НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область) от 12.09.2018 № 2А-3214/18

Дело №2а-3214/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2018 года г. Смоленск

Ленинский районный суд гор. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.,

при секретаре Гращенковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Смоленской области, УМВД России по Смоленской области, Департаменту государственной службы занятости населения Смоленской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы и решения об отказе в удовлетворении жалобы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к УВМ УМВД России по Смоленской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы от ДД.ММ.ГГГГ. и решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в удовлетворении жалобы на указанное решение; возложении на административного ответчика обязанности по устранению нарушения его прав, свобод и законных интересов, ссылаясь на то, что обжалуемые решения приняты без учета положений Федерального закона от 24.05.1999 года №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»; перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006г. №637, является исчерпывающим, и установление дополнительных критериев противоречит Указу Президента РФ.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УМВД России по Смоленской области, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области.

ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить, ссылаясь на отсутствие у административного ответчика законных оснований для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы, поскольку при принятии решения не был учтен факт того, что административный истец планирует продолжать трудовую деятельность в качестве ИП и при необходимости согласен на самостоятельное трудоустройство и переобучение по профессии, востребованной на территории вселения, что было отражено в его заявлении. Также пояснили, что в настоящее время ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, осуществляет торговлю бытовой химией, планирует открыть свой магазин, участие в Программе позволит ему стабильно осуществлять свою деятельность и создаст лучшие условия для развития предпринимательской деятельности.

Представитель УВМ УМВД России по Смоленской области, УМВД России по Смоленской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, указав на законность оспариваемых решений, принятых УВМ УМВД России по Смоленской области в пределах предоставленных полномочий, в установленном законом порядке, по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим данные правоотношения.

Представитель Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на законность оспариваемых решений. Пояснила, что поскольку административный истец выбрал для вселения Вяземский район, его заявление для рассмотрения было направлено в Администрацию МО «Вяземский район» Смоленской области. В это время на территории Вяземского района были вакансии скотников, дворников, подсобных рабочих, однако, истец в заявлении указал, что является индивидуальным предпринимателем и планирует продолжать трудовую деятельность в качестве ИП, тогда как на территории Вяземского района частная предпринимательская деятельность не востребована. Его указание в заявлении на согласие при необходимости на переобучение по профессии, востребованной на территории вселения, значения не имеет, поскольку в рамках рассмотрения заявления Департамент не занимается трудоустройством, в Центр занятости о предоставлении какой-либо вакансии, не требующей определенных профессиональных знаний, ФИО1 не обращался.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет административный иск об оспаривании решения государственного органа в том случае, если оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии одного из названных условий (при отсутствии совокупности этих условий) суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (пункт 1).

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (п. 3).

Названным Федеральным законом также предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (ст. 13.1).

Порядок оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, установлен Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

Согласно Государственной программе, решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания или на территории Российской Федерации, если соотечественник постоянно или временно проживает на территории Российской Федерации (п.п.15 - 16).

В соответствии с пунктом 17 Государственной программы решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

Основания, по которым не выдается свидетельство участника Государственной программы, предусмотрены пунктами 25, 26 Государственной программы. Однако пунктом 27 этой программы также предусмотрено, что названное свидетельство не выдается и в том случае, если соотечественник не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.

По делу установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, гражданин Республики Таджикистан, проживающий в Российской Федерации по <адрес> на основании разрешения на временное проживание от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на три года, ДД.ММ.ГГГГ. обратился в Управление по вопросам миграции УМВД России по Смоленской области с заявлением об оформлении участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утв. Указом Президента РФ от 22.06.2006г. №637 с указанием территории переселения Смоленская область г.Вязьма, которое последним было направлено в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области, осуществляющий организацию деятельности по реализации подпрограммы - Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области (далее Департамент ГСЗН Смоленской области), которым свою очередь ДД.ММ.ГГГГ. поступившее заявление было направлено на рассмотрение в орган местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, входящий в проект переселения "Транзитная агропромышленная зона" - Администрацию МО «Вяземский район» Смоленской области.

ДД.ММ.ГГГГ. на заседании межведомственной рабочей группы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области было принято решение об отказе в возможности добровольного переселения административного истца в МО «Вяземский район» Смоленской области, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день Администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области принято решение об отказе ФИО1 в согласовании возможности добровольного переселения в Смоленскую область по причине отсутствия вакансий для соотечественника из предлагаемых программой и соответствующих требований по профессиональной квалификации.

