РЕШЕНИЕ № 2 –2865/2020
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 16 декабря 2020 г.
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
судьи Н.В.Емельяновой,
при секретаре Медниковой С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленковой Лидии Николаевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о перерасчете размера пенсии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
09.08.2011 Ленковой Л.Н. была назначена страховая часть трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсия в Российской Федерации». На момент назначения пенсии ей был учтен трудовой стаж 33 года 01 месяц 19 дней (по 31.12.2010 по сведениям выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица) и среднемесячный заработок 2020,83 руб, учтенного за период с 01.03.2020 по 31.12.2001. Отношение ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране составило 1,333.
13.11.2020 Ленкова Л.Н. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе произвести ей перерасчет назначенной пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что при определении размера ее пенсии были допущены значительные нарушения.
Так ей при назначении пенсии неверно был исчислен страховой стаж в связи с тем, что ответчиком не учтен период ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.11.2011 по 09.08.2011 несмотря на то, что за данные периоды ею уплачены в полном объеме страховые взносы.
Кроме того, неправильно для назначения пенсии определен и размер страховых взносов, которые должны быть учтены в расчетном пенсионном капитале. Так в соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 12.06.2002 №407 «Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал», в состав расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в фонд за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению пенсии. Однако сумма внесенных ею страховых взносов за период с 01.01.2011 по 30.06.2011 в размере 6754,8 при расчете ее пенсионного капитала учтена не была.
Полагает, что неверное исчисление страховых взносов произведено ввиду неправомерного применения ответчиком к данным правоотношениям Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития №987н от 14.12.2009, в силу которой распределение страховых взносов на лицевом счете застрахованного лица осуществляется 01.04. числа каждого календарного года.
Несмотря на то, что на дату назначения пенсии уплаченные ею за 2011 год страховые взносы не были распределены на ее лицевом счете, ответчик знал, что она осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку ей было представлено в пенсионный орган свидетельство о постановке на учет, в связи с чем должен был самостоятельно запросить сведения о произведенных ею отчислениях за данный период и уже на дату назначения пенсии учесть эти взносы в составе ее пенсионного капитала.
Произведенный в 2012 году ответчиком перерасчет размера ее пенсии с учетом уплаченных страховых взносов за 2011год в полной мере ее пенсионные права не восстановил, поскольку неучтенный на дату назначения пенсии размер страховых взносов впоследствии привел к тому, что они не были проиндексированы.
Не учел ответчик и в составе ее страховых взносов уплату единого налога на вмененный доход, что нарушило требования постановления Министерства труда и социального развития РФ от 18.04.2002 №27, в силу которого уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности приравнивается в уплате страховых взносов в ПФР.
С учетом изложенного полагает, что расчет размера ее пенсионного капитала при назначении пенсии должен был производиться не из размера страховых взносов 25050 руб, как сделано ответчиком, а из суммы 43986,4 руб.
Ответчиком неверно произведена индексация ее пенсии.
Согласно ст. 29.1 и п.11 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала ПК индексируется в сумме трех составляющих, но сотрудники пенсионного фонда проиндексировали только часть расчетного пенсионного капитала ПК1, не применив индексацию к сумме уплаченных страховых взносов-ПК2
При производстве индексации применены не все индексы. Так в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.04.2011 №255 утвержден коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенный по состоянию на 01.01.2010 в размере 1,088. Пунктом 3 этого постановления предусмотрено, что оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.04.2011.
Поскольку ей пенсия была назначена 01.08.2011 данный коэффициент 1,088 индексации к ее расчетному пенсионному капиталу должен быть применен дважды за 2010 год и в 2011 году.
Кроме того ответчик неправомерно отказал ей в индексации всей пенсии на основании постановления Правительства РФ №21 от 26.01.2011 года, в соответствии с которым утвержден коэффициент индексации с 1 февраля 2011г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,088.
Также указала, что с 01.01.2010 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", где статья 14 дополнилась п. 17, предусматривающим обязанность увеличения фиксированной части трудовой пенсии работающим пенсионерам ежегодно на 6%. Данное увеличение ей произведено не было, в связи с чем подлежит перерасчету размер ее пенсии в соответствии с указанной нормой закона.
При корректировках ее пенсии завышен ожидаемые период выплаты пенсии (период дожития). От величины данного периода зависит размер страховой части пенсии, который определяется по формуле СЧ = ПК/Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой частиуказанной пенсии
Таким образом, чем больше величина Т, тем меньше сумма расчетного пенсионного капитала.
