НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия) от 22.12.2021 № 2-2313/2021

Дело № 2-2313/2021

УИД 13RS0023-01-2021-004558-93

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 22 декабря 2021 года

Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего - судьи Кечкиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Кривёнышевой Е.И.,

с участием в деле:

истца – прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Мещеряковой И. М., представившей удостоверение ТО № 272506 от 3 марта 2021 года,

ответчика - Зубарева А. А.,

ответчика - Макарова С. А., его представителя Кильмаевой О. Н., действующей на основании ордера №919 от 14 декабря 2021 года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Администрации городского округа Саранск, ее представителя Лисиной К. С., действующей на основании доверенности от 15 марта 2021 года №34-Д,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Зубареву А. А., Макарову С. А. о взыскании в солидарном порядке суммы материального ущерба, причиненного вырубкой деревьев,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Саранска, действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Зубареву А. А., Макарову С. А. о взыскании в солидарном порядке суммы материального ущерба, причиненного вырубкой деревьев.

В обоснование требований указано, что в ходе проведения прокуратурой проверки установлено, что в период с 16 августа 2019 года по 29 августа 2019 года Макаров С.А. и Зубарев А.А. произвели вырубку 27 деревьев породы «Дуб» и 75 деревьев породы «орех» на земельном участке, имеющем кадастровый , расположенном по адресу: <адрес> на землях, право собственности на которые не разграничено, с видом разрешенного использования – для садоводства, находящемся в распоряжении Администрации городского округа Саранск.

По сведениям КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» заявок на проведение обследования зеленых насаждений на территории с/т «Пеньковец» и выдачу разрешений на вырубку в указанное учреждение не поступало, равно как и не поступало уведомлений о необходимости аварийной вырубки, разрешения на вырубку не выдавалось.

По факту незаконной вырубки деревьев 09 сентября 2019 года был составлен комиссионный акт обследования зеленых насаждений №51 и определен размер ущерба, который составил 603222 рубля.

Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 260, стать 167 Уголовного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2020 года в возбуждении уголовного дела в отношении Макарова С.А. и Зубарева А.А. было отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 24 УПК Российской Федерации (за отсутствием состава преступления).

Данным постановлением было установлено, что вырубку 27 деревьев породы «Дуб» и 75 деревьев породы «Орех» на земельном участке, имеющем кадастровый произвели именно Макаров С.А. и Зубарев А.А.

Поскольку ущерб причинен совместными действиями Макарова С.А. и Зубарева, что нашло подтверждение в описательно-мотивировочной части судебного постановления – приговора Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 октября 2021 года и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по статье 260, части 1 статьи 167 Уголовного кодекса от 28 мая 2020 года, именно они являются причинителями ущерба окружающей среде муниципального образования городского округа Саранск и должны нести солидарную ответственность за причиненный вред.

На основании изложенного просит взыскать с Зубарева А.А., Макарова С.А. солидарно в доход бюджета городского округа Саранск сумму ущерба, причиненного вырубкой 27 деревьев породы «Дуб» и 75 деревьев породы «Орех» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> в размере 603222 рубля.

В судебном заседании старший помощник прокурора Мещерякова И.М. заявленные требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании ответчик Зубарев А.А., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, на базе Следственного изолятора №1 УФСИН России по Республике Мордовия исковые требования не признал, просил в иске отказать.

В судебном заседании ответчик Макаров С.А., его представитель Кильмаева О.Н. исковые требования не признали, просили в иске отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Администрации городского округа Саранск Лисина К.С. исковые требования поддержала.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> произрастала лесопосадка из деревьев «Дуб» и «Орех».

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 30 августа 2019 года, установлено, что на участке местности, расположенной напротив дома № 80б по ул. Гончарова г. Саранска Республики Мордовия, произведена вырубка деревьев породы «Дуб» и «Орех».

Из заключения комиссии по зеленным насаждениям ГК г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» следует, что при комиссионном обследовании зеленых насаждений было выявлено, что по <адрес> сотрудниками КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» 3 сентября 2019 года был зафиксирован факт вырубки деревьев (дуб 27 единиц, орех 75 единиц). Обнаружены пни деревьев, древесина на срезах у 25 единиц дуба и 75 единиц ореха без признаков поражения гнилями, 2 единицы дуба с признаками поражения гнилями.

Вырубка деревьев является несанкционированной, заявления на вырубку по данному адресу не поступало. Деревья находились в удовлетворительном состоянии, что подтверждается актом обследования зеленых насаждений №51 от 9 сентября 2019 года (л.д.16).

Согласно сообщению КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» №071807 от 18 сентября 2019 года, территория садового товарищества «Пеньковец», где произрастают деревья не относится к лесным участкам, так как на основании статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком не является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и указанного кодекса. Согласно пункту 6.1 Правил благоустройства территории городского округа Саранск (утв. решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 июля 2012 года №114), все зеленые насаждения (в том числе и указанные выше), расположенные в границах городского округа, независимо от форм собственности, составляют зеленый фонд городского округа Саранск. Пунктом 2.2 Положения по созданию, содержанию и охране зеленого фонда на территории городского округа Саранск (утв. решением Совета депутатов городского округа Саранск от 6 сентября 2011 года №809) закреплено, что данный зеленый фонд находится в ведении органов местного самоуправления.

