НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область) от 06.10.2020 № 2А-1412/20

КОПИЯ

Дело № 2а-1412/2020

УИД 70RS0002-01-2020-004818-52

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе

председательствующего судьи: Мельничук О.В.,

при секретаре Некрестовой О.А.,

помощника судьи Шумиловой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области о признании недействительным налогового уведомления и перерасчете налога на имущество,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействительным налоговое уведомление <номер обезличен> от <дата обезличена> об уплате земельного налога в части расчета земельного налога на принадлежащие ей земельные участки, расположенные в <адрес обезличен>; обязать межрайонную ИФНС России по Томской области применить льготу при расчете налога на земельные участки на основании наличия у неё троих несовершеннолетних детей; восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи в суд настоящего административного искового заявления.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что является собственником ряда земельных участков <адрес обезличен>. 15.10.2018г. как многодетная мать, воспитывающая троих несовершеннолетних детей, она обратилась в налоговый орган с заявлением о применении льготы для вышеуказанных земельных участков на основании Решения Совета муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области <номер обезличен> от <номер обезличен> (с изменениями внесенными решением Совета Заречного сельского поселения от <дата обезличена><номер обезличен>). <дата обезличена> Решением Межрайонной Инспекции ФНС №8 по Томской области <номер обезличен> ей было предоставлено право на льготу. Льгота применена по всем вышеназванным земельным участкам (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами: <номер обезличен>).

<дата обезличена> она обратилась с заявлением о применении льготы для вышеуказанных земельных участков на основании Решения Совета муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области <номер обезличен> от 29.06.2011г. (с изменениями внесенными решением Совета Заречного сельского поселения от 18.03.2016г. <номер обезличен>) повторно. 03.09.2019 ответом на заявление Межрайонной инспекцией ФНС № 8 но Томской области <номер обезличен> ей было отказано в предоставлении льготы с указанием, что по решению Совета муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области <номер обезличен> от 29.06.2011г. (с изменениями внесенными решением Совета Заречного сельского поселения от 18.03.2016г. <номер обезличен>) право на льготу имеют многодетные семьи и одинокие матери (отцы), воспитывающие несовершеннолетних нетей, постоянно зарегистрированные на территории Заречного сельского поселения. После чего ей было направлено налоговое уведомление <номер обезличен> от <дата обезличена> об уплате задолженности по земельному налогу в размере 583054 руб. за период 2017 – 2018 г.г., в котором был произведен перерасчет, и не была применена положенная ей льгота. Полагает действия налогового органа в указанной части незаконными, поскольку они не соответствуют закону и повлекли для нее неблагоприятные финансовые последствия. Считает, что право на льготу возникает с момента приобретения физическим лицом права на объекты недвижимого имущества, поскольку в Решении Совета муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области <номер обезличен> от <дата обезличена> нет указания на периоды применения льготы. На момент подачи заявления о предоставлении льготы она была зарегистрирована на территории Зареченского сельского поселения. <дата обезличена> она (административный истец) обратилась в Управление ФНС по Томской области с заявлением об обжаловании налогового уведомления. Однако, до конца июля 2020 года ответ на жалобу от <дата обезличена> ею не был получен, в результате чего пришлось через личный кабинет налогоплательщика, а также заказным письмом через Почту России направить повторную жалобу от <дата обезличена> После этого <дата обезличена> ей было на руки вручено решение <номер обезличен> от <дата обезличена> об оставлении жалобы без удовлетворения. Указанные обстоятельства являются уважительными причинами пропуска срока для обращения в суд с настоящим иском.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности и представившая документ о высшем юридическом образовании, настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и дополнительных письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.

Представитель административного ответчика ФИО3 – ведущий специалист – эксперт правового отдела Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области, действующая на основании доверенности, с административными исковыми требованиями ФИО1, не согласилась по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, в том числе в связи с пропуском административным истцом срока для обращения с настоящим административным иском в суд.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Томской области привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения иска извещен надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником более двухсот земельных участков с ОКТМО <номер обезличен>, расположенных на территории Заречного сельского поселения Томского района Томской области с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства, трех земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> с разрешенным использованием «для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости».