При назначении ей пенсии ожидаемый период ее выплаты составлял 204 месяца, с учетом произведенных корректировок по выплате пенсии этот показатель по ее подсчетам на 01.08.2015 и. 01.08.2016 должен составлять 168 мес, при том, что по данным пенсионного фонда он составляет 204 мес.
Расчеты данного периода, произведенные ответчиком, считает неверными поскольку при корректировке пенсии они использовали показатель 228, хотя должны были использовать как расчетный показатель 204, установленный ей на дату назначения пенсии. Полагает, что увеличение показателя ожидаемого периода в сторону увеличения при корректировке пенсии произведен пенсионным органом неправомерно, что привело к уменьшению показателя расчетного пенсионного капитала.
Увеличение размера ожидаемого периода привело к уменьшению всего размера ее пенсии на 209 руб.
17.07.2017 ей был произведен перерасчет пенсии с учетом замены нестраховых периодов ухода за детьми баллами. В письме от 20.03.2020 пенсионный фонд ей сообщил, что с учетом данной замены размер ее трудовой пенсии по старости составил 11934,59 руб, в том числе сумма 636,5 руб за периоды ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет с учетом коэффициента 8.1. Данная сумма ею получена не была, в связи с чем ей непонятно каким образом пенсионный орган делал перерачет размера ее пенсии с 17.07.2017, просит обязать ответчика представитель ей данный расчет в письменном виде. Данные требования изложены в п. 7 просительной части ее искового заявления, в котором она просит обнародовать методику расчета суммы за «нестраховые периоды».
С учетом изложенного просит обязать ответчика произвести ей перерасчет размера страховой части ее трудовой пенсии с учетом указанных недостатков при ее расчете, начиная с 09.08.2011.
В случае перерасчета увеличится размер страховой части ее пенсии что в свою очередь приведет к значительному увеличению ИПК, в связи с изложенным просит обязать ответчика произвести ей перерасчет ИПК.
Поскольку указанные нарушения не позволили ей своевременно и в полном объеме получать пенсию в размере, установленном действующим законодательством, она по этому поводу неоднократно обращалась к ответчику и получала отказы в перерасчете размера пенсии из-за чего переживала. В связи с изложенным просит взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Представитель ответчика в судебном заседании просила оставить исковые требования Ленковой Л.Н. без удовлетворения.
В обоснование своих возражений указала, что 09.08.2011 Ленковой Л.Н. была назначена страховая часть трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсия в Российской Федерации». На момент назначения пенсии ей был учтен трудовой стаж 33 года 01 месяц 19 дней (по 31.12.2010 по сведениям выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица) и среднемесячного заработка 2020,83 руб, учтенного за период с 01.03.2020 по 31.12.2001.
При определении продолжительности страхового стажа истицы были применены положения введенного в действия с 01.01.2002 Федерального закона №173-ФЗ, в силу которого под страховым стажем стала пониматься учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Таким образом, для зачета в страховой стаж периодов работы или иной деятельности, осуществляемой после 01.01.2002 необходимо подтверждение уплаты за эти периоды страховых взносов.
В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
На день назначения истице пенсии сведения об уплате ею страховых взносов за 2011 год на ее лицевом счете отражены не были, в связи с чем при расчете размер ее страховых взносов был определен на 31.12.2010 и составил 25050 рублей, размер индексации данных взносов составил 10458,37 руб, в связи с чем общий размер взносов определен как 35508.37 руб.
В соответствии с п.5 ст. 14 Федерального закона №173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости, с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального учета на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении,
С 01.08.2012 истице был произведен перерасчет размера ее трудовой пенсии в связи с поступившими сведениями об уплате ею страховых взносов в 2011 году.
В соответствии с постановлениями Правительства РФ были утверждены коэффициенты индексации расчетного пенсионного капитала: на 1 января 2010г в размере 1,088, на 1 января 2009г. в размере 1,1427, на 1 января 2011 года был принят коэффициент 1,1065.
Из представленного истице ответа пенсионного фонда от 20.03.2020 видно, что все указанные коэффициенты за период с 2002 по 01.01.2011 г. ей были применены при расчете размера пенсии. Оснований для применения в 2011 году повторно коэффициента 1,088 не имелось, на 2011 год в 2012 году был утвержден свой коэффициент.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктомпод общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года.
