НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия) от 29.05.2020 № 2-417/20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 29 мая 2020 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Селезневой О.В.,

с участием секретаря судебного заседания – Мышенковой А.Е.,

с участием в деле:

истца – Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия, его представителя Короленко Е. М., действующей на основании доверенности № 2 от 9 января 2020 года,

ответчика – Манченковой Е. Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия к Манченковой Е. Д. о взыскании незаконно полученных сумм социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 68 900 руб. 95 коп.,

установил:

Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия (далее – Центр по выплате ПФР в Республике Мордовия) обратилось в суд с иском к Манченковой Е.Д. о взыскании незаконно полученных сумм социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 68 900 руб. 95 коп.

В обоснование иска истец указал, что 15 сентября 2016 года Стенина Е.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, в котором указала, что не работает и просит установить ей федеральную социальную доплату к пенсии. Также Стениной Е.Д. была представлена справка об обучении в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Мордовия «Саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий» (далее – ГБПОУ РМ «СТСУиПТ») по курсу «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» с 1 сентября 2016 года по 30 июня 2020 года.

Решением начальника Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 27 сентября 2016 года № 268037/16 Стениной Е.Д. с 1 сентября 2016 года назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

27 октября 2016 года решением начальника Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 268037/16 Стениной Е.Д. назначена федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Мордовия с 1 октября 2016 года.

Согласно представленным документам – паспорту и свидетельству о заключении брака, по заявлению от 7 апреля 2017 года Стениной Е.Д. была изменена фамилия на Манченкову.

При обращении с заявлением о назначении пенсии и установлении федеральной социальной доплаты к пенсии Манченкова Е.Д. подписала уведомление о необходимости извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление выплаты пенсии, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Согласно информации учебного заведения от 28 октября 2019 года, Манченкова Е.Д. отчислена из ГБПОУ РМ «СТСУиПТ» 17 февраля 2019 года, следовательно, она не имела право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии.

В связи с тем, что Манченкова Е.Д. не сообщила о факте отчисления из числа студентов, возникла переплата социальной пенсии по случаю потери кормильца в размере 42 166 руб. 97 коп. (протокол о выявлении излишне выплаченных сумм социальной пенсии по случаю потери кормильца № 477 от 22 ноября 2019 года) и переплата федеральной социальной доплаты в размере 26 733 руб. 98 коп. (протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм ФСД № 476 от 22 ноября 2019 года) за период с 1 марта 2019 года по 31 октября 2019 года.

Ответчику направлено уведомление с предложением добровольно погасить образовавшуюся переплату социальной пенсии по случаю потери кормильца и переплату федеральной социальной доплаты к пенсии, однако уведомление оставлено без внимания, переплата до настоящего времени не погашена.

В результате неправомерных действий Манченковой Е.Д. государству в лице Центра по выплате ПФР в Республике Мордовия причинен ущерб в размере 68 900 руб. 95 коп.

На основании вышеизложенного истец просил взыскать указанную сумму с ответчика Манченковой Е.Д. (л.д. 1-2).

В судебном заседании представитель истца Центра по выплате ПФР в Республике Мордовия Короленко Е.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме, взыскать с Манченковой Е.Д. 68 900 руб. 95 коп., поскольку указанная сумма, полученная ею в период с 1 марта 2019 года по 31 октября 2019 года, является суммой неосновательного обогащения, то есть получена ответчиком без каких-либо правовых оснований.

В судебное заседание ответчик Манченкова Е.Д. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известила.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Центра по выплате ПФР в Республике Мордовия не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом третьим статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

При назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом (статья 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Согласно статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Согласно пункту 3 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 года № 339н, федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту пребывания. Указанная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Согласно Приложению № 2 к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2012 года №330н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии», при обращении заявителя в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственной услуги по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии должностное лицо территориального органа ПФР принимает заявление о назначении пенсии с проставленной в нем отметкой о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии.

Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 17 ноября 2009 года №АД-28-25/11252 «Об организационных мероприятиях, связанных с установлением социальных доплат к пенсии» территориальным органам ПФР было рекомендовано при назначении федеральной социальной доплаты с 1 января 2010 года использовать форму заявления о назначении пенсии (перевода с одной пенсии на другую), в которую включены положения об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, необходимые для заполнения гражданами, обращающимися за пенсией, начиная с 1 января 2010 года.