Административным ответчиком был исчислен земельный налог, подлежащий уплате ФИО1 за период 2017 и 2018 г.г. и направлено налоговое уведомление <номер обезличен> от <дата обезличена> с указанием срока его исполнения не позднее 02.12.2019 г.

Получив указанное уведомление об уплате налога, ФИО1, 22.11.2019 г. обратилась в Управление ФНС по Томской области с жалобой, попросив признать налоговое уведомление <номер обезличен> недействительным в части целого ряда земельных участков с ОКТМО <номер обезличен> и обязать налоговый орган применить льготу по земельному налогу на земельные участки с назначением земли «для ведения личного подсобного хозяйства» за 2017 – 2018 г.г., в связи с тем, что она относится к категории населения – многодетные семьи и одинокие матери (отцы), воспитывающие несовершеннолетних детей, и постоянно зарегистрирована на территории Заречного сельского поселения Томского района Томской области.

Решением <номер обезличен> от <дата обезличена> жалоба ФИО1 руководителем УФНС России по Томской области оставлена без удовлетворения.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 388 НК РФ) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог относится к местным налогам.

На основании статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В силу абз. 3 п. 3 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Советом Заречного сельского поселения, как представительным органом муниципального образования, было принято Решение <номер обезличен> от <дата обезличена>, которым утверждено Положение о земельном налоге на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение» (с учетом последующих изменений и дополнений).

Согласно п.1.1 настоящего Положения оно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ определяет на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение» ставки земельного налога и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Как указано в п.4.4 Положения, помимо указанных в ст. 395 НК РФ категорий физических лиц, освобожденных от налогообложения, льгота по земельному налогу предоставляется нижеперечисленным категориям граждан, постоянно зарегистрированным на территории Заречного сельского поселения, в том числе п.10) многодетные семьи и одинокие матери (отцы), воспитывающие несовершеннолетних детей, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Материалами дела подтверждается, что административный истец ФИО1 является матерью, воспитывающей троих несовершеннолетних детей: <дата обезличена> и зарегистрирована на территории <адрес обезличен>, дата регистрации - с <дата обезличена>.

Указывая данные обстоятельства в качестве оснований для предоставления ей льготы по оплате земельного налога за период 2017 и 2018 г.г., административный истец полагает, что момент возникновения прав на льготу возникает омент возникновения прав на льготу возникает с момента приобретения права собственности на объекты недвижимого имущества, ный ис момента приобретения права собственности на объекты недвижимого имущества, поскольку по общему правилу сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, предоставленных в налоговые органы в том числе от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Кроме того, в Решении Совета муниципального образования «Заречное сельское поселение» Томского района Томской области <номер обезличен> от <дата обезличена> ( с изменениями в ред.от <дата обезличена><номер обезличен>) нет указания на периоды применения льготы.

Суд не может согласиться с доводами административного истца в указанной части.

Действительно, как указано в п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

Однако, предоставление регистрационными органами указанных сведений служит целям налогообразования. Выявление объекта, подлежащего налогообложению, его категория, площадь, кадастровая стоимость, разрешенное использование (для земельных участков), имя владельца, момент возникновения права собственности и т.д. - все эти данные позволяют налоговым органам правильно исчислить налог. Возникновение обязанности по уплате налога законодатель связывает с моментом возникновения у лица права собственности на объект недвижимости, а значит с моментом государственной регистрации такого права.

Льготы для физических лиц по имущественным налогам, как правило, носят заявительный характер и предоставляются по их заявлению, исключение законодателем сделаны для таких категорий лиц, как пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Вместе с тем для того, что приобрести право на льготу, нужно соответствовать тем условиям (критериям), которые определены законодателем, установившим ту или иную льготу.

Исходя из толкования п.п.4.4 и подп.10 п.4.4 Положения о земельном налоге на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение» для применения налоговой льготы по земельному налогу необходимо соблюдение одновременно нескольких условий: налогоплательщик должен быть собственником земельного участка, занятым жилищным фондом, либо предоставленным (приобретенным) для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства; налогоплательщик должен относиться к категории «многодетные семьи и одинокие матери (отцы), воспитывающие несовершеннолетних детей», налогоплательщик должен быть зарегистрирован на территории Заречного сельского поселения.

То есть указанными пунктами Положения чётко определен момент возникновения права на льготу по земельному налогу для лиц, соответствующих данным критериям.