В связи с чем изменение стажа истицы в связи с учетом ее страховых взносов за 2011 год на ее пенсионные права не повлияло. По ее заявлению для определения продолжительности стажа для иных целей, не связанных с пенсионными правами, период осуществления ею предпринимательской деятельности с 01.01.2011 по 09.08.2011 может быть ей учтен в общий трудовой стаж.
В связи с изложенным ее требования о перерасчете пенсии с учетом стажа, приобретенного в 2011 году, и подтвержденного уплатой страховых взносов, удовлетворению не подлежат.
Относительно применения индексов к расчетному капиталу пенсии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.04.2011 №255 пояснила, что данным постановлением утвержден коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенный по состоянию на 01.01.2010 в размере 1,088. Данный индекс применен при расчете уплаченных истицей страховых взносов, о чем ей сообщено в письме от 20.03.2020. То обстоятельств, что пунктом 3 этого постановления предусмотрено, что оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.04.2011, не предусматривает двойного его применения как на размер страховых взносов, уплаченных в 2010 году, так и на 2011 год. Данное постановление было принято в апреле 2011 года, в связи с чем его действие распространено на правоотношения, связанные с расчетом страховых взносов, производимых после апреля 2011 года, но уплаченных на 01.01.2010.
Постановлением Правительства РФ №21 от 26.01.2011 года утвержден коэффициент индексации с 1 февраля 2011г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,088.
Поскольку на 01.02.2011 истица получателем пенсии еще не являлась, нормы данного постановления к ней применению не подлежат.
Пунктом 5 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 N407, установлено, что суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили.
В разъяснениях от 18.04.2002 №3, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.04.2002 №27 установлено, что период индивидуальной трудовой деятельности, за который уплачивался налог на вмененный доход, включается для конвертации пенсионных прав в общий трудовой стаж. В стаж этот период для истицы включен был.
Относительно увеличения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии с 01.01.2015 на 6% пояснила, что п. 17 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N213-ФЗ, предусматривающий данную индексацию, в силу не вступил в связи с вступлением в силу с 01.01.2015 норм федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем применению не подлежал.
С учетом положений ч.1 ст. 14 Федерального закона №173-ФЗ на размер страховой пенсии влияет количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой частиуказанной пенсии, который в формуле размера страховой части трудовой пенсии обозначен как величина Т.
Порядок расчета данного периода определен в ст. 32 Закона, согласно которой при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом1 статьи14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
На момент назначения пенсии ожидаемый период выплаты для граждан, обратившихся за ее получением в 2011 году составил 204. Начиная с 2013 года этот размер не изменяется и составляет 228 месяцев.
Таким образом ст. 32 применяется для установления ожидаемого периода только на момент назначения пенсии.
Впоследствии этот период изменяется при корректировке пенсии, в связи с чем применяются положения п.5 ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ. В этой статье дано понятие величины Т именно для перерасчета пенсии. Эта величина определена как количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка.
Таким образом, в случае корректировки пенсии величина ожидаемого периода выплаты пенсии определяется не на дату назначения пенсии, а на 31 июля того года, в котором такая корректировка производится.
Первая корректировка пенсии истицы была произведена 01.08.2012. На тот период величина ожидаемого периода составила для истицы 216 из расчета 204 на дату назначения пенсии +12 на текущий период.
В соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона №173-ФЗ при перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами3 и 5 статьи17 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости. Поскольку на момент корректировки пенсии истицы не прошел полный календарный год, такое уменьшение произведено не было, для нее с 01.08.2012 величина Т составила 216.
Следующая корректировка размера пенсии истицы была произведена в 2014 году. Для расчета размера данной корректировки был установлен ожидаемый период в размере 228, то есть определенный на дату корректировки, на 2014 год.
До даты корректировки прошло 2 полных календарных года с даты назначения пенсии, в связи с чем после корректировки ожидаемый период составил для нее опять 204 из расчета 228-24.
Истице с 31.07.2017 был произведен перерасчет ее пенсии с учетом замены страховых периодов на отпуска по уходу за детьми.
Подробный расчет ее пенсии после такой замены был ей разъяснен в письме УПФР от 16.10.2019 №1121/Л-547/15605.
