НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область) от 10.11.2016 № 2-3583/16

Дело № 2-3583/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2016 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Барашковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шушляковой М.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области о взыскании пособия на погребение,

установил:

Шушлякова М.И. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области (далее по тексту – УФСИН по Смоленской области) о взыскании пособия на погребение. В обоснование иска Шушлякова М.И. указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее сын ФИО1, который являлся пенсионером УФСИН России. В этой связи она обратилась к ответчику с заявлением о выплате расходов на погребение сына, к заявлению были приложены все необходимые документы, однако в выплате пособия ответчиком ей было необоснованно отказано по причине представления ею повторных оригиналов документов. Истец Шушлякова М.И. просила взыскать с ответчика в ее пользу расходы, понесенные на погребение сына, а также понесенные ею судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 3 000 рублей 00 копеек.

Истец Шушлякова М.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представители ответчика УФСИН по Смоленской области Афанасьев А.А. и Ирлице В.В. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д. 25-27), указав, что представленные истцом документы не соответствуют требованиям закона, выплата суммы пособия на погребение произведена лицу, осуществлявшему уход за ФИО1 при жизни, ФИО2, которая представила ранее обращения Шушляковой М.И. полный пакет документов на выплату пособия.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации (часть 1).

Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти, в том числе, органом, в котором умерший получал пенсию (часть 2).

Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти (часть 3).

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в редакции, действующей на момент обращения истца к ответчику) погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребению в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи также подлежат умершие (погибшие) граждане, уволенные с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет.

Нормы расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников установлены Постановлением Правительства РФ от 06 мая 1994 года № 460.

Согласно абз. 14 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 06 мая 1994 года № 460 оплата ритуальных услуг не производится в случае, если похороны произведены за счет государства, или в случае выплаты социального пособия, установленного статьей 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», либо пособия на погребение согласно пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Пунктом 21 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 (далее по тексту – Постановление РФ от 22 сентября 1993 года № 941), предусмотрено, что в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, следует выплачивать пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.

Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 года № 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность получения членами семьи либо другими лицам, производившими похороны умерших (погибших) граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющих общую продолжительность службы двадцать и более лет, возмещения затрат на оплату ритуальных услуг, либо получения социального пособия на погребение, предусмотренного статьей 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», либо получения пособия на погребение, предусмотренного пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941.

Судом установлено, что ФИО1 являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии УФСИН России по Смоленской области.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ умер, что подтверждается повторным свидетельством о смерти (л.д. 13).

В УФСИН России по Смоленской области 10 ноября 2015 года обратилась ФИО2 с заявлением о выплате ей пособия на погребение, указав, что похороны ФИО1 она производила за свой счет (л.д. 37). К указанному заявлению были приложены следующие документы: копия свидетельства о смерти ФИО1 (л.д. 40); копия паспорта на имя ФИО2 (л.д. 41-42); справка о смерти ФИО1, выданная отделом ЗАГСа Администрации МО <данные изъяты> (л.д. 43); квитанция , выданная 08 ноября 2015 года ИП Володиным А.В., о несении ФИО2 расходов на приобретение гроба в размере 10 800 рублей 00 копеек, на оплату услуг катафалка – 6 450 рублей 00 копеек, на приобретение креста и таблички – 1 200 рублей 00 копеек, на приобретение венков и лент – 6 050 рублей 00 копеек (л.д. 38-39).

В последующем к начальнику УФСИН России по Смоленской области 11 января 2016 года с заявлением о возмещении расходов на погребение также обратилась мать мать ФИО1 Шушлякова М.И. (л.д. 11, 45, 14-15). На указанное заявление Шушляковой М.И. был письменный дан ответ с указанием перечня документов, которые следует представить для выплаты пособия на погребение (л.д. 10, 46).

Шушлякова М.И. 16 марта 2016 года представила в адрес УФСИН России по Смоленской области следующие документы: нотариально заверенную копию повторного свидетельства о смерти ФИО1 (л.д. 50); нотариально заверенную копию повторного свидетельства о заключении ею брака с ФИО3 (л.д. 51); нотариально заверенную копию паспорта на имя Шушляковой М.И. (л.д. 52-54); нотариально заверенную копию свидетельства о рождении ФИО1 (л.д. 59); нотариально заверенную копию сберегательной книжки на имя Шушляковой М.И. (л.д. 58); повторную справку о смерти ФИО1, выданную отделом ЗАГСа Администрации МО <данные изъяты> (л.д. 57); квитанцию , выданную ИП Володиным А.В. 12 ноября 2015 года, о несении Шушляковой М.И. расходов на приобретение гроба и принадлежностей в размере 10 800 рублей 00 копеек, на оплату услуг катафалка – 6 300 рублей 00 копеек, на приобретение креста и таблички – 1 350 рублей 00 копеек, на приобретение венков и лент – 6 000 рублей 00 копеек (л.д. 55-56).

По результатам рассмотрения заявления ФИО2 и Шушляковой М.И. 06 апреля 2016 года было вынесено заключение о выплате пособия на погребение, предусмотренного пунктом 21 Постановления Правительства РФ за умершего пенсионера УИС ФИО1, ФИО2 и необходимости подготовки письма Шушляковой М.И. с обоснованием отказа выплаты пособия на погребение (л.д. 32-34).

