РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2018 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Булаткиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-826/2018 по административному исковому заявлению Матвеева Михаила Николаевича к Администрации городского округа Самара, Главе городского округа Самара об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления,
Установил:
Матвеев М.Н. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Администрации г.о. Самара, Главе г.о.Самара об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в 8.47 часов утра, т.е. первым в максимальный отведенный законом срок (за 15 дней) для подачи уведомления на проведение публичного мероприятия на дату ДД.ММ.ГГГГ, он письменно как организатор уведомил Главу г.о.Самара о намерении реализовать конституционное право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования путем проведения ДД.ММ.ГГГГ с 10-00 до 14-00 часов с предполагаемым количеством участников 600 человек демонстрации и митинга в поддержку кандидата в Президенты РФ П.Н.Грудинина, обращенных к органам власти <адрес> и <адрес> требований полного возврата льгот и социальных выплат - защита прав пенсионеров, ветеранов, инвалидов, детей войны, возрождения заводов ЗИМ и ГПЗ №4, требования к <адрес> наведения порядка и благоустройства дворов <адрес>, обращенного к руководству СОУНБ требования возврата областной научной библиотеке имени В.И.Ленина, высказывания мнений граждан по общественно-политическим и социальным вопросам и оценки деятельности власти. Демонстрация и митинг с использованием флагов, плакатов, транспарантов, звукоусиливающей аппаратуры, раздачей газет и листовок на актуальные темы и предполагаемым проездом на место проведения автотранспорта для монтажа/демонтажа сцены и звукоусиливающей аппаратуры по следующим адресам: 1) демонстрация от пересечения <адрес> и <адрес>) по тротуару четной стороны или проезжей части до площадки проведения митинга, митинг: площадка между ДК «Звезда» и ТЦ «Захар» (бывший корпус ЗИМ), <адрес>155 и прилегающий к ним тротуар; 2)демонстрация: со сбором от дома <адрес>, 7 и (или 16) по тротуару, дублеру или проезжей части проспекта Ленина до места проведения митинга. Митинг: тротуар и ступени, прилегающие к площадке у здания Областной научной библиотеки (<адрес>) со стороны <адрес>, без использования площадки перед библиотекой. Указывает, что Администрация г.о.Самара по надуманным причинам в ответе от ДД.ММ.ГГГГ отказала административному истцу в согласовании заявленных публичных мероприятий по всем местам проведения митинга с явным нарушением требований ст.8 вышеуказанного Федерального закона. Ранее аналогичные доводы Администрации г.о.Самара были неоднократно признаны необоснованными вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда г.Самары по административным делам №2а-2282/2017, №2а-2893/2017, №2а-4047/2017, №2а-4175/2017, где Администрация г.о.Самара отказала заявителям, в том числе истцу, в проведении публичного мероприятия именно у здания и на тротуаре Самарской областной универсальной научной библиотеки (пр.Ленина, 14а). Истец считает в соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные судебными решениями по указанным административным делам не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в связи с чем, в оспариваемом ответе административный ответчик в нарушении ч.2 ст.64 КАС РФ фактически повторяет выводы, изложенные во вступивших в законную силу решениях суда по ранее рассмотренным административным делам с его участием, что недопустимо. Указывает, что в своем ответе Администрация г.о.Самара предлагает административному истцу изменить место проведения заявленным им двух публичных мероприятий в центре города, в Октябрьском районе, по указанным выше адресам, и вместо них провести публичное мероприятие на окраине г.Самары. Считает, что указанное предложение не законно и не обоснованно, поскольку предложенное Администрацией г.о.Самары другое место проведения заявленного публичного мероприятия противоречит требованию соответствия одной из целей заявленного публичного мероприятия - обращенных к органам власти Самарской области и г.Самары требований полного возврата льгот и социальных выплат..., возрождения заводов ЗИМ и ГПЗ №4, требования к Администрации Октябрьского района наведения порядка и благоустройства дворов Октябрьского района, обращенного к руководству СОУНБ требования возврата областной научной библиотеке имени В.И.Ленина. В случае переноса публичного мероприятия в предложенное место на окраину г.