Специального указания на то, что действие льготы по земельному налогу будет распространяться на налоговые периоды, предшествующие моменту возникновения права на льготу, Положение не содержит, поэтому правовых оснований применять её при исчислении налога ФИО1 за налоговые периоды 2017 и 2018 г.г., т.е до регистрации налогоплательщика на территории Заречного сельского поселения, не имеется.

Кроме этого терминология и юридическая техника, используемая при формулировании пункта 4.4 Положения о земельном налоге на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение» не предусматривает исключение каких-либо слов и словосочетаний, как то «льгота предоставляется гражданам постоянно зарегистрированным на территории Зареченского сельского поселения…», исключение данной конструкции приведет к изменению условий предоставления льготы, что по сути будет означать формулирование судом новых условий предоставления налоговой льготы, что к компетенции суда не относится. То есть включение данного критерия в Положение о земельном налоге было для законодателя важным.

Таким образом, судом видится справедливой позиция представителя административного ответчика о том, что момент возникновения у ФИО1 права на налоговую льготу связан с моментом регистрации её на территории Заречного сельского поселения – т.е с <дата обезличена>. До указанной даты ФИО1 имела регистрацию по другому адресу: <адрес обезличен> с <дата обезличена>. На учете в ИФНС стояла также по данному адресу.

С учетом изложенного основания для применения в отношении ФИО1 налоговой льготы, которая с учетом условий Положения начала действовать с 05.08.2019, за налоговые периоды 2017 и 2018 г.г. отсутствуют.

Относительно дополнительных доводов административного истца о незаконности обжалуемого налогового уведомления <номер обезличен> от <дата обезличена> в связи с тем, что налоговый орган повторно включил в него сумму налога за 2017 год в размере 44616,99 руб., которая уже была взыскана с ФИО1 решением Советского районного суда г.Томска от 02.08.2019 по делу № 2а-1917/2019, суд приходит к следующему.

Согласно решению Советского районного суда г.Томска от 02.08.2019, Межрайонная ИФНС России № 8 по Томской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила в том числе взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 44616,99 руб. Требования МИФНС № 8 по ТО были удовлетворены, в том числе в указанной части.

Как следует из установочной части данного решения, в обоснование своих требований Межрайонная ИФНС № 8 по Томской области указала, что налогоплательщику было проведено начисление земельного налога, подлежащего уплате за 2017 год: 94183 руб. по ОКТМО <номер обезличен>, 64983 руб. – по ОКТМО <номер обезличен> и направлено налоговое уведомление <номер обезличен> от <дата обезличена> об уплате налога со сроком уплаты до 03.12.2018 Налогоплательщиком была уплачена сумма налога по ОКТМО <номер обезличен> в размере 26538 руб., по ОКТМО <номер обезличен> в размере 64959 руб. На основании ст.ст. 69,70 НК РФ направлено налоговое требование <номер обезличен> от 21.12.2018 об уплате налога и пени в срок до 10.01.2019 Требование оставлено должником без удовлетворения. 18.01.2019 по ОКТМО <номер обезличен> налогоплательщику был уменьшен земельный налог на сумму 23042,01 руб., в связи с чем задолженность составила 44602,99 руб.

Данные обстоятельства были исследованы судом и нашли своё подтверждение в ходе судебного разбирательства. Решение суда вступило в законную силу.

Как указывает административный ответчик в своих дополнительных письменных пояснениях от 06.10.2020 после того, как налоговым органом было установлено, что ФИО1 необоснованно была предоставлена льгота категория «многодетная мать» по земельному налогу за 2017 год, поскольку она не была зарегистрирована на территории Заречного сельского поселения, сумма земельного налога за 2017 год в размере 23042 руб. была включена в налоговое уведомление <номер обезличен> от <дата обезличена>.

Не доверять доводам административного ответчика у суда оснований не имеется.

В силу п.2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с п.2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Таким образом, налоговое законодательство РФ предусматривает возможность для налогового органа производить перерасчет налога не более чем за три налоговых периода. Тем более, что сумма земельного налога за 2017 год на момент направления обжалуемого налогового уведомления <номер обезличен> от <дата обезличена> ФИО1 уплачена не была. Как следует из представленных в материалах дела платежных поручений ФИО1 задолженность по налогу за 2017 год на основании решения Советского районного суда г.Томска от 02.08.2019 была оплачена 05.02.2020 и 20.05.2020.

