НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область) от 09.03.2022 № 2А-533/2022

УИД 70RS0002-01-2022-000622-62

Дело № 2а-533/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2022 г. Томск

Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Моисеевой Г.Ю.,

при ведение протокола судебного заседания помощником судьи Дударьковой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Томской области к Григорьеву О.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу,пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Томской области (далее - МИФНС России №7 по ТО) обратилась в суд с административным иском к Григорьеву О.Н. о взыскании задолженности по оплате задолженности в размере 948,04 руб., из которых земельный налог за период с 2015 по 2018 годы в размере 878,04 руб., пени по земельному налогу за период с 02.12.2016 по 13.11.2017, за период с 02.12.2017 по 18.11.2018, с 04.12.2018 по 27.06.2019, с 03.12.2019 по 28.06.2020 в общем размере 70,04 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что Григорьев О.Н. является собственником земельных участков по адресу: <адрес обезличен>, кад.номер <номер обезличен>, площадью 1000 кв.м. (дата регистрации права 01.01.1996); <адрес обезличен>, кад.номер <номер обезличен>, площадью 800 кв.м. (дата регистрации права 14.07.1999), следовательно налогоплательщиком земельного налога, за период с 2015 по 2018 начислен налог.

В связи с тем, что начисленные суммы налога выплачены своевременно не были, ответчику в соответствии со ст.74 НК РФ были начислены пени на сумму 70,4 руб. за период с 02.12.2016 по 13.11.2017 в размере 12,33 руб. и 18,28 руб., за период с 02.12.2016 по 13.11.2017 в размере 14,76 руб., за период с 02.12.2017 по 18.11.2018 в размере 9,97 руб. и 2,23 руб., за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в размере 6,04 руб. и 1,73 руб., за период с 03.12.2019 по 28.06.2020 в размере 4,70 руб. По требованию от 14.11.2017 <номер обезличен> от 19.11.2018 <номер обезличен>, от 28.06.2019 <номер обезличен>, от 29.06.2020 <номер обезличен> в установленный срок земельный налог в размере 878 руб. и пени по земельному налогу в размере 70,4 руб. уплачены не были.

Истец указывает, что по заявлению административного истца 12.09.2021 мировым судьей был выдан судебный приказ о взыскании задолженности, с учетом определения об устранения описки от 03.02.2022 в размере 948,04 руб., однако по заявлению административного ответчика 22.09.2021 судебный приказ отменен. До настоящего времени имеющаяся у административного ответчика задолженность в полном объеме не погашена. Просит восстановить срок на обращение в суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика задолженности по налогу.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России №7 по ТО не явился.

Административный ответчик Григорьев О.Н. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

По смыслу п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе, к судебным извещениям и вызовам (гл. 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Судом приняты исчерпывающие меры по надлежащему извещению административного ответчика, которому направлялись судебные извещения по месту его регистрации, однако им получены не были, вернулись в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».

Изучив доказательства, определив на основании ст. 289 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, ответчика, суд считает административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Как устанавливает ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги. Аналогичные положения содержатся также в п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.12.1996 № 20-П указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19); обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна производиться налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (ст. 45).

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Статей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст.45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с п.1 ст.70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено п.2 настоящей статьи. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ).

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Согласно п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Положениями ст.75 НК РФ закреплено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из названных положений законодательства следует, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщиков (помимо обязанности по уплате самих налогов). С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, то с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству; разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от основного.

Таким образом, если срок взыскания задолженности по налогам истек, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по их уплате. Следовательно, при рассмотрении споров о взыскании пеней необходимо исследовать вопрос о том, не истекли ли сроки для взыскания задолженности по обязательным платежам, сроки выставления требования об уплате пени, сроки на обращения в суд.

Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Частью 1 ст.286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ). Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).

По смыслу п.1 ст.48 НК РФ право на обращение в суд с заявлением о взыскании с физического лица налога за счет имущества последнего имеет налоговый орган, направивший требование об уплате налогов, в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога.

Таким образом, до истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения к уплате налога, пени.

В силу п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой (п. 2 ст. 387 НК РФ)

На территории муниципального образования город Томск земельный налог установлен Решением Думы Города Томска от 21.09.2010 № 1596 «О взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск».

Пунктом 1 статьи 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ч. 3 ст. 396 НК РФ).

