НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область) от 11.03.2021 № 2А-468/2021

Дело № 2а–468/2021РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи: Юровского И.П.,

при секретаре: Дударьковой П.В.,

помощник судьи: Пензина О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области о признании недействительным налогового уведомления и перерасчете налога на имущество,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействительным налоговое уведомление № <номер обезличен> от 26.09.2019 об уплате земельного налога в части расчета земельного налога на принадлежащие ей земельные участки, расположенные в <адрес обезличен>; обязать ответчика применить льготу при расчете налога на земельные участки на основании наличия у неё троих несовершеннолетних детей; восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи в суд настоящего административного искового заявления.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что является собственником ряда земельных участков с <адрес обезличен> 15.10.2018 г. как многодетная мать, воспитывающая троих несовершеннолетних детей, она обратилась в налоговый орган с заявлением о применении льготы для вышеуказанных земельных участков на основании Решения Совета Муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области № 79 от 29.06.2011 г. (с изменениями внесенными Решением Совета Заречного сельского поселения от 18.03.2016г. № 102). 02.11.2018 г. Решением Межрайонной Инспекции ФНС № 8 по Томской области № 08-42/14391 ей было предоставлено право на льготу. Льгота применена по всем вышеназванным земельным участкам (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами: <номер обезличен>

06.08.2019 г. она обратилась с заявлением о применении льготы для вышеуказанных земельных участков на основании Решения Совета Муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области № 79 от 29.06.2011 г. (с изменениями внесенными Решением Совета Заречного сельского поселения от 18.03.2016 г. № 102) повторно. 03.09.2019 г. ответом на заявление Межрайонной инспекцией ФНС № 8 по Томской области № 08-4/11125 ей было отказано в предоставлении льготы с указанием на то, что по Решению Совета Муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области № 79 от 29.06.2011 г. (с изменениями внесенными Решением Совета Заречного сельского поселения от 18.03.2016 г. № 102) право на льготу имеют многодетные семьи и одинокие матери (отцы), воспитывающие несовершеннолетних нетей, постоянно зарегистрированные на территории Заречного сельского поселения. После чего ей было направлено налоговое уведомление <номер обезличен> от 26.09.2019 г. об уплате задолженности по земельному налогу в размере 583054,00 рублей за период 2017 – 2018 г.г., в котором был произведен перерасчет и не была применена положенная ей льгота. Полагает действия налогового органа в указанной части незаконными, поскольку они не соответствуют закону и повлекли для нее неблагоприятные финансовые последствия. Считает, что право на льготу возникает с момента приобретения физическим лицом права на объекты недвижимого имущества, поскольку в Решении Совета Муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области № 79 от 29.06.2011 г. нет указания на периоды применения льготы. На момент подачи заявления о предоставлении льготы она была зарегистрирована на территории Зареченского сельского поселения. 22.11.2019 г. она (административный истец) обратилась в Управление ФНС по Томской области с заявлением об обжаловании налогового уведомления. Однако до конца июля 2020 года ответ на жалобу от 22.11.2019 г. ею не был получен, в результате чего пришлось через личный кабинет налогоплательщика, а также заказным письмом через Почту России направить повторную жалобу от 16.07.2020 г. После этого 17.07.2020 г. ей было на руки вручено решение № 334 от 19.12.2019 г. об оставлении жалобы без удовлетворения. Указанные обстоятельства являются уважительными причинами пропуска срока для обращения в суд с настоящим иском.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 15 февраля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Томской области.

В судебное заседание административный истец ФИО1, её представитель ФИО2, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, представили заявление о рассмотрении административного дела без участия административного истца и её представителя.

Представитель административного ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области ФИО3, действующая на основании доверенности № 03-42/44 от 30.12.2020, с административными исковыми требованиями ФИО1 не согласилась по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, в том числе в связи с пропуском административным истцом срока для обращения с настоящим административным иском в суд.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Томской области ФИО4, действующая на основании доверенности б/н от 04.02.2021, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, представила письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г. Томску, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.

Руководствуясь ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав представителя ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником более двухсот земельных участков с <адрес обезличен> с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства, трех земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> с разрешенным использованием «для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости».

