НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область) от 31.10.2017 № 2-1607/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 31 » октября 2017 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,

при секретаре Сытиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 1607/17 по иску Мазуровой И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в страховой стаж для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), назначении страховой пенсии, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

05.05.2016г. Мазурова И.В., *** года рождения, обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенным между Российской Федерацией и Эстонской Республикой 14 июля 2011г.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 30.06.2016г. № 126014/16 Мазуровой И.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011г. в связи с тем, что величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, составила менее 9,0 баллов.

Мазурова И.В. обратилась в суд с иском, с учетом заявления о дополнении исковых требований от 26.06.2017г., о включении в страховой стаж для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) периодов работы с 22.10.1985г. по 13.04.1986г. в качестве *** ЭССР, с 30.09.1986г. по 16.12.1986г. в качестве *** ЭССР, с 17.03.1987г. по 28.05.1988г. в качестве *** ЭССР, с 08.09.1988г. по 11.09.1990г. в качестве *** ЭССР, с 09.06.1992г. по 09.09.1992г. в качестве *** Эстонской Республики, с 15.11.1995г. по 13.06.1996г. по трудовому договору в АО «Масеко» Эстонской Республики, назначении страховой пенсии по старости с 01.06.2016г., компенсации морального вреда в сумме *** рублей.

В обоснование исковых требований Мазурова И.В. указала, что ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, 9 баллов, поскольку при исчислении величины ИПК не учтены, не засчитаны в страховой стаж периоды работы с 22.10.1985г. по 13.04.1986г. в качестве *** ЭССР, с 30.09.1986г. по 16.12.1986г. в качестве *** ЭССР, с 17.03.1987г. по 28.05.1988г. в качестве *** ЭССР, с 08.09.1988г. по 11.09.1990г. в качестве *** ЭССР, с 09.06.1992г. по 09.09.1992г. в качестве *** Эстонской Республики, с 15.11.1995г. по 13.06.1996г. по трудовому договору в АО «Масеко» Эстонской Республики, с чем она не согласна. В соответствии с условиями Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного между Российской Федерацией и Эстонской Республикой 14 июля 2011г., периоды работы, включаемые в страховой стаж, порядок исчисления и правила подсчета стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ. Согласно ст.66 ТК РФ и п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон. Ее трудовой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 20 лет, в связи с чем, в соответствии с п.2 ст.6 Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики, в результате чего величина индивидуального пенсионного коэффициента увеличится.

В судебном заседании истец Мазурова И.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что с 22.10.1985г. по 13.04.1986г. она работала в качестве *** ЭССР, с 30.09.1986г. по 16.12.1986г. - в качестве *** ЭССР, с 17.03.1987г. по 28.05.1988г. - в качестве *** ЭССР, с 08.09.1988г. по 11.09.1990г. - в качестве *** ЭССР, с 09.06.1992г. по 09.09.1992г. - в качестве *** Эстонской Республики, с 15.11.1995г. по 13.06.1996г. - по трудовому договору в АО «Масеко» Эстонской Республики, что подтверждается трудовой книжкой. Данные периоды работы не были засчитаны в страховой стаж, величина ИПК составила менее 9,0 баллов, в связи с чем, в назначении страховой пенсии было отказано. Действиями пенсионного органа ей причинен моральный вред, размер компенсации которого она оценивает в 3000 рублей. Истец Мазурова И.В. просила включить в страховой стаж для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) периоды работы с 22.10.1985г. по 13.04.1986г. в качестве *** ЭССР, с 30.09.1986г. по 16.12.1986г. в качестве *** ЭССР, с 17.03.1987г. по 28.05.1988г. в качестве *** ЭССР, с 08.09.1988г. по 11.09.1990г. в качестве *** ЭССР, с 09.06.1992г. по 09.09.1992г. в качестве *** Эстонской Республики, с 15.11.1995г. по 13.06.1996г. по трудовому договору в АО «Масеко» Эстонской Республики, назначить страховую пенсию по старости с 01.06.2016г., взыскать компенсацию морального вреда в сумме *** рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.

