Дело №2-88/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2021 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Словесновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Кобзеве Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периода прохождения военной службы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по инвалидности, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
02.09.2020г. ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями (в окончательной редакции от 11.01.2021г.) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области) о включении периода прохождения военной службы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по инвалидности, взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указав, что 21.10.2015г. ему впервые была установлена 2-я группа инвалидности, после чего ему назначена социальная пенсия по инвалидности в соответствии с в соответствии с Законом № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
На основании письма ответчика от 23.10.2018г. № 1121-Г-243/19262 ему стало известно, что при назначении пенсии не учтены в страховой стаж следующие периоды работы: с 14.05.1998г. по 30.06.1999г. в качестве фрезеровщика, экспедитора Внедренческого малого предприятия «Проммаш»; с 27.08.1999г. по 23.07.2010г. в качестве кабельщика, бригадира кабельщиков, электромонтера 6 разряда, начальника производственного участка, монтажника электронного оборудования 3,4 категории; монтажника информационно-коммуникационного оборудования 4 категории, техника 4 уровня, а также периоды получения пособия по безработице с 20.07.1997г. по 21.04.1998г. и с 12.07.1999г. по 26.08.1999г., период прохождения военной службы в вооруженных силах Украины с 01.12.1991г. по 01.02.1997г. А также ответчиком при исчислении ему пенсии не была принята архивная справка о начислении денежного обеспечения за период 01.10.1986г. по 30.11.1991г. Не согласившись с данными действиями пенсионного органа, он (ФИО1) обратился в Ленинский районный суд г.Тамбова с иском к ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в страховой стаж периодов и перерасчете пенсии.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 23.01.2020г. в его в страховой стаж были включены следующие периоды работы: с 14.05.1998г. по 30.06.1999г. в качестве фрезеровщика, экспедитора Внедренческого малого предприятия «Проммаш»; с 27.08.1999г. по 23.07.2010г. в качестве кабельщика, бригадира кабельщиков, электромонтера 6 разряда, начальника производственного участка, монтажника электронного оборудования 3,4 категории; монтажника информационно- коммуникационного оборудования 4 категории, техника 4 категории, монтажника информационно-коммуникационного оборудования 4 категории, техника 4 уровня ООО Телерадиоорганизация ТРК « Краматорск»; с 20.07.1997г. по 21.04.1998г. и с 12.07.1999 по 25.08.1999г. – периоды получения пособия по безработице.
11.03.2020г. он обратился в УПФР с заявлением о переходе с социальной пенсии по инвалидности на страховую пенсию по инвалидности, представив все необходимые документы.
Однако в письменном ответе от 22.06.2020г. ответчик ему (ФИО1) отказал в переходе на страховую пенсию по инвалидности, разъяснив о нецелесообразности перехода с одного вида пенсии на другой, поскольку данный переход приведет к уменьшению социальной выплаты. Также в данном ответе ответчик указал, что представленная им справка о заработной плате от 18.05.2019г., выданная Отраслевым государственным архивом МО Украины, не может быть учтена при исчислении размера страховой пенсии по инвалидности, так как достоверность данной справки не подтвердилась, поскольку не поступил ответ на запрос УПФР на территорию Украины.
С данными действиями ответчика он не согласен, поскольку представленная им справка о денежном обеспечении за период прохождения военной службы с 01.10.1986г. по 30.11.1991г. выдана компетентным органом Республики Украина, а именно Отраслевым государственным архивом Министерства Обороны Украины. Исчисление страхового стажа с учетом спорной архивной справки о заработке приведет к увеличению социального обеспечения и к возникновению у него (ФИО1) права на страховую пенсию по инвалидности, выплачиваемую в большем размере, чем социальная пенсия. При этом обратил внимание, что период прохождения военной службы с 03.08.1981г. по 31.12.1990г. был засчитан ответчиком в страховой стаж в добровольном порядке.
