НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область) от 05.12.2016 № 2А-4808/16

Дело № 2а-4808/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2016 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи: Космачевой О.В.

при секретаре Аксенцовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Вальковского В.С. о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Смоленской области об обращении взыскания,

установил:

Вальковский В.С. обратился в суд с административным иском к Ленинскому РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на получаемую им пенсию по инвалидности в размере 50 %. В обоснование требований о незаконности названного постановления указал, что размер оставшейся суммы пенсии менее прожиточного минимума.

Административный истец Вальковский В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Указал, что обращение взыскания на пенсию по инвалидности ввиду ее социального характера не допускается.

Представитель административного ответчика Прохоров А.Ю. в судебном заседании требования не признал в полном объёме. Указал, что действия судебного пристава соответствуют требованиям Закона.

Взыскатель ИФНС России по г. Смоленску, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, возражений суду не представил.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Положения ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Как установлено по делу и подтверждается представленными письменными документами, на основании выданного Смоленским районным судом Смоленской области исполнительного листа 22.08.2016 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство № 43805/16/67032-ИП в отношении должника Вальковского В.С. о взыскании в пользу ИФНС России по Смоленской области недоимки по налогам и пени в сумме 210 303 руб. 77 коп.; п.2 установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения. (л.д. 7-9, 23-25).

Согласно ч. 3 ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве" мерой принудительного исполнения, в том числе, является обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

В соответствии со ст. 98 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в установленных законом случаях обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.

При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. (ч.2 ст. 99 ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: исполнительных документов; решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона; решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержание производится в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству -ИП было установлено, что должник является инвалидом второй группы и получает доход в виде пенсии по инвалидности в сумме 9 919 руб. 73 коп. по бессрочно, ему производится ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на основании п. 1 ст. 28.1, подп. 2 п. 2 ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в сумме 2 397 руб. 59 коп., что также подтверждается справкой ГУ-УПФР в Смоленском районе от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию Вальковского В.С. в размере 50 % ежемесячно (л.д. 32-33).

Установленный в оспариваемом постановлении размер удержаний не превышает установленный законодательством предельный размер удержаний, а поэтому в данном случае приставом-исполнителем соблюдены требования законодательных актов при обращении взыскания на пенсию должника.

Доводы административного истца о незаконности удержания из его пенсии 50 % в связи с тем, что остаток получаемой пенсии остаётся ниже прожиточного минимума судом признаются несостоятельными по следующим основаниям.

По смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, исполнение судебного решения, в том числе вынесенного в пользу кредитора в случае нарушения должником гражданско-правового обязательства перед ним, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что требует от государства в лице законодателя принятия необходимых мер по обеспечению его реализации. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется; избирая в рамках конституционной дискреции тот или иной механизм исполнительного производства, федеральный законодатель во всяком случае должен осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не вправе ставить под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения (постановления от 30 июля 2001 года N 13-П, от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П и от 14 июля 2005 года N 8-П).

Статья 446 ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится.

Предоставляя, таким образом, должнику-гражданину имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы - исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, данная статья выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 июля 2007 года N 10-П).

В соответствии с абз 7 ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности, в том числе, продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

Таким образом, законодателем установлен предел для обращения взыскания на денежные средства должника при единовременном обращении взыскания на принадлежащие должнику-гражданину наличные денежные средства и по своему смыслу не предполагает ее применение к случаям производства регулярных удержаний из периодических выплат, получаемых должником в силу социальных правоотношений на основании исполнительных документов.

В силу вышеприведенного, а также с учетом того, что на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» пенсия, получаемая по инвалидности, не относится к видам выплат, на которые не может быть обращено взыскание, доводы административного истца о предоставлении имущественного иммунитета получаемой им выплате являются несостоятельными.

Как следует из подп. 6 ч. 1 ст. 101 ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое).

Административным истцом доказательств того, что судебным приставом исполнителем наложено взыскание на получаемую им ежемесячную денежную выплату, назначенную на основании п. 1 ст. 28.1, под.п. 2 п. 2 ст. 28.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» суду не представлено. Более того, данные обстоятельства опровергается указанными в справке ГУ-УПФР в Смоленском районе № 1630 от 14.11.2016 года данными. В связи с чем данный довод также не может быть принят судом во внимание.

С учетом вышеприведенного, а также отсутствием в действиях судебного пристава-исполнителя нарушений положений законодательства при совершении исполнительных действий при обращении взыскания на имущество должника, административный иск Вальковского В.С. о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП от 22.08.2016 года об обращении взыскания удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Вальковского В.С. о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Смоленской области об обращении взыскания оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца после его принятия.

Председательствующий О.В. Космачева

Мотивированное решение изготовлено 10.12.2016.