Из материалов дела следует, что Григорьев О.Н. является собственником земельных участков по адресу: <адрес обезличен>, кад.номер <номер обезличен>, площадью 1000 кв.м. (дата регистрации права 01.01.1996); <адрес обезличен>, кад.номер <номер обезличен>, площадью 800 кв.м. (дата регистрации права 14.07.1999), следовательно налогоплательщиком земельного налога, за период с 2015 по 2018 ему начислен налог в размере 878 руб.

В адрес налогоплательщика направлены уведомления: <номер обезличен> от 27.08.2016, в котором указано на необходимость уплатить сумму налога за 2015 год не позднее 01.12.2016; <номер обезличен> от 04.07.2019, в котором указано на необходимость уплатить сумму налога за 2018 год не позднее 02.12.2019; <номер обезличен> от 28.06.2017, в котором указано на необходимость уплатить сумму налога за 2016 год не позднее 01.12.2017; <номер обезличен> от 23. 06.2018, в котором указано на необходимость уплатить сумму налога за 2017 год не позднее 03.12.2018

Установленные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты, доказательств уплаты земельного налога в общей сумме 878 руб. в установленный законом срок административным ответчиком также не представлено.

Согласно п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2 ст.69 НК РФ).

Истец указывает о направлении ответчику требований: требование <номер обезличен> от 14.11.2017 о наличии у Григорьева О.Н. недоимки по земельному налогу за 2015 год (со сроком уплаты налога 01.12.2016) в размере 283 руб., пени в размере 30,61 руб., срок исполнения требования установлен до 17.01.2018;

требование <номер обезличен> от 19.11.2018 о наличии у Григорьева О.Н. недоимки по земельному налогу за 2016 год (со сроком уплаты налога 01.12.2017) в размере 283 руб., пени в размере 24,73 руб., срок исполнения требования установлен до 28.12.2018;

требование <номер обезличен> от 28.06.2019 о наличии у Григорьева О.Н. недоимки по земельному налогу за 2017 год (со сроком уплаты налога 03.12.2018) в размере 156 руб., пени в размере 8,27 руб., срок исполнения требования установлен до 01.11.2019;

требование <номер обезличен> от 29.06.2020 о наличии у Григорьева О.Н. недоимки по земельному налогу за 2018 год (со сроком уплаты налога 02.12.2019) в размере 156 руб., пени в размере 6,43 руб., срок исполнения требования установлен до 24.11.2020;

Указанные требования направлены ответчику в соответствии со сроками, предусмотренными п.1 ст.70 НК РФ.

В связи с тем, что начисленные суммы налога выплачены своевременно не были, ответчику в соответствии со ст.74 НК РФ были начислены пени за период с 02.12.2016 по 29.06.2020 в размере 70,04 руб.

В судебном заседании установлено, что Григорьев О.Н. является налогоплательщиком земельного налога, у него сформировалась задолженность по уплате земельного налога за 2015 год в размере 283 руб. и пени 30,61 руб., за 2016 год в размере 283 руб., пени 24,73 руб., за 2017 год в размере 156 руб., пени в размере 8,27 руб., за 2018 год в размере 156 руб., пени в размере 6,43 руб.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что налоговым органом заявлена к взысканию задолженность по налогу на землю за 2015,2016, 2017 и 2018 годы и пени.

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на данный момент у административного ответчика имеется неисполненная обязанность по уплате земельного налога за 2015-2018 г.г. и пени, в связи с чем, доводы административного истца о наличии у Григорьева О.Н. недоимки по земельному налогу, пени по земельному налогу, нашли свое подтверждение.

Принудительный порядок взыскания недоимки по налогу с физических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.

Как установлено ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В п.2 ст.48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налогов, пеней подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

14.11.2017 в адрес Григорьев О.Н. направлено требование <номер обезличен> об уплате налога на землю за 2015год в размере 283 руб. и пени в размере 30,61 руб. в срок до 17.01.2018.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

С учетом вышеуказанных обстоятельств у МИФНС России №7 по ТО имелись основания в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока с момента срока исполнения указанного требования обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании указанной выше суммы в принудительном порядке.

При этом в течение трех лет со дня истечения срока исполнения требования <номер обезличен> от 14.11.2017(срок исполнения до 17.01.2018 сумма недоимки не превысила 3000 руб., соответственно, заявление о взыскании могло быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.)

