НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия) от 26.10.2021 № 2А-1604/2021

Дело №2а-1604/2021

УИД 13RS0023-01-2021-003234-88

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 26 октября 2021 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Парамонова С.П.,

при секретаре судебного заседания Рогудяевой О.Е.,

с участием представителя административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска Симоновой Н. В., действующей по доверенности, имеющей высшее юридическое образование,

административного ответчика Старикова И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной на­логовой службы по Ленинскому району г. Саранска к Старикову И.И. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) обратилась с административным иском к Старикову И.И. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2020 год в размере 32448 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2020 год в размере 7688 рублей 74 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 64 рублей 36 копеек, а всего на общую сумму 40201 рубль 10 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что Стариков И.И. с состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска в качестве адвоката. В установленный законом срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование Стариковым И.И. не уплачены. Для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате страховых взносов и пени было выставлено соответствующее требование.

Однако в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки страховые взносы Стариковым И.И. уплачены не были. Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой по налогу. Налогоплательщику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени. Заявление о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование было ранее рассмотрено в порядке приказного производства, 18.05.2021 вынесен судебный приказ. В связи с тем, что от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа от 31.05.2021.

В судебном заседании представитель административного истца ИФНС по Ленинскому району г. Саранска Симонова Н.И. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменном отзыве на возражения административного ответчика, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании административный ответчик Стариков И.И. заявленные административные исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. Дополнительно суду пояснил, что является получателем пенсии по линии МВД за выслугу лет, в связи с чем он освобожден от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 286 КАС Российской Федерации контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК Российской Федерации) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 8 статьи 45 НК Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.

Согласно пункту 2 статьи 57 НК Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 72 НК Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

В соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Стариков И.И. в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК Российской Федерации состоит на учете в ИФНС по Ленинскому району г. Саранска в качестве адвоката.

Согласно пункту 1 статьи 430 НК Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент начисления страховых взносов) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК Российской Федерации, уплачивают страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года в размере 32448 рублей, на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2020 года в размере 8426 рублей.

Указанные суммы страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование были начислены Старикову И.И. В связи с имеющейся ранее переплатой по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по мнению ИФНС России по Ленинскому району г.ю Саранска, Старикову И.И. надлежит уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 32448 рублей и на обязательное медицинское страхование в размере 7688 рублей 74 копеек.

Нормами Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определено, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.

В силу требований статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 г. на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

Согласно пункту 2 статьи 432 НК Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В силу положений пунктов 1, 2 статья 18 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в

соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14 ФЗ).

По плательщикам, прекратившим деятельность в качестве ИП в течение календарного года и не представившим необходимую отчетность в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы взыскиваются в фиксированном размере, который определяется исходя из восьмикратного размера оплаты труда, тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и количества месяцев дней осуществления деятельности (с начала расчетного периода по дату исключения из ЕГРИП).

Стариков И.И. состоит на учете в ИФНС по Ленинскому району г. Саранска с 10.03.2010 в качестве адвоката.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью третьей настоящей статьи.

В адрес Старикова И.И. направлялось требование № 904 от 15.01.2021 о необходимости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 32448 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 7737 рублей 95 копеек, а также пени в размере 64 рублей 36 копеек, со сроком уплаты до 25.02.2021.

Указанное требование административным ответчиком до настоящего времени не исполнено.

Вместе с тем, суд полагает, что заявленные административные исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска удовлетворению не подлежат.

Из представленных доказательств, а именно справки № 1037 от 13.10.2021, выданной начальником Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия ФИО1, Стариков И.И. получает пенсию по линии МВД за выслугу 22 года в календарном исчислении с 30.01.1998.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии) или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Медицинское обеспечение, в том числе санаторно-курортное лечение, лиц, указанных в настоящей статье, осуществляется в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете соответственно уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере войск национальной гвардии, на эти цели.

Статья 28.1 Закона Российской Федерации «О милиции» также устанавливала, что оказание всех видов медицинской помощи сотрудникам милиции и членам их семей (женам, мужьям, детям в возрасте до 18 лет и лицам, находящимся на иждивении сотрудников милиции) в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется бесплатно.

