НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 04.09.2013 № 2-6755/13

2-6755\13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 сентября 2013 г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Родионовой В.П.,

При секретаре Исаевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению ФИО1 имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска к Старостину И.Ю. о взыскании налога на добавленную стоимость

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что в соответствии с Положением о Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска (далее - Комитет), утверждённым решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90, Комитет осуществляет приватизацию муниципального имущества в установленном законом порядке.

16.08.2010 между Комитетом и Старостиным И.Ю. заключен договор купли-продажи недвижимого имущества №. Предметом договора купли-продажи являются нежилые помещения общей площадью 1 167,7 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>.

Цена приобретённого ответчиком имущества составила 10 032 600 руб. без учёта налога на добавленную стоимость.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ульяновска (далее - Инспекция) была проведена выездная налоговая проверка Комитета и составлен акт от 06.06.2012 № ДСП.

При проведении проверки Инспекцией было установлено, что операции по реализации муниципального имущества, в том числе физическим лицам, признаются объектом налогообложения налога на добавленную стоимость.

В связи с этим решением Инспекции от 29.06.2012 №, изменённым решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 30.08.2012 №, Комитету было предложено перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 21 688 317 руб. Указанная сумма была рассчитана по договорам купли-продажи муниципального имущества, заключенным в физическими лицами в период 2009 - 2011 годов.

При этом, в решении Управления указано, что квалификация Комитета в качестве плательщика налога на добавленную стоимость является ошибочной.

Таким образом, не являясь плательщиком НДС, Комитет должен перечислить из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в федеральный бюджет сумму налога на добавленную стоимость по договорам купли-продажи недвижимого имущества, заключенным с физическими лицами.

Считает, что сумма НДС должна быть возмещена Комитету покупателями
муниципального имущества - физическими лицами, поскольку муниципальное имущество
приобреталось ими не для личных нужд, а для ведения предпринимательской деятельности и получения прибыли. Недвижимое имущество по <адрес>, приобретённое ответчиком, представляет собой нежилые помещения. На момент продажи помещения использовались в качестве торговых (магазин «Гулливер»).

Определяя рыночную стоимость данного имущества в отчёте №, оценщик указал, что наилучшим и наиболее эффективным использованием помещений является их текущее использование в качестве объекта торгового назначения. То есть данные помещения относятся к коммерческой недвижимости.

В пункте 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Для целей налогообложения в статье 11 Налогового кодекса РФ индивидуальными предпринимателями признаются лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ. при исполнении обязанностей, возложенных на них, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, являются плательщиками в соответствии с нормами налогового законодательства, в том числе плательщиками налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, ответчик, являющийся покупателем муниципального имущества, и приобретающий данное имущество для осуществления предпринимательской деятельности, после заключения договора купли-продажи, обязан был уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1.1 договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.08.2010 №, ответчик приобрёл нежилые помещения площадью 1167,7 кв. м, расположенные в <адрес>, при продаже посредством публичного предложения по цене 10 032 600 руб. без учёта НДС. Таким образом, сумма НДС составляет 1 805 868 руб. (18% от стоимости помещений). Просит взыскать с Старостина И.Ю. в пользу Комитета убытки в сумме 1 805 868 руб.

В судебном заседании представитель истца поддержал иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Старостин И.Ю. в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов Убаськиной А.В.

Представитель ответчика Убаськина А.В., действующая на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании указала на непризнание иска. Поддержала письменные возражения на иск, приводя следующие доводы. Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ: «При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога».То есть, при реализации физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, сумма налога на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается лицами, осуществляющими реализацию данного имущества (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 г. №16055/11; Определение ВАС РФ от 12.09.2012 г. № ВАС-12001/12; Определение ВАС РФ от 17.04.2013 г. № ВАС-4149/13). Ответчик не является индивидуальным предпринимателем, у него отсутствует обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость. В данном случае -это обязанность Комитета.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

16.08.2010 между Комитетом и Старостиным И.Ю. заключен договор купли-продажи недвижимого имущества №. Предметом договора купли-продажи являются нежилые помещения общей площадью 1 167,7 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 1.1 договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.08.2010 №, ответчик приобрёл нежилые помещения площадью 1 167,7 кв. м, расположенные в <адрес>, при продаже посредством публичного предложения по цене 10 032 600 руб. без учёта НДС. Сумма НДС составляет 1 805 868 руб. (18% от стоимости помещений).

Из сообщения ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска следует, что ответчик в качестве индивидуального предпринимателя в инспекции не регистрировался.

В силу части 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

В соответствии со ст. 23 НК Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (п. 1); за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК Российской Федерации).

В силу ст. 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ: «При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога».

То есть, при реализации физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, сумма налога на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается лицами, осуществляющими реализацию данного имущества.

Истцом суду не представлено доказательств, подтверждающих, что ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность, нежилые помещения приобретались им для использования в предпринимательской деятельности. В связи с чем, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца суммы НДС от стоимости проданного имущества в размере 1805868 руб. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ПК РФ.

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска о взыскании со Старостина И.Ю. налога на добавленную стоимость в размере 1805868 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ульяновска со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: В.П.Родионова