По заявлению МИФНС России №7 по ТО мировым судьей судебного участка №5 Ленинского судебного района г. Томска вынесен судебный приказ от 23.08.2021 №2а-3064/2021 о взыскании с Григорьева О.Н. в пользу МИФНС России №7 по ТО задолженности в доход соответствующего бюджета, с учетом определения суда об описке от 03.02.2022, в размере 948,04 руб., в том числе 878 руб. – земельный налог, 70,04 руб. –пени по земельному налогу, а также госпошлина в размере 200 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №5 Ленинского судебного района г.Томска от 22.09.2021 по заявлению административного ответчика судебный приказ отменен, взыскателю разъяснено право на обращение в суд в порядке искового производства.

С настоящим административным исковым заявлением МИФНС России №7 по ТО обратилась в Ленинский районный суд г. Томска 15.02.2022, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.

Вместе с тем, с заявлением о вынесении судебного приказа в части требований о взыскании земельного налога за 2015 год административный истец обратился несвоевременно, а именно по истечению шестимесячного срока со дня, со дня истечения трехлетнего срока с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Заявление о выдаче судебного приказа в отношении Григорьева О.Н. направлено мировому судье судебного участка №5 Ленинского судебного района г. Томска не ранее 16.08.2021 и вынесен приказ 23.08.2021

Учитывая, что срок для добровольного исполнения самого раннего требования <номер обезличен> об оплате недоимки, пени административному ответчику был установлен до 17.01.2018, сумма общей налоговой задолженности не превышала 3000 руб., шестимесячный срок для обращения к мировому судье о взыскании задолженности истекал 18.07.2021.

С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, то с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству; разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от основного.

Таким образом, если срок взыскания задолженности по взысканию земельного налога за 2015 год истек, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по их уплате (пени, начисленные на неуплаченную задолженность по земельному налогу за 2015 год) за период с 02.12.2016 по 13.11.2017 в размере 30,61 руб., поскольку разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с судебным приказом в части требований о взыскании земельного налога за 2015 год по требованию <номер обезличен> об уплате налога на землю за 2015 год в размере 283 руб. и пени в размере 30,61 руб.

Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22.03.2012 № 479-О-О принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК Российской Федерации, осуществляться не может.

Таким образом, факт соблюдения сроков на обращение в суд после отмены судебного приказа не освобождает административного истца от соблюдения сроков при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа. Данный срок, согласно материалам дела в части требований о взыскании земельного налога и пени за 2015 год, пропущен административным истцом.

В соответствии с положениями ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу ч. 5 ст. 138 КАС Российской Федерации в случае установления факта пропуска процессуального срока на подачу административного иска без уважительной причины суд может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Пропуск процессуального срока административным истцом согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью его восстановления в предусмотренных Кодексом случаях в мотивировочной части решения в таком случае может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Административным истцом заявлено о восстановлении процессуального срока на обращение в суд, однако каких-либо доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока административным истцом суду не представлено. При этом суд учитывает, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ему известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока, административным истцом ни в административном исковом заявлении, не указаны.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в восстановлении пропущенного срока на обращение в суд и в удовлетворении заявленных требований в части требований о взыскании земельного налога за 2015 год и пени, в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с заявлением о взыскании.

На основании изложенного, проверив расчет, представленный административным истцом, который ответчиком не опровергнут, изучив представленные доказательства, суд считает необходимым административные исковые требования удовлетворить частично, а именно: взыскать с административного ответчика земельный налог за период с 2016 по 2018 годы, пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 по 18.11.2018, 04.12.2018 по 27.06.2019, с 03.12.2019 по 28.06.2020.

В силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Как разъяснено в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из размера удовлетворенных судом требований, с учетом положений ст.333.19 НК РФ, п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с административного ответчика в доход муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Томской области к Григорьеву О.Н. о взыскании задолженности по налогу, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Григорьева О.Н., <данные изъяты>, в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 634,43 руб., из которых:

- 283 руб. –земельный налог за 2016 год,

- 156 руб. -земельный налог за 2017 год,

- 156 руб. -земельный налог за 2018 год,

- 14,76 руб. - пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 по 18.11.2018;

- 9,97 руб. - пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 по 18.11.2018;

- 2,23 руб. - пени по земельному налогу за период с 04.12.2018 по 27.06.2019;

- 6,04 руб. - пени по земельному налогу за период с 04.12.2018 по 27.06.2019;

-1,73 руб. - пени по земельному налогу за период с 03.12.2019 по 28.06.2020;

-4,70 руб. - пени по земельному налогу за период с 03.12.2019 по 28.06.2020;

Взыскание налога, пени осуществить по следующим реквизитам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Григорьева О.Н. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в сумме 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Моисеева Г.Ю.

Помощник судьи Дударькова П.В.

Мотивированный текст решения изготовлен 23.03.2022