НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 03.03.2020 № 2-745/20

Дело № 2-745/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2020 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Брызгаловой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании незаконными начисления задолженности и производимых удержаний,

У С Т А Н О В И Л:

истица ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском. Исковые требования мотивированы тем, что она является неработающим пенсионером и получателем компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг. Недобросовестных действия с ее стороны допущено не было, однако, ответчик выставляет ей сумму переплаты по компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 11 437, 94 руб.

Истица просит на основании ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ признать незаконным начисление ей задолженности по компенсации в указанном размере и в указанные периоды времени и признать задолженность в сумме 11 437, 94 руб. отсутствующей.

В судебном заседании истица ФИО1 на доводах иска настаивала и дала аналогичные пояснения. Принимала участие в судебном заседании лично и с применением системы видеоконференцсвязи. Уточнила, что имеет место незаконное начисление суммы переплаты по компенсации.

Представитель ответчика по доверенности - ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения возражает по доводам искового заявления, считает их безосновательными, а требования не подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам. Субсидия на оплату ЖКУ предоставляется гражданам в соответствии со статьёй 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Правила предоставления субсидий утверждены постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Правила). Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 №857 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761» утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий (далее – Методические рекомендации). В соответствии с Законом Ульяновской области от 19.12.2007 г. №217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области» предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. При определении размера субсидии применяется п.8д Правил, где говорится о документах, прилагаемых к заявлению о предоставлении субсидии, в том числе содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц; IV разделом Правил, где приводятся формулы для расчета субсидии; и п.27 Правил, согласно которому, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уменьшенные на размер предоставленной меры социальной поддержки на оплату ЖКУ. Согласно Статьи 2 п.1, п.1.1 Закона Ульяновской области от 19.12.2007 г. №217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области», одиноко проживающим пенсионерам нетрудоспособного возраста, чья сумма расходов на оплату ЖКУ, уменьшенная на размер назначенных гражданину мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, превышает сумму равную 10 процентам от совокупного дохода одиноко проживающего гражданина, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области. Согласно вышеуказанным законам по истечении выплатного периода производится сравнение выплаченных сумм субсидий, компенсаций с фактическими расходами получателей на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом предоставляемых льгот. При этом фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это расходы, которые гражданин понес в период получения субсидии, компенсации. Сопоставление размера полученных сумм субсидий, компенсаций с фактическими расходами на оплату ЖКУ производится не общим итогом, а помесячно (за каждый отдельный расчетный период). При сравнении учитываются расходы на оплату ЖКУ, понесенные в конкретном месяце, уменьшенные на размер предоставленной в этом месяце льготы на оплату ЖКУ. По итогам сравнения размеров выплаченной субсидии и/или компенсации с фактическим расходами на оплату ЖКУ получателя производится не только удержание излишне выплаченных сумм, если субсидия или компенсация превысила фактические расходы семьи на оплату ЖКУ, но и доплата в пределах расчетной величины субсидии и компенсации, если расходы на оплату ЖКУ в течение выплатного периода увеличились, а размер субсидии и компенсации был ниже расчетного размера. Согласно п.49 и п.50 Правил предоставления субсидий утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и п.10 Закона Ульяновской области с изменениями от 03.06.2015 №79-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области», в случае отсутствия у гражданина права на получение выплат в будущем, излишне полученные в качестве субсидии, компенсации денежные средства подлежат добровольному возврату в бюджет в течении трех месяцев со дня выявления факта превышения размера представленной субсидии, компенсации над фактически понесенными расходами на оплату ЖКУ. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных в качестве субсидии, компенсации денежных средств, в отношении гражданина принимаются предусмотренные законодательством РФ меры по их принудительному взысканию. По представленным истицей документам для сравнения выплаченных сумм компенсации с фактическими расходами на оплату ЖКУ с учетом предоставленных льгот, за периоды с 01.05.2017 года по 30.04.2018 года и с 01.11.2018 по 30.04.2019 года, образовалась переплата в размере 11 437,94 руб. ОГКУСЗН Ульяновской области было принято решение об удержании вышеуказанной суммы в одностороннем порядке в соответствии и с Законом Ульяновской области от 19.12.2007 г. №217-ЗО. Так же в данной ситуации неприменимы положения ст. 1109 ГК РФ, так как сложившиеся правоотношения регулируются иными нормативно-правовыми актами, не подпадают под действие ст. 1102 ГК РФ и не являются неосновательным обогащением. Просит отказать ФИО1 в удовлетворении иска.

Выслушав истицу, представителей ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами.

В соответчики с ч.ч.1,2 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.