Административным ответчиком был исчислен земельный налог, подлежащий уплате ФИО1 за период 2017 и 2018 г.г. и направлено налоговое уведомление № <номер обезличен> от 26.09.2019 г. с указанием срока его исполнения не позднее 02.12.2019 г.

Получив указанное уведомление об уплате налога, ФИО1, 22.11.2019 г. обратилась в Управление ФНС по Томской области с жалобой, попросив признать налоговое уведомление № <номер обезличен> недействительным в части целого ряда земельных участков с <номер обезличен> и обязать налоговый орган применить льготу по земельному налогу на земельные участки с назначением земли «для ведения личного подсобного хозяйства» за 2017 – 2018 г.г., в связи с тем, что она относится к категории населения – многодетные семьи и одинокие матери (отцы), воспитывающие несовершеннолетних детей, и постоянно зарегистрирована на территории Заречного сельского поселения Томского района Томской области.

Решением № 334 от 19.12.2019 г. жалоба ФИО1 руководителем УФНС России по Томской области оставлена без удовлетворения.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 388 НК РФ) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.

На основании ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В силу абз. 3 п. 3 ст. 56 НК РФ льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Советом Заречного сельского поселения, как представительным органом Муниципального образования, было принято Решение № 79 от 29.06.2011 г., которым утверждено Положение о земельном налоге на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение» (с учетом последующих изменений и дополнений).

Согласно п. 1.1 настоящего Положения оно в соответствии с главой 31 НК РФ определяет на территории Муниципального образования «Заречное сельское поселение» ставки земельного налога и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Как указано в п. 4.4 Положения, помимо указанных в ст. 395 НК РФ категорий физических лиц, освобожденных от налогообложения, льгота по земельному налогу предоставляется нижеперечисленным категориям граждан, постоянно зарегистрированным на территории Заречного сельского поселения, в том числе п. 10) многодетные семьи и одинокие матери (отцы), воспитывающие несовершеннолетних детей, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Материалами дела подтверждается, что административный истец ФИО1 является матерью, воспитывающей троих несовершеннолетних детей: <дата обезличена> годов рождения и зарегистрирована на территории Заречного сельского поселения по адресу: <адрес обезличен>

Указывая данные обстоятельства в качестве оснований для предоставления ей льготы по оплате земельного налога за период 2017 и 2018 г.г., административный истец полагает, что момент возникновения прав на льготу возникает с момента приобретения права собственности на объекты недвижимого имущества, поскольку по общему правилу сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, предоставленных в налоговые органы, в том числе от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Кроме того, в Решении Совета Муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области № 79 от 29.06.2011 г. ( с изменениями в ред. от 18.03.2016 г. № 102) нет указания на периоды применения льготы.

Суд не может согласиться с доводами административного истца в указанной части.

Действительно, как указано в п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

Однако, предоставление регистрационными органами указанных сведений служит целям налогообразования. Выявление объекта, подлежащего налогообложению, его категория, площадь, кадастровая стоимость, разрешенное использование (для земельных участков), имя владельца, момент возникновения права собственности и т.д. - все эти данные позволяют налоговым органам правильно исчислить налог. Возникновение обязанности по уплате налога законодатель связывает с моментом возникновения у лица права собственности на объект недвижимости, а значит с моментом государственной регистрации такого права.

Льготы для физических лиц по имущественным налогам, как правило, носят заявительный характер и предоставляются по их заявлению, исключение законодателем сделаны для таких категорий лиц, как пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Вместе с тем, для того, что приобрести право на льготу, нужно соответствовать тем условиям (критериям), которые определены законодателем, установившим ту или иную льготу.

Исходя из толкования п.п. 4.4 и подп. 10 п. 4.4 Положения о земельном налоге на территории Муниципального образования «Заречное сельское поселение» для применения налоговой льготы по земельному налогу необходимо соблюдение одновременно нескольких условий: налогоплательщик должен быть собственником земельного участка, занятым жилищным фондом, либо предоставленным (приобретенным) для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства; налогоплательщик должен относиться к категории «многодетные семьи и одинокие матери (отцы), воспитывающие несовершеннолетних детей», налогоплательщик должен быть зарегистрирован на территории Заречного сельского поселения.

То есть указанными пунктами Положения чётко определен момент возникновения права на льготу по земельному налогу для лиц, соответствующих данным критериям.

