» п.8 Правил среди прочих документов, установленных пунктом 8 Правил, заявитель должен представить документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

На основании п.34 Правил совокупный доход семьи в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленными Федеральным законом «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания государственной социальной помощи» с учётом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.08.2003г , среди которых и алименты, получаемые членами семьи.

Истица представила в Департамент заявление на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с неполным пакетом документов, а именно отсутствовали сведения о размере алиментов, выплачиваемых Казаренко С.Г. в пользу Филилеевой В.П. на содержание несовершеннолетних детей ФИО7 и ФИО9 Справка, выданная Отделом судебных приставов по <адрес> и <адрес>, не содержит информацию о суммах полученных алиментов либо о неполучении алиментов.

Решение об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидий принято на основании действующего законодательства, права и свободы ФИО2 не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению Филилеевой В.П. ее прав и свобод. Не желание ФИО2 взыскивать с ФИО4 алименты на содержание несовершеннолетних детей не является основанием для назначения субсидии.

Решение об отказе предоставлено истице с информацией об отказе в назначении субсидии и с пояснением причин отказа. Департаментом в назначении и выплате истице субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказано правомерно.

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ-П «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», Распоряжения Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ-р «О мерах по повышению эффективности деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Ульяновской области по предоставлению мер социальной поддержки» и Распоряжения Главного Управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ-р полномочия по выплате пособий, компенсаций, жилищных субсидий и других социальных выплат, установленных законодательством, переданы Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат». Таким образом, выплата субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Департамента не входит.

Представитель ответчика Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве указывает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Приводит аналогичные доводы.

Представитель ответчика Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве указывает, что согласно Положению о Департаменте Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, утверждённому Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 № 196-П «Об утверждении положений о территориальных органах Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области», полномочия по назначению жилищных субсидий, компенсаций, пособий и других социальных выплат, установленных законодательством (далее - социальные выплаты), принадлежат Департаменту.

Таким образом, в компетенцию УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» решение вопроса о назначении жилищных субсидий не входит.

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 01.06.2015 № 243-П «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», Распоряжению Министерства здравоохранения и социального социальной поддержки и Распоряжению Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 26.08,2015 № 285-Р полномочия по выплате жилищных субсидий, компенсаций, пособий и других социальных выплат, установленных законодательством, возложены на УОГКУСЗН «ЕОЦСВ». Также в соответствии с Уставом в предмет деятельности УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» входит функция по реализации бюджетных и иных средств в соответствии с законодательством направляемых Учредителем (т.е. Главным управлением труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области) на оказание мер социальной поддержки населения (подп. 2.3,1.9 Устава).

Следовательно, полномочия по назначению и полномочия по выплате разделены региональным законодательством между Департаментом и УОГКУСЗН «ЕОЦСВ». Кроме того, назначение всех социальных выплат осуществляется Департаментом на основании представленных заявителями документов, подтверждающих их права на получение соответствующих выплат. Информацию о назначении гражданину мер социальной поддержки Департамент вносит в единую базу данных - «Электронный социальный регистр населения» (далее - Регистр). На основании данных Регистра Учреждение осуществляет выплату субсидий, пособий, компенсаций, доплат и т.д. При этом правовые основания и техническую возможность работы в разделе «назначение» в Регистре имеет только Департамент.

В случае удовлетворения судом исковых требований Филилеевой В.П. к Департаменту о возложении обязанности назначить ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» правомочно выплачивать Филилеевой В.П. такие субсидии.

Третье лицо Казаренко С.Г. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени слушания дела извещался по месту регистрации.

Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, определил рассмотреть дело по существу при данной явке.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 9 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Согласно статье 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с названными Правилами при обращении за субсидией заявитель предоставляет документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (пункт 8 "д").

При предоставлении субсидий на оплату ЖКУ к членам семьи заявителя - собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (пункт 18 "б").

При определении совокупного дохода семьи учитываются доходы всех ее членов за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения (пункты 37 - 40). Доходы несовершеннолетних детей получателя субсидии учитываются независимо от раздельного или совместного проживания (пункт 33 "в").

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (пункт 60 "в").

На основании п.34 Правил совокупный доход семьи в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленными Федеральным законом «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания государственной социальной помощи» с учётом видов доходов, указанных в п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, среди которых и алименты, получаемые членами семьи (пп. "ж").

Судом установлено, что Филилеева В.П. являлась получателем субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг на квартиру по адресу: <адрес>. В квартире зарегистрированы истица, ее несовершеннолетние дети ФИО7 и ФИО6, <данные изъяты>ФИО5

Как следует из материалов дела, собственниками жилого помещения, на субсидию по оплате которого претендует истица, являются истица (1\2 доля), несовершеннолетние дети истицы ФИО7 и ФИО6 (по 1\4 доле). Отец несовершеннолетних собственников - детей истицы ФИО4 проживает отдельно.