Из указанного расчета следует, что при замене периода трудовой деятельности истицы нестраховыми периодами уменьшается трудовой стаж, приобретенный до 1991 года, который у истицы на дату назначения пенсии составил 15 лет. Часть этого стажа с учетом периодов рождения детей была заменена истице на баллы, в связи с чем после перерасчета он составил 13 лет.
В связи с этим стажевый коэффициент, установленный истице на 31.12.2014 как 0,59 был уменьшен и составил 0,56, поскольку у нее имелось 2 детей. В пенсионном деле имеется полный расчет ее трудового стажа с указанием периодов, копия данного расчета вручена истице в судебном заседании.
В результате перерасчета размер пенсии истицы увеличился на 26 руб.
Действительно сумма, исчисленная в связи с заменой страховых периодов периодами ухода за детьми составила в общем размере 636,5 руб., однако, в результате такого перерасчета уменьшился сам размер пенсии истицы, исчисленный на дату назначения, поскольку как указывалось ранее уменьшился ее трудовой стаж. В результате этого после перерасчета размер пенсии истицы составил 11934,59 руб, то есть увеличился на 26 руб.
Иного расчета, чем тот, что был приведен в письмах пенсионного фонда предоставить не может, готова дать истице по нему соответствующие пояснения. Методики расчета пенсии с учетом замены страховых периодов нестраховыми как нормативно-правового акта не существует, при осуществлении перерасчета пенсионный орган руководствуется нормами Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В связи с вступлением в силу данного закона 31.12.2014 был приведен размер пенсий для всех граждан в соответствие с его нормами. В связи с чем сумма 455,38 руб.- это сумма страховых взносов истицы, установленная на 31.12.2014, то есть на дату перерасчета.
Поскольку по мнению Пенсионного фонда требования истицы о перерасчете страховой части ее трудовой пенсии по изложенным основаниям необоснованны, не имеется оснований и для перерасчета ей индивидуального пенсионного коэффициента.
Полагает, что пенсионный фонд не нарушал прав истицы на получение пенсии в установленном законом размере, в связи с чем и требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (статья3 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно статье 36 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ.
Федеральные законы, принятые до днявступления в силунастоящего Федеральногозаконаи предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В этой связи при установлении страховой пенсии применяются нормы Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон №173-ФЗ), касающиеся исчисления расчетного пенсионного капитала до 1 января 2015 года, включая оценку пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года и валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, а также исчисление размера трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 09.08.2011 Ленковой Л.Н. была назначена страховая часть трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсия в Российской Федерации». На момент назначения пенсии ей был учтен трудовой стаж 33 года 01 месяц 19 дней (по 31.12.2010 по сведениям выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица) и среднемесячный заработок 2020,83 руб, учтенный за период с 01.03.2020 по 31.12.2001. Отношение ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране составил 1,333.
Оценивая доводы истицы о перерасчете ей пенсии в связи с тем, что ответчиком не учтен период ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.11.2011 по 09.08.2011 и не учтены уплаченные ею за данный период страховые взносы, суд учитывает следующее.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяя механизм исчисления трудовой пенсии по старости, предусматривает в пунктах 1-22 статьи 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.
При этом расчетный пенсионный капитал, согласно части первой статьи 20 Федерального закона от 15 декабря 2001года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014года N216-ФЗ), формировался из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 5 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Правительством Российской Федерации от 12.07.2002 №407 во исполнение полномочия, возложенного на него частью второй указанной статьи Федерального закона от 15 декабря 2001года N167-ФЗ, в составе расчетного пенсионного капитала учитывались суммы страховых взносов, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии; данные суммы включались в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 25.04.2019 №1096-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Александрова Владимира Васильевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 5 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал" такое правовое регулирование - в силу индивидуально возмездного характера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - направлено на осуществление надлежащего учета указанных страховых взносов в составе расчетного пенсионного капитала каждого застрахованного лица и реализацию застрахованными лицами права на получение страхового обеспечения в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на их индивидуальных лицевых счетах.
В соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета Ленковой Л.Н., сведения об уплаченных ею страховых взносах за 2011 год в размере 10241,18 руб, были размещены на ее лицевом счете только на 01.01.2012, на 01.10.2011 сумма уплаченных страховых взносов за 2011 год указана как 0.
Согласно п. 5 ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности, с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении.