Специального указания на то, что действие льготы по земельному налогу будет распространяться на налоговые периоды, предшествующие моменту возникновения права на льготу, Положение не содержит, поэтому правовых оснований применять её при исчислении налога ФИО1 за налоговые периоды 2017 и 2018 г.г., т.е. до регистрации налогоплательщика на территории Заречного сельского поселения, не имеется.

Кроме этого терминология и юридическая техника, используемая при формулировании пункта 4.4 Положения о земельном налоге на территории Муниципального образования «Заречное сельское поселение» не предусматривает исключение каких-либо слов и словосочетаний, как то «льгота предоставляется гражданам постоянно зарегистрированным на территории Зареченского сельского поселения…», исключение данной конструкции приведет к изменению условий предоставления льготы, что, по сути, будет означать формулирование судом новых условий предоставления налоговой льготы, что к компетенции суда не относится. То есть включение данного критерия в Положение о земельном налоге было для законодателя важным.

Таким образом, суд находит обоснованной позицию представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что момент возникновения у ФИО1 права на налоговую льготу связан с моментом регистрации её на территории Заречного сельского поселения – т.е. с 05.08.2019 г. До указанной даты ФИО1 имела регистрацию по другому адресу: <адрес обезличен> с 08.11.2001 г. На учете в ИФНС стояла также по данному адресу.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что основания для применения в отношении ФИО1 налоговой льготы, которая с учетом условий Положения начала действовать с 05.08.2019 г., за налоговые периоды 2017 и 2018 г.г., отсутствуют.

Относительно дополнительных доводов административного истца о незаконности обжалуемого налогового уведомления № <номер обезличен> от 26.09.2019 г. в связи с тем, что налоговый орган повторно включил в него сумму налога за 2017 год в размере 44 616,99 рублей, которая уже была взыскана с ФИО1 решением Советского районного суда г. Томска от 02.08.2019 г. по делу № 2а-1917/2019, суд приходит к следующему.

Согласно решению Советского районного суда г. Томска от 02.08.2019, Межрайонная ИФНС России № 8 по Томской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила, в том числе взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 44 616,99 рублей. Требования МИФНС № 8 по Томской области были удовлетворены, в том числе в указанной части.

Как следует из установочной части данного решения, в обоснование своих требований Межрайонная ИФНС № 8 по Томской области указала, что налогоплательщику было проведено начисление земельного налога, подлежащего уплате за 2017 год: 94 183 рублей по <номер обезличен>, 64 983 рублей – <номер обезличен> и направлено налоговое уведомление № <номер обезличен> от 02.10.2018 об уплате налога со сроком уплаты до 03.12.2018 г. Налогоплательщиком была уплачена сумма налога по <номер обезличен> в размере 26 538 рублей, по <номер обезличен> в размере 64 959 рублей. На основании ст.ст. 69,70 НК РФ направлено налоговое требование № <номер обезличен> от 21.12.2018 г. об уплате налога и пени в срок до 10.01.2019 г. Требование оставлено должником без удовлетворения. 18.01.2019 г. по <номер обезличен> налогоплательщику был уменьшен земельный налог на сумму 23 042,01 рублей, в связи с чем задолженность составила 44 602,99 рублей.

Данные обстоятельства были исследованы судом и нашли своё подтверждение в ходе судебного разбирательства. Решение суда вступило в законную силу.

Как указывает административный ответчик в своих дополнительных письменных пояснениях от 06.10.2020 г. после того, как налоговым органом было установлено, что ФИО1 необоснованно была предоставлена льгота категория «многодетная мать» по земельному налогу за 2017 год, поскольку она не была зарегистрирована на территории Заречного сельского поселения, сумма земельного налога за 2017 год в размере 23 042 рублей была включена в налоговое уведомление № <номер обезличен> от 26.09.2019 г.

Не доверять доводам административного ответчика у суда оснований не имеется.

В силу п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Таким образом, налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает возможность для налогового органа производить перерасчет налога не более чем за три налоговых периода. Тем более, что сумма земельного налога за 2017 год на момент направления обжалуемого налогового уведомления № <номер обезличен> от 26.09.2019 г. ФИО1 уплачена не была. Как следует из представленных в материалах дела платежных поручений ФИО1 задолженность по налогу за 2017 год на основании решения Советского районного суда г. Томска от 02.08.2019 г. была оплачена 05.02.2020 г. и 20.05.2020 г.

