дело № 12-81/2017Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2017 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи Полякова О.А.,
при секретаре Чаговой И.Б.,
с участием:
представителя АО «ОПТРОН – СТАВРОПОЛЬ» ФИО1, действующего на основании доверенности № 06/16-2 от 01.12.2016,
начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «ОПТРОН – СТАВРОПОЛЬ» об отмене постановления начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае – ФИО2 от <дата обезличена><номер обезличен> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
АО «ОПТРОН – СТАВРОПОЛЬ» обратилось в суд с жалобой, в которой просит:
- восстановить срок для обжалования постановления начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае – ФИО2 от <дата обезличена><номер обезличен> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
- отменить постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае – ФИО2 от <дата обезличена><номер обезличен> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В обоснование своих требований заявитель указал, что постановлением инспектора Государственной инспекций труда в Ставропольском крае ФИО2<номер обезличен> от <дата обезличена>, АО «ОПТРОН - СТАВРОПОЛЬ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.
5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110000 рублей. Основанием для привлечения к ответственности является то, что АО «ОПТРОН - СТАВРОПОЛЬ» не разработаны порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников и не утверждено Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда у работников учреждения, не разработаны Программы обучения по охране труда для работников персонала учреждения. Данные обстоятельства не соответствует действительности, так как на момент проведения проверки на предприятии разработана и действует Инструкция организации охраны труда и безопасности обслуживающего персонала от 2016 года, которая включает в себя порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников.
Также на момент проведения проверки главный энергетик ФИО3 и инженер по охране труда ФИО4 проходили обучение по проверке знаний требований охраны труда по программе «Охрана труда» в объеме 40 часов в ГБУ ДПО «Ставропольский региональный ресурсный центр», что подтверждается договором на обучение от <дата обезличена>.
Кроме того, заявитель просил восстановить срок для обжалования постановления, указав, что оно было получено представителем общества – главным бухгалтером ФИО5 по доверенности <дата обезличена>. Срок обжалования составляет 10 дней с момента вручения постановления и истек <дата обезличена>. Последним днем обжалования будет считаться <дата обезличена>, поскольку последний день обжалования пришелся на нерабочий (праздничный) день.
Представитель АО «ОПТРОН – СТАВРОПОЛЬ» ФИО1 по доверенности в судебном заседании поддержал доводы, указанные в жалобе, и просил ее удовлетворить.
Начальник отдела – главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае – ФИО2 пояснила, что оснований для отмены постановления <номер обезличен> от <дата обезличена> не имеется.
Выслушав участвующих лиц, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из материалов дела усматривается, что начальником отдела – главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в СК ФИО2 на основании распоряжения от <дата обезличена><номер обезличен> проведена проверка с целью установления соответствия принимаемых АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» актов и мер действующему законодательству о труде и охране труда, соблюдения прав и законных интересов работников.
Как следует из протокола <номер обезличен> об административном правонарушении от <дата обезличена>, АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» не разработаны порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников и утверждено Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда у работников учреждения, не разработаны Программы обучения по охране труда для персонала учреждения, что является нарушением требований п. 2.2.3 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденных постановлением Минтруда РФ от <дата обезличена><номер обезличен>, п. 4.2, 4.3 ГОСТ 12.0.004.-90);
не проведено обучение и проверка знаний по охране труда 27 работникам предприятия, которые были приняты на работу с января 2016 года. Результаты проверки знаний не оформлены протоколом с подписями аттестуемых и членов комиссии, что является нарушением требований ч. 2 абз. 7 ст. 212, ст. 225 Трудового кодекса РФ, раздела 2.3 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации», п. 4.5 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда»;
не проведена стажировка на рабочем месте токарю инструментально – штамповочного участка ФИО6 (принятого на работу <дата обезличена>), шлифовщику ФИО7 (<дата обезличена>), в отделе эксплуатации электромантеру ФИО8 (<дата обезличена>), электромантеру ФИО9 ( <дата обезличена>) с регистрацией в журнале, что является нарушением требований ч. 2 абз. 7 ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 7.2.4 ГОСТ 12.0.004-90;
не проведено обязательное психиатрическое освидетельствование работникам, таким как: токарь, электрогазосварщик, фрезеровщик, водители, что является нарушением требований ст. 213 Трудового кодекса РФ, ч. 2 абз. 11, ст. 212 Трудового кодекса РФ, постановления Правительства РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, а также работающими в условиях повышенной опасности» в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Данный протокол был составлен в присутствии представителя АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» ФИО5, действующей на основании доверенности <номер обезличен>.
