НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 08.04.2011 №

                                                                                    Ленинский районный суд г. Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2011 года г.Ставрополь

Ленинский районный суд г.Ставрополя в составе:

председательствующего: судьи Кононовой Л.И.,

при секретаре Калинка И.С.,

с участием представителя Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по доверенности от 02.08.2010г. № 168 Долидзе М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения филиала № 9 Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя от 15 декабря 2010 года № 8320, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Гульян С.Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала № 9 Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – СРО ФСС РФ) о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя от 15 декабря 2010 года № 8320, обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения решения в соответствии с законодательством РФ.

В обоснование своих требований заявитель указала, что решением Филиала № 9 ГУ - СРО ФСС РФ о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя от 15 декабря 2010 г. №8320 ООО «Центр сопровождения бизнеса» было отказано в выделении средств на осуществление расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения Гульян С.Л. в сумме 18064,20 рублей. Данное решение было вынесено на основе акта камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 15 декабря 2010 г №8320. Считает, что указанное решение Филиала №9 ГУ СРО ФСС РФ нарушает ее права и законные интересы по следующим основаниям. Она работает в ООО «Центр сопровождения бизнеса» с 01.07.2010 г. в должности ведущего специалиста на условиях совместительства (трудовой договор от 01.07.2010 г.). С 16.09.2010 ей был предоставлен отпуск по беременности и родам (основание: больничный лист ВЭ №4503617). Администрацией предприятия было рассчитано пособие за 140 календарных дней в сумме 36128,40руб. и подана заявка с заверенными копиями запрошенных документов в Филиал Отделения фонда для получения данной суммы. Так как ООО «Центр сопровождения бизнеса» является организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, то согласно п.3.2 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 № 22, Филиал отделения Фонда должен был выделить страхователю-работодателю средства на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию. Статьей 11 Федерального Закона № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» установлено, что размер пособия по беременности и родам составляет 100 процентов среднего заработка. Порядок исчисления среднего заработка регламентирован ст.139 ТК РФ. Согласно данной статье при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы. Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Статья 3 Федерального закона № 255-ФЗ и статья 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.95г. N 81-ФЗ предусматривают, что финансирование страхового обеспечения застрахованного работника при наступлении страхового случая производится за счет средств Фонда социального страхования РФ, что является конституционной гарантией выплаты страхового возмещения в размере и сроки, установленные действующим законодательством. Занижение размера страхового возмещения нарушает ее права и законные интересы, поскольку лишает права на полное и своевременное получение страхового возмещения в размере и сроки, определенные для этого действующим законодательством, учитывая, что страховое возмещение по беременности и родам не выплачено ей в полном размере до настоящего времени по причине отсутствия финансовых средств у работодателя. Выводы, изложенные в акте камеральной проверки №8630, а именно, что в штатном расписании предусмотрена одна штатная единица «ведущий специалист» с окладом 8000 рублей, а она (Гульян С.Л.) работала на условиях совместительства, и согласно 285 ТК РФ оплата труда должна быть произведена пропорционально отработанному времени (4000 рублей), а потому пособие по беременности и родам должно быть установлено исходя из 4000 рублей, считает не состоятельными по следующим причинам. В статье 285 ТК РФ указано, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. В Трудовом договоре от 01.07.2010 г. значится: в п. 2.1. - работодатель обязуется выплачивать Работнику должностной оклад в размере 8000 рублей в месяц, в п. 3.1 - работнику устанавливается гибкий режим рабочего времени, при котором начало, окончание и продолжительность рабочего времени регулируются им самостоятельно с условием полного выполнения своих трудовых обязанностей. И хотя ее работа у данного работодателя является работой на условиях совместительства, но объем трудовых обязанностей, выполняемых ею соответствует объему работы, предназначенному для полной ставки (у нее два высших образования, опыт работы в аудиторских компаниях г.Москвы, и стаж работы - 12 лет), а также - оплата труда была начислена и выплачена работодателем из расчета 8000 рублей, налоги и взносы были рассчитаны и перечислены в бюджет и внебюджетные фонды, исходя из установленного трудовым договором оклада в 8000 рублей.

Заявитель Гульян С.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена судом надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела подтверждение. При подаче заявления в суд Гульян С.Л. просила рассмотреть данное дело в ее отсутствие, выслать в ее адрес копию решения суда. В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ рассмотрение дела проведено судом в отсутствие Гульян С.Л.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ГУ СРО ФСС РФ по доверенности Долидзе М.В. просила отказать в удовлетворении заявления Гульян С.Л., пояснила, что в соответствии со ст.4.6. Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон № 255-ФЗ) страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. ООО «Центр сопровождения бизнеса» обратился в филиал № 9 отделения Фонда с заявлением о выделении денежных средств на выплату Гульян С.Л. пособия по беременности и родам 15 декабря 2010 года. В результате проведенной проверки филиалом № 9 отделения Фонда принято решение о выделении средств на осуществление расходов страхователя в сумме 18064,20 рублей (из среднемесячного заработка 4000 рублей), которая перечислена на расчетный счет ООО «Центр сопровождения бизнеса». Данная сумма сложилась с учетом того, что в соответствии с п. 1.2. трудового договора от 01.07.2010г., заключенного между ООО «Центр сопровождения бизнеса» и С.Л. Гульян, «работа у Работодателя для Работника является работой на условиях совместительства». Статьей 284 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В течение одного месяца продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Штатным расписанием ООО «Центр сопровождения бизнеса» на 2009 и 2010 годы предусмотрено 4 штатные единицы, из них одна штатная единица (полная ставка) - ведущего специалиста с окладом 8000 рублей в месяц. В соответствии с табелем учета рабочего времени: в июле 2010 года истицей отработано 22 дня по 4 часа в день, всего 88 часов; в августе 2010 года — 22 дня по 4 часа в день, всего 88 часов. В соответствии со ст. 285 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени. Согласно п. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователем-работодателем через бухгалтерию предприятия. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Фонд социального страхования Российской Федерации никаких выплат застрахованным лицам не производит, а лишь выделяет страхователям-работодателям средства, потраченные на выплату пособий. Заявитель Гульян С.Л. состоит в трудовых отношениях с ООО «Центр сопровождения бизнеса», которое и является ее страхователем-работодателем, обязанным производить выплаты по обязательному социальному страхованию. Считает, что основания для возложения на отделение Фонда обязанностей по выплате С.Л.Гульян пособия отсутствуют.

