НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 04.06.2021 № 2А-1974/2021

№ 2а-1974/2021

64RS0046-01-2021-004320-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2021 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Афанасьевой Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саратова к Шванд Д. А. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени, пени по налогу на имущество физических лиц, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере и пени, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и пени, штраф по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, штраф по страховым взносам на обязательное социальное страхование, штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саратова обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шванд Д. А. о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0,64 рублей, пени по земельному налогу в сумме 11,66 рублей, недоимки по земельному налогу в сумме 2726 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1657,08 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 50,09 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 388,61 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 11,75 рублей, штрафа по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 366,66 рублей, штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 48,34 рублей, штрафа по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 85 рублей. Административные исковые требования мотивированны тем, что Шванд Д.А в 2018 году являлась собственником недвижимого имущества – комнаты по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в связи с чем в её адрес налоговым органом было направлено налоговое уведомление №26727290 об уплате земельного налога в сумме 2726 рублей и налога на имущество физических лиц в сумме 150 рублей в срок до 02 декабря 2019 года. Поскольку в указанный срок налоги уплачены не был, начислены пени, а также налогоплательщику направлено требование №61840 об уплате недоимки по налогу и пени в срок до 24 января 2020 года, которое также было оставлено ответчиком без исполнения. Кроме того, административный ответчик Шванд Д.А. в 2017 году была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование. В связи с неисполнением Шванд Д.А. обязанности по уплате взносов последней выставлено требование №36439 об уплате страховых взносов и пени в срок до 05 июля 2019 года. Указанное требование Шванд Д.А. не исполнено. Кроме того, в связи с несвоевременным предоставлением расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года решением налогового органа от 17 апреля 2019 года Шванд Д.А. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 366,66 рублей, штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 48,34 рублей, штрафа по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 85 рублей. В связи с неуплатой штрафа, административному ответчику направлено требование №36876 на уплату вышеуказанных штрафов.

В связи с неуплатой административным ответчиком налогов, взносов и штрафов налоговый орган обратился за выдачей судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка №2 Ленинского района города Саратова от 26 ноября 2020 года отменен судебный приказ от 19 июня 2020 года о взыскании с Шванд Д.А. имеющейся задолженности.

В соответствии со статьей 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;

4) в иных случаях, предусмотренных указанным кодексом.

Судом исполнена обязанность по извещению административного ответчика о наличии спора в суде, созданы условия реализации возможности представления возражений на административный иск.

Поскольку взыскиваемая с административного ответчика общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, 07 апреля 2021 года вынесено определение суда о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства, в соответствии с ч. 3 ст. 291 КАС РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается указанный кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (пункт 1 статьи 392 НК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

В силу ст. 401 ч. 1 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Из материалов дела усматривается, что Шванд Д.А в 2018 году являлась собственником недвижимого имущества – комнаты по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Налоговым органом был начислен земельный налог за 2018 год в сумме 2726 рублей и налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 150 рублей, о чем налогоплательщику было направлено налоговое уведомление №26727290 от 11 июля 2019 года

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

В связи с неполной оплатой налога за 2018 год, налоговым органом административному ответчику выставлено требование №61840 от 23 декабря 2019 года об уплате земельного налога в размере 2726 рублей, пени по земельному налогу в сумме 11,66 рублей, налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 150 рублей, пени в сумме 0,64 рублей, в срок до 24 января 2020 года.

Однако данное требование административным ответчиком в добровольном порядке исполнено частично, а именно уплачен налог на имущество физических лиц в сумме 150 рублей, в остальной части требование исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Направление как налогового уведомления, так и требования подтверждается списками внутренних почтовых отправлений, имеющимися в материалах дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 2017 по 2019 годы Шванд Д.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Пунктом 3 статьи 420 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 указанного кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного кодекса, уплачивают:

- взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 указанного кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 указанного кодекса;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 указанного кодекса.

