Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 15 » апреля 2019 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
при секретаре Сытиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 504/19 по иску Дюшалиева С.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периода обучения в аспирантуре, периодов работы в общий трудовой и страховой стаж, установлении страхового (общего трудового) стажа для расчета стажевого коэффициента, перерасчете пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
С 07.07.2018г. Дюшалиев С.М. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
10.01.2019г. Дюшалиев С.М. обратился в суд с иском к ОПФР по Тамбовской области о включении в страховой (общий трудовой) стаж для расчета пенсии в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода пребывания в аспирантуре с 15.12.1981г. по 17.01.1985г., периодов работы с 01.06.1996г. по 04.11.1996г. в совхозе «Ленинский», с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 29.07.2002г. в ТОО «PS Agro Pak», включении в общий трудовой стаж периода работы с 02.03.1999г. до 01.01.2002г. в ТОО «PS Agro Pak», установлении страхового (общего трудового) стажа для расчета стажевого коэффициента 20 лет 4 месяца 26 дней (7436 дней), перерасчете пенсии с учетом увеличения страхового (общего трудового) стажа с даты назначения пенсии, указав в обоснование исковых требований, что указанные периоды пребывания в аспирантуре и работы подлежат зачету в страховой стаж для перерасчета страховой пенсии по старости, назначенной ему с 07.07.2018г. УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области. Период пребывания в аспирантуре с записью в трудовой книжке с 15.12.1981г. по 17.01.1985г. в Казахском научно-исследовательском институте экономики и организации сельского хозяйства Восточного отделения ВАСХНИЛ подлежит включению в страховой (общий трудовой) стаж для расчета пенсии по п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку аспиранты по получаемой стипендии приравниваются к рабочим и служащим при обложении подоходным налогом и начислении страховых взносов; стипендии, которые облагаются подоходным налогом, на которые начисляются страховые взносы, приравниваются к «заработной плате рабочих и служащих» и не выделяются отдельно. Периоды работы с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 29.07.2002г. в ТОО «PS Agro Pak» подтверждаются контрактом о найме на работу, архивными справками, представленными в пенсионный орган, которые не были приняты по причине отсутствия ответа на запрос ОПФР по Тамбовской области. Представленные документы подтверждают записи в трудовой книжке; в связи с чем, нет оснований не включать указанные периоды в расчет стажа. Период работы с 01.06.1996г. по 04.11.1996г. в совхозе «Ленинский» подтверждается трудовой книжкой, а из архивной справки следует, что передача документов совхоза «Ленинский» в полном объеме в архив не была произведена. Его страховой (общий трудовой) стаж, принятый к расчету, 12 лет 6 месяцев 28 дней, должен быть увеличен до 20 лет 4 месяца 26 дней (7436 дней) в целях применения п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; соответственно должен быть пересчитан стажевый коэффициент при определении расчетного размера пенсии.
Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 18.02.2019г. по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика, ОПФР по Тамбовской области, надлежащим ответчиком - Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области.