Уточняя исковые требования ФИО1 просил включить в его страховой стаж период прохождения военной службы с 01.01.1991г. по 30.11.1991г., который изначально ответчиком был включен в его страховой стаж, а в последующем по неизвестной причине исключен, что нарушает его пенсионные права, а также просил назначить ему страховую пенсию по инвалидности с 01.04.2020г., с исчислением ее размера с учетом заработка за период с 01.10.1986г. по 30.11.1991г. согласно архивной справки о денежном обеспечении, выданной Отраслевым государственным архивом Министерства Обороны Украины. Помимо этого истец просил взыскать с ответчика в свою пользу понесенные им расходы по оплате услуг представителя в общей сумме 15000,00 руб.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и уточнении к нему. Дополнительно пояснив, что спорная справка о денежном довольствии была получена истцом самостоятельно и по его запросу и представлена в Пенсионный фонд. Оригинал данной справки находится в пенсионном деле истца. Указал, что в соответствии с п.11 Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 22.07.2004г. N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В соответствии с письмом Пенсионного фонда от 27.01.2021г. по расчету пенсионного стажа истца период прохождения военной службы на Украине с 03.08.1981г. по 31.12.1990г. был засчитан в страховой стаж истца добровольно. В связи с чем его доверитель имеет право использовать сведения о денежном довольствии за данный период. Обратил внимание, что изначально ответчик включил в страховой стаж истца период прохождения военной службы с 03.08.1981г. по 30.11.1991г., однако потом по неизвестной причине исключил из страхового стажа ФИО1 период прохождения военной службы с 01.01.1991г. по 30.11.1991г. По судебным расходам пояснил, что в сумму 15000,00 руб. включено: 5000,00 руб. – составление исковое заявления, 2000,00 руб. – консультация, подбор документов, 8000,00 руб. – участие в судебных заседаниях.
Представитель ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала по основаниям, изложенным в письме УПФР от 22.06.2020г. №С-1121-15738, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Дополнительно пояснила, что период прохождения истцом военной службы с 01.01.1991г. по 30.11.1991г. не подлежит включению в страховой стаж истца, поскольку является периодом службы в вооруженных силах иностранного государства, а именно на территории Украины. А в соответствии с российским законодательством в страховой стаж может быть включен только период службы в РФ, СССР и в объединенных вооруженных силах стран СНГ. Представленная истцом справка о денежном довольствии за период прохождения военной службы на территории Украины с 01.10.1986г. по 30.11.1991г., выданная 18.05.2019г. Отраслевым государственным архивом МО Украины, не может быть учтена при исчислении размера страховой пенсии по инвалидности, поскольку достоверность данной справки не подтверждена, так как до настоящего времени не поступили ответы из архива Министерства обороны Украины на запросы УПФР как в отношении периода службы, так и в отношении заработка (денежного довольствия). Без спорного периода службы с 01.01.1991г. по 30.11.1991г. и без учета заработка страховая пенсия истца по инвалидности будет значительно меньше, чем получаемая им в настоящее время социальная пенсия по инвалидности. В связи с чем переход истца с социальной пенсии по инвалидности на страховую пенсию по инвалидности нецелесообразен. Также просила, что в случае удовлетворения исковых требования истца, снизить сумму судебных расходов на оплату услуг представителя, пояснив, что данная сумма не соответствует критериям разумности и справедливости.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и пенсионное дело истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому.
Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан.
Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
Согласно ст.8 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ) установлены следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно ст.9 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Для назначения страховой пенсии по инвалидности должны быть соблюдены следующие условия:
-признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности (осуществляет федеральное учреждение медико-социальной экспертизы);
-наличие хотя бы одного дня страхового стажа. Если полностью отсутствует страховой стаж, то назначается социальная пенсия по инвалидности.
Продолжительность страхового стажа для назначения трудовой пенсии по инвалидности значения не имеет, однако важно наличие такого стажа.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории России при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В страховой стаж также засчитываются период прохождения военной службы, период получения пособия по безработице, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, а также некоторые иные периоды активной деятельности инвалида.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец ФИО1 с 03.08.1981г. по 01.02.1997г. проходил военную службу на территории Украины.