По истечении шестимесячного срока получения субсидии истица ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась с заявлением на получение субсидии в орган социальной защиты.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Филилеевой В.П. было отказано со ссылкой на отсутствие в приложенных документах подтверждения о неполучении алиментов на несовершеннолетних детей истицы.

Как было указано выше, одним из условий получения мер государственной социальной поддержки является предоставление заявителем полных сведений о доходах семьи, включая доходы несовершеннолетнего ребенка, поскольку это необходимо для установления права на получение государственной социальной поддержки, при этом предоставление требуемых документов возложено на заявителя.

Как видно из материалов дела, истица представила в Департамент справку, выданную Отделом судебных приставов по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновск, в которой указано, что исполнительный документ на взыскание алиментов в пользу Филилеевой В.П. с Казаренко С.Г. на содержание детей ФИО7 и ФИО6 в ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску УФССП России по Ульяновской области на исполнении отсутствует.

Из пояснений истца следует, что судебного решения о взыскании с Казаренко С.Г. алиментов на содержание несовершеннолетних детей ФИО7 и ФИО6 не имеется, соглашение об оплате алиментов между истцом и отцом детей не заключено, отец в содержании детей не участвует. Вместе с тем, истица не намерена обращаться в суд с иском о взыскании алиментов, что ей устно было предложено ответчиком, поскольку обращение в суд с иском о взыскании алиментов является ее правом, а на обязанностью.

Безусловно, закон не возлагает на истца обязанность по обращению в суд за принудительным взысканием алиментов. Вместе с тем, по мнению суда, позиция истца является ошибочной, основанной на неправильном толковании закона по следующим основаниям.

Как следует из ст. 80 Семейного кодекса РФ, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.

В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Статьей 81 Семейного кодекса Российской Федерации определено при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

В силу ст. 103 Семейного кодекса Российской Федерации размер алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, определяется сторонами в этом соглашении.

Размер алиментов, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке (статья 81 настоящего Кодекса).

По мнению суда, устное предложение ответчика истцу обратиться за взысканием алиментов законодательно обосновано, ориентировано на принятие объективного решения о праве семьи истца на государственную поддержку и носит разъяснительный, а не обязывающий характер. Следует учесть и то, что обязанность по содержанию детей несут, в первую очередь, их родители. Оплата расходов, связанных, в том числе, с проживанием, является одной из целей алиментных обязательств родителей и детей. В случае неполучения детьми содержания от их родителей, государство оказывает социальную помощь малообеспеченным семьям.

Довод истицы о том, что ранее ею неоднократно предоставлялась ответчику справка аналогичного содержания, при этом вопросов к ней не возникало и судбсидия ей предоставлялась, не является основанием для удовлетворения ее требований. При вышеуказанных обстоятельствах тот факт, что ранее меры социальной поддержки получались истцом без представления иных документов, подтверждающих отсутствие получаемых истцом на содержание несовершеннолетних детей средств от отца, о незаконности принятого ответчиком решения не свидетельствует.

По мнению суда, представленная истцом справка, согласно которой в ОСП не имеется исполнительного листа на взыскание алиментов на несовершеннолетних детей истицы, не подтверждает размер доходов, получаемых на содержание несовершеннолетних детей, что не позволило ответчику однозначно определить доход семьи и, как следствие, установить право на получение государственной социальной поддержки. Пояснения истца о том, что отец несовершеннолетних детей не участвует в их содержании, не подтверждено доказательствами. Данное обстоятельство могло бы быть подтверждено, например, справкой судебного пристава о том, что отцом детей истца не исполняется решение суда о взыскании с него алиментов.

Определение того, какие именно документы (соглашение об уплате алиментов, судебное решение или иные документы, подтверждающие фактическое добровольное исполнение алиментных обязательств плательщиком алиментов) в каждом конкретном случае подтверждают размер доходов, получаемых на содержание несовершеннолетних детей, обусловлено тем, какая форма реализации алиментных обязательств по отношению к таким детям выбрана их родителями (статья 80 Семейного кодекса Российской Федерации) - добровольная (соглашение родителей об уплате алиментов, фактическое добровольное исполнение алиментных обязательств) или принудительная (на основании решения суда). При этом, как было указано выше, законом на заявителя возложена обязанность представить сведения о размере доходов своих и всех членов семьи.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в предоставлении семье истца мер государственной социальной поддержки по основанию, предусмотренному федеральными законами, является правомерным, право истицы, имеющей несовершеннолетних детей, на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, не было ограничено.

Суду также истцом не был представлен документ, подтверждающий размер доходов, получаемых истцом на содержание несовершеннолетних детей, в связи с чем оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

При этом истец не лишена возможности вновь обратиться в орган соцзащиты за предоставлением субсидии, предоставив документ, подтверждающий размер доходов, получаемых истцом на содержание несовершеннолетних детей,

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194,196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требовании Филилеевой В.П. к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Е.Тураева