В связи с изложенным, вопреки доводам истицы в судебном заседании, УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области правомерно при расчете размера страховой части трудовой пенсии истицы учел только сумму страховых взносов, данные о которой имелись на ее лицевом счете. Последующее отражение этих сумм на лицевом счете истицы могло лишь служить основанием для перерасчета размера ее трудовой пенсии, что и было сделано ответчиком с 01.08.2012, то есть в установленные законом соки.
Доводы истицы о том, что не включение периода работы с 31.12.2010 по 09.08.2011, ей в продолжительность стажа при назначении пенсии, привело к необоснованному занижению размера назначенной ей пенсии, также не может быть принят судом.
С вступлением в силу Федерального закона №173-ФЗ изменилось понятие периодов, которые могут быть включены в страховой стаж. Так ст. 14, предусматривающая составляющие трудовой пенсии, не относит к ним продолжительность стажа. На размер пенсии влияет сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости.
При этом сам расчетный капитал, как указывалось ранее, рассчитывается с учетом оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (ст. 30 Федерального закона №175-ФЗ) и с учетом общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Таким образом, при расчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами Федерального закона №173-ФЗ на размер страховой части трудовой пенсии не может повлиять продолжительность стажа, приобретенного гражданином после 01.01.2002, поскольку после указанной даты на пенсионные права влияет только сумма страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Не находит нарушений и при расчете размера уплаченных истицей страховых взносов.
В соответствии со ст. 29.1 Федерального закона 173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК=ПК1+СВ+ПК2,где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК1- часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей30 настоящего Федерального закона; СВ - сумма валоризации (статья30.1 настоящего Федерального закона); ПК2- сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002года.
Из содержания указанной нормы следует, что расчетный пенсионный капитал рассчитывается с учетом суммы валоризации и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002года.
В связи с этим уплата истицей единого социального налога на вмененный доход была учтена пенсионным фондом при определении суммы валоризации в качестве страхового стажа.
Страховые взносы же являются самостоятельной частью расчетного пенсионного капитала, в связи с чем их суммирование с уплаченными суммами единого налога на вмененный доход для определения показателя ПК2 не предусмотрено.
Ссылку истицы в обоснование своих доводов на нормы постановления Министерства труда и социального развития РФ от 18.04.2002 №27 суд находит основанной на неверном толковании норма права.
Как следует из разъяснений о некоторых вопросах пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, утвержденных данным постановлением, они направлены на разъяснение вопросов включения периода осуществления предпринимательской деятельности предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход, именно в общий трудовой стаж для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, а не в размер страховых взносов.
Как следует из пояснений ответчика в судебном заседании и истицей не оспорено в общий трудовой стаж для конвертации пенсионных прав период осуществления Ленковой Л.Н. предпринимательской деятельности, за которые она уплатила единый налог на вмененный доход, был учтен.
В соответствии с п.11 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом6 статьи17 настоящего Федерального закона, за весь период начиная с 1 января 2002года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2011г. N255
"Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц" утвержден коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1января 2010г., в размере 1,088.
Истицей в судебном заседании не оспорено, что ее расчетный капитал, определенный на 01.01.2010г. проиндексирован на 1,088.
Пунктом 3 данного постановления установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1апреля 2011г.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика в судебном заседании о том, что установление действия постановления на правоотношения, возникшие фактически в даты его принятия, не свидетельствует о том, что после 01.04.2011 расчетный пенсионный капитал подлежит повторной индексации на коэффициент 1.088. Из содержания данного пункта постановления следует, что индексация производится в отношении всех граждан, начиная с 01.04.2011, но перерасчет производится той суммы расчетного пенсионного капитала, который установлен на 01.01.2010
При этом из таблицы, представленной по запросу истицы пенсионным фондом в письме от 20.03.2020 (л/д 72-76), усматривается, что проиндексировано полное значение расчетного пенсионного капитала с учетом коэффициентов, установленных постановлениями Правительства РФ, начиная с 2002 года
Постановлением Правительства РФ №21 от 26.01.2011 года утвержден коэффициент индексации с 1 февраля 2011г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,088.
Из п. 2 и 3 данного постановления следует, что с 01.02.2011 данный коэффициент подлежит применению пенсионным фондом для увеличения размера пенсий.
Порядок индексации пенсии определен п.6 ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ.