С 01.03.2018г. ФИО1 является получателем социальной пенсии по инвалидности, в связи с установлением ему третьей группы инвалидности, а также с учетом страхового стажа 26 лет 8 месяцев 11 дней (по 31.12.2019г.), общего трудового стажа 13 лет 9 месяцев 7 дней (по 31.12.2001г.). Размер социальной пенсии по инвалидности составляет 4765,27 руб.
Период прохождения истцом военной службы на территории Украины засчитан ответчиком в его страховой стаж частично, а именно с 03.08.2997г. по 31.12.1990г.
11.03.2020г. ФИО1 обратился в ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о переводе его с социальной пенсии по инвалидности на страховую пенсию по инвалидности, с учетом в страховой стаж периода военной службы с 01.10.1986г. по 30.11.1991г., а также сведений о денежном довольствии за указанный период согласно архивной справки о денежном обеспечении, выданной Отраслевым государственным архивом Министерства Обороны Украины.
ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в письменном уведомлении от 22.06.2020г. №С-1121-15738 отказал ФИО1 в переходе на страховую пенсию по инвалидности, разъяснив о нецелесообразности перехода с одного вида пенсии на другой, поскольку данный переход приведет к уменьшению социальной выплаты. Также в данном ответе ответчик указал, что представленная им справка о заработной плате от 18.05.2019г., выданная Отраслевым государственным архивом МО Украины, не может быть учтена при исчислении размера страховой пенсии по инвалидности, так как достоверность данной справки не подтвердилась, поскольку не поступил ответ на запрос УПФР на территорию Украины. При этом ответчик сообщил, что с учетом среднемесячного заработка до распада СССР (01.01.1991г.) предполагаемый размер страховой пенсии по инвалидности будет выше, чем размер получаемой социальной пенсии.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 об обязании ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включить в его страховой стаж период военной службы с 01.01.1991г. по 30.11.1991г. и принять для расчета страховой пенсии по инвалидности архивной справки о денежном обеспечении за период с 01.10.1986г. по 30.11.1991г., выданной Отраслевым государственным архивом Министерства Обороны Украины, суд исходит из следующего.
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (статья3 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно статье 36 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ.
Согласно п.1 ст.17 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В силу статьи 18 указанного Закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" разработка порядка и оснований для назначения, перерасчета размера трудовой пенсии по старости поручена Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации.
В соответствии с этим Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации принято Постановление N 16/19 па от 27.02.2002г. "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными Законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пунктам 2, 13, 26 указанного Перечня к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002г. в течение трудовой деятельности.
В подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке, и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях указанные документы должны быть выданы на бланках установленного образца.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств, куда входит Республика Узбекистан, урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (ст.6).
Соглашением от 13 марта 1992 года предусмотрено сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переселении пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных Соглашением (ст. 7).
Статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 года установлено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Таким образом, Соглашение от 13 марта 1992 года указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился пенсионер, то есть законодательство Российской Федерации.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992г.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 - 104 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 г.
Согласно ст. 100 названного Закона, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи).
В соответствии с п.2 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части включения в его страховой стаж периода прохождения военной службы с 01.01.1991г. по 30.11.1991г., суд исходит из того, что данный период военной службы проходил до прекращения существования Союза ССР, то есть до 12 декабря 1991 г.
Данный период подтвержден трудовой книжкой на имя истца и справками из Отраслевого государственного архива Министерства Обороны Украины.
Кроме того, согласно пункту 1 части 2 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения предусматривались статьями 11 и 10 действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных норм права следует, что периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы, выполняемой гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат зачету в страховой стаж.
Действовавшим до 1 января 2002 г. Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 90) также предусматривалось включение военной службы и другой приравненной в ней службы, в том числе службы в органах внутренних дел в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 данного Закона.