В судебном заседании истец Дюшалиев С.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что период пребывания в аспирантуре с 15.12.1981г. по 17.01.1985г. в Казахском научно-исследовательском институте экономики и организации сельского хозяйства Восточного отделения ВАСХНИЛ подтверждается записью в трудовой книжке и архивными справками, из которых следует, что он ежемесячно получал стипендию в размере 100 руб. с удержанием подоходного налога; по получаемой стипендии он, будучи аспирантом, приравнивался к рабочим и служащим. Будучи аспирантом, он работал по индивидуальному плану, обязан был защитить и представить кандидатскую диссертацию. В страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы; периоды «иной деятельности» не представлены ограничительным списком. Период обучения в аспирантуре является периодом работы. В связи с чем, период пребывания в аспирантуре подлежит включению в страховой (общий трудовой) стаж для расчета пенсии в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Периоды работы с 01.06.1996г. по 04.11.1996г. в совхозе «Ленинский», с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 29.07.2002г. в ТОО «PS Agro Pak» подтверждаются трудовой книжкой, архивными справками, контрактом, оснований для отказа во включении указанных периодов в страховой (общий трудовой) стаж для расчета пенсии в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, а также периода работы с 02.03.1999г. до 01.01.2002г. в ТОО «PS Agro Pak» в общий трудовой стаж, не имеется. Истец Дюшалиев С.М. просил включить в страховой (общий трудовой) стаж для расчета пенсии в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период пребывания в аспирантуре с 15.12.1981г. по 17.01.1985г., периоды работы с 01.06.1996г. по 04.11.1996г. в совхозе «Ленинский», с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 29.07.2002г. в ТОО «PS Agro Pak», включить в общий трудовой стаж период работы с 02.03.1999г. до 01.01.2002г. в ТОО «PS Agro Pak», установить страховой (общий трудовой) стаж для расчета стажевого коэффициента 20 лет 4 месяца 26 дней (7436 дней), произвести перерасчет пенсии с учетом увеличения страхового (общего трудового) стажа с даты назначения пенсии.
Представитель ответчика, по доверенности Корнишина Л.А., исковые требования не признала и пояснила, что с 07.07.2018г. истцу назначена страховая пенсия по старости с учетом страхового (общего трудового) стажа 12 лет 6 месяцев 28 дней. При определении размера пенсии выбран наиболее выгодный вариант исчисления расчетного размера пенсии в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»; при этом периоды учебы и пребывания в аспирантуре не включены в трудовой стаж при оценке пенсионных прав истца, произведенной в порядке, установленном п.3 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ, как по наиболее выгодному для истца варианту, поскольку указанная норма не предусматривает возможность учета периода обучения при оценке пенсионных прав. Период с 15.12.1981г. по 17.01.1985г. был включен в общий трудовой стаж, как учеба в аспирантуре, для права на пенсию, а при определении расчетного размера трудовой пенсии по старости период пребывания в аспирантуре, являющийся периодом обучения, не учтен. Пребывание в аспирантуре нельзя считать работой, не было трудового договора, было обучение, о чем указано в трудовой книжке; работа и учеба, разные понятия, несмотря на производимые в 80-х годах отчисления в соцстрах со стипендии. Отчисления в соцстрах со стипендии не дают основания для включения периода обучения в аспирантуре в страховой (общий трудовой) стаж при оценке пенсионных прав истца по п.3 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ, уплата страховых взносов должна быть за период работы, а не учебы. Также в страховой стаж не включены периоды работы с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 29.07.2002г. в ТОО «PS Agro Pak», поскольку при новом установлении пенсии необходимо подтверждение стажа компетентными органами Республики Казахстан, откуда не поступили ответы на запросы пенсионного органа, тогда как записи в трудовой книжке должны быть проверены, пенсионный орган вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в соответствии с ч.9 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ»; не подтверждена уплата страховых взносов после 01.01.2002г. При этом не оспаривает, что действующей организацией подтвержден период работы с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс». Период работы в совхозе «Ленинский» учтен по 31.05.1996г. по архивной справке от 04.05.2018г. КГУ «Государственный архив Алматинской области», в которой сведения о заработной плате за период работы с 01.06.1996г. по 04.11.1996г. в совхозе «Ленинский» отсутствуют. Оснований для установления страхового (общего трудового) стажа для расчета стажевого коэффициента 20 лет 4 месяца 26 дней (7436 дней) не имеется. От страхового стажа зависит размер пенсии.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и пенсионное дело истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ, социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
Согласно ст.8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Согласно ст.46 Конституции РФ, каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии со ст.4, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции закона на момент возникновения спорных отношений), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом согласно статье 35 данного Федерального закона, устанавливающей переходные положения, для определения права на установление страховой пенсии по старости в 2018 году требуется наличие не менее 9 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 13,8 баллов.
Согласно статье 36 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ.