Самары достижение этой цели публичного мероприятия становится невозможным и, тем самым, такое предложение, само по себе, является нарушением требований 1.2 ст.8 ФЗ-54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» и не соответствует правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении от 2 апреля 2009 года №484-О-П, что орган публичной власти не может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму, и что органы публичной власти обязаны предложить организаторам публичного мероприятия такой иной вариант места (времени) проведения мероприятия, который «позволял бы реализовывать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, их доведение до соответствующих адресатов». Ранее проведенные административным истцом как организатором и уполномоченным лицом митинги в защиту прав пенсионеров и ветеранов в Самаре показали, что они собирают значительное число участников, в основном лиц пожилого возраста. Свои требования они адресуют органам государственной власти Самарской области, Правительству и губернатору, расположенным в центре г.Самары, а не на окраинах. Считает также, что предложение ответчика обращаться к Администрации Октябрьского района и руководству Самарской областной универсальной библиотеки (пр.Ленина, 14а) на окраине г.Самары в другом внутригородском районе и вовсе абсурдно и цинично. Кроме того, предложенное административному истцу место проведения публичного мероприятия не может быть принято в силу того, что направление участников публичного мероприятия, в основном, как это видно из его целей, пожилых лиц, пенсионеров, инвалидов, ветеранов на окраину г.Самары в труднодоступное в транспортном отношении место, где до ближайшей остановки общественного транспорта необходимо идти пешком длительное расстояние, в зимнее время года необоснованно, безнравственно и неуважительно к пожилым людям и инвалидам, создает истцу как организатору трудности в сборе людей на публичное мероприятие и в достижении его социально-значимых целей и в выполнении возложенных на истца законом обязанностей, в т.ч. по обеспечению условий проведения публичного мероприятия и безопасности его участников. При этом возможность предложения Администрацией г.о.Самара иного места, помимо указанного ею в ответе от 05.02.2018 года, уже не возможно, т.к. за пределами срока, установленного законодательством (три дня), такая возможность у органа публичной власти уже отсутствует. При таких обстоятельствах истец считает, что поданное им уведомление должно считаться согласованным, однако без соответствующего решения суда истец, как организатор, может столкнуться с противодействием в проведении публичного мероприятия вплоть до незаконного привлечения его к административной ответственности. Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что ответчиками не приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто не желательно, а не возможно, а также на то, что действиями и бездействием ответчиков нарушаются конституционные права, свободы и законные интересы административного истца и иных заинтересованных в проведении публичного мероприятия лиц, просит признать незаконным отказ Администрации городского округа Самара в согласовании публичного мероприятия 17 февраля 2018 года, с 10-00 до 14-00 с предполагаемым количеством участников 600 человек демонстрации и митинга в поддержку кандидата в Президенты РФ П.Н.Грудинина, обращенных к органам власти Самарской области и г.Самары требований полного возврата льгот и социальных выплат - защита прав пенсионеров, ветеранов, инвалидов, детей войны, возрождения заводов ЗИМ и ГПЗ №4, требования к Администрации Октябрьского района наведения порядка и благоустройства дворов Октябрьского района, обращенного к руководству СОУНБ требования возврата областной научной библиотеке имени В.И.Ленина, высказывания мнений горожан по общественно-политическим и социальным вопросам и оценки деятельности власти с использованием флагов, плакатов, транспарантов, звукоусиливающей аппаратуры, раздачей газет и листовок на актуальные темы и предполагаемым проездом к месту проведения митинга автотранспорта для монтажа/демонтажа сцены и звукоусиливающей аппаратуры по адресу: демонстрация от пересечения пр.Масленникова и ул.Скляренко (дома №6 пр.Масленникова) по тротуару четной стороны или проезжей части до площадки проведения митинга, митинг: площадка между ДК «Звезда» и ТЦ «Захар» (бывший корпус ЗИМ), Ново-Садовая, 106к155 и прилегающий к ним тротуар; признать незаконным отказ Администрации городского округа Самара в согласовании публичного мероприятия 17 февраля 2018 года, с 10-00 до 14-00 с предполагаемым количеством участников 600 человек демонстрации и митинга в поддержку кандидата в Президенты РФ П.