НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область) от 14.01.2016 № 2А-354/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2016г. г.Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Никитиной Я.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а–354/16 по административному исковому заявлению прокурора г. Самары к Администрации городского округа Самара в защиту неопределенного круга лиц о признании нормативных правовых актов недействующими,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара о признании нормативного правового акта недействующим, указав, что постановлением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в постановление администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2014 году» внесены изменения в постановление администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2014 году» и утверждены размеры платы за наем жилых помещений в городском округе Самара с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. (приложение ) в ДД.ММ.ГГГГ. был установлен размер платы за наем жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда в городском округе Самара.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 154 ЖК РФ размер платы за пользование жилыми помещениями для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма определён в зависимости от степени благоустройства жилых помещений, и составлял с ДД.ММ.ГГГГ. – от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей за <данные изъяты> кв.м. общей площади, с ДД.ММ.ГГГГ. – от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей за <данные изъяты> кв.м.

Постановлением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ размер платы за наем в городском округе Самара увеличен и с ДД.ММ.ГГГГ составлял от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей за <данные изъяты> кв.м.

Размер увеличения платы за наем равен размеру взноса на капитальный ремонт, установленный в <адрес>.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. , обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт наступила в регионе с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно постановлениям Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении на ДД.ММ.ГГГГ год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области» и от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении на 2015 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области» минимальный размер взноса на ДД.ММ.ГГГГ годы в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирных домов имеющих этажность до <данные изъяты> этажей включительно, - <данные изъяты> рублей; для многоквартирных домов имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей <адрес> этажей и выше, - <данные изъяты> рублей.

Таким образом, администрация городского округа Самара включила в плату за наем плату за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, что противоречит положениям ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, согласно которой, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, то есть за счет муниципального образования.

Постановление администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищный фондов городского округа Самара в ДД.ММ.ГГГГ» противоречит положениям жилищного законодательства.

Прокуратуре города Самара об указанном постановлении стало известно ДД.ММ.ГГГГ. в ходе проведения проверки по обращению депутата Государственной Думы Российской Федерации.

В связи с указанным фактом прокуратурой города Самара главе администрации г.о. Самара принесен протест на указанное постановление.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении законных требований прокурора главой администрации г. о. Самара необоснованно отказано.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г. Самары просил суд признать недействующим и отменить постановление администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного фондов городского округа Самара в ДД.ММ.ГГГГ».

Прокурор г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара о признании нормативного правового акта недействующим, указав, что постановлением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в ДД.ММ.ГГГГ году» приложением установлены размеры платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального и государственного жилищного фондов с ДД.ММ.ГГГГ.

Текст постановления опубликован в газете «Самарская газета» а (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 7 указанный документ вступил в силу со дня официального опубликования и распространяет сове действие на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГг.

В текущем году плата за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда, согласно оспариваемому постановлению, установлена с учетом взноса на капитальный ремонт и составляет от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей за <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 154 ЖК РФ размер платы за пользование жилыми помещениями для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма определён в зависимости от степени благоустройства жилых помещений, и составлял с ДД.ММ.ГГГГ. – от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей за <данные изъяты> кв.м. общей площади, с ДД.ММ.ГГГГ – от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей за <данные изъяты> кв.м.

В ДД.ММ.ГГГГ. размер увеличения платы за наем равен размеру взноса на капитальный ремонт, установленный в Самарской области.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. , обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт наступила в регионе с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на 2015г. минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области» минимальный размер взноса на ДД.ММ.ГГГГ. в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирных домах, имеющих этажность до <данные изъяты> этажей включительно, - <данные изъяты> рублей; для многоквартирных домов имеющих этажность <данные изъяты> этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей <адрес> этажей и выше, - <данные изъяты> рублей.

Таким образом, администрация городского округа Самара включила в плату за наем плату за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, что противоречит положениям ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, согласно которой, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, то есть за счет муниципального образования.

Оспариваемое Приложение № 1 Постановления администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2015г.», противоречит положениям жилищного законодательства, так как обязанность по внесению платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возложена на собственника жилищного фонда.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г. Самары просил суд признать недействующим с момента издания и отменить приложение постановления администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в ДД.ММ.ГГГГ» об установлении размера платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов с ДД.ММ.ГГГГ

Определением Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Самары к Администрации городского округа Самара о признании нормативного правового акта недействующим и административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Самары к Администрации городского округа Самара о признании нормативного правового акта недействующим были объединены в одно производство, объединенному административному делу присвоен .