При таких обстоятельствах, суд не находит нарушений материальных прав административного истца в части заявленных требований.

Рассматривая вопрос о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд и о восстановлении этого срока, приходит к следующему.

Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии со статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 138 НК РФ в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.

В силу статьи 142 Налогового кодекса Российской Федерации жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судом установлено, что <дата обезличена> ФИО1, обратилась в Управление ФНС России по Томской области с жалобой, в которой просила признать недействительным налоговое уведомление <номер обезличен> от <дата обезличена> и обязать ИФНС применить льготу по земельному налогу.

Решением руководителя УФНС России по Томской области <номер обезличен> от <дата обезличена> в удовлетворении жалобы ФИО1 было отказано.

С настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г.Томска в августе 2020, т.е со значительным нарушением установленного законом процессуального срока.

Как утверждает административный истец, данное решение от <дата обезличена> она получила лишь 17.07.2020 в связи с подачей повторной аналогичной жалобы от 16.07.2020. О получении решения была сделана отметка на сопроводительном письме. Считает причину пропуска срока для обращения в суд уважительной, просит срок восстановить.

Согласно пункту 6 статьи 140 Кодекса решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Согласно п. 5 ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

- налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Как следует из материалов дела, Решение руководителя Управления ФНС России по Томской области <номер обезличен> было направлено <дата обезличена> по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается сопроводительным письмом, т.е по месту регистрации ФИО1

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <номер обезличен>, направленное УФНС России по Томской области в адрес ФИО1 письмо было принято в отделение почтовой связи 20.12.2019, и уже 21.12.2019 прибыло в место вручения в отделение почтовой связи <номер обезличен>, но 31.12.2019 было возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.

Таким образом, налоговый орган свою обязанность по направлению решения исполнил в соответствии с требованиями закона, направил ФИО1 принятое по её жалобе решение на почтовый адрес регистрации подателя жалобы.

Представленное в материалах дела сопроводительное письмо от 19.12.2019 имеет отметку о получении решения руководителя ФНС <номер обезличен> от <дата обезличена> по доверенности ФИО2 17.07.2020.

Несмотря на указанные обстоятельства, суд не может признать причины пропуска ФИО1 срока для обращения в суд уважительными и восстановить этот срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63).

Сведений о том, что на момент направления решения руководителя УФНС России по Томской области ФИО1 проживала по иному адресу и была там зарегистрирована, материалы дела не содержат, о таких сведениях административный истец не заявляет. Таким образом, каких-либо нарушений со стороны налогового органа по направлению корреспонденции, судом не установлено.

При указанных обстоятельствах, не контролируя поступление почтовой корреспонденции по месту регистрации ФИО1 несет риск неполучения такой корреспонденции. Тем самым ФИО1 лишила себя возможности своевременного получения решения вышестоящего налогового органа.

Согласно абз. 2 п. 6 ст. 140 Налогового кодекса РФ решение по жалобе принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Таким образом, срок для принятия руководителем налогового органа решения по жалобе не может быть больше 30 дней.

За период прошедший с момента подачи ФИО1 первой жалобы от 22.11.2019 до подачи второй аналогичной жалобы 16.07.2020 прошло более полугода, в течение этого времени ФИО1 не предпринимала каких-либо попыток выяснить причину отсутствия решения по её первой жалобе, при этом имея регистрацию в личном кабинете налогоплательщика не предпринимала самостоятельных действий для получения решения вышестоящего налогового органа. Административным истцом также не представлено доказательств того, что у неё объективно отсутствовала возможность получить направленное ей решение <номер обезличен> от <дата обезличена>.

При таких обстоятельствах, само по себе неполучение ФИО1 решения <номер обезличен> от <дата обезличена> не является уважительной причиной пропуска установленного законом срока для обращения с административным иском в суд, данный срок не может быть восстановлен, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований должно быть отказано в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области о признании недействительным налогового уведомления и перерасчете налога на имущество оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) О.В.Мельничук

Мотивированный текст решения изготовлен 20 октября 2020 года.

Копия верна

Судья: О.В. Мельничук

Секретарь: О.А.Некрестова