На основании статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части1 статьи4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ перечислены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж; перечень данных периодов также является исчерпывающим.
В силу ч.1, ч.2 ст.14 ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа
периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержались в статьях 10, 11 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утратившего силу с 01.01.2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размеров пенсии в части, не противоречащей закону № 400-ФЗ (ч.3 ст.36 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В силу части 3 статьи2 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, куда входит Республика Казахстан, осуществляется с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Государства-участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера (статья10 Соглашения от 13 марта 1992г.).
Согласно статье 11 Соглашения от 13 марта 1992 года, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
ПисьмомМинистерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Правление Пенсионного фонда Российской Федерации распоряжением от 22 июня 2004г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств-участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992г., но и после этой даты - до 1 января 2002г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992г., учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ) могут быть включены в подсчёт трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 26.09.2018г. Дюшалиеву С.М. с 07.07.2018г. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом страхового (общего трудового) стажа 12 лет 6 месяцев 28 дней (по 31.05.1996г.), общего трудового стажа до 01.01.1991г. - 7 лет 2 месяца 2 дня, среднемесячного заработка *** руб. за период работы с 01.07.1986г. по 30.06.1991г., без учета в страховой (общий трудовой) стаж периодов работы с 01.06.1996г. по 04.11.1996г. в совхозе «Ленинский», с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 29.07.2002г. в ТОО «PS Agro Pak»; при этом в страховой (общий трудовой) стаж по трудовой книжке, архивным выпискам и архивным справкам от 19.08.2011г. Д-77, от 04.05.2018г. Д-14, от 03.07.2018г. № 92 включены периоды работы с 19.09.1980г. по 14.12.1981г., с 22.01.1985г. по 11.06.1986г. в должности экономиста, старшего экономиста в Казахском научно-исследовательском институте экономики и организации сельского хозяйства Восточного отделения ВАСХНИЛ, с 16.06.1986г. по 03.06.1982г. в должности главного экономиста овощемолочного совхоза «Ленинский», с 08.06.1992г. по 13.09.1992г. в должности главного экономиста Каскеленского опытного хозяйства КИЗа, с 14.09.1992г. по 31.05.1996г. в должности главного экономиста овощемолочного совхоза «Ленинский», а при определении размера пенсии выбран наиболее выгодный вариант исчисления расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
По смыслу ст.15 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии по старости определяется с учетом индивидуального пенсионного коэффициента, на который влияет продолжительность страхового стажа.
Согласно сообщениям ОПФР по Тамбовской области от 14.11.2018г. № Д-1402-1171/1374, от 14.12.2018г. № Д-1402-1271/1502, пояснениям представителя ответчика, по доверенности Корнишиной Л.А., в судебном заседании, Дюшалиеву С.М. назначена страховая пенсия по старости с учетом страхового (общего трудового) стажа 12 лет 6 месяцев 28 дней (по 31.05.1996г.), общего трудового стажа до 01.01.1991г. - 7 лет 2 месяца 2 дня, среднемесячного заработка *** руб. за период работы с 01.07.1986г. по 30.06.1991г., без учета в страховой (общий трудовой) стаж периодов работы с 01.06.1996г. по 04.11.1996г. в совхозе «Ленинский», с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 29.07.2002г. в ТОО «PS Agro Pak», так как не поступили ответы на запросы Отделения ПФР от 14.03.2018г., от 28.12.2018г. из Республики Казахстан, подтверждающие периоды стажа, приобретенного на территории государства-участника соглашения.
Удовлетворяя частично исковые требования Дюшалиева С.М. о включении вышеуказанных периодов работы в страховой (общий трудовой) стаж для перерасчета страховой пенсии по старости, в том числе для расчета пенсии в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи4 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи3 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ, страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи11 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002г. и действовал до 1 января 2015г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи29 Федерального закона от 17 декабря 2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. N1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N1015).