Из материалов дела следует, что 15 сентября 2016 года Стенина Е.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, в котором указала, что не работает и просит установить федеральную социальную доплату к пенсии, при этом представила справку об обучении в ГБПОУ РМ «СТСУиПТ» по курсу «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» с 1 сентября 2016 года по 30 июня 2020 года (л.д. 14).

При обращении с заявлением о назначении пенсии и установлении федеральной социальной доплаты к пенсии 15 сентября 2016 года Стенина Е.Д. подписала уведомление о необходимости извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление выплаты пенсии, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств (л.д. 15).

Решением начальника Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 27 сентября 2016 года № 268037/16 Стениной Е.Д. с 1 сентября 2016 года по 26 декабря 2019 года назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (л.д. 9).

27 октября 2016 года решением начальника Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 268037/16 Стениной Е.Д. назначена федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Мордовия с 1 октября 2016 года (л.д. 12).

По заявлению от 7 апреля 2017 года Стениной Е.Д. изменена фамилия на Манченкову (л.д. 16-19).

Согласно информации учебного учреждения от 28 октября 2019 года Манченкова Е.Д. 17 февраля 2019 года отчислена из состава студентов ГБПОУ РМ «СТСУиПТ» на основании приказа № 3-к от 17 февраля 2019 года (л.д. 22).

Решениями начальника Центра по выплате ПФР в Республике Мордовия от 28 октября 2019 года № 367838/19 Манченковой Е.Д. прекращена выплата социальной пенсии, а также прекращена выплата социальной доплаты к пенсии (л.д. 20, 21).

Протоколом о выявлении излишне выплаченных сумм социальной пенсии по случаю потери кормильца № 477 от 22 ноября 2019 года в отношении Манченковой Е.Д. установлена переплата социальной пенсии по случаю потери кормильца в размере 42 166 руб. 97 коп. (л.д. 25).

Протоколом о выявлении излишне выплаченных сумм федеральной социальной доплаты к пенсии № 476 от 22 ноября 2019 года в отношении Манченковой Е.Д. установлена переплата в размере 26 733 руб. 98 коп. (л.д. 27).

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-I (далее – Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Нормативные положения, регулирующие полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств, необходимо учитывать во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о взыскании неосновательного обогащения с гражданина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Из приведенных нормативных положений следует, что назначение и выплата пенсии по случаю потери кормильца производится территориальным органом, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании ежемесячной денежной выплаты презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Манченковой Е.Д. при получении ею в период с 1 марта 2019 года по 31 октября 2019 года сумм социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты лежит на пенсионном органе, требующем их возврата, то есть на истце.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Манченкова Е.Д. при установлении ей социальной пенсии по случаю потери кормильца проинформирована о необходимости извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление выплаты пенсии, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств, однако в уведомлении отсутствует прямое указание на то, о каких именно обстоятельствах, которые влияют на прекращение выплаты пенсии, ей следует сообщить. В частности, о факте отчисления из учебного заведения, поскольку данное обстоятельство может повлечь прекращение ежемесячной денежной выплаты, о чем она обязана своевременно сообщать пенсионному органу.

Довод представителя истца Короленко Е.В. о том, что ответчик ставился в известность о необходимости извещать территориальный орган ПФР об отчислении из учебного заведения, поскольку данное обстоятельство может повлечь прекращение ежемесячной денежной выплаты, не берется судом во внимание, поскольку не подтвержден какими-либо доказательствами.

Доказательств того, что истец по объективным причинам был лишён возможности узнать об утрате Манченковой Е.Д. права на ежемесячную денежную выплату ранее 28 октября 2019 года, истец суду не представил. Кроме того, из объяснений представителя истца следует, что сведения об отчислении получены 5 июля 2019 года, но обработана информация была позднее из-за сложившихся в работе накладок.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия к Манченковой Е. Д. о взыскании незаконно полученных сумм социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 68 900 руб. 95 коп., оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева

Мотивированное решение суда составлено 3 июня 2020 года

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева

1версия для печатиДело № 2-417/2020 ~ М-256/2020 (Решение)