ДД.ММ.ГГГГ., с учетом решения Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области об отказе в согласовании возможности добровольного переселения в Смоленскую область, Департамент ГСЗН Смоленской области отказал ФИО1 в согласовании возможности добровольного переселения в Смоленскую область в соответствии с п.2.3 Регламента приема участников подпрограммы на территории вселения, в том числе ввиду невозможности предоставления мер поддержки, что подтверждается решением Департамента ГСЗН Смоленской области от 12.01.2018г. №844.

ДД.ММ.ГГГГ., с учетом решения Департамента ГСЗН Смоленской области о несоответствии истца требованиям региональной программы переселения, УМВД России по Смоленской области ввиду несоответствия требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, выбранного соотечественником для переселения, в соответствии с п.52.10 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного Приказом МВД РФ №842 от 07.11.2017г., ФИО1 отказано в выдаче свидетельства участника Государственной программы.

ДД.ММ.ГГГГ. со стороны административного истца имело место повторное обращение в УВМ УМВД России по Смоленской области с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утв. Указом Президента РФ от 22.06.2006г. №637 с указанием территории переселения Смоленская область г.Вязьма, которое в аналогичным порядке было направлено в Департамент ГСЗН Смоленской области, который в свою очередь на основании принятого Администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области по результатам рассмотрения заявления ФИО1 решения об отказе в согласовании возможности добровольного переселения в Смоленскую область от ДД.ММ.ГГГГ. по причине отсутствия вакансий для соотечественника из предлагаемых программой и соответствующих требований по профессиональной квалификации, стажу и опыту работ, и невозможности предоставления необходимых мер поддержки соотечественнику для его адаптации на выбранной территории проживания, решением от ДД.ММ.ГГГГ. отказал в согласовании возможности добровольного переселения в Смоленскую область в соответствии с п.2.3 Регламента приема участников подпрограммы на территории вселения, в том числе ввиду невозможности предоставления необходимых мер поддержки. Решением УВМ УМВД России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано в выдаче свидетельства участника Государственной программы на основании поступившей от Департамента ГСЗН Смоленской области информации о несоответствии заявителя требованиям региональной программы переселения в МО «Вяземский район» Смоленской области – невозможность предоставления необходимых мер поддержки (решение от ДД.ММ.ГГГГ.).

ДД.ММ.ГГГГ. в связи с несогласием с отказом УВМ УМВД России по Смоленской области в выдаче свидетельства участника Государственной программы ФИО1 обратился с жалобой в УМВД России по Смоленской области. Письменным отношением от ДД.ММ.ГГГГ. УВМ УМВД России по Смоленской области сообщило административному истцу о том, что обжалуемое им решение от ДД.ММ.ГГГГ. было принято в строгом соответствии с действующим законодательством с учетом полученной от уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области, осуществляющего организацию деятельности по реализации подпрограммы - Департамента ГСЗН Смоленской области информации о несоответствии истца требованиям региональной программы переселения на основании п.52.10 Приказа МВД РФ №842 от 07.11.2017г. "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

Постановлением Администрации Смоленской области от 26.07.2013г. №597 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 годы».

Постановлением Администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 927 утверждена областная государственная программа "Содействие занятости населения Смоленской области" на 2014 - 2020 годы, в состав которой включена подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом". Данная подпрограмма реализуется в Смоленской области в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637, направленной на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов (п.п.1,4,5 Государственной программы).

В соответствии с данным постановлением Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, Департамент ГСЗН Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, входящих в проект переселения "Транзитная агропромышленная зона" являются основными элементами структуры управления подпрограммой, при этом ответственным исполнителем подпрограммы является Департамент ГСЗН Смоленской области.

Приказом начальника Департамента ГСЗН Смоленской области от 03.03.2017г. №23-ОД утвержден Регламент приема участников подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом" областной государственной программы «Содействие занятости населения Смоленской области» на 2014-2020гг., на территории вселения (далее Регламент), согласно которого Департамент ГСЗН Смоленской области в течение 15 календарных дней организует работу по согласованию данных потенциального участника подпрограммы и членов его семьи с органами местного самоуправления, которые в течение 10 календарных дней организуют согласование кандидатуры соотечественника и подготавливает решение в течении одного дня о согласовании участия соотечественника в подпрограмме или об отказе, и работодателями, осуществляет анализ возможностей жилищного размещения, трудоустройства и возможного предоставления дополнительных гарантий (п.п.2.2,2.4 -2.6 регламента). Решение Департаментом ГСЗН Смоленской области принимается не позднее 4 рабочих дней после получения решения органа местного самоуправления, о котором сообщается в УВМ УМВД России по Смоленской области.