При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников милиции медицинских учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинская помощь оказывается им беспрепятственно и бесплатно в иных медицинских учреждениях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Оплата этих услуг производится из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 № 1563 утверждены Правила медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организациях федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Правила медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организациях федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации определяют порядок бесплатного оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, изготовления и ремонта зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), проведения медицинских обследований и медицинских освидетельствований, профилактических медицинских осмотров (далее - медицинская помощь), бесплатного обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации: сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники); граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) с правом на пенсию и имеющих стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию); граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) с правом на пенсию и имеющих стаж службы (выслугу лет) в органах наркоконтроля 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в органах наркоконтроля по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - граждане, уволенные со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию); граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (далее - граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел и ставшие инвалидами); граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах наркоконтроля и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах наркоконтроля (далее - граждане, уволенные со службы в органах наркоконтроля и ставшие инвалидами).

Согласно пунктам 8, 9 указанных Правил лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия лицам, указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях отпускаются бесплатно аптечными организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации либо медицинскими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации, к которым они прикреплены на медицинское обеспечение (в которых получают первичную медико-санитарную помощь), по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия, выданным врачами медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При оказании лицам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, медицинской помощи в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации или медицинских организациях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в стационарных условиях оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, а также обеспечение медицинскими изделиями осуществляются бесплатно.

Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 № 1563 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением» финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, в части медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству внутренних дел Российской Федерации, а в медицинских организациях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, в части возмещения затрат за оказанную сотрудникам медицинскую помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, из разъяснений, данных Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования в письме от 03.03.2000 № 1089/30-3и «Об оплате медицинской помощи, оказанной военнослужащим, сотрудникам милиции, органов налоговой полиции и уголовно-исполнительной системы» (далее по тексту – Письмо), следует, что Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации от уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно - исполнительной системы, имеющими специальные звания, связанные с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1).

В соответствии со статьей 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 N 4202-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2288), право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации сохраняется за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в т.ч. и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми.

Порядок медицинского обслуживания и контингент, подлежащий медицинскому обслуживанию в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, определен Инструкцией о порядке медицинского обслуживания в лечебно - профилактических учреждениях органов внутренних дел, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации "О порядке организации медицинского и лекарственного обеспечения, санаторно - курортного лечения и оздоровительного отдыха в системе МВД России" (в редакции Приказа от 26.05.97 N 313).

Медицинская помощь, оказанная сотрудникам милиции, которым в установленном порядке присвоены специальные звания, связанные с исполнением обязанностей службы, в лечебно - профилактических учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, из средств обязательного медицинского страхования не оплачивается. Также из средств обязательного медицинского страхования не оплачивается медицинская помощь, оказанная в лечебно - профилактических учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации членам семей сотрудников милиции, а также сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию, и членам их семей, имеющим право на данную льготу в соответствии с упомянутыми выше нормативными правовыми актами (пункт 3 Письма).

При этом суд учитывает, что письмо Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 03.03.2000 № 1089/30-3и «Об оплате медицинской помощи, оказанной военнослужащим, сотрудникам милиции, органов налоговой полиции и уголовно-исполнительной системы» до настоящего времени не отозвано и является действующим.

Как указывалось ранее, Стариков И.И. является сотрудником, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющим выслугу 22 года в календарном исчислении, в связи с чем, на него распространяется действие указанных выше нормативно-правовых актов.

В этой связи, у Старикова И.И. отсутствует обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, поскольку он как пенсионер по линии МВД использует бесплатное медицинское обслуживание в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Также со Старикова И.И. не подлежит взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О "По запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также жалобам граждан ФИО2 и ФИО3 на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 названного Федерального закона" в отличие от права на трудовую пенсию, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не связывается законодателем с уплатой страховых взносов. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающим основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, финансирование выплаты этих пенсий производится за счет средств федерального бюджета.

