НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область) от 26.03.2018 № 2А-1236/2018

Дело № 2а-1236/2018

РЕШЕНИЕ

по административному делу

Именем Российской Федерации

26 марта 2018 года г.Смоленск

Судья Ленинского районного суда города Смоленска Куделина И.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Инспекции ФНС по г.Смоленску к Гурьковой Елене Александровне о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по г.Смоленску обратилась в суд с административным иском к Гурьковой Е.А. о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, указав, что административным ответчиком не уплачен налог за ДД.ММ.ГГГГ за объект, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с чем налоговым органом начислены пени и направлено требование об уплате налога.

В добровольном порядке требования налогового органа административным ответчиком не исполнены.

Просит суд взыскать с Гурьковой Е.А. недоимку по налогу в размере 16253 руб. и пеню в размере 363 руб. 28 коп.

На основании п.3 ст.291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

В силу положений ст.292 КАС РФ для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства на основании п.3 ст.291 КАС РФ мнение административного ответчика относительно применения такого порядка не требуется.

Гурьковой Е.А. поданы возражения относительно заявленных налоговым органом требований, в которых она указывает, что освобождена от уплаты налога на имущество как многодетная мать на основании Положения о налоге на имущество физических лиц на территории г.Смоленска.

Исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующим убеждениям.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.286 КАС РФ).

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст.286 КАС РФ).

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с ч.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу положений ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ч.1 ст.401 НК РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ч.1 ст.402 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст.404 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (ч.1 ст.406 НК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (ст.409 НК РФ).

Судом установлено, что налоговым органом Гурьковой Е.А. исчислен налог на имущество на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый , инвентаризационная стоимость 905191 руб., по ставке <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в размере 679 руб. (налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ) и за ДД.ММ.ГГГГ за этот же объект, инвентаризационная стоимость 1038254 руб., по ставке <данные изъяты> в размере 15574 руб. (налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст.6 Решения Смоленского городского Совета от 31.10.2014 N 1217, которым утверждено Положение о налоге на имущество физических лиц на территории города Смоленска, право на налоговую льготу помимо категорий налогоплательщиков, указанных в ст.407 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют многодетные семьи в отношении одного объекта налогообложения (квартира, комната или жилой дом).

Порядок применения налоговой льготы для категорий налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу в соответствии с настоящим Положением, осуществляется в соответствии с порядком предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что Гурькова Е.А. является матерью троих детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, ДД.ММ.ГГГГ ей выдано удостоверение многодетной семьи.

В силу ч.6 ст.407 НК РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса. Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Глава 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц» введена в действие с 01.01.2015 Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ.

Ранее данные правоотношения регулировались нормами Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

По сведениям налогового органа Гурьковой Е.А. на основании ранее представленного удостоверения «Многодетные семьи» МС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим заявлением Гурькова Е.А. в Инспекцию не обращалась.

В соответствии с ч.3 ст.361.1 НК РФ налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При этом согласно ч.1, ч.3 ст.3 ФЗ РФ от 04.10.2014 N 284-ФЗ права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Лицо, указанное в пункте 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), которому по состоянию на 31 декабря 2014 года была предоставлена налоговая льгота в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", вправе не представлять в налоговый орган повторно заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Судом установлено, что удостоверение «Многодетные семьи» МС выдано Гурьковой Е.А. со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно положениям Постановления Администрации Смоленской области от 15.02.2005 № 39 удостоверение многодетной семьи единого образца, вкладыш в удостоверение многодетной семьи единого образца являются документами, подтверждающими статус многодетной семьи и право на меры социальной поддержки, установленные областным законом "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области".

Как следует из ответа Отдела социальной защиты населения в г.Смоленске Департамента Смоленской области по социальному развитию, после ДД.ММ.ГГГГ удостоверение многодетной семьи Гурьковой Е.А. не продлевалось, новое не выдавалось.

Изложенное свидетельствует о том, что Гурькова Е.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имела льгот по налогу на имущество физических лиц и является плательщиком налога на общих основаниях.

В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно положениям ст.69, ст.70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Судом установлено, что налоговым органом в адрес Гурьковой Е.А. были направлены следующие требования об уплате налога на имущество:

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 679 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (исходящий список от ДД.ММ.ГГГГ);

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 15574 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (исходящий список от ДД.ММ.ГГГГ).

Следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании по данным требованиям истек ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что определением мирового судьи судебного участка № 5 в г.Смоленске от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ на взыскание с Гурьковой Е.А. недоимки и пени.

Настоящее административное исковое заявление было подано в суд налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения срока, предусмотренного ч.3 ст.48 НК РФ.

В соответствии ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2 ст.75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч.3 ст.75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4 ст.75 НК РФ).

Согласно ч.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

При этом к пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п.6 ст.75 НК РФ, ч.10 ст.48 НК РФ).

За несвоевременную уплату налога налоговым органом Гурьковой Е.А. начислены пени в размере 363 руб. 28 коп.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что требования Инспекции ФНС по г.Смоленску о взыскании с Гурьковой Е.А. указанных сумм основаны на нормах закона, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.292, 293, 294, 290, 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Взыскать с Гурьковой Елены Александровны, проживающей по адресу: <адрес>, в доход бюджета муниципального образования город Смоленск недоимку по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 16253 руб. и пени в размере 363 руб. 28 коп.

Взыскать с Гурьковой Елены Александровны, проживающей по адресу: <адрес>, госпошлину в доход федерального бюджета в размере 664 руб. 65 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.

Судья И.А.Куделина