НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 20.08.2018 № 12-196/18

№ 12-196/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2018 года г. Ставрополь

Судья Ленинского районного суда города Ставрополя Данилова Е.С.,

с участием представителя заявителя ФИО1, заинтересованного лица представителя Государственной инспекции труда в СК ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФИО3 на постановление Государственной инспекции труда в Ставропольском крае №77/117/2018но/ДЛ от 18.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в СК ФИО4 № №77/117/2018но/ДЛ от 18.10.2018 должностное лицо – руководитель комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя ФИО3 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

ФИО3 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит освободить его от административной ответственности, производство по делу прекратить в виду малозначительности административного правонарушения.

В обоснование жалобы указал, что 18.07.2018 года Государственной инспекции труда в Ставропольском крае (355003, <...>) в отношении него руководителя комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя ФИО3, было 18.07.2018 вынесено постановление №77/117/2018но/4ДЛ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение). Доводы постановления по делу об административном правонарушении следующие: В ходе проверки поступившей в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда от без даты (вх. № 6-2113-18-ПВ от 20.06.2018) комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя непосредственным обнаружением установлено нарушение требований приказа Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», а именно декларация подписывается руководителем, указывается дата подписания декларации и предоставляется в территориальный орган Федерального органа исполнительной власти. Кроме того, сопроводительное письмо в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае датировано 19.06.2018, отчет о проведении специальной оценки труда (далее - Отчет) утвержден и подписан всеми членами комиссии 20.06.2018, в декларации отсутствует дата ее подписания и в инспекцию представлена 20.06.2018. Таким образом, Государственная инспекция труда в Ставропольском крае указывает, что в его действиях имеются признаки административного правонарушения предусмотренного по части 2 статьи 5.27.1. Ко АП РФ. Данным постановлением он был подвергнут административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 рублей. Полагает, что данное правонарушение можно считать малозначительным, поскольку оно лишь формально содержит признаки состава административного правонарушения, является впервые совершенным, отсутствует умысел в нарушении прав работников и не может привести к негативным последствиям, поскольку не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Действительно при подаче декларации в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае графа «Дата подачи декларации» не была заполнена. Им обязательно будут приняты меры по недопущению в дальнейшем нарушений при заполнении декларации. Однако, он не согласен с тем, что отсутствие даты подачи декларации, а также датирование сопроводительного письма к декларации 19.06.2018 привело к нарушению им как работодателя установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, установленного Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Указание Государственной инспекции труда в Ставропольском крае на то, что дата 19.06.2018 сопроводительного письма к декларации фактически является датой ее подачи, то есть декларация была подана до утверждения Отчета, что нарушает данный порядок, является несостоятельным. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию. Однако, декларация поданная представителем комитета в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае была принята и ее возврат не производился. Отчет о проведении специальной оценки условий труда в комитете муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя был утвержден председателем комиссии и подписан членами комиссии по специальной оценке условий труда 20.06.2018. В этот же день 20.06.2018 декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда была представлена комитетом муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя через представителя в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае, что подтверждается отметкой о получении Государственной инспекции труда в Ставропольском крае. В соответствии с пунктом 5 Порядка, утвержденного Приказом № 80н, декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. Таким образом, процедура проведения оценки условий труда в комитете не была нарушена, а датой подачи декларации следует считать не дату сопроводительного письма к ней 19.06.2018, а дату приема ее Государственной инспекции труда в Ставропольском крае 20.06.2018. На основании вышеизложенного просит освободить его от административной ответственности по признакам нарушения частью 2 статьи 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а производство по делу об административном правонарушении в отношении него руководителя комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя ФИО3 прекратить в виду малозначительности административного правонарушения. Постановление Государственной инспекции труда в Ставропольском крае от 18.07.2018 № 77/117/2018но/4ДЛ о назначении административного наказания отменить.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 жалобу поддержала по основаниям, изложенным выше.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица представитель Государственной инспекции труда в СК ФИО2 просила жалобу ФИО3 оставить без удовлетворения, а постановление, вынесенное в отношении ФИО3 – без изменения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки поступившей в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда от без даты (вх. № 6-2113-18-ПВ от 20.06.2018) комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя непосредственным обнаружением установлено нарушение требований приказа Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», а именно декларация подписывается руководителем, указывается дата подписания декларации и предоставляется в территориальный орган Федерального органа исполнительной власти.

Декларация соответствия условий труда была представлена в соответствии с формой установленной приложением №1 к приказу Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «Об утверждении формы декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядка оформления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и Порядка формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», основания для отказа в их принятии отсутствовали, в связи с чем декларация была зарегистрирована в Государственной инспекции труда в Ставропольском крае рег.№ 6-2113-18-Г1В от 20.06.2018).

В ходе анализа представленных документов было установлено: сопроводительное письмо в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае датировано 19.06.2018. отчет о проведении специальной оценки условий груда утвержден и подписан всеми членами комиссии 20 июня 2018 года, в декларации отсутствует дата ее подписания и в инспекцию представлена 20.06.2018.

Из данного следует, что сопроводительное письмо было подписано при отсутствии отчета, утвержденного в соответствии с требованиями п.2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон №426-ФЗ) - Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий груда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом, не обеспечившим в отношении работников, соблюдение требований действующего законодательства по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона №426-ФЗ является руководитель комитета заказа и торговли администрации города Ставрополя.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Допущенные нарушения требований приказа Минтруда России от 07.02.2014 г. № 80н «Об утверждении формы декларации соответствия условий груда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядка оформления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и Порядка формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны груда» образуют в действиях должностного лица состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ -нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

С точки зрения объективной стороны данный состав административного правонарушения является формальным (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия).

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности. На возможность применения судами общей и арбитражной юрисдикции положений статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения указано и в определениях Конституционного суда Российской Федерации № 116-О от 09.04.2003, № 349-О от 05.11.2003.

В соответствии с абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. В тоже время, существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В данном случае противоправное поведение заявителя не сопряжено ни с систематическим характером тех или иных ранее допущенных им нарушений публичного порядка, ни с бездействием в ущерб охраняемым законом правоотношениям.

В связи с этим характер и крайне незначительная степень социально-общественной опасности конкретного деяния не позволяют говорить о наличии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.

Напротив, привлечение ФИО3 к административной ответственности, означало бы неполную реализацию его принципов и умаление его целей.

Таким образом, составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ. Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины ФИО3, привлеченного к административной ответственности.

Учитывая изложенное, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, суд приходит к выводу о возможности квалификации совершенного ФИО3 деяния в качестве малозначительного, и, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции РФ, считает возможным освободить его от административной ответственности, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.1 - 30.7, КоАП РФ, суд

решил:

жалобу ФИО3 на постановление Государственной инспекции труда в Ставропольском крае №77/117/2018но/ДЛ от 18.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ удовлетворить.

Постановление № №77/117/2018но/ДЛ от 18.10.2018, вынесенное в отношении ФИО3, отменить в связи с малозначительностью совершенного деяния.

Освободить ФИО3 от административной ответственности по ч. 2 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Объявить ФИО3 устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3 по ч. 2 ст.5.27.1 КоАП РФ прекратить.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения сторонами административного производства.

Судья Е.С. Данилова