В судебном заседании помощник прокурора С.Ш., поддержала требования по основаниям, изложенным в исках.

Представитель Администрации городского округа Самара А.В. и С.Г., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения требований прокурора г. Самары по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель Департамента финансов и экономического развития администрации городского округа Самары Е.В., действующая на основании доверенности, также возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в постановление администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2014 году» внесены изменения в постановление администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в ДД.ММ.ГГГГ» и утверждены размеры платы за наем жилых помещений в городском округе Самара с ДД.ММ.ГГГГ.Постановлением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. (приложение ) в ДД.ММ.ГГГГ. был установлен размер платы за наем жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда в городском округе Самара.

Постановлением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в ДД.ММ.ГГГГ» приложением установлены размеры платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального и государственного жилищного фондов с ДД.ММ.ГГГГ

Текст постановления опубликован в газете «Самарская газета» а (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с п. 7 указанный документ вступил в силу со дня официального опубликования и распространяет сове действие на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГг.

В текущем году плата за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда, согласно оспариваемому постановлению, установлена с учетом взноса на капитальный ремонт и составляет от 5,28 до 6,85 рублей за 1 кв.м.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК, в редакции, действовавшей на момент сложившихся правоотношений), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится исключительно за счет собственника жилищного фонда.

В соответствии с п. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

В силу п. 5 ст. 156 ЖК РФ установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан в соответствии с частью 3 статьи 49 настоящего Кодекса, могут быть установлены другие (по сравнению с предусмотренными частью 4 настоящей статьи и настоящей частью) условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 271-ФЗ внесены изменения в жилищное законодательство, которые предусматривают, в том числе утверждение новой системы организации и финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, позволяющей проводить капитальный ремонт жилищного фонда в плановом порядке.

У муниципальных образований как собственников муниципального жилищного фонда появилась обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены муниципальные помещения.

Реализация нового законодательства привела к увеличению затрат местного бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов и изменению характера расходов. При формировании бюджета необходимо предусматривать средства на уплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт на целевые счета регионального оператора.

Решением межведомственной комиссии по вопросам ценовой и тарифной политики Самарской области под председательством вице - губернатора - председателя Правительства Самарской области А.П. от ДД.ММ.ГГГГ органам местного самоуправления рекомендовано привести размер платы за найм к минимальному размеру взноса на капитальный ремонт, но не ранее возникновения обязанности собственников по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно информации, предоставленной Департаментом финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара в письме от ДД.ММ.ГГГГ, экономическое содержание платы за наем жилого помещения состоит в компенсации затрат собственника на строительство, реконструкцию жилищного фонда, а также расходов, связанных с капитальным, текущим ремонтом, содержанием и иных расходов. Средства, собранные в виде платы за наем жилых помещений и поступающие в распоряжение их собственника, должны использоваться для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям в <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.) размер регионального стандарта стоимости жилищно- коммунальных услуг по городскому округу Самара утвержден с учетом платы за наем, установленной постановлением .

Постановление , предусматривающее внесение изменений в постановление в части увеличения с ДД.ММ.ГГГГ размера платы за наем жилых помещений по договорам социального найма и постановление , приложением к которому установлена в ДД.ММ.ГГГГ. плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов приняты в рамках закрепленных действующим жилищным законодательством полномочий органов местного самоуправления по установлению размера платы за наем Администрацией городского округа Самара.

Принятие оспариваемых нормативных актов обусловлено индексами роста стоимости жилищных услуг и решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. .

Из буквального толкования оспариваемых актов следует, что Администрацией городского округа Самара определен только размер платы за наем жилого помещения, без установления платы за капитальный ремонт.

Установленный размер платы экономически обоснован и принят с учетом Методических указаний по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Данные Методические указания являются действующими и могут применяться при установлении органами местного самоуправления платы за наем.

При указанных обстоятельствах, требования прокурора <адрес> удовлетворению не подлежат.

Доводы истца о том, что размер платы за наем был увеличен на размер взноса на капитальный ремонт, что подтверждает основания иска, суд не принимает во внимание.

Порядок определения размера платы за наем жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда, регулируется нормами Жилищного кодекса РФ. При принятии оспариваемого постановления, нормы жилищного законодательства Администрацией городского округа Самара нарушены не были.

Методические указания, утвержденные Приказом Министерства строительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N являются действующими, носят рекомендательный характер. Администрацией городского округа Самара предоставляет обоснование расчета платы за наем. Предельный размер платы за наем законом не установлен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора г. Самары отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А.Борисова

Копия верна

Судья