Выслушав объяснения представителя ГУ СРО ФСС РФ, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления Гульян С.Л. по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, директором филиала № 9 ГУ СРО ФСС РФ Митрошниковым В.А. от 15 декабря 2010 года № 8320 по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 15.12.2010г. № 8320 правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя ООО «Центр сопровождения бизнеса» принято решение о выделении средств на осуществление расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 18064руб.20коп., отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 18064руб.20коп.

Из акта № 8320 камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ООО «Центр сопровождения бизнеса» от 15 декабря 2010 года следует, что в администрацию общества поступил больничный лист серии ВЭ номер 4503617 по беременности и родам на имя ФИО1, с 16.09.2010 г. по 02.02.2011 г., по которому администрацией организации рассчитано пособие по беременности и родам за 140 календарных дней в размере 36128,40руб. Представителем ООО «Центр сопровождения бизнеса» составлено письмо-заявка и с заверенными копиями документов представлено в филиал отделения Фонда социального страхования для получения дотации. Руководителем филиала отделения Фонда на этапе рассмотрения результатов проведенной камеральной проверки вынесено требование о предоставления документов от 23.11.2010г. и 26.11.2010г. представителем страхователя предоставлены запрашиваемые документы. В ходе проверки представленных страхователем документов установлено, что трудовой договор № б/н от 01.07.2010г. с Гульян С.Л. был заключен па период с 01.07.2010г., Гульян С.Л. была принята па должность ведущего специалиста по совместительству. Штатными расписаниями за 2009 и 2010г.г. ООО «Центр сопровождения бизнеса» предусмотрено 4 штатные единицы из них: одна штатная единица - генеральный директор с окладом 10000 руб., одна штатная единица - коммерческий директор с окладом 10000 руб., одна штатная единица - ведущий специалист с окладом 8000 руб. и одна штатная единица - специалист с окладом 5000 руб. Таким образом, в ООО «Центр сопровождения бизнеса» предусмотрена одна полная ставка «ведущего специалиста» с окладом 8000 руб. в месяц. Согласно табелей учета рабочего времени сотрудников ООО «Центр сопровождения бизнеса» ведущий специалист Гульян С.Л. отработала: в июле 2010 года - 22 рабочих дня по 4 часа в день, всего - 88 часов, отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии со ст.8 Закона пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию. Поскольку возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, создание обществом искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования РФ исключает удовлетворение заявленных требований. Законом № 165-ФЗ (подпункт 3 пункта 1 статьи 11), Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации (иункт18) утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 32.02.1994 №101, предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и не подлежат возмещению в установленном порядке.

В соответствии со ст.4.6 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.

Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе - выездную проверку, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

В соответствии со ст.10 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного постановлением Правительства РФ № 101 от 12 февраля 1994 года, а также со ст.2.4 Инструкции «О порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования», утвержденной постановлением Фонда № 22 от 09 марта 2004 года, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователем-работодателем через бухгалтерию предприятия. Ответственность за правильность начисления и расходования указанных средств несет руководитель и главный бухгалтер. Фонды социального страхования никаких выплат застрахованным лицам не производят, а лишь выделяют страхователям-работодателям средства, потраченные на выплату пособий, в том числе, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные органы обязательного медицинского страхования Российской Федерации» плательщики страховых взносов имеют право обжаловать в установленном порядке акты органов контроля за уплатой страховых взносов и действия (бездействия) их должностных лиц. Таким образом, указанным федеральным законом предусмотрен порядок обжалования актов органов контроля за уплатой страховых взносов, в соответствии с которым право обжалования соответствующих актов, действий (бездействия) должностных лиц принадлежит только плательщикам страховых взносов.

Судом установлено, что Гульян С.Л. состоит в трудовых отношениях с ООО «Центр сопровождения бизнеса», которое и является для нее страхователем-работодателем, обязанным производить ей выплаты по обязательному социальному страхованию.

Учитывая изложенное, Гульян С.Л. является ненадлежащим лицом, заявляющим требования о признании незаконным решения филиала № 9 ГУ СРО ФСС РФ о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя от 15 декабря 2010 года № 8320, обязании филиал № 9 ГУ – СРО ФСС РФ принять решение в соответствии с законодательством РФ, и отказывает в удовлетворении ее требований.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании решения филиала № 9 Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя от 15 декабря 2010 года № 8320, обязании вынести решение в соответствии с законодательством РФ отказать.

Мотивированное решение составлено 12 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

С у д ь я : Л.И.Кононова