Н.Грудинина, обращенных к органам власти Самарской области и г.Самары требований полного возврата льгот и социальных выплат - защита прав пенсионеров, ветеранов, инвалидов, детей войны, возрождения заводов ЗИМ и ГПЗ №4, требования к Администрации Октябрьского района наведения порядка и благоустройства дворов Октябрьского района, обращенного к руководству СОУНБ требования возврата областной научной библиотеке имени В.И.Ленина, высказывания мнений горожан по общественно-политическим и социальным вопросам и оценки деятельности власти с использованием флагов, плакатов, транспарантов, звукоусиливающей аппаратуры, раздачей газет и листовок на актуальные темы и предполагаемым проездом к месту проведения митинга автотранспорта для монтажа/демонтажа сцены и звукоусиливающей аппаратуры по адресу: демонстрация: со сбором от дома пр.Ленина, 5, 7 и (или 16) по тротуару, дублеру или проезжей части проспекта Ленина до места проведения митинга. Митинг: тротуар и ступени, прилегающие к площадке у здания Областной научной библиотеки (пр.Ленина, 14а) со стороны пр.Ленина, без использования площадки перед библиотекой; обязать Главу городского округа Самара и Администрацию городского округа Самара устранить нарушения конституционных прав, свобод и законных интересов Матвеева Михаила Николаевича, рассмотрев по существу, исключая отказ в согласовании, (согласовав) его уведомление о мероприятия публичного мероприятия 17 февраля 2018 года, с 10-00 до 14-00 с предполагаемым количеством участников 600 человек демонстрации и митинга в поддержку кандидата в Президенты РФ П.Н.Грудинина, обращенных к органам власти Самарской области и г.Самары требований полного возврата льгот и социальных выплат - защита прав пенсионеров, ветеранов, инвалидов, детей войны, возрождения заводов ЗИМ и ГПЗ №4, требования к Администрации Октябрьского района наведения порядка и благоустройства дворов Октябрьского района, обращенного к руководству СОУНБ требования возврата областной научной библиотеке имени В.И.Ленина, высказывания мнений горожан по общественно-политическим и социальным вопросам и оценки деятельности власти с использованием флагов, плакатов, транспарантов, звукоусиливающей аппаратуры, раздачей газет и листовок на актуальные темы и предполагаемым проездом к месту проведения митинга автотранспорта для монтажа/демонтажа сцены и звукоусиливающей аппаратуры по адресу: демонстрация от пересечения пр.Масленникова и ул.Скляренко (дома №6 пр.Масленникова) по тротуару четной стороны или проезжей части до площадки проведения митинга, митинг: площадка между ДК «Звезда» и ТЦ «Захар» (бывший корпус ЗИМ), Ново-Садовая 106к155 и прилегающий к ним тротуар; обязать Главу городского округа Самара и Администрацию городского округа Самара устранить нарушения конституционных прав, свобод и законных интересов Матвеева Михаила Николаевича, рассмотрев по существу, исключая отказ в согласовании, (согласовав) его уведомление о проведении публичного мероприятия 17 февраля 2018 года, с 10-00 до 14-00 с предполагаемым количеством участников 600 человек демонстрации и митинга в поддержку кандидата в Президенты РФ П.Н.Грудинина, обращенных к органам власти Самарской области и г.Самары требований полного возврата льгот и социальных выплат - защита прав пенсионеров, ветеранов, инвалидов, детей войны, возрождения заводов ЗИМ и ГПЗ №4, требования к Администрации Октябрьского района наведения порядка и благоустройства дворов Октябрьского района, обращенного к руководству СОУНБ требования возврата областной научной библиотеке имени В.И.Ленина, высказывания мнений горожан по общественно-политическим и социальным вопросам и оценки деятельности власти с использованием флагов, плакатов, транспарантов, звукоусиливающей аппаратуры, раздачей газет и листовок на актуальные темы и предполагаемым проездом к месту проведения митинга автотранспорта для монтажа/демонтажа сцены и звукоусиливающей аппаратуры по адресу: демонстрация: со сбором от дома пр.Ленина, 5, 7 и (или 16) по тротуару, дублеру или проезжей части проспекта Ленина до места проведения митинга. Митинг: тротуар и ступени, прилегающие к площадке у здания Областной научной библиотеки (пр.Ленина, 14а) со стороны пр.Ленина, без использования площадки перед библиотекой; обязать Главу городского округа Самара и Администрацию городского округа Самара уведомить орган внутренних дел - Управление МВД России по г.Самаре о проводимом организатором публичном мероприятии для оказания содействия в охране общественного порядка; обратить решение к немедленному исполнению согласно ч.8 ст.227 КАС РФ.