В адрес Шушляковой М.И. 11 апреля 2016 года был направлен отказ в производстве ей выплаты пособия на погребение. В качестве причины отказа в выплате указано на представление истцом документов, выданных уполномоченными органами, как повторные (л.д. 61).

В соответствии с абзацем 2 пункта 21 Постановления РФ от 22 сентября 1993 года № 941 пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Отказ ответчика в выплате Шушляковой М.И. пособия на погребение, предусмотренного пунктом 21 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, по причине представления истцом документов с пометкой о повторной выдаче, является необоснованным по следующим основаниям.

Из материалов дела также следует, что изначально свидетельство о смерти ФИО1 и справка о смерти получены ФИО2, затем истцу Шушляковой М.И. было выдано повторное свидетельство о смерти ФИО1 серии от 10 ноября 2015 года, а ее представителю Демидовой Е.В. 15 марта 2016 года выдана повторная справка по форме 33 (л.д. 73).

Представление ответчику повторного свидетельства о смерти ФИО1, а также справки о его смерти, не является основанием к ограничению прав истца как члена семьи умершего пенсионера на выплату пособия на погребение.

В соответствии с положениями п. 7 ч. 1 ст. 47 ГПК РФ акт гражданского состояния – смерть гражданина подлежит государственной регистрации.

Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей (ч. 2 ст. 47 ГК РФ).

Регистрационная запись акта гражданского состояния является первичным по отношению к свидетельству о смерти, которое выдается на основании этой записи. Сами свидетельства и повторно выданные свидетельства имеют равную правовую силу как документы, подтверждающие совершение регистрации акта гражданского состояния.

Повторное свидетельство о смерти для его обладателя порождает такие же правовые последствия, что и первый экземпляр свидетельства о смерти, по своему содержанию ничем не отличается от первоначального за исключением пометки «повторное», которая проставляется в верхнем правом углу бланка, оно также оформляется на гербовом бланке строгой отчетности, к нему предъявляются аналогичные требования, что и к первому экземпляру. Повторная справка о смерти по указанным выше основаниям также порождает для ее обладателя те же правовые последствия, что и первый экземпляр справки.

Доводы ответчика о том, что при отсутствии первого (гербового) бланка свидетельства о смерти, а также первого бланка справки о смерти, истец лишается возможности реализовать право члена семьи умершего, в том числе права на получение пособия на погребение, основаны на неверном толковании подлежащих применению норм права, что привело к принятию необоснованного решения по обращению истца.

В соответствии с Пунктом 21 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" правом на получение пособий на погребение обладают члены семьи умершего либо другие лица, производившие его похороны.

Пунктом 5.3 Приказа Минюста РФ от 30.12.2005 N 258 "Об утверждении Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе" установлено, что пенсионными органами производится выплата пособия на погребение, установленного пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, лицу, производившему похороны умершего пенсионера УИС. Для выплаты пособия на погребение пенсионера в пенсионный орган лицом, производившим похороны, в течение шести месяцев со дня смерти пенсионера подается соответствующее заявление с приложением следующих документов: копия свидетельства о смерти пенсионера; справка о смерти установленной формы (выдается органами записи актов гражданского состояния вместе со свидетельством о смерти); документы, подтверждающие оплату расходов по производству похорон пенсионера (оплаченные квитанции, кассовые чеки и другое).

Исходя из степени родства и места жительства ФИО1 и Шушляковой М.И. (<адрес>) истец Шушлякова М.И. являлась членом семьи ФИО1

Шушлякова М.И., как член семьи умершего ФИО1, проживавшая с ним совместно, обладает при прочих равных условиях преимущественным перед другими лицами правом на получение пособия на погребение.

Несение Шушляковой М.И. расходов на погребение подтверждено платежной квитанцией от 12 ноября 2015 года .

Документов, опровергающих данные обстоятельства несения истцом расходов и размера этих расходов, необходимостью их несения, а также доказательств, подтверждающих недействительность данной квитанции, ответчиком представлено не было.

Действиями ответчика была нарушены законные интересы истца, созданы препятствия к осуществлению ее гражданских имущественных прав, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с учетом объема выполненной представителем истца работы, а также требований разумности и справедливости, с ответчика в пользу истца следует взыскать с возмещение расходов на оплату услуг представителя 500 рублей 00 копеек (с учетом количества судебных заседаний с участием представителя истца).

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию госпошлина в доход государства в размере 1 286 рублей 57 копеек <данные изъяты> (в соответствии со статьей 333.19 НК РФ от суммы удовлетворенных исковых требований истца 36 219 рублей 48 копеек).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Шушляковой М.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области о взыскании пособия на погребение удовлетворить.

Признать за Шушляковой М.И. право на получение пособия на погребение умершего ФИО1.

Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области в пользу Шушляковой М.И. пособие на погребение в сумме 36 219 рублей 48 копеек, в возмещение расходов на оплату услуг представителя 500 рублей 00 копеек, в доход муниципального образования «Город Смоленск» 1 286 рублей 57 копеек государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.

 Председательствующий К.М. Макарова

Решение в окончательной форме изготовлено 14 ноября 2016 года.