При таких обстоятельствах, суд не находит нарушений материальных прав административного истца в части заявленных требований.

Рассматривая вопрос о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд и о восстановлении этого срока, приходит к следующему.

Согласно ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии со ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).

В соответствии с п. 3 ст. 138 НК РФ в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.

В силу ст. 142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судом установлено, что 22.11.2019 г. ФИО1, обратилась в Управление ФНС России по Томской области с жалобой, в которой просила признать недействительным налоговое уведомление № <номер обезличен> от 26.09.2019 г. и обязать ИФНС применить льготу по земельному налогу.

Решением руководителя Управления ФНС России по Томской области № 334 от 19.12.2019 г. в удовлетворении жалобы ФИО1 отказано.

С настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Томска в августе 2020 года, т.е. со значительным нарушением установленного законом процессуального срока.

Как утверждает административный истец, данное решение от 19.12.2019 г. она получила лишь 17.07.2020 г. в связи с подачей повторной аналогичной жалобы от 16.07.2020 г. О получении решения была сделана отметка на сопроводительном письме. Считает причину пропуска срока для обращения в суд уважительной, просит срок восстановить.

Согласно п. 6 ст. 140 Кодекса решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

В соответствии с п. 5 ст. 31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом: - налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Как следует из материалов дела, Решение руководителя Управления ФНС России по Томской области № 334 было направлено 19.12.2019 г. по адресу: <адрес обезличен> что подтверждается сопроводительным письмом № <номер обезличен> от 19.12.2019 г., т.е. по месту регистрации ФИО1

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <номер обезличен>, направленное УФНС России по Томской области в адрес ФИО1 письмо было принято в отделение почтовой связи 20.12.2019 г., и уже 21.12.2019 г. прибыло в место вручения в отделение почтовой связи д. Барабинка - 634521, расположенное в с. Кафтанчиково, но 31.12.2019 г. было возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.

Таким образом, налоговый орган свою обязанность по направлению решения исполнил в соответствии с требованиями закона, направил ФИО1 принятое по её жалобе решение на почтовый адрес регистрации подателя жалобы.

Представленное в материалах дела сопроводительное письмо от 19.12.2019 г. имеет отметку о получении решения руководителя ФНС № <номер обезличен> от 19.12.2019 г. по доверенности ФИО2 17.07.2020 г.

Несмотря на указанные обстоятельства, суд не может признать причины пропуска ФИО1 срока для обращения в суд уважительными и восстановить этот срок.

В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63).

Сведений о том, что на момент направления решения руководителя УФНС России по Томской области ФИО1 проживала по иному адресу и была там зарегистрирована, материалы дела не содержат, о таких сведениях административный истец не заявляет. Таким образом, каких-либо нарушений со стороны налогового органа по направлению корреспонденции, судом не установлено.

При указанных обстоятельствах, не контролируя поступление почтовой корреспонденции по месту регистрации, ФИО1 несет риск неполучения такой корреспонденции. Тем самым ФИО1 лишила себя возможности своевременного получения решения вышестоящего налогового органа.

Согласно абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ решение по жалобе принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Таким образом, срок для принятия руководителем налогового органа решения по жалобе не может быть больше 30 дней.

За период прошедший с момента подачи ФИО1 первой жалобы от 22.11.2019 г. до подачи второй аналогичной жалобы 16.07.2020 г. прошло более полугода, в течение этого времени ФИО1 не предпринимала каких-либо попыток выяснить причину отсутствия решения по её первой жалобе, при этом имея регистрацию в личном кабинете налогоплательщика не предпринимала самостоятельных действий для получения решения вышестоящего налогового органа. Административным истцом также не представлено доказательств того, что у неё объективно отсутствовала возможность получить направленное ей решение № 334 от 19.12.2019 г.

При таких обстоятельствах, само по себе неполучение ФИО1 решения № 334 от 19.12.2019 г. не является уважительной причиной пропуска установленного законом срока для обращения с административным иском в суд, данный срок не может быть восстановлен, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области о признании недействительным налогового уведомления и перерасчете налога на имущество оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: И.П. Юровский

Мотивированный текст решения изготовлен 25 марта 2021 года.

УИД 70RS0002-01-2020-004818-52