НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) от 29.02.2024 № 2А-1502/2024

03RS0-21

2а-1502/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 февраля 2024 года город Уфа

Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,

при секретаре Халиуллиной С.Ф.,

с участием старшего помощника Ленинского района г. Уфы Мосякиной Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №39 по Республике Башкортостан (ИНН 0275067000), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №40 по Республике Башкортостан (ИНН 0274034097), Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (ИНН 0278106440) о признании налоговой декларации по НДС ООО «Стелла» не представленной; обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №40 по Республике Башкортостан исключить из обработки налоговую декларацию по НДС ООО «Стелла»,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №39 по Республике Башкортостан (ИНН 0275067000), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №40 по Республике Башкортостан (ИНН 0274034097), Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (ИНН 0278106440) обратились в суд с административным исковым заявлением о признании налоговых деклараций по НДС ООО «Стелла» не представленными; обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №40 по Республике Башкортостан исключить из обработки налоговые декларации по НДС ООО «Стелла».

В обоснование требований указано:

Прокуратурой Ленинского района г. Уфы по поступившей информации Управления Федеральной налоговой службы России по РБ проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства о регистрации юридических лиц, налогового законодательства должностными лицами Межрайонной ИФНС № 40 по Республике Башкортостан.

15.09.2023г. прокуратурой района в адрес Межрайонной ИФНС России №40 по Республике Башкортостан внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о налогах и сборах.

В ответ на представление прокурора Межрайонной ИФНС России №40 по Республике Башкортостан направлено письмо от 29.09.2023 об отсутствии технической возможности для аннулирования деклараций и удаления из системы налоговых органов ранее представленных недостоверных сведений.

ООО «Стелла» ИНН/КПП 0275925427/027501001, зарегистрировано 11.05.2021 г. Дата исключения из ЕГРЮЛ в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности - 12.10.2022 г.

Организацией представлены налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 2, 3 квартал 2021 года:

1) 2 квартал 2021 года – корректировка 0, сдана 17.08.2021 года, законным представителем - Новьюхов Д. Е..

2) 3 квартал 2021 года – корректировка 0, сдана 29.11.2021 года, законным представителем - Пепеляев М. Ю..

Руководителем и учредителем являлся (с 18.08.2021 года): Пепеляев М. Ю., в отношении которого внесены записи о недостоверности сведений от 20.12.2021 года.

Между тем, налоговые декларации приняты и по ним проведены камеральные проверки Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан до исключения налогоплательщика из ЕГРЮЛ в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

В связи с тем, что в момент представления декларации по НДС за период 3 квартал 2021 года ООО «Стелла» ИНН/КПП 0275925427/027501001 в распоряжении Инспекции не было сведений о номинальности руководителя Пепеляева М. Ю., представленная ООО «Стелла» ИНН/КПП 0275925427/027501001 декларация является незаконной и подлежит исключению из обработки.

Налоговая декларация по НДС за период за 3 квартал 2021 года в отношении ООО «Стелла» ИНН/КПП 0275925427/027501001 является необоснованной, так как декларация подписана неуполномоченным лицом, что противоречит федеральному законодательству о налогах и сборах. Бездействие налогового органа создало угрозу причинения вреда интересам Российской Федерации, как регулятора налоговых правоотношений имущественного ущерба охраняемым законом интересам государства в виде возможного предъявления недостоверных деклараций к возмещению НДС.

В связи с этим, административные истцы просили требования удовлетворить.

Административные истцы на судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Заинтересованное лицо ООО «Стелла» на судебное заседание также не явилось, было извещено надлежащим образом.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Уфы Мосякина Я.Г. просила требования удовлетворить, считая их обоснованными.

Выслушав мнение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц.

В соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Согласно п.3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговая декларация должна быть подписана либо лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом. Именно подпись этих лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) и как следствие, придает данному документу статус налоговой декларации.

Пунктом 1 ст. 29 НК РФ определено, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Отказ в принятии декларации возможен по основаниям, предусмотренным пп. 1 - 5, 8 п. 19, п. п. 142, 152 Административного регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@).

Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице, касающихся руководителя, является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов) (пп. "д" п. 19 Административного регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Уфы по поступившей информации Управления Федеральной налоговой службы России по РБ проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства о регистрации юридических лиц, налогового законодательства должностными лицами Межрайонной ИФНС № 40 по Республике Башкортостан.

По результатам проверки 15.09.2023г. прокуратурой района в адрес Межрайонной ИФНС России №40 по Республике Башкортостан внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о налогах и сборах.

В ответ на представление прокурора Межрайонной ИФНС России №40 по Республике Башкортостан направлено письмо от 29.09.2023 № 15-20/11351 об отсутствии технической возможности для аннулирования деклараций и удаления из системы налоговых органов ранее представленных недостоверных сведений.

Так, ООО «Стелла» ИНН/КПП 0275925427/027501001, зарегистрировано 11.05.2021 г. Дата исключения из ЕГРЮЛ в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности - 12.10.2022 г.

ООО «Стелла» представлены налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 2, 3 квартал 2021 года:

1) 2 квартал 2021 года – корректировка 0, сдана 17.08.2021 года, законным представителем - Новьюхов Д. Е..

2) 3 квартал 2021 года – корректировка 0, сдана 29.11.2021 года, законным представителем - Пепеляев М. Ю..

Руководителем и учредителем являлся (с 18.08.2021 года): Пепеляев М. Ю., в отношении которого внесены записи о недостоверности сведений от 20.12.2021 года.

Между тем, налоговые декларации приняты и по ним проведены камеральные проверки Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан до исключения налогоплательщика из ЕГРЮЛ в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

В связи с тем, что в момент представления декларации по НДС за период 3 квартал 2021 года ООО «Стелла» ИНН/КПП 0275925427/027501001 в распоряжении Инспекции не было сведений о номинальности руководителя Пепеляева М. Ю., представленная ООО «Стелла» ИНН/КПП 0275925427/027501001 декларация является незаконной и подлежит исключению из обработки.

Установлено, что налоговая декларация по НДС за период за 3 квартал 2021 года в отношении ООО «Стелла» ИНН/КПП 0275925427/027501001 является незаконной, так как подписана неуполномоченным лицом, что противоречит федеральному законодательству о налогах и сборах. Бездействие налогового органа создало угрозу причинения вреда интересам Российской Федерации, как регулятора налоговых правоотношений имущественного ущерба охраняемым законом интересам государства в виде возможного предъявления недостоверных деклараций к возмещению НДС.

На основании изложенного административные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 188 КАС РФ данное решение суда подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2021 г., направленную неустановленным лицом от имени ООО «Стелла» ИНН/КПП 0275925427/027501001, ОГРН 1210200026585, зарегистрированного по адресу: РБ, <адрес>, ком.305, в Межрайонную ИФНС России 40 по Республике Башкортостан не представленной.

Обязать Межрайонную ИФНС России 40 по Республике Башкортостан исключить из обработки налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2021 г. в отношении ООО «Стелла» ИНН/КПП 0275925427/027501001, ОГРН 1210200026585, зарегистрированного по адресу; РБ, <адрес>, ком.305.

В соответствии со ст. 188 КАС РФ обратить принятое судом решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Г.Р.Хасанова