Согласно полученным материалам проверки, начальником отдела – главным государственным инспектором труда (по охране) ФИО2 вынесено определение от <дата обезличена><номер обезличен> о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно указанному определению рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» назначено на <дата обезличена> в 15-36 в Государственной инспекции труда в Ставропольском крае (ГИТ СК) по адресу: <адрес обезличен>.
Начальником отдела- главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае – ФИО2 установлено, что АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от <дата обезличена>, в связи с чем АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 110 000 рублей по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановление вручено представителю по доверенности АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» - главному бухгалтеру ФИО5 под роспись <дата обезличена>.
Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» предусмотрено, что согласно п. 2.3.2. обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Обучение по охране труда проходят руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели – физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно- технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального,дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и т.д.
Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Представитель АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» ссылается на то, что на момент проведения проверки на предприятии была разработана и действовала Инструкция организации охраны труда и безопасности обслуживающего персонала от 2016 года, которая включает в себя порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников, в связи с чем пункт первый обжалуемого постановления не соответствует действительности. Данный довод суд считает несостоятельным.
Как следует из материала проверки, представленного главным государственным инспектором труда (по охране труда) ФИО2, признав допущенные нарушения трудового законодательства, о чем представитель АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» ФИО5 указала в протоколе об административном правонарушении, <дата обезличена> и.о. директора АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» ФИО10 в адрес инспектора труда направлено письмо, согласно которому во исполнение предписания <номер обезличен> на основании приказа <номер обезличен> от <дата обезличена> «О проведении обучения по охране труда» в срок с <дата обезличена> по <дата обезличена> было проведено обучение по охране труда, а также проведена проверка знаний инструкции по охране труда, знания требований должностной инструкции, инструкций по профессии, инструкций по противопожарному минимуму. Указанное подтверждается протоколом <номер обезличен> заседания комиссии АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ».
Инструкция организации охраны труда и безопасности обслуживающего персонала от 2016 года в период проведения проверки государственному инспектору труда АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» представлена не была. Доказательства обратного представителем АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» суду не представлены.
Также в качестве довода, являющегося основанием для отмены обжалуемого постановления, представитель АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» указал, что на момент проведения проверки главный энергетик ФИО3 и инженер по охране труда ФИО4 проходили обучение по проверке знаний требований охраны труда по программе «Охрана труда» в объеме 40 часов в ГБУ ДПО «Ставропольский региональный ресурсный центр», что подтверждается договором на обучение от <дата обезличена>.
Суд считает данный довод необоснованным, поскольку, как следует из материала проверки, главный энергетик ФИО3 и инженер по охране труда ФИО4 прошли обучение по проверке знаний требований охраны труда по программе «Охрана труда», и получили удостоверения <номер обезличен> и <номер обезличен> в период проведения проверки - <дата обезличена>.
Доказательства предоставления договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам от <дата обезличена> государственному инспектору труда АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» суду не представлены.
<дата обезличена> главному государственному инспектору труда ФИО2 направлено уведомление <номер обезличен>, согласно которому АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» добровольно устранило нарушения, выявленные в ходе проверки. Таким образом, выявленные нарушения были устранены АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» в полном объеме после окончания проверки.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для отмены постановления главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае – ФИО2 от <дата обезличена><номер обезличен>.
При этом, суд считает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» о восстановлении срока на подачу данной жалобой, поскольку оно является излишне заявленным.
В соответствии с п. 1-2 статьи 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов дела, копия постановления по делу об административном правонарушении <номер обезличен> от <дата обезличена> получена представителем АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» ФИО5<дата обезличена>, о чем свидетельствует ее подпись в постановлении.
Срок обжалования постановления истек <дата обезличена>. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении направлена АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» <дата обезличена>, о чем свидетельствует штамп на почтовом конверте. В связи с тем, что срок обжалования постановления составляет 10 дней с момента его вручения, а последний день обжалования пришелся на нерабочий (праздничный) день, последним днем обжалования будет первый рабочий день – <дата обезличена>. Следовательно, срок для обжалования постановления АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» не пропущен.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении ходатайства АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» о восстановлении срока для обжалования постановления начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае – ФИО2 от <дата обезличена><номер обезличен> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ – отказать.
Считать жалобу, поданную АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ», в предусмотренный законом срок.
В удовлетворении жалобы АО «ОПТРОН- СТАВРОПОЛЬ» об отмене постановления начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае – ФИО2 от <дата обезличена><номер обезличен> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения сторонами административного производства.
Судья О.А. Поляков