В судебном заседании административный истец Матвеев М.Н. заявленные требования уточнил, из пункта 3 просительной части иска просил исключить из требования слова «митинг: площадка между ДК «Звезда» и ТЦ «Захар» (бывший корпус ЗИМ), Ново-Садовая, 106 и 155», оставшиеся требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков по доверенности Храновский С.Г. заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Положениями ст.31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", положения ст.4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяют ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции РФ, данного Федерального закона, иных законодательных актов РФ, и добровольности участия.
Как предусмотрено ч.5 ст.5 указанного Федерального закона, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Одной из процедур, согласно ч.1 ст.7 Федерального закона, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.7 настоящего Федерального закона.
Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены ст.12 Федерального закона, в силу п.2 ч.1 которой одной из обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ указано, что гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее ст.31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (ст.ст.1, 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями ст.18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 08.47 час. Матвеев М.Н. обратился к Главе городского округа Самара Лапушкиной Е.В., как организатор с уведомлением о намерении провести публичное массовое мероприятие.
В уведомлении указано, что публичное мероприятие планируется провести в форме демонстрации и митинга с использованием флагов, плакатов, транспарантов, звукоусиливающей аппаратуры, раздачей газет и листовок на актуальные темы с предполагаемым проездом на место проведения митинга автотранспорта для монтажа/демонтажа сцены и звукоусиливающей аппаратуры. Цель публичного мероприятия – в поддержку кандидата в Президенты РФ П.Н.Грудинина, обращенные к органам власти <адрес> и <адрес> с требования полного возврата льгот и социальных выплат - защита прав пенсионеров, ветеранов, инвалидов, детей войны, возрождения заводов ЗИМ и ГПЗ №, требования к <адрес> наведения порядка и благоустройства дворов <адрес>, обращенное к руководству СОУНБ требование возврата областной научной библиотеке имени В.И.Ленина, высказывание мнений граждан по общественно-политическим и социальным вопросам и оценки деятельности власти. Места проведения публичного мероприятия: 1) демонстрация от пересечения <адрес> и <адрес>) по тротуару четной стороны или проезжей части до площадки проведения митинга, митинг: площадка между ДК «Звезда» и ТЦ «Захар» (бывший корпус ЗИМ), <адрес>155 и прилегающий к ним тротуар; 2) демонстрация: со сбором от дома <адрес>, 7 и (или 16) по тротуару, дублеру или проезжей части проспекта Ленина до места проведения митинга. Митинг: тротуар и ступени, прилегающие к площадке у здания Областной научной библиотеки (<адрес>) со стороны <адрес>, без использования площадки перед библиотекой. Дата проведения: ДД.ММ.ГГГГ, с 10-00 до 14-00 часов. Предполагаемое количество участников: 600 человек.
