НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия) от 27.06.2018 № 2А-1526/18

N 2а-1526/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2018 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе

судьи Чибрикина А.К.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного производства) административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия к Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия обратилось в суд с административным иском к Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что некоммерческая организация не исполняет обязанность, предусмотренную п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 N 212, согласно которым некоммерческая организация обязана ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации не позднее 15 апреля года, следующим за отчетным, документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Однако данные обязанности некоммерческой организацией с 2016 по настоящее время неоднократно не исполнены. За 2016, 2017 годы информация не представлена. В связи с этим, 01.09.2017 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия в адрес некоммерческой организации вынесено предупреждение об устранении указанных нарушений в срок до 01.11.2017, однако данное нарушение некоммерческой организацией не устранено.

Административный истец просил Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех» ликвидировать в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;

4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 292 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

Частью 3 статьи 292 КАС РФ установлено, что для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

В силу ч. 4 ст. 292 КАС РФ в случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

Из материалов дела следует, что при подаче административного искового заявления Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия было заявлено о его рассмотрении в порядке упрощенного производства. Судьей Ленинского районного суда г. Саранска было вынесено определение о принятии заявления к производству и подготовке к судебному разбирательству от 08.06.2018, в котором суд указал на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и установил ответчику десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

Копия определения от 08.06.2018 была направлена судом в адрес административного ответчика и получена им 14.06.2018.

С учетом того, что возражений от Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех» относительно применения упрощенного (письменного) производства в суд первой инстанции не поступило, настоящее дело в соответствии с требованиями п. 2 ст. 291, ст. 292 КАС РФ рассмотрено в упрощенном порядке.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех» (ОГРН , решение о государственной регистрации от 20.04.2010 учетный № 1314040028), расположенное по адресу: г. Саранск, ул. Ульянова, д.97, пом. 2 не исполняет обязанность, предусмотренную п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 N 212, согласно которым некоммерческая организация обязана ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации не позднее 15 апреля года, следующим за отчетным, документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Данные обязанности Некоммерческой организацией с 2016 года неоднократно не исполнены. За 2016, 2017 годы информация не представлена.

В связи с этим, 01.09.2010 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия в адрес некоммерческой организации вынесено предупреждение об устранении указанных нарушений в срок до 01.11.2017, однако данное нарушение Некоммерческой организацией не устранено.

Выводы, указанные в вышеназванном предупреждении, не оспорены Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех».

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда, в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Республике Мордовия является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Между тем в нарушение вышеуказанных требований, Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех» с 2016 года не представило в Управление Министерства юстиции РФ по РМ указанную информацию.

В материалах дела имеются сведения о том, что в отношении Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех» 02.11.2017 возбуждалось дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что допущенные Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех» нарушения законодательства Российской Федерации являются неоднократными и служат основанием для его ликвидации. При этом судом учтено, что административным ответчиком не предпринято мер для устранения нарушений и на момент рассмотрения дела.

Относительно требования об исключении указанного выше учреждения из Единого государственного реестра юридических лиц, суд полагает следующее.

В силу статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Пунктом 3 ст. 18 вышеназванного закона предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

С учетом того, что учредители (участники), орган, уполномоченный учредительным документом Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех», не принимали решение о ликвидации не коммерческой организации, по смыслу п. 3 ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" они не обладают правом назначения ликвидационной комиссии и установления порядка и сроков ликвидации некоммерческой организации.

В соответствии с п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

По изложенным выше основаниям Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех» подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно статье 114 КАС РФ, подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 и подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета городского округа Саранск государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой в силу закона был освобожден истец, так как его требования удовлетворены полностью.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

решил:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия к Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех», удовлетворить в полном объёме.

Ликвидировать Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех».

Исключить Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр «Успех» в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья А.К. Чибрикин