НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 05.03.2020 № 2А-1130/20

Дело №2а-1130/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2020 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Тураевой Т.Е.,

при секретаре Фахуртдиновой Р.Р.,

с участием административного истца Крайнова Д.Ю.,

представителей административных ответчиков Бердникова О.Н., Камаевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крайнова Дмитрия Юрьевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Засвияжскому району г.Ульяновска о признании незаконным решения, возложении обязанности выдать справку,

УСТАНОВИЛ:

Крайнов Д.Ю. обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к УМВД России по Ульяновской области. С учетом уточнения требований просит признать незаконным ответ от ДД.ММ.ГГГГ, данный УМВД РФ по Ульяновской области через ОМВД РФ по Засвияжскому району г.Ульяновска, возложить на ответчика обязанность выдать ему справку о гражданстве СССР.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска

В исковом заявлении истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письменным заявлением к ответчику, в котором просил выдать справку о наличии у него гражданства СССР. К заявлению приложил ответ от 26.12.2018, две фотографии, примерную форму справки о гражданстве СССР.

Также указал, что является гражданином СССР/РСФСР, из гражданства не выходил, в другое гражданство не вступал. Гражданство СССР/РСФСР приобрел на основании Закона о гражданстве СССР ст. 13 — по праву рождения на территории СССР: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено ответчиком в адресованном истцу ответе от 26.12.2018.

Положение о паспортной системе в СССР от 28.08.1974 действует в настоящее время на территории РФ, и органы МВД РФ руководствуются им в своей работе, что также подтверждается ответом ГУВМ МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.18 указанного Положения гражданин СССР может (и должен) получить справку о наличии гражданства, удостоверяющую его личность, которая является временным удостоверением личности гражданина СССР при отсутствии паспорта гражданина СССР. Форма справки утверждена МВД СССР и включает в себя фото гражданина и его адресные и паспортные данные.

Также указывает, что паспорт СССР был изъят у него в ДД.ММ.ГГГГ году органами МВД РФ, когда он обратился с заявлением о вклеивании в него фотографии по достижении возраста 25 лет. Считает, что изъятие паспорта было незаконным.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказался выдавать истцу справку о гражданстве СССР, сославшись на прекращение существования СССР. Считает отказ незаконным, а мотивировку — не соответствующей реальности, так как СССР существует в настоящее время как государство в составе ООН, является членом СБ ООН, что подтверждается Письмом Президента РСФСР Б.Н.Ельцина от 24.12.1991 Генеральному Секретарю ООН, Постановлением ГД РФ от 15.03.1996 №157-II.

В указанном Письме Президент РСФСР подтвердил на высшем (международном) уровне факт существования СССР как государства, члена международного сообщества и одной из стран-учредителей ООН. Россия приняла на себя все обязательства СССР и обязалась их выполнять. Вместо наименования «СССР» в ООН используется наименование «Российская Федерация». Это означает, что РФ является ныне продолжателем СССР и представляет не только свои, но и интересы СССР в ООН.

Постановление ГД РФ №157-11 от 15.03.1996 определяет, что решение о роспуске СССР, принятое при подписании «Беловежских соглашений» в декабре 1991 года не имеет для РФ юридической силы, а лица, подписавшие их — грубо нарушили свои полномочия и волю народа, выраженную на Референдуме о сохранении СССР от 17.03.1991. Более того: РФ (до 1992 года именовавшаяся РСФСР) никогда не выходила из состава СССР в соответствии с законодательством СССР — не проводила референдум о выходе. Декларация о независимости РСФСР от 12.06.1990 определила статус РСФСР как независимого, суверенного государства в составе СССР. Эта Декларация гарантировала также и права граждан СССР властями РСФСР (п.11). Полномочия МВД СССР перешли к МВД РСФСР в соответствии с Постановлением Правительства РСФСР №52 от 19.12.1991.

Указанные выше обстоятельства (документы и обязательства высшей власти) являются международными обязательствами РФ, которые согласно п.4 ст. 15 Конституции РФ являются частью правовой системы РФ и должны безусловно применяться. Эти обязательства не противоречат Конституции РФ, т.к. опираются на Декларацию о независимости РСФСР от 12.06.1990, которая сама по себе дает начало государственности Российской Федерации.

Требование выдать справку о наличии гражданства, подтверждающую личность гражданина, является обоснованным, направленным на защиту прав человека, закрепленных ст.15 Всеобщей Декларации Прав Человека. Российская Федерация, являясь продолжателем СССР, приняла на себя все обязательства СССР, в том числе и обязательства вести учет граждан, гарантировать права человека и право на гражданство в соответствии с указанной Декларацией.