Представители ответчика, по доверенностям Магатина Я.В., Шишкова Е.А., Рыбкина О.А., исковые требования не признали по основаниям, изложенным в решении УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе от 30.06.2016г., пояснив, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для определения права на установление страховой пенсии по старости в 2016 году требуется наличие не менее 7 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 9,0 баллов. Мазуровой И.В. было отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку, несмотря на наличие у нее необходимого для назначения пенсии страхового стажа, приобретенного на территории РФ, величина ИПК составила 7,480, что меньше величины ИПК, 9,0 баллов, необходимой для назначения страховой пенсии. При исчислении величины ИПК спорные периоды работы Мазуровой И.В. в Эстонской ССР и Эстонской Республике не были включены в ее страховой стаж. В соответствии с Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенным между Российской Федерацией и Эстонской Республикой 14.07.2011г., возможно суммирование стажа, приобретенного на территории Российской Федерации и на территории Эстонии, поскольку трудовой стаж, приобретенный Мазуровой И.В. на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 20 лет. При суммировании страховой стаж истца увеличится и составит 11 лет 9 месяцев 1 день. Поскольку Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения базируется на принципе пропорциональности, то есть полного разделения ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, то величина ИПК Мазуровой И.В. при суммировании стажа, приобретенного на территории Российской Федерации и в Эстонии, составит 4,388. Необоснованны требования о компенсации морального вреда.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, специалистов ФИО6 и ФИО7, исследовав материалы дела и пенсионное дело истца, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии с частью 4 статьи15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно части 2 статьи2 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.

В силу части 3 статьи2 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для определения права на установление страховой пенсии по старости в 2016 году требуется наличие не менее 7 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 9,0 баллов.

14 июля 2011г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012г. N1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012г. (временно применялся с 16 октября 2011г.).

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья2 Договора).

Согласно статье 3 Договора, он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьёй 2 Договора.

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учёта пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно названному Договору пенсионный стаж, приобретённый на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчёт и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи5 Договора).

Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретённый на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи5 Договора).

Пунктом 3 статьи5 Договора также установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определённой специальности, или на определённой должности, или в определённых условиях, то пенсионный стаж, приобретённый на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

Пунктом 1 статьи6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).

Согласно пункту 2 статьи 6 Договора, если при назначении пенсии в российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.

Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.

6 октября 2011г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5).

Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, за пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики (Эстонской ССР) и Российской Федерации (РСФСР), пенсия устанавливается по законодательству и за счет той стороны, на которой выработан стаж.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 05.05.2016г. Мазурова И.В., *** года рождения, обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенным между Российской Федерацией и Эстонской Республикой 14 июля 2011г.

18.05.2016г. УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области обратилось в Департамент Социального Страхования Эстонской Республики с просьбой о подтверждении периодов страхового стажа и высылке справки о страховом стаже по форме согласно формуляру о пенсионном стаже на Мазурову (Бросалину) И.В. за периоды работы с 22.10.1985г. по 13.04.1986г. в качестве *** ЭССР, с 30.09.1986г. по 16.12.1986г. в качестве *** ЭССР, с 17.03.1987г. по 28.05.1988г. в качестве *** ЭССР, с 08.09.1988г. по 11.09.1990г. в качестве *** ЭССР, с 09.06.1992г. по 09.09.1992г. в качестве кухонной *** Эстонской Республики, с 15.11.1995г. по 13.06.1996г. по трудовому договору в АО «Масеко» Эстонской Республике.

Согласно формуляру о пенсионном стаже от 13.06.2016г. *** выданному Департаментом Социального Страхования Эстонской Республики, общая продолжительность периодов трудовой деятельности на территории Эстонской Республики, включенной в пенсионный стаж по законодательству государства, выдавшего формуляр, составила 4 года 8 месяцев 27 дней, в том числе с 22.10.1985г. по 13.04.1986г., с 30.09.1986г. по 16.12.1986г., с 17.03.1987г. по 28.05.1988г., с 08.09.1988г. по 11.09.1990г., с 09.06.1992г. по 09.09.1992г., с 15.11.1995г. по 13.06.1996г.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 30.06.2016г. Мазуровой И.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011г. в связи с тем, что величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, составила менее 9,0 баллов.

При этом, как следует из решения УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 30.06.2016г., пенсионным органом принят к зачету страховой стаж на территории Российской Федерации 8 лет 5 месяцев 7 дней, в том числе периоды работы с 01.09.1978г. по 28.10.1978г., с 29.10.1978г. по 13.10.1979г., с 14.10.1979г. по 05.04.1980г., с 10.05.1980г. по 26.08.1980г. в качестве *** с 22.10.1980г. по 08.07.1981г. в качестве *** с 15.08.1981г. по 31.08.1981г., с 11.09.1981г. по 29.10.1983г. в качестве *** отпуск по уходу за ребенком с 30.10.1983г. по 28.03.1985г., периоды получения пособия по безработице с 17.06.1998г. по 25.06.1998г., с 26.07.1998г. по 09.09.1998г., с 10.12.1998г. по 25.05.1999г., 12.01.2000г., с 13.02.2000г. по 24.04.2000г., с 06.12.2006г. по 05.06.2007г., с 03.09.2007г. по 22.02.2008г., с 10.11.2008г. по 22.04.2009г.; общий трудовой стаж в календарном исчислении (до 01.01.2002г., в том числе период учебы 11 месяцев 14 дней, период ухода за ребенком 1 год 4 месяца 28 дней) составил 7 лет 4 дня.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, составила 7,480.