В силу указанной нормы индексация, так же, как и корректировка, является одним из видов перерасчета размера пенсии, но она не требует волеизъявления пенсионеров и проводится централизовано на основании постановлений Правительства РФ в определенном законом порядке. В том случае если за каждый календарный квартал (3 календарных месяца) рост цен составляет не менее чем 6% - индексация производится каждый квартал, с 1 числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. При меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов индексация производится за каждое полугодие, то есть один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля. Если рост цен в соответствующем полугодье составил менее чем на 6 процентов индексация производится один раз в год с 1 февраля.
Таким образом, для производства индексации пенсии, она должна быть назначена.
Как указывалось ранее, Ленкова Л.Н. стала получателем пенсии 09.08.2011, в связи с чем суд соглашается с доводами представителя ответчика в судебном заседании, что в отношении нее индексация, предусмотренная постановлением Правительства №21 от 26.01.2011 производиться не должна, поскольку страховая часть трудовой пенсии ей рассчитана и назначена не была, ей была произведена индексация расчетного пенсионного капитала с 01.10.2020 по постановлению Правительства РФ от 7 апреля 2011г. N255.
Основанными на неверном толковании норм права находит суд и доводы истицы об обязанности ответчика увеличить фиксированную часть трудовой пенсии ей с 2015 года как работающему пенсионеру ежегодно на 6%.
Увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости исходя из имеющегося у гражданина на день достижения возраста 55 лет страхового стажа свыше 25 лет должно было производиться в соответствии с пунктом 17 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N213-ФЗ). При этом часть 5 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года N213-ФЗ, принятая в пределах полномочий, предоставленных законодателю, определяет действие отдельных положений Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данной нормой предусматривалось, что пункт 17 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ вступит в силу не с 01.01.2010, как указано истцом в исковом заявлении, а с 01.01.2015.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 01.01.2015 были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").
В связи с изложенным нормы п. 17 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N213-ФЗ) в силу не вступили, применению не подлежали.
Оценивая доводы истицы о том, что при расчете размера ее пенсионного капитала ответчиком неправомерно был увеличен ожидаемый период выплаты трудовой пенсии, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона №173-ФЗ страховая часть трудовой пенсии определяется по формуле СЧ = ПК/Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой частиуказанной пенсии
Таким образом, чем больше величина Т, тем меньше сумма расчетного пенсионного капитала.
Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости - это показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии (ст.2 Федерального закона №173-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 32 Федерального закона №173-ФЗ при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом1 статьи14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Поскольку истице назначалась пенсия в 2011 году ожидаемый период выплаты ее трудовой пенсии по старости составил 204 месяца, что истицей не оспаривается.
Так как изменение для Ленковой Л.Н. ожидаемого периода могло быть вызвано только корректировками ее пенсии, в данной части применению подлежит п. 22 ст 14 Федерального закона №173-ФЗ, в силу которого при перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами3 и 5 статьи17 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном пунктом21 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
01.08.2012 истице была произведена корректировка пенсии на основании п.5 ст. 17 Федерального закона, то есть в связи с поступлением в пенсионный орган сведений об уплате страховых взносов за 2011 год.
Поскольку на момент корректировки с даты назначения Ленковой Л.Н. трудовой пенсии (с 09.08.2011) не прошел полный календарный год, сокращение ожидаемого периода на 12 месяцев ей произведено не было.
При этом в силу положений п. 5 ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ корректировка размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности осуществляется по формуле: СЧ=СЧп+ПКр/ (Т+К), где: СЧ - размер страховой части трудовой пенсии по старости или размер трудовой пенсии по инвалидности;
СЧп - установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на 31 июлягода, в котором производится соответствующая корректировка;
ПКр - сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на 1 июлягода, с которого производится соответствующая корректировка;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 22 статьи14 настоящего Федерального закона) по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;
К - коэффициент для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости, равный 1.
Таким образом, законодатель определил понятие ожидаемого периода именно для случаев расчета корректировки и предусмотрел, что при корректировке пенсии данный показатель устанавливается не в том количестве как рассчитан на дату назначения пенсии, как полагала истица, а на 31 июля года, в котором такая корректировка производится.
Как указывалось ранее истице первая корректировка пенсии производилась 01.08.2012. на 31.07.2012 ожидаемый период составлял 216 месяцев. Поскольку до момента корректировки прошло меньше полного года, ожидаемый период для нее после корректировки составил 216 месяцев. Такой показатель и был в отношении нее применен пенсионным органом 01.08.2012.