Согласно пункту 5 Правил N1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вменённый доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001г. и с 1 января 2002г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N1015); единый налог на вмененный доход для определённых видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N1015).
Пунктом 11 Правил N1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002г. N555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. N1015).
В соответствии со ст.66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. По смыслу ч.4 ст.66 ТК РФ в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя вносятся записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчёта их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014г. N958н утверждён Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014г. N884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N884н).
Согласно пункту 22 Правил N884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приёме заявления об установлении пенсии, в частности, даёт оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путём направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008г. NЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казённое Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника Соглашения от 13 марта 1992г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из трудовой книжки Дюшалиева С.М. ***, дата заполнения 30.09.1980г., следует, что 14.09.1992г. Дюшалиев С.М. был принят в порядке перевода на должность главного экономиста в овощемолочный совхоз «Ленинский», а 04.11.1996г. был уволен по ст.32 КЗоТ (собственное желание) ликвидация и приватизация совхоза с выделением земельного пая; 10.11.1996г. Дюшалиев С.М. принят на работу на должность генерального директора фирмы «Парасат-Самэкс», а 30.04.1998г. уволен по ст.32 КЗоТ РК по собственному желанию; 02.03.1999г. Дюшалиев С.М. принят на работку в качестве главного экономиста в ТОО «PS Agro Pak», 01.12.1999г. переведен на должность финансового директора, 15.10.2001г. переведен на должность генерального директора, а 29.07.2002г. уволен по ст.28 Закона о Труде РК по собственному желанию.
В целях истребования сведений о страховом стаже Дюшалиева С.М., обратившегося 09.02.2018г. в рамках проведения заблаговременной работы по назначению пенсии в УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с имеющимися документами, на основании запросов УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 20.02.2018г. № 1104/474-о Отделение ПФР по Тамбовской области 14.03.2018г. направило запрос в Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции МТСЗН РК по г.Алматы Республики Казахстан об истребовании справок о периодах работы, ответы на который впоследствии ОПФР по Тамбовской области перенаправило в УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области; при этом справки о периодах работы с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 29.07.2002г. в ТОО «PS Agro Pak» не поступили.
Обращаясь 15.06.2018г. в УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, Дюшалиев С.М., как следует из заявления, представил в пенсионный орган, помимо паспорта гражданина РФ и трудовой книжки, следующие документы: справку о заработной плате Б/С № Д-77, справку работодателя о периодах работы Б/С № 12-13/73, справку о несохранности архива Б/С № Д-9, документ об образовании.
Рассмотрев представленные документы, а также документы, поступившие по запросу ОПФР по Тамбовской области, пенсионный орган принял к зачету указанные выше периоды работы, за исключением периодов работы с 01.06.1996г. по 04.11.1996г. в совхозе «Ленинский», с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 29.07.2002г. в ТОО «PS Agro Pak»; страховой (общий трудовой) стаж, принятый к расчету, составил 12 лет 6 месяцев 28 дней.
Между тем, в судебном заседании установлено и подтверждается, помимо пояснений истца, материалами дела, что Дюшалиев С.М. в период с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. работал в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 29.07.2002г. - в ТОО «PS Agro Pak».
Так, в трудовой книжке Дюшалиева С.М. имеются записи о работе с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в должности генерального директора ТОО Фирмы «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 29.07.2002г. - в должностях главного экономиста, финансового директора, генерального директора в ТОО «PS Agro Pak».
Согласно архивной справке Коммунального государственного учреждения «Центральный государственный архив города Алматы» от 27.02.2018г. № 03-15/175, сообщению Карасайского филиала КГУ «Государственный архив Алматинской области» Государственного учреждения «Управление культуры, архивов и документации Алматинской области» от 25.06.2018г. № Д-15, документы ТОО «Парасат-Самэкс» в ЦГА г.Алматы на государственное хранение не поступали; при этом из пояснений истца следует, что ТОО «Парасат-Самэкс» является действующей организацией, которая выдала ему справки о стаже.