Как следует из материалов дела, данное уведомление поступило в Администрацию городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ в 08.47 мин. (рег. <данные изъяты>).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрация городского округа Самара сообщила Матвееву М.Н. о том, что его уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 10.00 час. до 14.00 часов публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга на территории <адрес> с предполагаемым количеством участников 600 человек рассмотрено. При этом сообщено, что один из указанных административным истцом в уведомлении маршрутов проведения демонстрации - от пересечения <адрес> и <адрес> по тротуару четной стороны или проезжей части <адрес> - подпадает под запрет, установленный <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>». Согласно ст.3.4 Закона №-ГД к числу мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся места в 150 метрах от опасных производственных объектов и военных объектов; зданий, занимаемых дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями; зданий и объектов, используемых для богослужений, проведения религиозных обрядов и церемоний; зданий, занимаемых организациями, в которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи.
Также в письме сказано, что указанный в уведомлении маршрут публичного мероприятия расположен менее чем в 150 метрах от Военной комендатуры <адрес>Б). Кроме того, что в письме отмечено, что ДД.ММ.ГГГГ на площадке между КРЦ «Звезда» и ТЦ «Захар» ранее запланировано проведение другого культурного мероприятия. Учитывая данные обстоятельства, Администрацией г.о.Самара сообщено административному истцу, что проведение заявленного им публичного мероприятия в указанном месте не представляется возможным.
Что касается другого места проведения демонстрации и митинга - по <адрес> - в письме указано, что действующее законодательство возлагает на Администрацию городского округа Самара как орган местного самоуправления обязанность по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, а также обязанность по обеспечению стабильного функционирования систем жизнедеятельности города. Между тем, заявленный маршрут проходит по дороге общего пользования с большим автомобильным трафиком, используется для общественного транспорта, в том числе трамвайного движения, в связи с чем перекрытие движения не представляется возможным. Также сообщено, что указанный маршрут проведения публичного мероприятия по тротуару будет проходить через места, в которых ранее запланированы другие культурные мероприятия.
Кроме того, сообщено, что по информации руководства Государственного бюджетного учреждения культуры «Самарская областная универсальная научная библиотека» под площадкой вокруг здания библиотеки находятся технические помещения с инженерными коммуникациями, и проведение мероприятий с массовым скоплением людей и автотранспорта является не безопасным. В целях обеспечения безопасности граждан руководством данного учреждение высказана просьба учесть данный факт при рассмотрении уведомлений о проведении публичных мероприятий на данной территории.
Также отмечено, что высказывалось негативное отношение, связанное с затруднениями посещения учреждения посетителями при проведении публичных мероприятий в непосредственной близости от Библиотеки, особенно в выходные дни, когда услугами Библиотеки пользуется основная часть читателей, в связи с чем проведение публичного мероприятия на тротуаре и ступенях у здания Библиотеки с заявленным количеством участников создаст помехи, препятствия и трудности при посещении учреждения.
С учетом заявленного количества участников и указанных в уведомлении мест, принимая во внимание, что проведение публичных мероприятий повлечет нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной инфраструктуры, создаст помехи движению пешеходов и транспортных средств, в том числе на дорогах, используемых общественным транспортом, нарушит права и интересы граждан, не участвующих в указанном мероприятии, может создать угрозу жизни и здоровью участников публичного мероприятия, иных граждан, Администрация г.о.Самара сообщила административному истцу, что проведение публичных мероприятий в указанных им местах не представляется возможным, в связи с чем предложила изменить места проведения публичных мероприятий и провести их на территории сквера «Родина» (демонстрация - со стороны <адрес> до входа в сквер со стороны <адрес>, митинг - со стороны <адрес>) или провести демонстрацию по тротуарам от входа в сквер «Родина» со стороны <адрес> до пересечения с <адрес>, далее по <адрес> до входа в сквер «Родина» напротив <адрес>, митинг – в сквере Родина, и в соответствии с п.2 ч.4 ст.5 Федерального закона №54-ФЗ уведомить Главу г.о.Самара о принятом решении.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец уведомил Главу г.о.Самары о принятии предложения Администрации г.о.Самары об изменении указанного им в уведомлении места проведения митинга на площадке между ДК «Звезда» и ТЦ «Захар» (бывший корпус ЗИМ), Ново-Садовая 106к155 и прилегающий к ним тротуар на проведение митинга на территории сквера «Родина» со стороны <адрес>, отклонив остальные предложения.