Пункт 5 ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ предусматривает право пенсионера отказаться от корректировки страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, производимой в соответствии с настоящим пунктом, путем подачи соответствующего заявления.
Такое заявление в Пенсионный фонд от истицы не поступало. Кроме того, судом установлено, что с учетом проведенной корректировки размер страховой части трудовой пенсии истицы все равно увеличился.
Повторная корректировка пенсии была произведена истице по ее заявлению в 2014 году.
На 2014 год ожидаемый период составил 228 месяцев. Поскольку к моменту корректировки прошло полных 2 года, ожидаемый период в соответствии с п.22 ст. 14 Федерального закона №173-ФЗ был сокращен на 2 года, то есть на 14 месяцев, в связи с чем вновь составил показатель 204.
Доводы истица о том, что ожидаемый период должен был быть сокращен при каждой корректировке независимо от того, прошел ли с момента назначения пенсии полный календарный год противоречат требованиям п. 22 ст. 14 Федерального закона №173- ФЗ. А ее доводы о том, что уменьшение ожидаемого периода на 12 месяцев должно производиться из величины ожидаемого периода, установленного ей на дату назначения пенсии, основаны на неверном толковании п.5 ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ.
В связи с изложенным оснований для перерасчета Ленковой Н.Н. пенсии в связи с неверным применением ответчиком показателя ожидаемого периода при расчете ей пенсии суд находит несостоятельными.
17.07.2017 истице был произведен перерасчет пенсии с учетом замены нестраховых периодов ухода за детьми баллами. В письме от 20.03.2020 пенсионный фонд ей сообщил, что с учетом данной замены размер ее страховой пенсии по старости составил 11934,59 руб, в том числе сумма 636,5 руб за периоды ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет с учетом коэффициента 8.1.
Доводы истицы о том, что с учетом замены нестраховых периодов баллами, сумма ее пенсии должна была увеличится на 636,5 руб. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В своих письмах от 24.01.2019 (лд 62-66) и от 16.10.2019 (л/д 69) пенсионным органом приведен подробный порядок перерасчета пенсии истицы со ссылками на нормативно-правовые акты и с учетом замены периодов трудовой деятельности истицы нестраховыми периодами ухода за детьми, в соответствии с требованиями Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях»
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда по данному расчету дал полные пояснения, ответив на вопросы истицы о том, какой стаж был учтен пенсионным органом при перерасчете ей пенсии с 17.07.2017, в каком размере приняты страховые взносы, как изменился ее стажевый коэффициент в связи с данным перерасчетом.
При этом представитель пояснил, что действительно размер доплаты в связи с заменой периодов работы истицы на периоды ухода за детьми составил 636,5 руб. Однако, ввиду того, что в результате такой замены на 3 года был уменьшен ее трудовой стаж, учтенный при расчете размера трудовой пенсии, уменьшился ее стажевый коэффициент, соответствующий ее календарному стажу по состоянию на 01.01.1991 и составил вместо 0,59 на дату назначения пенсии- 0,56 на дату перерасчета.
В результате с учетом доплаты общий размер ее пенсии составил 11934,59 руб, следовательно, сумма доплаты к пенсии составила 26,01 руб.
Таким образом, суд приходит к выводам о том, что в указанных письмах УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, а также с учетом пояснений представителя ответчика по данным письмам в судебном заседании истице даны исчерпывающие разъяснения относительно порядка расчета ее пенсии с 17.07.2017, конкретных вопросов от нее к представителю ответчика в судебном заседании по данным расчетам не поступило, в связи с чем суд не усматривает оснований для возложения на УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области обязанности по повторному предоставлению информации о порядке расчета пенсии Ленковой Л.Н.
Поскольку суд не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету страховой части пенсии истицы в связи с неправильным определением суммы ее расчетного пенсионного капитала, не усматривает суд и для удовлетворения требований о перерасчете ее индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку данные требования по словам истицы являются производными от требований о перерасчете пенсионного капитала.
Требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат поскольку являются производными от требований о перерасчете пенсии, доказательств незаконности действий в отношении Ленковой Л.Н. со стороны ответчика суду не представлено, как не представлено и доказательств причинения вреда, причинно-следственной связи между причиненным вредом и незаконностью действий ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ленковой Лидии Николаевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о перерасчете размера пенсии, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.В.Емельянова
Решение суда в окончательной форме принято 22.12.2020
Судья: Н.В.Емельянова