Согласно справке о стаже от 29.08.2018г. № 08/29-1, выданной ТОО «Parasat - Samex Co Ltd», являющимся прямым правопреемником Фирмы «Парасат-Самэкс» и полномочным подтвердить работу истца, как следует из указанной справки, Дюшалиев С.М. в период с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. работал в должности генерального директора ТОО Фирмы «Парасат-Самэкс».
Из представленного истцом контракта о найме на работу, заключенного 01.03.1999г. между ТОО «PS Agro Pak» и Дюшалиевым С.М., следует, что Дюшалиев С.М. принят на работу на должность главного экономиста; контракт вступает в силу с 01.03.1999г., и его действие истекает 01.03.2003г.
Согласно архивной справке Коммунального государственного учреждения «Центральный государственный архив города Алматы» от 27.02.2018г. № 03-15/175, в документах архивного фонда ТОО «PS Agro Pak», имеющихся на государственном хранении с 2000 года, в лицевых счетах по начислению заработной платы Дюшалиев С.М. значится с января 2000г. по сентябрь 2002г. в должности заместителя ген.директора.
Согласно архивной справке КГУ «Государственный архив города Алматы» Управления культуры и архивов города Алматы от 10.01.2019г. № 03-15/5, в документах архивного фонда ТОО «PS Agro Pak» за 2000-2002гг. имеются лицевые счета по начислению заработной платы работников, где значится Дюшалиев С.М., зам. ген. директ., и указана фактическая сумма его заработка (в тенге) в период с января 2000г. по сентябрь 2002г.; документы ТОО «PS Agro Pak» на государственном хранении имеются с 2000 года. В примечании архивной справки указано, что в лицевых счетах по начислению заработной платы за 2000-2002 годы сведений об уплате страховых взносов не имеется.
Разрешая спор, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в страховой (общий трудовой) стаж, в том числе для расчета страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г.
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», подлежат включению периоды работы истца с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 31.12.2001г. в ТОО «PS Agro Pak»; при этом оснований для включения периода работы с 01.01.2002г. по 29.07.2002г. в ТОО «PS Agro Pak» не имеется, поскольку доказательств уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение истцом суду не представлено, более того, в архивной справке КГУ «Государственный архив города Алматы» Управления культуры и архивов города Алматы от 10.01.2019г. № 03-15/5, указано, что в лицевых счетах по начислению заработной платы за 2000-2002 годы сведений об уплате страховых взносов не имеется.
Пенсионным органом зачтен в страховой (общий трудовой) стаж период работы истца с 14.09.1992г. по 31.05.1996г. в должности главного экономиста овощемолочного совхоза «Ленинский»; несмотря на наличие в трудовой книжке истца записей о работе с 14.09.1992г. по 04.11.1996г. в должности главного экономиста в овощемолочном совхозе «Ленинский», суд не находит оснований для включения в страховой (общий трудовой) стаж, в том числе для расчета страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода работы с 01.06.1996г. по 04.11.1996г. в совхозе «Ленинский», поскольку документов, подтверждающих период работы, кроме трудовой книжки, истцом суду не представлено.