На основании пункта 4 Положения о порядке вырубки, возмещения ущерба и восстановления зеленых насаждений на территории городского округа Саранск, функция оценки необходимости вырубки, обрезки, сохранении или пересадки зеленых насаждений возлагается на комиссию по зеленым насаждениям, состав и порядок которой регламентируется Администраций городского округа Саранск

Выдача разрешений на вырубку определяется Положением о вырубке и Регламентом предоставления муниципальной услуге по выдаче разрешений на вырубку зеленых насаждений. Пункт 11 Положения о порядке вырубки, возмещения ущерба и восстановления зеленых насаждений на территории городского округа Саранск допускает вырубку насаждений без предварительного оформления разрешительных документов в случаях: проведения неотложных аварийных ремонтно-восстановительных работ в границах охранных зон инженерных сооружений и коммуникаций; вырубка аварийных деревьев.

Заявок на проведение обследования зеленых насаждений и выдачу разрешения на вырубку в Учреждение не поступало, а также уведомлений о необходимости аварийной вырубки. Разрешение на вырубку зеленых насаждений не выдавалось.

Размер ущерба, причиненный зеленому фонду городского округа Саранск, определенный на основании акта обследования зеленых насаждений №15 от 9 сентября 2019 года составляет 603222 рубля (л.д.15).

Размер ущерба также подтверждается копией локальной сметы на компенсационные посадки зеленых насаждений согласно вышеуказанному акту (л.д.17).

Указанные обстоятельства подтверждаются также объяснениями инженера-дендролога 1 категории КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО1 (л.д.18-19).

Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 260, статьи 167 Уголовного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2020 года в возбуждении уголовного дела в отношении Макарова С.А. и Зубарева А.А. было отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 24 УПК Российской Федерации (за отсутствием состава преступления) (л.д.41-44).

Данным постановлением было установлено, что вырубку 27 деревьев породы «Дуб» и 75 деревьев породы «Орех» на земельном участке, имеющем кадастровый произвели именно Макаров С.А. и Зубарев А.А.

Кроме того, приговором Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 октября 2021 года, вступившим в законную силу 17 декабря 2021 года установлено, что причиненный ущерб причинен совместными действиями Макарова С.А. и Зубарева А.А. (л.д.44-59).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что вырубку 27 деревьев породы «Дуб» и 75 деревьев породы «Орех» на земельном участке, имеющем кадастровый произвели именно Макаров С.А. и Зубарев А.А., при этом ответчики действовали с нарушениями установленного порядка вырубки деревьев.

В силу стати 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 75 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды») за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Вместе с тем, как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Как разъяснено в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В пункте 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

На основании части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пунктом 1 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса.

Пунктом 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пунктом 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3,4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах").

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).

В судебном заседании свидетели ФИО3 и ФИО1 показали, что в рамках проверки по факту вырубки деревьев в районе <адрес> в начале сентября 2019 года выезжали на место вырубки. При осмотре места вырубки было установлено, что на земельном участке имелось большое количество спиленных деревьев, которые были сложены на краю участка. Спилы были свежие, а спиленные деревья имели листья и не являлись на момент спила сухостоями. ФИО1, как специалистом КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» были осмотрены спилы деревьев, произведен подсчет пней и сделаны замеры диаметров стволов спиленных деревьев, произведена фотосъемка, которая приобщена к материалам проверки, определены породы спиленных деревьев.

Все результаты обследования места незаконной вырубки ФИО1 были занесены в Акт обследования зеленых насаждений, который подписан членами образованной комиссии. Ущерб был определен на основании существующих нормативов и отражен в локальной смете. Деревья были спилены незаконно, в нарушение установленного порядка, без получения соответствующих разрешений. Все спиленные деревья относятся к зеленому фонду городского округа Саранск, расположены в границах городского округа Саранск, что было установлено по кадастровой карте.

Приговором Ленинского районного суда г. Саранска от 7 октября 2021 года, вступившим в законную силу 17 декабря 2021 года установлено, что земельный участок с кадастровым номером был расчищен Макаровым С.А. и Зубаревым А.А., которые произвели на нем вырубку деревьев (приговор л. 5 (показания свидетеля ФИО2, л. 9 (показания свидетеля Макарова С.А.).

Учитывая, что размер ущерба, причиненный зеленому фонду городского округа Саранск, определенный на основании акта обследования зеленых насаждений №15 от 9 сентября 2019 года, а также локальной сметы составляет 603222 рубля в судебном заседании подтвержден, и не оспорен ответчиками, суд находит, что он подлежит взысканию солидарно с Макарова С.А. и Зубарева А.А. в доход бюджета городского округа Саранск.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленныхистцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Зубареву А. А., Макарову С. А. о взыскании в солидарном порядке суммы материального ущерба, причиненного вырубкой деревьев, удовлетворить.

Взыскать солидарно с Зубарева А. А., Макарова С. А. в доход бюджета городского округа Саранск сумму ущерба, причиненного вырубкой 27 деревьев породы «Дуб» и 75 деревьев породы «Орех» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> в размере 603222 (шестьсот три тысячи двести двадцать два) рубля.

На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина

Мотивированное решение суда составлено 27 декабря 2021 года.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина

1версия для печатиДело № 2-2313/2021 ~ М-2720/2021 (Решение)