НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия) от 12.11.2018 № 12-360/18

№ 12-360/2018

РЕШЕНИЕ

12 ноября 2018 года г. Саранск

Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А. К., при секретаре Палаткиной А. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Глазковой О. И. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 3 сентября 2018 г., вынесенное в отношении начальника отдела бухгалтерии – главного бухгалтера Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Глазковой О. И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 3 сентября 2018 г. начальник отдела бухгалтерии – главный бухгалтер Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее также Фонд капитального ремонта) Глазкова О.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП Российской Федерации), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия, Глазкова О.И. просит отменить постановление, вынесенное в отношении неё по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 КоАП Российской Федерации. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что предоставление подрядными организациями в бухгалтерию Фонда капитального ремонта документов позже даты составления не несет налоговых и иных рисков, которые могли бы повлечь причинение ущерба, и является правом субъекта предпринимательской деятельности, а не обязанностью. В проверяемый период документы хозяйственной деятельности подрядных организаций по факту завершения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в Фонде капитального ремонта отсутствовали. Факт поступления первичных документов, датированных 2017 годом, в 2018 году, не отвечает проверяемому казначейством периоду. Полагала, что согласно пунктам 2,3 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, выявленные в результате получения новой информации; существенность ошибки, уровень которой по отчетности Фонда капитального ремонта за 2017 год составляет 57 миллионов рублей, организация определяет самостоятельно.

В судебном заседании Глазкова О.И., её защитник ФИО4 жалобу поддержали.

Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, не усматриваю.

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, проверив доводы жалобы, заслушав пояснения Глазковой О.И. и защитника, исследовав доказательства по делу, которые были оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 15.11 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно примечанию к данной норме под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается, в том числе, искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в период с 14 июня 2018 г. по 27 июня 2018 г. сотрудниками контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия на основании приказа руководителя управления от 9 июня 2018 г. №289 о/д проведена плановая выездная проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у регионального оператора за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.

По результатам проверки составлен Акт выездной проверки Фонда капитального ремонта от 27 июня 2018 г. (т.1 л.д. 201 – 226), в котором зафиксировано нарушение правил ведения бухгалтерского учета на общую сумму 11487270,44 рублей, выразившееся в не подтверждении кредиторской задолженности за 2017 год актами сверки расчетов, несвоевременном отражении в учете объемов выполненных подрядчиками и принятых рабочей комиссией работ, проведению инвентаризации активов и обязательств перед составлением бухгалтерской отчетности за 2017 год.

29 июня 2018 г. заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия в присутствии Глазковой О.И. составлен протокол № 8 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 1 - 10).

Согласно данному протоколу Глазкова О.И., являясь начальником отдела бухгалтерии – главным бухгалтером Фонда капитального ремонта в нарушение требований части 3 статьи 9, части 1 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 26 и 32 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденных приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, пункта 6 приказа Минфина России от 06 июля 1999 N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)", пунктов 2.7 и 3.7.5.1 Учетной политики Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», утвержденной приказом от 9 декабря 2016 г. № 12 допустила грубые нарушения требований к бухгалтерскому учёту, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в искажении данных бухгалтерской отчетности за 2017 год в части краткосрочных обязательств «Кредиторская задолженность» поставщикам и подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов на общую сумму 11487270,44 рублей, т.е. более чем на 100%.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В ходе плановой проверки Фонда капитального ремонта, проведенной Управлением Федерального казначейства по Республике Мордовия с 14 по 27 июня 2018 года, установлены нарушения в части своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете объемов выполненных подрядчиками и принятых заказчиком и рабочими комиссиями работ. Всего в бухгалтерском учете в 2017 году не отражены выполненные и принятые работы по актам по законченным капитальным ремонтом объектам на сумму 11 487 270, 44 рублей, в том числе: акт КС-2 от 22 декабря 2017 г. на сумму 3 888 984,0 рублей по договору от 16 мая 2017 г. № 31 /2017/ЭА с ООО «Эксплуатационно-ремонтное предприятие»; акты КС-2 от 30 ноября 2017 г. на сумму 356 755,0 рублей и 880 787,0 рублей по договору от 31 мая 2017 г. № 61/2017/ЭА с ООО «Премиум строй»; акт КС-2 от 28 ноября 2017 г. на сумму 1 622 633,0 рублей по договору от 19 мая 2017 г. № 43/2017/ЭА с ООО «Жилстройкоммунинвест»; акт КС-2 от 30 ноября 2017 г. на сумму 579 070,0 рублей по договору от 16 мая 2017 г. № 33/2017/ЭА с ООО «Генстрой»; акты КС-2 от 30 ноября 2017 г. на сумму 827 147,0 рублей и 17 184,0 рублей по договору от 16 мая 2017 г. № 33/2017/ЭА с ООО «Генстрой»; акт КС-2 от 15 ноября 2017 г. на сумму 1580 657,0 рублей по договору от 25 ноября 2016 г. № 25/2017 с ООО «ЭЛМОС»; акт приемки в эксплуатацию от 18 сентября 2017 г. на сумму 1 734 053,44 рублей по договору от 25 ноября 2016 г. № 25/2017 с ООО «ЭЛМОС». Всего на 01 января 2018 года была скрыта кредиторская задолженность перед подрядчиками на общую сумму 11 487 270,44 рублей. Таким образом, проверкой установлено, что показатели бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2017 г. в части краткосрочных обязательств «Кредиторская задолженность» были искажены более чем на 100%.