В архивной выписке Государственного архива Алматинской области от 19.08.2011г. № Д-77 указана заработная плата истца в 1996г. только за период с января по апрель 1996г.; из архивной справки КГУ «Государственный архив Алматинской области» Государственного учреждения «Управление культуры, архивов и документации Алматинской области» следует, что приказом по овощемолочному совхозу «Ленинский» от 24.09.1992г. № 286-к Дюшалиев С.М. принят переводом на постоянную работу на должность гл.экономиста с 14.09.1992г.; в расчетно-платежных ведомостях по начислению заработной платы работникам центральной конторы за 1986-1996 годы на имя Дюшалиева С.М. имеются сведения о заработной плате в 1996г. только за период с января по май 1996г.; кроме того, в архивной справке указано, что в просмотренных документах архивного фонда «Овощемолочный» совхоз «Ленинский» г.Каскелен в приказах по личному составу за 1996г. приказ за № 20-к от 04.11.1996г. не имеется, тогда как из трудовой книжки истца следует, что приказ № 20-к от 04.11.1996г. является основанием для внесения записи об увольнении. Из сообщения КГУ «Государственный архив Алматинской области» Государственного учреждения «Управление культуры, архивов и документации Алматинской области» от 05.02.2019г. № Д-3/04-14-ФЛ следует, что в документах архивного фонда «Овощемолочный совхоз «Ленинский» Каскеленского районного управления сельского хозяйства в приказах по личному составу за апрель 1996г. Дюшалиев С.М. не значится, в связи с чем, подтвердить приказ об увольнении не представляется возможным; приказы по личному составу за май-ноябрь 1996г. в архив на государственное хранение не поступали.
Ссылки представителя ответчика на отсутствие ответов на запросы Отделения ПФР от 14.03.2018г., от 28.12.2018г. из Республики Казахстан, необходимые для подтверждения периодов стажа, приобретенного на территории государства-участника соглашения, не могут быть приняты во внимание, поскольку документы, представленные истцом от работодателя и из архивных учреждений, подтверждают факт работы истца в спорные периоды.
При включении пенсионным органом периодов работы истца с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 31.12.2001г. в ТОО «PS Agro Pak» в страховой (общий трудовой), указанные периоды будут учитываться при конвертации пенсионных прав истца по п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г.
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что подтвердила в судебном заседании представитель ответчика.
Отказывая Дюшалиеву С.М. в удовлетворении исковых требований о включении в страховой (общий трудовой) стаж для расчета страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периода пребывания в аспирантуре с 15.12.1981г. по 17.01.1985г., суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, пояснений сторон и установлено в судебном заседании, с 19.09.1980г. Дюшалиев С.М. был принят в Казахский научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства Восточного отделения ВАСХНИЛ на должность экономиста, а, согласно приказу от 22.12.1981г.
№ 132-к, Дюшалиев С.М. уволен в связи с поступлением в очную аспирантуру института.
Согласно приказу от 15.12.1981г. № 129-к, Дюшалиев С.М. зачислен в аспирантуру очного отделения с 15.12.1981г. по 15.12.1984г. с отрывом от производства.
Согласно приказу от 17.01.1985г. № 8-к, Дюшалиев С.М. в связи с успешным окончанием аспирантуры отчислен с 17.01.1985г.
Согласно приказу от 22.01.1985г. № 10-к, с 22.01.1985г. Дюшалиев С.М. принят в Казахский научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства Восточного отделения ВАСХНИЛ на должность старшего экономиста, а с 11.06.1986г. уволен в порядке перевода в овощемолочный совхоз «Ленинский» Каскеленского района Алма-Атинской области.
Из архивных справок ТОО Казахский научно-исследовательский институт экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий от 10.04.2014г. № 12-13/73, от 26.10.2018г. № 03-05-16/206, от 07.12.2018г. № 03-05-1235 следует, что Дюшалиев С.М. был зачислен в аспирантуру очного отделения с 15.12.1981г. по 15.12.1984г. с отрывом от производства; в связи с успешным окончанием аспирантуры отчислен с 17.01.1985г. За время учебы Дюшалиеву С.М. выплачивалась стипендия в размере *** руб. в месяц, с удержанием подоходного налога в размере *** руб. ежемесячно и один рубль в профсоюз; в декабре 1984г. получено *** руб. стипендии и ***. отпускных. Стипендия входила в общую сумму фонда оплаты труда института, из которого начислялись семь процентов взноса в фонд государственного социального страхования.
Докторантура и аспирантура, адъюнктура являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, предоставляющими возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации.