При исчислении величины ИПК не учтены периоды работы с 22.10.1985г. по 13.04.1986г. в качестве помощника *** ЭССР, с 30.09.1986г. по 16.12.1986г. в качестве *** ЭССР, с 17.03.1987г. по 28.05.1988г. в качестве младшей *** ЭССР, с 08.09.1988г. по 11.09.1990г. в качестве *** ЭССР, с 09.06.1992г. по 09.09.1992г. в качестве *** Эстонской Республики, с 15.11.1995г. по 13.06.1996г. по трудовому договору в АО «Масеко» Эстонской Республике, так как стаж приобретен на территории Эстонской ССР и Эстонской Республики; при этом периоды работы истца на территории Эстонской ССР и Эстонской Республики подтверждены материалами дела и ответчиком не оспариваются.

Отказывая Мазуровой И.В. в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) вышеуказанных периодов работы на территории Эстонской ССР и Эстонской Республики и назначении страховой пенсии по старости, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, Мазурова И.В. достигла возраста 55 лет, имеет необходимый страховой стаж на территории Российской Федерации; не имеет только индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), равного 9,0, поэтому возник спор по определению величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Федеральным законом "О страховых пенсиях" введено понятие "индивидуальный пенсионный коэффициент" - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (п.3 ст.3 Федерального закона N 400-ФЗ).

Наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже установленного законом является одним из обязательных условий назначения страховой пенсии по старости.

Таким образом, с 01.01.2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины ИПК - 30. Необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, а при назначении страховой пенсии по старости досрочно - на день установления этой страховой пенсии.

При исчислении величины ИПК в рамках реализации международных договоров ни законодательство Российской Федерации, ни международные правовые акты не предусматривают возможность определения разной величины ИПК отдельно для права на страховую пенсию и отдельно для исчисления ее размера. В связи с чем, при определении права на пенсию и исчислении ее размера в соответствии с международными договорами Российской Федерации величина ИПК определяется только за стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, с учетом положений международных договоров.

Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400 - ФЗ установлено, что права на страховую пенсию учитываются в пенсионных коэффициентах (баллах). Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования, длительности страхового (трудового) стажа и возраста выхода на пенсию.

Согласно ст.36 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.

Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии со ст.15 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента, введенного Законом № 400 - ФЗ для определения права на страховую пенсию по старости, за периоды, имевшие место до 01.01.2015г., определяется по определенной формуле с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31.12.2014г. по нормам Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии, то есть до 01 января 2002 года учитывается трудовой стаж и заработная плата, с 2002 года по 2014 год - страховые взносы, а начиная с 01 января 2015 года величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии по старости (СПст) определяется по формуле: СПст = ИПК х СПК, где

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость пенсионного коэффициента (согласно ст.15 Закона, стоимость годового пенсионного балла ежегодно устанавливается Правительством РФ, с 01.01.2015г. установлена в размере 64 рубля 10 копеек).

В свою очередь, ИПК определяется по следующей формуле (ч.9 ст.15 Закона):

ИПК = (ИПКс + ИПКн) х КвСП, где

ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года (ИПКс) определяется по формуле (ч.10 ст.15 Закона):

ИПКс = П/СПК, где П - размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера) по состоянию на 31.12.2014 года, исчисленный по нормам Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле (ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ):

ПК1 = (РП - 450 рублей) * Т, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости в 2014 году составлял 228 месяцев (п.1 ст.32 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3).

Страховая часть трудовой пенсии по старости определяется по формуле (ч.1 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ):

СЧ=ПК/Т, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

В силу п.1 ст.30.1 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст.30 данного Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст.30 данного Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 данной статьи.