В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал, привел доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель административного ответчика УМВД России по Ульяновской области Бердников О.Н. иск не признал. Привел доводы, аналогичные изложенным в отзыве на иск, суть которых сводится к тому, что оспариваемый отказ в выдаче справки от ДД.ММ.ГГГГ был дан ОМВД России по <адрес>, являющимся самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем УМВД России по Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, у УМВД России по Ульяновской области и у территориальных органов МВД России по Ульяновской области отсутствуют полномочия по выдаче справки о наличии гражданства СССР/РСФСР. Инструкцией об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений, утвержденной приказом МВД России от 16 сентября 2019 г. № 623, утвержден рекомендуемый образец справки наличия гражданства Российской Федерации. Образец справки о наличии гражданства СССР Инструкция не предусматривает. Истец документирован паспортом гражданина РФ. На основании Указа Президента Российской Федерации от 13.03.1997 № 232, Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Гражданство РФ Крайнов Д.Ю. приобрел на законных основаниях по признанию в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», а гражданство СССР утрачено им в связи с прекращением существования СССР.

Нарушений действующего законодательства при рассмотрении обращения Крайнова Д.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами УМВД России по Ульяновской области, ОМВД России по Засвияжскому району не допущено, права и свободы Крайнова Д.Ю. не нарушены, не созданы препятствия к их осуществлению.

Представитель ответчика ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска Камаева Ю.Н. в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению, привела аналогичные доводы.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Крайнов Дмитрий Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес>, документирован паспортом гражданина Российской Федерации , выданным ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Ульяновской области.

ДД.ММ.ГГГГ Крайнов Д.Ю. обратился в УМВД России по Ульяновской области с заявлением, в котором просил выдать ему справку о наличии у него гражданства СССР/РСФСР с фотографией для подтверждения его личности как гражданина СССР/РСФСР (в случае такой необходимости).

По резолюции заместителя начальника УМВД России по Ульяновской области обращение Крайнова Д.Ю. передано для рассмотрения по существу и принятия решения в ОМВД России по Засвияжскому району г. Ульяновска.

ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по Засвияжскому району г. Ульяновска заявителю был дан ответ, в котором указано, что выдать справку о наличии у него гражданства СССР/РСФСР не представляется возможным.

Не согласившись с данным ответом, Крайнов Д.Ю. обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.

Согласно на Указу Президента Российской Федерации от 13.03.1997 №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 №828, основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Приказом МВД России от 16.09.2019 № 623 утверждена Инструкция об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений, которая определяет порядок деятельности территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, в том числе при оформлении материалов по вопросам гражданства Российской Федерации (определение, оформление и удостоверение наличия гражданства Российской Федерации, признание гражданином Российской Федерации, прием в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации или выход из гражданства Российской Федерации, выдача уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации).

Приложением № 15 к Инструкции утвержден рекомендуемый образец справки наличия гражданства Российской Федерации. Образец справки о наличии гражданства СССР данная Инструкция не предусматривает.

Доводы истца о нарушении ответчиками п. 18 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 N 677 «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР», суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно п. 18 указанного Положения граждане обязаны бережно хранить паспорта. Об утрате паспорта гражданин должен немедленно заявить в органы внутренних дел, которые по его просьбе выдают ему об этом справку. Форма справки устанавливается Министерством внутренних дел СССР.

Из буквального толкования текста данной нормы следует, что справка выдается гражданину при утрате паспорта. Указанная справка является временным документом, удостоверяющим личность гражданина, и выдается на время до получения гражданином нового паспорта взамен утраченного. Вместе с тем, таких обстоятельств, как утрата истцом паспорта, либо отсутствие у истца документа, удостоверяющего его личность, в ходе судебного разбирательства не установлено.

Таким образом, истцом не приведено сведений о том, каким нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не соответствует отказ в выдаче истцу справки о гражданстве СССР/РСФСР.

Доказательств, подтверждающих нарушение прав истца оспариваемым ответом, суду также не представлено. Доводы истца о том, что отсутствие у истца указанной справки влечет невозможность защиты Крайнова Д.Ю., как гражданина СССР, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, суд находит надуманными, не подтвержденными соответствующими доказательствами. Доводы о нарушении прав истца на гражданство являются несостоятельными, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, истец является гражданином РФ, с заявлениями о выходе из гражданства РФ в уполномоченные органы не обращался.

Таким образом, истцом не представлено доказательств того, что отказом в выдаче ему указанной справки нарушены или оспорены какие либо его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Само по себе несогласие административного истца с содержанием оспариваемого ответа, по мнению суда, не свидетельствует о его незаконности.

Более того, согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемым отказом, на обращение истца в установленный Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59 срок ему ответчиком дан мотивированный ответ в рамках своей компетенции, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требования о признании ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности выдать Крайнову Д.Ю. справку гражданина СССР/РСФСР надлежит отказать в полном объеме.

Все иные доводы административного истца, касающиеся существования в настоящее время СССР, наличия у истца гражданства СССР, а также незаконном изъятии у него паспорта гражданина СССР в 2001 г. при его обращении за вклеиванием фотографии в паспорт в связи с достижением 25-ти летнего возраста, не являются предметом судебного разбирательства и не относятся к существу рассматриваемого спора.

На основании изложенного, в удовлетворении административного иска Крайнова Д.Ю. следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Крайнова Дмитрия Юрьевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Засвияжскому району г.Ульяновска о признании незаконным ответа Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Засвияжскому району г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности выдать Крайнову Дмитрию Юрьевичу справку о гражданстве Союза Советских Социалистических Республик отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Е.Тураева

Решение в окончательной форме изготовлено 13.03.2020.