Таким образом, период прохождения истцом военной службы с 01.01.1991г. по 30.11.1991г. полежит включению в его страховой стаж.
Также суд полагает, что подлежат удовлетворению и требования истца о назначении ему страховой пенсии по инвалидности, с исчислением размера страховой пенсии по инвалидности с учетом заработка за период с 01.10.1986г. по 30.11.1991г. согласно архивной справки о денежном обеспечении, выданной Отраслевым государственным архивом Министерства Обороны Украины, по следующим основаниям.
Как указано выше истец ФИО1 с 03.08.1981г. по 01.02.1997г. проходил военную службу на территории Украины.
В соответствии с архивной справкой, выданной Отраслевым государственным архивом Министерства обороны Украины в архивных фондах военной части 62290, с 17 февраля 1993г. – в/ч-А 1628 (в том числе в/ч 55758, с 01.06.1993г. – в/ч-А1715) отображены начисления денежного обеспечения ФИО1 за период с октября 1986г. по декабрь 1995г., с указание денежной единицы руб.коп, с января 1993г. – крб.коп., и сумм начислений.
Оригинал данной справки находится в материалах пенсионного дела на имя истца ФИО1.
ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области указанная архивная справка не была учтена при рассмотрении заявления истца о переводе его на страховую пенсию по инвалидности, поскольку ответы на запрос пенсионного органа по данному денежному обеспечению в адрес УПФР не поступил.
С данным выводом ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области суд не может согласиться, поскольку в соответствии с частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Указанная выше архивная справка стороной ответчика не оспорена, в данной справке имеются все необходимые реквизиты для установления ее подлинности – штампы, подписи должностных лиц, дата выдачи, печати, а также заверенный надлежащим образом перевод, в связи с чем принимаются судом в качестве доказательств по делу.
Не поступление ответа из компетентных органов Республики Украина на запросы УПФР не могут служить основанием для нарушения пенсионных прав истца ФИО1
Кроме того, суммарный размер социальной пенсии по инвалидности у истца в настоящее время составляет 4765,27 руб., тогда как суммарный размер страховой пенсии истца с учетом заработка по архивной справке составит 6859,99 руб., что значительно превышает получаемый ФИО1 размер социальной пенсии по инвалидности.
Согласно ч.11 ст. 22 ФЗ от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ «О страховых пенсиях», Перевод с одного вида страховой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой либо с другой пенсии на страховую пенсию со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части7 статьи21 настоящего Федерального закона (если их нет в его выплатном деле), но не ранее дня приобретения права на страховую пенсию.
Поскольку заявление о переводе с социальной пенсии по инвалидности на страховую пенсию по инвалидности ФИО1 подано в ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области 11.03.2020г., то данный перевод его на страховую пенсию по инвалидности должен быть осуществлен с 01.04.2020г., как того и просил истец.
В силу ч.1 ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В судебном заседании установлено, что истец понес судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000,00 руб., в том числе 2000,00 руб. – консультация, 5 000,00 руб. - составление искового заявления, 8 000,00 руб. - участие в судебных заседаниях, что подтверждается квитанцией-договором №291215 от 16.11.2020г., и которые суд, учитывая требования разумности и справедливости, сложность дела, характер оказанных юридических услуг, количество судебных заседания, удовлетворение исковых требований в полном объеме, признает необходимым при рассмотрении данного спора и подлежащими взысканию в заявленной сумме - 15 000,00 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включить в страховой стаж ФИО1 период прохождения военной службы с 01.01.1991г. по 30.11.1991г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области назначить ФИО1 с 01.04.2020г. страховую пенсию по инвалидности, с исчислением размера страховой пенсии по инвалидности с учетом заработка за период с 01.10.1986г. по 30.11.1991г. согласно архивной справки о денежном обеспечении, выданной Отраслевым государственным архивом Министерства Обороны Украины.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в пользу ФИО1 судебные расходы в общей сумме 15 000,00 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Словеснова
Решение суда в окончательной форме принято 05.03.2021г.
Судья А.А. Словеснова