Из пояснений специалистов ФИО6 и ФИО7 в судебных заседаниях следует, что индивидуальный пенсионный коэффициент определяется только из страховой части пенсии, ИПК Мазуровой И.В. фактически равен величине индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года (ИПКс), поскольку с 01.01.2015г. истец не имеет отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и отсутствуют основания применения коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (КвСП), установленные ч.15 ст.15 Закона № 400-ФЗ; кроме того, при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента у Мазуровой И.В. фактически учитывается только трудовой стаж и заработная плата до 2002 года, поскольку с 2002 года по 2014 год страховые взносы у истца отсутствуют. Поскольку истцом не были представлены сведения о заработке, расчетный размер пенсии (РП) был определен равным *** рублям в соответствии с п.7 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3. С учетом стажа только в Российской Федерации пенсионный капитал (ПК1) истца на 31.12.2014г. с учетом коэффициентов индексации составил *** руб.; сумма валоризации (стаж 6 полных лет до 01.01.1991г.) составила *** руб. (*** * 16 %); общая сумма пенсионного капитала (ПК1) на 31.12.2014г. составила *** руб. (*** + ***), а страховая часть трудовой пенсии по старости на 31.12.2014г. составила *** коп. (***:228), следовательно, ИПК на 01.01.2015г. составил *** (***:64,10). С учетом суммирования стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, и трудового стажа в Эстонской Республике из расчета стажа 11 лет 9 месяцев 1 день на 01.01.2002г., пенсионный капитал (ПК1) истца на 31.12.2014г. с учетом коэффициентов индексации составит *** руб.; сумма валоризации (стаж 6 полных лет до 01.01.1991г.) составит *** руб. (*** * 16 %); общая сумма пенсионного капитала (ПК1) на 31.12.2014г. составит *** руб. (*** + ***), а страховая часть трудовой пенсии по старости на 31.12.2014г., учитывая положения Договора от 14.07.2011г. о полном разделении ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, составит *** коп. (***:228=*** коп., ***:240*84=***, где 84 - число месяцев фактически имеющегося у Мазуровой И.В. пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации), следовательно, ИПК на 01.01.2015г. составит 4,388 (***:64,10).

Суду представлен расчет индивидуального пенсионного коэффициента истца Мазуровой И.В. с учетом страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (7 лет 4 дня на 01.01.2002г.), а также с учетом страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, и трудового стажа в Эстонской Республике из расчета стажа 11 лет 9 месяцев 1 день на 01.01.2002г.

ИПК Мазуровой И.В. с учетом стажа только в Российской Федерации составил на 01.01.2015г. 7,480, а с учетом суммирования стажа ИПК составил на 01.01.2015г. 4,388.

Суд соглашается с приведенным ответчиком расчетом индивидуального пенсионного коэффициента как с учетом страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, так и с учетом страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, и трудового стажа в Эстонской Республике, поскольку произведенный пенсионным органом расчет ИПК Мазуровой И.В. соответствует положениям Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а также Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного между Российской Федерацией и Эстонской Республикой 14.07.2011г.

Поскольку Мазурова И.В., имея необходимый страховой стаж на территории Российской Федерации, просит включить периоды работы в Эстонской ССР и Эстонской Республике в страховой стаж для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), а, как указано выше, при суммировании стажа ИПК составил 4,388, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, так как удовлетворение иска влечет ухудшение положения истца, тогда как ИПК Мазуровой И.В. с учетом страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, может увеличиться с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при условии ее трудоустройства.

Также не подлежат удовлетворению исковые требования о назначении страховой пенсии по старости с 01.06.2016г., поскольку Мазурова И.В., достигшая возраста 55 лет, имеющая необходимый страховой стаж на территории Российской Федерации, не имеет индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), равного 9,0, что является одним из обязательных условий назначения страховой пенсии по старости.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу п.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г.N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта2 статьи1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Отказывая Мазуровой И.В. в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в сумме *** рублей, суд исходит того, что отсутствуют основания для удовлетворения иска Мазуровой И.В. и истцом не представлены доказательства, с достоверностью свидетельствующие о причинении Мазуровой И.В., в результате отказа в назначении страховой пенсии по старости, нравственных либо физических страданий, тогда как в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Мазуровой И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы с 22.10.1985г. по 13.04.1986г. в качестве *** ЭССР,

с 30.09.1986г. по 16.12.1986г. в качестве *** ЭССР, с 17.03.1987г. по 28.05.1988г. в качестве *** ЭССР, с 08.09.1988г. по 11.09.1990г. в качестве *** ЭССР, с 09.06.1992г. по 09.09.1992г. в качестве *** Эстонской Республики, с 15.11.1995г. по 13.06.1996г. по трудовому договору в АО «Масеко» Эстонской Республики в страховой стаж для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), назначении страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись С.Л.Сорокина

Мотивированное решение составлено 09.11.2017 года.

Судья: подпись С.Л.Сорокина