НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область) от 19.05.2022 № 12-528/2022

УИД: 63RS0042-01-2022-001096-90

Дело 12-528/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Самара 19 мая 2022г.

Судья Ленинского районного суда г. Самара Бедняков И.Л., рассмотрев жалобу директора ООО «Доверие» ФИО1 на постановление МИФНС Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Межрайонной И. Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. должностное лицо – ФИО1 директор ООО «Доверие» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 30 000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное выше постановление, считает его незаконным и необоснованным, указывая на то, что оно не соответствует законодательству, кроме того считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Работник имеет право на получение заработной платы удобным для него способом. Кроме того, указывает что, выплата заработной платы в безналичной форме по трудовому законодательству возможна при наличии согласия сотрудника.

Главный государственный налоговый инспектор правового отдела ФИО2 по <адрес>ФИО3 в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил отказать.

В судебное заседание ФИО1 не явился, извещался надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не представил.

Изучив доводы жалобы, представленные материалы, позицию явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами адрес, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на адрес, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», в силу пп. «б» п. 9 ч. 1 ст.1 которого определено, что валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.14 вышеназванного Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ, резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Законом; если иное не предусмотрено настоящим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Закона в банках за пределами адрес, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Законом.

Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в части 2 статьи 14 данного Закона, перечень этих случаев является исчерпывающим.

Согласно ст.25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ определено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок Межрайонной И. Р. по <адрес> выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, директором ООО «Доверие» ФИО1, в нарушение требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», на основании заключённого с иностранным гражданином (нерезидентом) ФИО4 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ,18, по платёжной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ из допущена выплата ему наличными денежными средствами 14 513,56, минуя счета в уполномоченных банках, что является незаконной валютной операцией с использованием валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, и чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Факт совершения директором ООО «Доверие» ФИО1 указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «Доверие» ФИО1, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется привлекаемому к административной ответственности должностному лицу, копиями акта проверки соблюдения требований валютного законодательства, справки о проведенной проверке соблюдения валютного законодательства, докладной записки, заключения от ДД.ММ.ГГГГ, трудового договора и копиями сведений о начислениях и выплате заработной платы.

Перечисленные выше доказательства оформлены должностными лицами МИФНС Р. по <адрес> в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, является установленный порядок осуществления валютных операций, поэтому его нарушение может посягать на экономическую безопасность государства, поскольку ведет к неконтролируемому потоку валютных ценностей, нарушает устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов развития национальной экономики; объективную сторону образуют действия по осуществлению незаконных валютных операций.

Данной нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Ст.ст. 131, 136 ТК РФ предусмотрено, что выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации; заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счёт в банке на условиях, определённых коллективным договором или трудовым договором.

Согласно абз. 1,5 ст. 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения; правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства, которым операции по выдаче обществом денежных средств иностранным гражданам нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счёт в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

Таким образом, работодателем, осуществляющим валютные операции, должны быть созданы необходимые условия для обеспечения соблюдения требований указанного Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ.

Ввиду изложенного, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права доводы в жалобе о том, что у ООО «Доверие» ФИО1 отсутствовала обязанность по выплате заработной платы иностранному гражданину через банковский счёт в уполномоченном банке в связи с тем, что законодательство Российской Федерации не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки с целью открытия на адрес банковских счетов в валюте Российской Федерации для получения заработной платы в безналичной форме.

Установив, что ФИО1, будучи директором ООО «Доверие», допустил выплату иностранному гражданину (нерезиденту) по платёжной ведомости из кассы общества наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, осуществив тем самым незаконную валютную операцию с использованием валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях директора объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела административный орган правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях директора ООО «Доверие» ФИО1, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП, наказание назначено в рамках санкции статьи, каких-либо существенных нарушений требований административного законодательства при вынесении постановления, влекущих отмену постановления, суд не усматривает, оснований для отмены обжалуемого постановления доводы жалобы не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление МИФНС Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «Доверие» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу директора ООО «Доверие» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 10 дней с момента получения или вручения копии решения.

Судья И.Л. Бедняков