Виновность начальника отдела бухгалтерии – главного бухгалтера Фонда капитального ремонта Глазковой О.И. в совершенном правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29 июня 2018 г., приказом о назначении плановой выездной проверки от 9 июня 2018 г., Актом выездной проверки Фонда капитального ремонта от 27 июня 2018 г., приказом о принятии Глазковой О.И. на должность главного бухгалтера от 30 октября 2013 г., должностной инструкцией начальника отдела бухгалтерии - главного бухгалтера Фонда капитального ремонта и иными доказательствами по делу.

Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации. Все выводы мирового судьи должным образом мотивированы, оснований не согласиться с ними не усматривается.

Доводы, которыми аргументирована жалоба Глазковой О.И., сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьёй первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной мировым судьёй оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Довод жалобы о том, что документы хозяйственной деятельности подрядных организаций по факту завершения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в Фонде капитального ремонта на момент составления и подписания бухгалтерской отчетности за 2017 год отсутствовали, судом отклоняется.

Порядок приемки заказчиком выполненных работ закреплен статьей 720 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из данной нормы, передача результатов выполненных работ происходит в момент приемки заказчиком таких работ и подписания акта о приемке выполненных работ по форме КС-2.

Согласно Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утв. Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013, Правила приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий (ВСН 42-85(р)), одобренные приказом Гражданстроя СССР от 7 мая 1985 года N 135 (в ред. изменений N 1) относятся к нормативным документам в области капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 1.6. Приказа Госгражданстроя СССР № 135 приемка в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий (их частей, очередей, отдельных элементов) должна производиться только после выполнения всех ремонтно-строительных работ в полном соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, после устранения всех дефектов и недоделок.

Пунктом 1.8 Приказа Госгражданстроя СССР № 135, установлено, что датой приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом жилого здания (его части, очереди, отдельного элемента) следует считать дату подписания акта государственной приемочной комиссией (рабочей комиссией).

В соответствии с пунктом 3.10 Приказа Госгражданстроя СССР № 135, которым установлен порядок приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых домов, вся документация после окончания работы рабочей комиссии передается заказчику.

Как следует из пункта 2.6 Договоров, оплата выполненных работ по объектам производится на основании предоставленных подрядной организацией и подписанных Заказчиком (Фондом капитального ремонта) актов по форме КС-2 и справок по форме КС-3, а также исполнительной документации. Оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств в течение 30 календарных дней с даты подписания Заказчиком актов по форме КС-2 и справок по форме КС-3 и представления подрядной организацией счета, счета-фактуры.

Исходя из пункта 6.2 Договоров, исполнительная документация предоставляется перед приемкой выполненных работ, ее непредставление является основанием для отказа Заказчика от приемки. При этом Акты приемки в эксплуатацию после капитального ремонта по объектам по всем перечисленным договорам датированы 2017 годом, подписаны Заказчиком и комиссией, что подтверждает выполнение работ в 2017 году и, соответственно, необходимость постановки на учет первичных документов и их отражения в регистрах бухгалтерского учета.

Таким образом, операция, подтвержденная подписанным Фондом капитального ремонта актом выполненных работ формы КС-2, должна быть своевременно отражена в бухгалтерском учете. Между тем, фактически данные объемы были отражены в учете 2018 года.

Несогласие заявителя с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств по делу не может служить основанием для изменения или отмены вынесенного по делу судебного решения.

Вывод мирового судьи о том, что критерий существенности ошибки, установленный в пункте 3 Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н, неприменим к административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, является правильным.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, которые могли бы повлиять на правильность установления обстоятельств правонарушения и доказанность вины привлекаемого лица не установлено.

Порядок и срок давности привлечения Глазковой О.И. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушен.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы мирового судьи о виновности Глазковой О.И. в совершенном правонарушении, в жалобе не приведено, мировым судьёй процессуальных нарушений не допущено, нормы материального права применены правильно.

Совершенное Глазковой О.И. правонарушение правильно квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП Российской Федерации.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г. Саранска от 3 сентября 2018 г., вынесенное в отношении начальника отдела бухгалтерии – главного бухгалтера Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Глазковой О. И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Глазковой О. И. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя Верховного Суда Республики Мордовия.

Судья А.К. Чибрикин