НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 22.04.2022 № 2А-1624/2022

Дело № 2а-1624/2022

64RS0046-01-2022-001850-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2022 г. г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кожахина А.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Саратовской области к Малахаевой Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 23 по Саратовской области (далее – Межрайнная ИФНС России № 23 по Саратовской области) обратилась в суд с иском к Малахаевой Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обосновании требований указано, что Межрайонная ИФНС России № 23 по Саратовской области, согласно ст. 23, ст. 357, ст. 358 НК РФ и ст. 3 Закона Саратовской области от 25.11.2002 г. № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» начислила Малахаевой Е.В. транспортный налог, за зарегистрированные за административным ответчиком транспортное средство: <данные изъяты>, мощностью двигателя 82 л.с., государственный регистрационный знак , а также налог на имущество физических лиц на объект недвижимости – за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления № 5623333 от 04 июля 2017 г. на уплату транспортного налога за 2016 г. в сумме 1148 руб., налога на имущество физических лиц за 2016 г. в сумме 92 руб. 00 коп., № 26594632 от 11 июля 2019 г. на уплату транспортного налога за 2018 г. в сумме 1148 руб., налога на имущество физических лиц за 2018 г. в сумме 534 руб. 00 коп.

После получения налоговых уведомлений транспортный налог, налог на имущество физических лиц в установленный законом срок оплачен не был.

В связи с неисполнением Малахаевой Е.В. обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога, налоговым органом, в соответствии со ст. 69, ст. 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлены требование № 18449 по состоянию на 13 февраля 2018 г. об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в сумме 92 руб. 00 коп., соответствующие пени в сумме 1 руб. 75 коп., недоимки по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 1148 руб. 00 коп., соответствующие пени в сумме 21 руб. 95 коп., что подтверждается почтовым реестром от 15 февраля 2018 г., требование № 26659 по состоянию на 06 мая 2020 г. об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в сумме 534 руб. 00 коп., соответствующие пени в сумме 7 руб. 28 коп., недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 1148 руб. 00 коп., соответствующие пени в сумме 15 руб. 67 коп., что подтверждается почтовым реестром от 13 февраля 2020 г.

18 августа 2021 г. мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского района г. Саратова вынесен судебный приказ о взыскании с Малахаевой Е.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Саратова от 15 октября 2021 г. отменен судебный приказ от 18 августа 2021 г.

Административным истцом указано, что до настоящего времени за налогоплательщиком числится недоимка по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Учитывая изложенное, ссылаясь на ст. ст. 23, 31, 48, 58, 69, 104 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, в котором с учетом представленных уточнений просит взыскать с административного ответчика Малахаевой Е.В. в свою пользу задолженность по транспортному налогу в сумме 1762 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу в сумме 37 руб. 62 коп., по налогу на имущество физических лиц в сумме 626 руб. 00 коп. и пени в сумме 9 руб. 03 коп.

Представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, извещавшийся о порядке рассмотрения дела в упрощенном производстве дополнительных доказательств относительно заявленных требований не представил.

Административный ответчик Малахаева Е.В. уведомлявшаяся о порядке рассмотрения дела в упрощенном производстве возражений относительно административного иска не представила.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Статьей 291 КАС РФ предусмотрена возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Учитывая изложенное суд в силу ч. 2 ст. 292 КАС РФ счел возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.

Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

В соответствии со статьями 1, 2 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщиками данных налогов признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

18 августа 2021 г. мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского района г. Саратова вынесен судебный приказ о взыскании с Малахаевой Е.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Саратова от 15 октября 2021 г. отменен судебный приказ от 18 августа 2021 г.

Обратившись с заявлением об отмене судебного приказа, имея на то все основания по которым административный ответчик по его мнению был не согласен с взысканными с него налоговыми платежами, и после отмены последнего мировым судьей, Малахаевой Е.В. иных мер по урегулированию вопроса касающегося наличия, погашения задолженности либо иным образом разрешения возникшего спора, не предпринял и доказательств обратного административным ответчиком не представлено, о чем свидетельствует наличие задолженности по настоящее время.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ч. 3 ст. 48 ГК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При указанных обстоятельствах, срок исковой давности не применим, поскольку не является пропущенным.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

Межрайонная ИФНС России № 23 по Саратовской области, согласно ст. 23, ст. 357, ст. 358 НК РФ и ст. 3 Закона Саратовской области от 25.11.2002 г. № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» начислила Малахаевой Е.В. транспортный налог, за зарегистрированные за административным ответчиком транспортное средство: <данные изъяты>, мощностью двигателя 82 л.с., государственный регистрационный знак , а также налог на имущество физических лиц на объект недвижимости – за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

Принадлежность административному ответчику как вышеуказанных транспортного средства, так и объекта недвижимости подтверждается представленными в адрес суда сведениями.

Исходя из данных сведений административным истцом и произведен расчет задолженности, который соответствует фактическим обстоятельствам, подтвержденным выше перечисленными документами.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемохо налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления № 5623333 от 04 июля 2017 г. на уплату транспортного налога за 2016 г. в сумме 1148 руб., налога на имущество физических лиц за 2016 г. в сумме 92 руб. 00 коп., № 26594632 от 11 июля 2019 г. на уплату транспортного налога за 2018 г. в сумме 1148 руб., налога на имущество физических лиц за 2018 г. в сумме 534 руб. 00 коп.

После получения налоговых уведомлений транспортный налог, налог на имущество физических лиц в установленный законом срок оплачен не был.

В связи с неисполнением Малахаевой Е.В. обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога, налоговым органом, в соответствии со ст. 69, ст. 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлены требование № 18449 по состоянию на 13 февраля 2018 г. об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в сумме 92 руб. 00 коп., соответствующие пени в сумме 1 руб. 75 коп., недоимки по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 1148 руб. 00 коп., соответствующие пени в сумме 21 руб. 95 коп., что подтверждается почтовым реестром от 15 февраля 2018 г., требование № 26659 по состоянию на 06 мая 2020 г. об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в сумме 534 руб. 00 коп., соответствующие пени в сумме 7 руб. 28 коп., недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 1148 руб. 00 коп., соответствующие пени в сумме 15 руб. 67 коп., что подтверждается почтовым реестром от 13 февраля 2020 г.

Согласно ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Как определено ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Административным ответчиком не оспорена принадлежность ему движимого и недвижимого имущества, на который административным истцом начислен налог.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3 ст. 75 НК РФ). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 75 НК РФ).

Административному ответчику направлялись уведомления об оплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц, которые как указывает административный истец, оставлены без удовлетворения и доказательств обратного административным ответчиком представлено не было.

Таким образом, суд соглашается, что по состоянию на день обращения в суд с настоящим административным иском у Малахаевой Е.В. имеется задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку имеет место отказ административного ответчика от исполнения обязательств по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц и пени, требования административного истца являются законными и обоснованными, в связи с чем с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию транспортный налог, налог на имущество физических лиц и начисленные пени.

В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, в соответствии с под. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 400 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Саратовской области к Малахаевой Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить.

Взыскать с Малахаевой Е.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ФИО2 по <адрес> задолженность по транспортному налогу в сумме 1762 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу в сумме 37 руб. 62 коп., по налогу на имущество физических лиц в сумме 626 руб. 00 коп. и пени в сумме 9 руб. 03 коп.

Взыскать с Малахаевой Е.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 04 мая 2021 года, через Ленинский районный суд г. Саратова.

Судья А.Н. Кожахин