НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область) от 28.12.2018 № 2А-2069/18

Дело № 2а–2069/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2018 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи: Юровского И.П.,

при секретаре: Поздняковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области к Харафиди А.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 8 по Томской области обратилась в суд с административным иском к Харафиди А.Ю., в котором просит взыскать с Харафиди А.Ю. сумму земельного налога за 2016 год в размере 18065,74 рублей, перечисление взысканного налога произвести по следующим реквизитам: получатель: УФК по Томской области (Межрайонная ИФНС России №8 по Томской области) ИНН 7014010065, КПП 701701001; банк получателя: отделение Томск, г. Томск; расчетный счет 40101810900000010007, БИК 046902001, КБК 18210606043101000110 – уплата земельного налога, ОКТМО 69654428.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что Харафиди А.Ю. согласно ст. 388 НК РФ обязана уплачивать земельный налог, так как является собственником земельных участков. Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области был начислен земельный налог за 2014-2016 годы в сумме 97 011,00 рублей по ОКТМО 69654428, а Харафиди А.Ю. было направлено налоговое уведомление № от 23.08.2017 г., которое частично было оставлено без удовлетворения. С учетом переплаты и уплаченных сумм налога задолженность составила 18065,74 рублей. Начислена пени в сумме 293,93 рублей. В связи с отсутствием оплаты налога инспекцией должнику было направлено требование об уплате налога и пени № от 05.02.2018 с предложением уплатить сумму налога и пени добровольно до 26.03.2018 г., однако требование было удовлетворено частично, была оплачена пени.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области Парасочка Е.С., действующая на основании доверенности № 03-42/22 от 25.12.2017, сроком действия по 31.12.2018, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Харафиди А.Ю., её представитель Кологривов П.А., действующий на основании доверенности 70 АА 0994722 от 25.10.2017 г., в судебном заседании исковые требования административного истца не признали, представили письменный отзыв на административное исковое заявление, который поддержали в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица на стороне административного истца ИФНС России по г. Томску судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела по существу не просил.

На основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица – ИФНС России по г. Томску, явка которого не признана судом обязательной.

Заслушав представителя истца, ответчика и её представителя, исследовав доказательства по делу, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 03 мая 2018 года мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Томска был вынесен судебный приказ о взыскании с Харафиди А.Ю. в пользу Межрайонной ИФНС № 8 по Томской области задолженности в размере 18359,67 рублей, в том числе: земельный налог за 2017 год в размере 18065,74 рублей, пени по земельному налогу за 2018 год в размере 349,00 рублей, государственная пошлина в размере 200,00 рублей. В связи с поступившими возражениями Харафиди А.Ю. судебный приказ 04 июня 2018 года был отменен.

Налоговая инспекция в установленный п. 3 ст. 48 НК РФ срок после отмены судебного приказа обратилась в суд с заявлением о взыскании недоимки в порядке искового производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность государства носит публично-правовой характер.

В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги.

В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по начислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с ч. 4 ст. 391 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу п.п. 1, 2, 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Из материалов дела следует, что Харафиди А.Ю. по состоянию на 2016 год принадлежали на праве собственности земельные участки, расположенные в , являющиеся объектами налогообложения, что подтверждается налоговым уведомлением № от 23.08.2017 /л.д. 5-8/.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.

Таким образом, судом установлено, что Харафиди А.Ю. является плательщиком земельного налога.

Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области у Харафиди А.Ю. выявлена сумма недоимки по земельному налогу за 2016 год в сумме 18065,74 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

На основании п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Ответчику направлялось требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 05.02.2018 г., в котором были установлены сроки для уплаты до 26.03.2018.

Из искового заявления Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области следует, что указанное законное требование налогового органа ответчиком не исполнено.

Таким образом, ответчик Харафиди А.Ю., являясь налогоплательщиком, не уплатила земельный налог, доказательств обратному стороной ответчика не представлено.

Следовательно, требования истца об уплате задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 18065,74 рублей (сведения АИС Налог по состоянию на 25.09.2018) подлежат удовлетворению. При этом правильность исчисления налога суд признает верным, ответчиком расчет не оспорен.

Доводы административного ответчика о том, что с момента подачи ею заявления о зачете требования об оплате данной суммы налога были погашены, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права.

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

В силу п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как следует из пояснений представителя административного истца, административного ответчика и материалов дела (копии ответа на обращение от 15.12.2017 № 08-42/17992@, копии заявлений о зачете суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) от 04.12.2017, копии решения ИФНС России по г. Томску от 18.01.2018, копии выписки из ЕГРП от 17.12.2018 № , копии налогового уведомления № /л.д. 39-42, 52, 53, 64-66/) по состоянию на 15 декабря 2017 года у Харафиди А.Ю. имелась задолженность по ОКТМО 69654428 (Зональненское сельское поселение) в сумме 18065,74 рублей.

Также имеются в настоящее время переплаты: - переплата по земельному налогу по ИФНС России по г. Томску (код налогового органа 7017) по ОКТМО 69701000 в сумме 17636,27 рублей, которая сложилась в результате уменьшения земельного налога за 2013 год, произведенного 14 марта 2015 года, последняя дата уплаты Харафиди А.Ю. земельного налога по данному ОКТМО – 07 октября 2014 года; - переплата по земельному налогу по ИФНС России по г. Томску (код налогового органа 7017) по ОКТМО 69654436 в сумме 310,47 рублей, которая сложилась в результате уменьшения земельного налога за 2012-2013 годы, произведенного 03 сентября 2015 года, последняя дата уплаты Харафиди А.Ю. земельного налога по данному ОКТМО – 12 сентября 2014 года.

Впервые с заявлениями о зачете сумм излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) Харафиди А.Ю. обратилась в ИФНС России по г. Томску 04 декабря 2017 года, однако, поскольку заявления о зачете сумм излишне уплаченного налога были поданы по истечении трех лет со дня уплаты указанных выше сумм (12 сентября 2014 года и 07 октября 2014 года), то ИФНС России по г. Томска в силу п. 7 ст. 78 НК РФ, обоснованно указала в ответе на обращение от 15.12.2017 № 08-42/17992@, что переплата по земельному налогу по ОКТМО 69701000 и 69654436 не может быть возвращена или зачтена с счет начислений по ОКТМО 69654428, в том числе в связи с тем, что иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, ст. 104 КАС РФ в случае, если административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с удовлетворением исковых требований с административного ответчика Харафиди А.Ю. в доход муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден в размере 541,97 рублей (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области к Харафиди А.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Харафиди А.Ю. в пользу соответствующего бюджета задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 18065,74 рублей.

Взысканную сумму перечислить по следующим реквизитам: получатель: УФК по Томской области (Межрайонная ИФНС России №8 по Томской области) ИНН 7014010065, КПП 701701001; банк получателя: отделение Томск, г. Томск; расчетный счет 40101810900000010007, БИК 046902001,

КБК 18210606043101000110 – уплата земельного налога, ОКТМО 69654428.

Взыскать с Харафиди А.Ю. в доход муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 541,97 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: И.П. Юровский