Согласно п.3 ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Под демонстрацией в п.4 ч.1 указанной статьи понимается - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
В силу ст.3 Федерального закона проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, которым является соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации,
Судом установлено, что Администрацией г.о.Самара уведомление административного истца рассмотрено, и решение по нему принято в установленные сроки, является мотивированным, содержит обоснование невозможности проведения публичного мероприятия в указанных в уведомлении местах, что полностью соответствует требованиям п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Ссылка административного истца на то, что Администрацией г.о.Самара необоснованно отказано в согласовании проведения публичного мероприятия в указанных в уведомлении местах, является несостоятельной, поскольку письмо Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ по своему содержанию не является отказом в согласовании проведении публичного мероприятия, а является предусмотренным п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона №54-ФЗ обоснованным предложением об изменении места его проведения.
Указанное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия ввиду отсутствия возможности его проведения в указанном административным истцом месте, суд находит обоснованным.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Из содержания приведенных выше норм права следует, что законом не установлен конкретный перечень мест, где возможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценивать безопасность проведения мероприятия в заявленном месте в каждом конкретном случае.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводом представителя стороны ответчиков о том, что указанный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ маршрут проведения демонстрации - от пересечения <адрес> и <адрес> по тротуару четной стороны или проезжей части <адрес> - подпадает под запрет, установленный <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>», поскольку ст.3.4 указанного Закона к числу мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся места в 150 метрах от опасных производственных объектов и военных объектов; зданий, занимаемых дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями и общественными организациями; зданий и объектов, используемых для богослужений, проведения религиозных обрядов и церемоний; зданий, занимаемых организациями, в которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи, а указанный в уведомлении маршрут публичного мероприятия проходит на расстоянии менее 150 метров от Военной комендатуры <адрес>, расположенной в <адрес>Б по <адрес> в <адрес>.
Под такой же запрет подпадает и маршрут следования демонстрации по тротуару нечетной стороны <адрес>, поскольку по пути следования колонны на расстоянии менее чем 150 м расположен Самарский медико-технический лицей (корпус по адресу: <адрес>).
При подготовке оспариваемого заявителем ответа административным ответчиком обоснованно учтено, что в соответствии с п.3 Приложения № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры, поскольку указанное в уведомлении место проведения публичного мероприятия - тротуар и ступени, прилегающие к площадке у здания ГБУК «Самарская областная универсальная научная библиотека» - расположено на расстоянии менее 150 метров от станции метро «Алабинская», которая оснащена эскалатором.
Также представителем административных ответчиков представлено письмо директора Государственного бюджетного учреждения культуры «Самарская областная универсальная научная библиотека» от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> на имя Главы г.о.Самара О.Б.Фурсова с просьбой не согласовывать публичные мероприятия на близлежащей к библиотеки территории по основаниям, изложенным в этом письме, которое было учтено Администрацией г.о.Самара при подготовке оспариваемого ответа от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, по информации руководства ГБУК «Самарская областная универсальная научная библиотека» под площадкой вокруг здания библиотеки находятся технические помещения с инженерными коммуникациями, и проведение мероприятий с массовым скоплением людей и автотранспорта является небезопасным (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы г.о.Самара Е.В.Лапушкиной).
Учитывая изложенное, Администрация г.о.Самара обоснованно пришла к выводу, что данное место проведения публичного мероприятия, указанное заявителем в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, не отвечает требованиям безопасности как лиц, участвующих в нем, так и иных лиц, и расположено на территории, подпадающий под запрет, установленный <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>» (ст.3.4).
Из материалов дела усматривается, что согласно плану просветительских мероприятий ГБУК «Самарская областная юношеская библиотека» на февраль 2018 года, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ директором ГБУК «Самарская областная юношеская библиотека», ДД.ММ.ГГГГ с 10.00 до 16.00 часов на прилегающей к библиотеке территории, расположенной по адресу: <адрес>,14, состоится интерактивная уличная программа «Широкая масленица!» для читателей и жителей микрорайона (презентация каждого дня масленичной недели, викторины, конкурсы, аттракционы).