Из пояснений представителя ответчика и материалов дела также следует, что период пребывания в аспирантуре в Казахском научно-исследовательском институте экономики и организации сельского хозяйства Восточного отделения ВАСХНИЛ с 15.12.1981г. по 15.12.1984г. учтен в общий трудовой стаж для права на пенсию, но не участвовал в конвертации пенсионных прав истца, осуществленной по п.3 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», как наиболее выгодный вариант.
В период пребывания Дюшалиева С.М. в аспирантуре очного отделения в Казахском научно-исследовательском институте экономики и организации сельского хозяйства Восточного отделения ВАСХНИЛ действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972г. N590, в подп. "и" п.109 которого было определено, что в общий стаж
работы засчитывается в числе прочих пребывание в аспирантуре, если этому периоду предшествовала работа в качестве рабочего или служащего.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990г. N340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно данным о стаже по состоянию на 26.09.2018г., когда Управлением принималось решение о назначении страховой пенсии по старости, периоды обучения в институте и пребывания в аспирантуре учтены в общий трудовой стаж Дюшалиева С.М. как учеба, учитываемая в общем трудовом стаже по подп. «и» п.109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972г. N590.
С 01.01.2015г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем, Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утратил силу за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размеров пенсии в части, не противоречащей закону № 400-ФЗ (ч.3 ст.36 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно ст.11 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части1 статьи4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ перечислены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж; перечень данных периодов также является исчерпывающим и не включает период пребывания в аспирантуре.
Таким образом, из данных правовых норм следует, что период пребывания в аспирантуре не засчитывается в страховой стаж.
Аналогичные положения содержатся в статьях 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 01.01.2015г.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсиюстатьей 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии в силупункта 2 статьи 30Закона № 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи.
В силу п.3,п.4 ст.30Закона № 173-ФЗ, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.
При этом в пунктах 3 и 4ЗаконаN 173-ФЗ приведен разный перечень периодов, которые включаются в общий трудовой стаж для определения расчетного размера трудовой пенсии по конкретному пункту.
Так,пункт 3 ст.30Закона N 173-ФЗ не предусматривает учет в общий трудовой стаж периодов учебы (подготовки к профессиональной деятельности).
При оценке пенсионных прав попункту 4 ст.30Закона N 173-ФЗ, в общий трудовой стаж учитываются периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Из материалов дела следует, что с 07.07.2018г. истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, при ее назначении ответчиком определен размер страховой пенсии по старости в порядке ч.1 ст.15 Федерального закона N 400-ФЗ, к периодам, исчисленным по состоянию на 31.12.2014г., применены положения Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (ч.2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ").
При этом среди периодов, включаемых в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи в общий трудовой стаж, для определения суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, не поименованы.
Указанный период включается в общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц при оценке пенсионных прав в порядке, установленном пунктом 4 ст.30 вышеназванного Федерального закона N 173 - ФЗ.
При назначении с 07.07.2018г. страховой пенсии по старости пенсионным органом была произведена оценка пенсионных прав истца. С указанной даты расчетный размер трудовой пенсии истца определен по варианту, предусмотренномупунктом 3 ст.30Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как наиболее выгодный; размер трудовой пенсии по старости Дюшалиева С.М. на дату назначения 07.07.2018г. составил ***.
Оснований для удовлетворения исковых требований о включении
периода пребывания в аспирантуре с 15.12.1981г. по 17.01.1985г. в страховой (общий трудовой) стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, как периода осуществления трудовой деятельности, не имеется.
Доводы истца о том, что в период пребывания в аспирантуре он получал стипендию, размер которой соответствовал заработной плате рабочих и служащих, из стипендии удерживался подоходный налог, стипендия входила в фонд оплаты труда института, в связи с чем, период пребывания в аспирантуре с 15.12.1981г. по 17.01.1985г. подлежит включению в страховой (общий трудовой) стаж для расчета страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г.