Как установлено в судебном заседании истица ФИО1 является получателем компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных слуг, предусмотренной Законом Ульяновской области от 19.12.2007 года за №217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области». Кроме того, ФИО1 предоставляется льгота как ветерану труда Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области №10-ЗО от 09.01.2008 года «О звании «Ветеран труда Ульяновской области».

В соответствии с Законом Ульяновской области от 19.12.2007 г. №217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области» предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Ульяновской области от 19.12.2007 года за №217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области» гражданин признается нуждающимся в получении компенсации, если размер расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенных за месяц, предшествующий месяцу обращения за предоставлением компенсации, превышает величину, равную 10 процентам среднемесячного совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина.

При определении права на компенсацию размер расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уменьшается на размер назначенных гражданину и (или) проживающим совместно с ним лицам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки по оплате ЖКУ), субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и иных выплат, предоставляемых для целей оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения за назначением компенсации. В совокупном доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина при определении права на компенсацию и расчете ее размера не учитываются меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Ульяновской области №10-ЗО от 09.01.2008 года «О звании «Ветеран труда Ульяновской области» граждане, удостоенные звания "Ветеран труда Ульяновской области", достигшие возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), имеют право на получение следующих мер государственной социальной поддержки: ежемесячной денежной компенсации расходов, связанных с внесением платы за коммунальные услуги, в размере 50 процентов указанной платы.

Порядок предоставления мер государственной социальной поддержки, установленных настоящей статьей, определяется Правительством Ульяновской области.

Субсидия на оплату ЖКУ предоставляется гражданам в соответствии со статьёй 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Правила предоставления субсидий утверждены постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 года №857 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761» утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий (далее – Методические рекомендации).

При определении размера субсидии применяется п.8д Правил, где говорится о документах, прилагаемых к заявлению о предоставлении субсидии, в том числе содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц; IV разделом Правил, где приводятся формулы для расчета субсидии; и п.27 Правил, согласно которому, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уменьшенные на размер предоставленной меры социальной поддержки на оплату ЖКУ.

Согласно Статьи 2 п.1, п.1.1 Закона Ульяновской области от 19.12.2007 г. №217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области», одиноко проживающим пенсионерам нетрудоспособного возраста, чья сумма расходов на оплату ЖКУ, уменьшенная на размер назначенных гражданину мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, превышает сумму равную 10 процентам от совокупного дохода одиноко проживающего гражданина, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области.

Согласно вышеуказанным законам по истечении выплатного периода производится сравнение выплаченных сумм субсидий, компенсаций с фактическими расходами получателей на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом предоставляемых льгот. При этом фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это расходы, которые гражданин понес в период получения субсидии, компенсации.

Сопоставление размера полученных сумм субсидий, компенсаций с фактическими расходами на оплату ЖКУ производится не общим итогом, а помесячно (за каждый отдельный расчетный период). При сравнении учитываются расходы на оплату ЖКУ, понесенные в конкретном месяце, уменьшенные на размер предоставленной в этом месяце льготы на оплату ЖКУ. По итогам сравнения размеров выплаченной субсидии и/или компенсации с фактическим расходами на оплату ЖКУ получателя производится не только удержание излишне выплаченных сумм, если субсидия или компенсация превысила фактические расходы семьи на оплату ЖКУ, но и доплата в пределах расчетной величины субсидии и компенсации, если расходы на оплату ЖКУ в течение выплатного периода увеличились, а размер субсидии и компенсации был ниже расчетного размера.

Согласно п.49 и п.50 Правил предоставления субсидий утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и п.10 ст. 4 Закона Ульяновской области с изменениями от 03.06.2015 №79-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области», в случае отсутствия у гражданина права на получение выплат в будущем, излишне полученные в качестве субсидии, компенсации денежные средства подлежат добровольному возврату в бюджет в течении трех месяцев со дня выявления факта превышения размера представленной субсидии, компенсации над фактически понесенными расходами на оплату ЖКУ. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных в качестве субсидии, компенсации денежных средств, в отношении гражданина принимаются предусмотренные законодательством РФ меры по их принудительному взысканию.

По сравнительному анализу выплаченных ФИО1 сумм компенсации с фактическими расходами на оплату ЖКУ с учетом предоставленных льгот за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась переплата в размере 11 437,94 руб. Механизм образования и расчет суммы переплаты подробно отражен в контрольном сравнении выплаченных сумм компенсации с фактическим расходами на оплату ЖКУ с учетом предоставленных истице льгот и удержаний за прошлые периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, суд полагает, что доводы искового заявления несостоятельны и оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным начислений задолженности по выплаченной компенсации и признании задолженности отсутствующей не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании незаконными начисления задолженности и производимых удержаний – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Алексеева