В силу пунктом 1 и 2 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 указанного кодекса.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками в указанный срок налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Неисполнение Шванд Д.А. обязанности по уплате страховых взносов за явилось основанием для направления в порядке статьи 69 НК РФ плательщику требования №36439 от 03 июня 2019 года об уплате в срок до 05 июля 2019 года недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 388 рублей 61 копейки, пени в сумме 11 рублей 75 копеек, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1657 рублей 08 копеек, пени в сумме 50 рублей 09 копеек.

Также 17 апреля 2019 года было вынесено решение №1065 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому был начислен штраф по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 366,66 рублей, штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 48,34 рублей, штраф по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 85 рублей.

В связи с наличием задолженности по уплате штрафов и неисполнением обязанности по оплате, налоговой инспекцией налогоплательщику было направлено требование №36876 от 11 июня 2019 года со сроком исполнения до 15 июля 2019 года.

Однако указанные требования административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Так, до предъявления в суд настоящего административного искового заявления ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова обратилась к мировому судье судебного участка №2 Ленинского района г. Саратова за выдачей судебного приказа о взыскании задолженности по налогам, сборам и штрафам. 19 июня 2020 года мировым судьей судебного участка №2 Ленинского района г. Саратова вынесен судебный приказ о взыскании с Шванд Д.А. недоимку по транспортному налогу в сумме 312 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 1 рубль 34 копейки, недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме 150 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0,64 рублей, недоимки по земельному налогу в сумме 2726 рублей, пени по земельному налогу в сумме 11,66 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1657,08 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 50,09 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 388,61 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 11,75 рублей, штрафа по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 366,66 рублей, штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 48,34 рублей, штрафа по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 85 рублей. После вынесения судебного приказа ответчик подал мировому судье возражения относительно исполнения судебного приказа, поэтому определением от 26 ноября 2020 года судебный приказ был отменен.

05 апреля 2021 года, то есть в течение установленного шестимесячного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, ИФНС по Ленинскому району города Саратова подано в суд настоящее административное исковое заявление.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что административное исковое заявление о взыскании с Шванд Д.А. недоимки по земельному налогу и пени, пени по налогу на имущество физических лиц, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере и пени, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и пени, штраф по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, штраф по страховым взносам на обязательное социальное страхование, штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подано ИФНС по Ленинскому району в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, суд приходит к выводу о соблюдении ИФНС по Ленинскому району порядка обращения в суд, предусмотренного статьями 48 НК РФ и 286 КАС РФ.

Расчет пени в связи с неуплатой земельного налога и налога на имущество физических лиц и страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование суд полагает верным, основанным на сумме задолженности, имеющейся за налоговый период.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что порядок взыскания с Шванд Д.А. имеющейся задолженности ИФНС по Ленинскому району города Саратова соблюден, доказательства ее уплаты административным ответчиком не представлены, суд считает, что исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г.Саратова являются обоснованными, ввиду чего они подлежат удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, поскольку на основании п.19 ч.1 ст.333-36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, должна быть взыскана с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального образования «город Саратов» пропорционально удовлетворенной части исковых требований, а именно в сумме 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.291-294.1 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саратова к Шванд Д. А. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени, пени по налогу на имущество физических лиц, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере и пени, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и пени, штраф по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, штраф по страховым взносам на обязательное социальное страхование, штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование удовлетворить.

Взыскать с Шванд Д. А. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саратова пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0,64 рублей, пени по земельному налогу в сумме 11,66 рублей, недоимки по земельному налогу в сумме 2726 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1657,08 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 50,09 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 388,61 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 11,75 рублей, штрафа по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 366,66 рублей, штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 48,34 рублей, штрафа по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 85 рублей, всего 5345 рублей 83 копеек.

Взыскать с Шванд Д. А. в доход бюджета муниципального образования «город Саратов» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 указанного кодекса.

Решение в мотивированной форме изготовлено 04 июня 2021 года.

Судья Н.А. Афанасьева