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд считает несостоятельными; пребывание в аспирантуре является обучением, доказательств осуществления трудовой деятельности истцом суду не представлено; уплата подоходного налога со стипендии не изменяет существо спорного периода как периода обучения, а не работы, подлежащей зачету в страховой стаж.
Период пребывания в аспирантуре подлежит зачету при оценке пенсионных прав по правилам, установленным п.4 ст.30 вышеназванного Федерального закона, согласно которому расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по иной формуле, однако при оценке пенсионных прав Дюшалиева С.М. по указному варианту фактический размер назначенной ему пенсии уменьшится с *** коп., что подтверждается представленным в материалы дела УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области расчетом пенсии от 22.03.2019г. № 1121/3980. Более того, истец просит о включении периода пребывания в аспирантуре в страховой (общий трудовой) стаж для расчета страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», по которому ему произведена оценка пенсионных прав, против чего истец не возражает; при этом возможности смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий, установленных пунктами 3 и 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает
Учитывая, что Дюшалиев С.М. просит о перерасчете с 07.07.2018г. размера страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в том числе с учетом включения в общий трудовой и страховой стаж периода пребывания в аспирантуре с 15.12.1981г. по 17.01.1985г. как периода осуществления трудовой деятельности, оснований для которого (то есть для включения) не имеется, а целью обращения Дюшалиева С.М. в суд было увеличение размера получаемой пенсии, и, руководствуясь ст.11ГК РФ, предусматривающей судебную защиту нарушенного либо оспоренного права, суд приходит к выводу о невозможности перерасчета страховой пенсии с учетом включения в общий трудовой и страховой стаж периода пребывания в аспирантуре с 15.12.1981г. по 17.01.1985г.
Вместе с тем, подлежат удовлетворению требования истца о перерасчете пенсии с 07.07.2018г., то есть с момента назначения Дюшалиеву С.М. страховой пенсии по старости, с учетом периодов работы с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 31.12.2001г. в ТОО «PS Agro Pak», поскольку включение указанных периодов в страховой (общий трудовой) стаж для расчета страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» влечет увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, истец имел право на включение вышеуказанных периодов работы в страховой стаж, в том числе для расчета страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», однако по не зависящим от него обстоятельствам данные периоды не были включены в страховой стаж, что влечет уменьшение страхового стажа, величины ИПК, и, следовательно, размера пенсии по старости, не противоречит ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
Поскольку ряд периодов работы (с 01.06.1996г. по 04.11.1996г. в совхозе «Ленинский», с 01.01.2002г. по 29.07.2002г. в ТОО «PS Agro Pak»), пребывание в аспирантуре не подлежат включению страховой (общий трудовой) стаж, в том числе для расчета страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части установления страхового (общего трудового) стажа для расчета стажевого коэффициента при определении расчетного размера пенсии 20 лет 4 месяца 26 дней (7346 дней) в целях применения п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дюшалиева С.М. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включить Дюшалиева С.М. в страховой (общий трудовой) стаж для расчета страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы с 10.11.1996г. по 30.04.1998г. в ТОО фирма «Парасат-Самэкс», с 02.03.1999г. по 31.12.2001г. в ТОО «PS Agro Pak» и пересчитать страховую пенсию по старости с учетом указанных периодов работы с 07.07.2018г.
В удовлетворении исковых требований о включении в страховой (общий трудовой) стаж для расчета страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периода пребывания в аспирантуре с 15.12.1981г. по 17.01.1985г., периодов работы с 01.06.1996г. по 04.11.1996г. в совхозе «Ленинский», с 01.01.2002г. по 29.07.2002г. в ТОО «PS Agro Pak», установлении страхового (общего трудового) стажа для расчета стажевого коэффициента при определении расчетного размера пенсии 20 лет 4 месяца 26 дней (7346 дней) в целях применения п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Дюшалиева С.М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись С.Л.Сорокина
Мотивированное решение составлено 20.04.2019 года.
Судья: подпись С.Л.Сорокина