Согласно названному Федеральному закону право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в частности, военнослужащие, к которым этот Федеральный закон относит также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прокурорских работников (статья 2, подпункт 2 пункта 1 статьи 4); пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет или по инвалидности) назначаются им в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (пункт 1 статьи 8).

Отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей и адвокатов, и закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы, законодатель не предусмотрел при этом какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В силу приведенной правовой позиции законодатель, предусматривая участие в обязательном пенсионном страховании тех индивидуальных предпринимателей и адвокатов, которым уже выплачивается пенсия по государственному пенсионному обеспечению, и возлагая на них обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, должен гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право на получение одновременно двух пенсий (пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии) предоставлено ограниченному кругу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, к которым относятся инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак, и некоторые другие категории лиц (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Следовательно, индивидуальным предпринимателям и адвокатам - военным пенсионерам, если только они не относятся к числу лиц, имеющих право на получение одновременно двух пенсий, в настоящее время трудовая пенсия, а именно ее базовая и страховая части, может устанавливаться и выплачиваться вместо пенсии по государственному пенсионному обеспечению; при этом перевод с пенсии, назначенной в связи с военной и (или) правоохранительной службой, на трудовую пенсию может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию и не ограничен каким-либо сроком. Что же касается накопительной части трудовой пенсии, то, как следует из пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению не препятствует получению этой части трудовой пенсии.

Распространение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязательного пенсионного страхования призвано, таким образом, гарантировать им возможность приобретения права на получение трудовой пенсии, осуществление выбора пенсии. Между тем уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа в размере, определенном пунктами 2 и 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - при том, что действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации средств для формирования расчетного пенсионного капитала при переходе военного пенсионера на трудовую пенсию, - в большинстве случаев не позволяет обеспечить назначение им трудовой пенсии в размере, превышающем их военную пенсию.

Тем самым установление обязанности индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве гарантии, обеспечивающей им возможность выбора пенсии, утрачивает какой-либо смысл, поскольку выбор как таковой в подобных случаях заведомо не предполагается.

Индивидуальные предприниматели и адвокаты - военные пенсионеры, осуществляя в силу предписаний подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, не могут рассчитывать и на какую-либо прибавку к своей военной пенсии с учетом сумм, накопленных на их индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Действующее законодательство не содержит норм, которые допускали бы выплату таким лицам, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста и имеют необходимый страховой стаж, помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой части трудовой пенсии, - право на ее получение может быть реализовано лишь лицами, имеющими право на одновременное получение двух пенсий. В то же время индивидуальные предприниматели и адвокаты, которые после установления им трудовой пенсии продолжают трудовую (предпринимательскую) деятельность, имеют право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и, следовательно, уплата страховых взносов, в том числе в виде фиксированного платежа, позволяет им увеличить размер получаемой пенсии. Тем самым индивидуальные предприниматели и адвокаты - военные пенсионеры, осуществляющие уплату страховых взносов наравне с индивидуальными предпринимателями и адвокатами, получающими трудовую пенсию, поставлены по сравнению с ними в худшее положение.

Приведенные правовые позиции сохраняют свою силу и в полной мере применимы при оценке регулирования, установленного оспариваемыми положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Возложение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии в действующем законодательстве надлежащего правового механизма, гарантирующего им помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление и соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, не может быть признано объективно оправданным и необходимым с точки зрения защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Такое регулирование приводит к необоснованному финансовому обременению индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров, неправомерному лишению их части законно заработанного, чем нарушается и статья 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает назначение страховой пенсии по старости при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, а также устанавливает, что величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год с 01.01.2015 с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не гарантирует Старикову И.И. предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а именно получение страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты.

На основании изложенного, суд полагает административные исковые требования ИФНС по Ленинскому району г. Саранска к Старикову И.И. о взыскании страховых взносов и пени, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 174, 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Старикову И.И. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судеб­ную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордо­вия в течение месяца с момента принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2021 года.

Председательствующий С.П. Парамонов

1версия для печатиДело № 2а-1604/2021 ~ М-1884/2021 (Решение)