Разделом 3 Подпрограммы, пунктом 2.3 Регламента, предусмотрены основания для отказа соотечественникам в участии в подпрограмме: расположение вне территории вселения указанного в заявлении населенного пункта, где соотечественник хотел бы жить и работать после переселения в Российскую Федерацию; отсутствие вакансий для соотечественника в банке вакансий территории вселения проекта переселения "Транзитная агропромышленная зона", соответствующих требованиям по профессиональной квалификации, стажу и опыту работы; невозможность предоставления необходимых мер поддержки соотечественнику для его адаптации на выбранной территории проживания, в том числе обеспечения местом в дошкольном образовательном учреждении, в общеобразовательном учреждении при значительном их удалении от места работы или проживания; недостаточное владение соотечественником знаниями русского языка (недостаточное для выражения мысли, написания необходимых заявлений при оформлении документов); судимость соотечественника; нетрудоспособность соотечественника; отсутствие у соотечественника финансовой возможности нести расходы по решению жилищного вопроса в Смоленской области.

В силу п.52.10 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного Приказом МВД России от 07.11.2017г. №842, в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае, если соотечественник и (или) член его семьи, включенный в заявление об участии не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.

Данная норма полностью согласуется с положениями п.27 Государственной программы.

Как указывалось выше, при рассмотрении заявления ФИО1 об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, Администрация МО «Вяземский район» Смоленской области указала на отсутствие вакансий для соотечественника из предлагаемых программой и соответствующих требований по профессиональной квалификации, стажу и опыту работ, и на невозможность предоставления необходимых мер поддержки соотечественнику для его адаптации на выбранной территории проживания, ввиду чего Департамент ГСЗН Смоленской области в свою очередь отказал в соответствии с п.2.3 Регламента. Поскольку ФИО1 не соответствовал региональной программе, то УВМ УМВД России по Смоленской области приняло законное решение об отказе административному истцу в выдаче свидетельства участника Государственной программы, в соответствии с требованиями вышеприведенного п.27 Государственной программы, соответственно, оснований для удовлетворения его жалобы на данное решение не имелось.

Доводы представителя административного истца о том, что при принятии решения не был учтен факт того, что ФИО1 планирует продолжать трудовую деятельность в качестве ИП и при необходимости согласен на самостоятельное трудоустройство и переобучение по профессии, востребованной на территории вселения, что было отражено в его заявлении, суд находит несостоятельными, поскольку на момент обращения с заявлением административный истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлял непродолжительное время предпринимательскую деятельность по оптовой торговле чистящими средствами, вакансии из предлагаемых программой и соответствующих требований по профессиональной квалификации, стажу и опыту работы отсутствовали, по объяснениям представителя Департамента ГСЗН Смоленской области, имелись только вакансии, не требующие специальных знаний и навыков (скотник, дворник, подсобный рабочий), однако в Центр занятости за вакансией, не требующей специальных знаний и навыков не обращался, при рассмотрении заявления Департамент трудоустройством не занимается, а частная предпринимательская деятельность на территории Вяземского района не востребована. В ходе судебного разбирательства ФИО1 указал на то, что и дальше планирует заниматься торговлей бытовой химией, открыть свой магазин, желание работать по имеющимся в Вяземском районе вакансиям (скотник, дворник, подсобный рабочий) не высказывал. При этом следует отметить, что Государственная программа и Программа Смоленской области имеют своей целью не просто оказание содействия переселению, а обеспечение в целом потребности экономики Смоленской области в необходимых квалифицированных кадрах, что предполагает участие в программе именно лиц, профессии которых имеют востребованность на рынке труда области, тогда как на территории Вяземского района Смоленской области частная предпринимательская деятельность не востребована.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что уполномоченный орган обоснованно отказал ФИО1 в выдаче свидетельства участника Государственной программы, поскольку как указывалось выше, административный истец не соответствовал требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, условия участия в которой не противоречат Государственной программе реализуемой согласно Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", а напротив реализуются во взаимосвязи с ней, соответственно оснований для удовлетворения жалобы на решение УВМ УМВД России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. не имелось, решение УМВД России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. также законно и обоснованно.

При таком положении, с учетом норм вышеуказанного действующего законодательства, оценив вышеуказанные обстоятельства и представленные доказательства, суд отказывает в удовлетворении требований ФИО1

Руководствуясь ст.ст.175,179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск ФИО1 к УВМ УМВД России по Смоленской области, УМВД России по Смоленской области, Департаменту государственной службы занятости населения Смоленской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы и решения об отказе в удовлетворении жалобы, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в течение месяца через Ленинский районный суд г. Смоленска.

Председательствующий: Н.Г. Шевцова

Мотивированное решение суда изготовлено 17.09.2018г.