Согласно плану мероприятий, проводимых МБУ ДО г.о.Самара «ДХШ № им.Г.Е.Зингера» ДД.ММ.ГГГГ с 10.00 часов перед зданием указанной школы, расположенным по адресу: <адрес>, состоится выставка творческих работ учащихся и преподавателей «Зимние забавы».
Таким образом, тротуары четной и нечетной стороны <адрес>, а также прилегающая к ним территория, по пути указанных в уведомлении заявителем маршрутов, в испрашиваемый последним период времени занята проведением ранее запланированных на указанной территории культурно-массовых мероприятий для жителей <адрес> в целом, и <адрес>, в частности.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик правомерно уведомил заявителя о том, что в указанные им дату и время на <адрес> в <адрес> планируется проведение иных мероприятий.
Кроме того, административным ответчиком обоснованно указано, что предполагаемый маршрут движения колонны демонстрантов по проезжей части <адрес> и <адрес> приведет к затруднению работы общественного пассажирского городского транспорта, а также не позволит в полной мере выполнять Правила дорожного движения РФ его участниками.
Таким образом, суд считает, что письмо Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ по своему содержанию не является отказом в согласовании проведении публичного мероприятия, поскольку оспариваемое решение принято на основании п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ, в связи с чем оспариваемый ответ не может быть расценен судом, как ограничивающий права административного истца на проведение митинга, поскольку административным ответчиком приняты меры по оказанию содействия административному истцу в реализации этого права в соответствии с действующим законодательством.
Довод о том, что изменение места проведения публичного мероприятия повлечет невозможность достижения цели публичного мероприятия – ознакомление жителей <адрес> с требованиями к Администрации Октябрьского внутригородского района г.о.Самара о наведении порядка и благоустройства дворов <адрес>, обращенное к руководству СОУНБ требование возврата областной научной библиотеке имени В.И.Ленина, доказательствами не подтвержден. При этом указания на то, что ознакомление жителей одного района города с соответствующими требованиями организатора митинга возможно только по месту их проживания в этом районе города, закон, регулирующий спорные правоотношения, не содержит.
Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения является одним из вариантов действий органа исполнительной власти субъекта РФ, предусмотренных ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ. Кроме того, административному истцу не отказано в проведении публичного мероприятия, поскольку предложено иное общественно доступное место для его проведения.
Данное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, ввиду отсутствия возможности его проведения в указанном административным истцом месте, суд считает обоснованным.
Указанное письмо Администрации г.о.Самара позволяло административному истцу решить вопрос о согласовании иного места проведения мероприятия, и реализовать гарантированное ему ст.31 Конституции РФ право на проведение публичного мероприятия в порядке, установленном действующим законодательством. По своему содержанию оно направлено не на ограничение права административного истца на проведение публичного мероприятия, а на оказание ему содействия в реализации этого права в соответствии с действующим законодательством.
Проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, предполагающем соблюдение положений Конституции РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», иных законодательных актов РФ. Обязанность соблюдения этого принципа возлагается не только на органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и на организаторов и участников публичных мероприятий.
Указанный принцип применительно к настоящему делу означает, что административный истец вправе реализовать своё право на проведение публичного мероприятия только при условии соблюдения и выполнения всех требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Ссылка административного истца на вступившие в законную силу судебные акты по иным административным делам преюдициального значения для разрешения данного спора не имеет, поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка законности ответа Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ в пределах содержащихся в нем оснований.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконным оспариваемого решения необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таких оснований при рассмотрении данного дела судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками права административного истца не нарушены, не создано препятствий для реализации его прав, оспариваемый ответ Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ основан на законе, ответ дан в пределах компетенции административного ответчика и в установленный законом срок, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца у суда не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Матвеева М. Н. к Администрации городского округа Самара, Главе городского округа Самара об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления – оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь