НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 08.04.2011 № 2-1923

                                                                                    Ленинский районный суд города Ульяновска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд города Ульяновска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1923/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2011 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Логинова Д.А.,

при секретаре Милованове Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Н.А. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области о признании права собственности на автомобиль,

Установил:

Кузнецов Н.А. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании права собственности на автомобиль.

В обоснование иска указал, что ему принадлежит автомобиль ВАЗ 210740, государственный регистрационный знак №, 2008 года выпуска.

Данный автомобиль он получил, являясь инвалидом 2-ой группы, на основании договора № передачи автомобиля в безвозмездное пользование, заключённого с ОАО «Симбирск-Лада» ДД.ММ.ГГГГ, в целях реализации государственного контракта от 15.04.2008 г. №08\150\50732, который заключён с Федеральным агенством по здравоохранению и социальному развитию, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. №561 «Об обеспечении транспортными средствами за счёт средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 01.01.2005 г. органами социальной защиты населения субъектов РФ на учёт по обеспечению транспортными средствами». В соответствии с Постановлением автомобиль предоставлен бесплатно в безвозмездное и бессрочное пользование, не подлежит отчуждению третьим лицам, в том числе продаже и дарению.

Однако вышеуказанное Постановление Правительства РФ отменено постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплат единовременной денежной компенсации за счёт средств федерального бюджета инвалидам, которые 01.01.2005 г. состояли на учёте в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно и на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями». Пункт 5 Постановления гласит, что легковые автомобили предоставляются инвалидам в собственность

Согласно Постановлению Правительства РФ №508 «О передаче инвалидам в собственность легковых автомобилей», легковые автомобили, выданные инвалидам в собственность по медицинским показаниям бесплатно в безвозмездное пользование за счёт средств федерального бюджета, подлежат передаче в собственность по их заявлению.

В январе 2011 г. Кузнецов Е.А., действующий от имени истца, обратился в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с заявлением о передаче автомобиля в собственность. 19.01.2011 г. был получен ответ, в котором сказано, что при поступлении от Министерства здравоохранения и социального развития РФ определённого порядка оформления автомобилей в собственность будет разработано распоряжение по данному вопросу на уровне области.

На сегодняшний день порядок оформления автомобилей в собственность отсутствует, что нарушает права истца.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области.

В судебное заседание истец не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие и удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель истца Кузнецов Е.А. в ходе судебного заседания просил удовлетворить заявленные исковые требования, поддержал доводы искового заявления.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал следующее. В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» 6 сентября 2007 года Правительством РФ было принято Постановление № 561 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».

В соответствии с указанным Постановлением, транспортные средства - легковые автомобили, предоставляются бесплатно за счёт средств федерального бюджета инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий, а также участникам ВОВ, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), имеющим медицинские показания на бесплатное получение автомобилей и впервые поставленным до 1 января 2005 года на учёт по обеспечению автомобилями в соответствии с действовавшими до указанной даты нормативными правовыми актами, органами социальной защиты населения субъектов РФ.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации №508 «О передаче инвалидам в собственность легковых автомобилей» легковые автомобили, выданные инвалидам в соответствии с медицинскими показаниями бесплатно в безвозмездное пользование за счет средств федерального бюджета на основании государственных контрактов, заключенных Федеральным агентством по здравоохранению и социального развития Российской Федерации, подлежат передаче в собственность по их заявлению.

В настоящий момент порядок оформления автомобилей в собственность отсутствует. Автомобиль не является собственностью Кузнецова Н.А. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве указал следующее.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - Территориальное управление, ТУ Росимущества в Ульяновской области) по существу заявленных Кузнецовым Н.А. требований к Территориальному управлению о признании права собственности на автомобиль ВАЗ 210740, государственный регистрационный знак №, 2008 года выпуска, возражает по следующим основания.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства №432 от 05.06.2008 г. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

В соответствии с п. 5.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №321 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в том числе (п.5.2.100.34 указанного Положения) перечень показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Также пункт 5.6 названного положения возлагает обязанность по организации деятельности по реабилитации инвалидов, в том числе по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации на Министерство здравоохранения и социального развития.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. №321 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с п.2.1 Положения о Министерстве труда и социального развития Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 01.07.2010 г. №214-П Министерство труда и социального развития Ульяновской области осуществляет следующие виды деятельности: управление предоставлением социальной помощи в установленном порядке; управление социальной поддержкой отдельных категорий населения; управление социальным обслуживанием граждан в трудных жизненных ситуациях, в том числе детей, граждан пожилого возраста и инвалидов; управление обеспечением жизнедеятельности инвалидов.

Таким образом, полномочиями по предоставлению технических средств инвалидам в порядке, установленном законодательством наделены Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Таким образом, ТУ Росимущества в Ульяновской области, действующие на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, утвержденного Приказом Росимущества №63 от 05.03.2009 г. не осуществляет полномочия собственника в отношении указанного транспортного средства.

Следовательно, в силу отсутствия материально-правовых отношений между истцом и ТУ Росимущества в Ульяновской области Территориальное управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц - Министерства здравоохранения Ульяновской области и ОАО «Симбирск-лада» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица - УГИБДД УВД по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав представителя истца, изучив материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 «Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 321 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции, в том числе, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, социальной защиты населения, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, социальное обслуживание населения,

В соответствии с п.5.2. Положения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минздравсоцразвития России самостоятельно принимает, в том числе, перечень показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (п. 5.2.100.34.)

Согласно п.5.5. Положения Минздравсоцразвития России осуществляет, в том числе, функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций. Минздравсоцразвития России в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности.

В соответствии с п.5.6 Положения Минздравсоцразвития России организует: деятельность по реабилитации инвалидов, в том числе по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

Пунктом 1.1. «Положения о Министерстве труда и социального развития Ульяновской области», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 01.07.2010 г. N 214-П Министерство труда и социального развития Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим государственное управление и реализующим государственную политику в сфере труда и социального развития на территории Ульяновской области.

Согласно п.2.1. Положения Министерство осуществляет: управление предоставлением социальной помощи в установленном порядке; управление социальной поддержкой отдельных категорий населения; управление социальным обслуживанием граждан в трудных жизненных ситуациях, в том числе детей, граждан пожилого возраста и инвалидов; управление обеспечением жизнедеятельности инвалидов;

Как следует из п.2.2.4. Положения в области социальной поддержки населения Министерство в установленном порядке предоставляет технические средства реабилитации (специальный транспорт).

В соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства №432 от 05.06.2008 г. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

Как следует из п.4.1. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, утвержденного Приказом Росимущества №63 от 05.03.2009 г. Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативно-правовыми актами Правительства РФ.

На основании вышеизложенного суд полагает, что надлежащими ответчиками по делу являются Министерство труда и социального развития Ульяновской области и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалиды войны имели право при наличии медицинских показаний на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.

Статьей 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также было установлено, что инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ с 01 января 2005 года подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» и статья 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признаны утратившими силу.

В рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 561 (далее Постановление).

Согласно пункту 1 Постановления, автомобили предоставлялись бесплатно за счет средств федерального бюджета инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), имеющим медицинские показания на бесплатное получение автомобилей и впервые поставленным до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения - субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению автомобилями в соответствии с действовавшими до указанной даты законодательными и иными нормативными правовыми актами. Пунктом 4 Постановления предусматривалось, что автомобили предоставляются инвалидам в безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Из материалов дела усматривается, что Кузнецову Н.А. на основании договора от 24 апреля 2008 года № 482 о передаче автомобиля в безвозмездное пользование был предоставлен автомобиль марки LADA 210740, 2008 года выпуска.

Предоставление автомобиля истцу на праве безвозмездного пользования было произведено в соответствии с действующим в тот период времени законодательством, предусматривающим, что транспортные средства предоставлялись инвалидам в пользование, а не в собственность.

Постановление в настоящее время признано недействующим.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В связи с Указом Президента Российской Федерации от 06 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» Правительством РФ принято новое Постановление от 12 сентября 2008 года № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» (далее Постановление).

Постановлением утверждены Правила предоставления легковых автомобилей и Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.

Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что легковые автомобили предоставляются инвалидам в собственность.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 12.07.2010 г. N 508 «О передаче инвалидам в собственность легковых автомобилей» установлено, что легковые автомобили, выданные инвалидам в соответствии с медицинскими показаниями бесплатно в безвозмездное пользование за счет средств федерального бюджета на основании государственных контрактов, заключенных Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подлежат передаче инвалидам в собственность по их заявлению.

Как следует из п.2 данного Постановления Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации определить порядок оформления автомобилей, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, в собственность инвалидов.

До настоящего времени порядок оформления автомобилей в собственность инвалидов не разработан.

В январе 2011 г. Кузнецов Е.А., действующий от имени истца, обратился в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с заявлением о передаче автомобиля в собственность. 19.01.2011 г. был получен ответ, в котором сказано, что при поступлении от Министерства здравоохранения и социального развития РФ определённого порядка оформления автомобилей в собственность будет разработано распоряжение по данному вопросу на уровне области.

В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Суд полагает, что отсутствие в настоящее время порядка оформления автомобилей в собственность инвалидов не может являться основанием для отказа в передаче предоставленного истцу автомобиля в собственность и ограничения, в связи с этим, прав гражданина, поскольку «Правилами предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями», утвержденными постановлением Правительства от 12.09.2008 г. № 670, а также Постановлением Правительства РФ от 12.07.2010 г. N 508 «О передаче инвалидам в собственность легковых автомобилей» установлена такая возможность.

Исходя из вышеизложенного, исковые требования Кузнецова Н.А. о признании права собственности на автомобиль LADA 210740, VIN №, двигатель №, кузов №№, цвет кузова темно-вишневый, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.12,56,294-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Кузнецовым Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на автомобиль LADA 210740, VIN №, двигатель №, кузов №№, цвет кузова темно-вишневый.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья Д.А.Логинов