РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 08 июля 2020 года г. Самара Ленинский районный суд города Самары в составе: председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1970/2020 по административному исковому заявлению ТСЖ "Маяк 20" к Администрации г.о.Самара о признании незаконным решения Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г.о. Самара, установил: ТСЖ «Маяк 20» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о.Самара, указав, что ТСЖ «МАЯК 20» создано 17.01.2008 для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>. В результате деформации ползучести кладки стены, выполненной из кирпича разных видов, образовалось отслоение облицовочного слоя 1 и 2 этажей дома. В результате чего техническое состояние МКД пришло в ограниченно работоспособное, аварийное состояние. В рамках Самарской региональной программы капитального ремонта в отношении МКД №20 по ул. Белорусской ремонт фасада запланирован на 2051-2053 гг. Согласно техническому заключению ООО «СтройЭксперт» техническое состояние участка облицовочного слоя оценено как аварийное, даны рекомендации для дальнейшей безопасной эксплуатации обследованной части несущей стены установить гипсовые маяки на образовавшиеся трещины с обязательным контролем состояния, установкой крепления облицовочного слоя в стене базальтовыми анкерами с применением химических анкеров. В связи с чем собственниками помещений МКД на общем собрании принято решение о необходимости проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома в более ранний срок. ТСЖ «МАЯК 20» обратилось в Администрацию г.о. Самара с заявлением о переносе проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома. На заседании комиссии 27.02.2020 вопрос по переносу срока ремонта фасада на более ранний период был рассмотрен. В связи с тем, что по состоянию на 27.02.2020 собираемость взносов на капитальный ремонт составила 87%, принять решение о проведении капитального ремонта в более ранние сроки не представилось возможным. На обращение ТСЖ «МАЯК 20» о дальнейших действиях для устранения аварийной ситуации Администрация г.о.Самара разъяснила, что собственникам МКД необходимо повысить уровень собираемости взносов на капитальный ремонт. Административный истец считает, что решение не соответствует требованиям п.7 Постановления Правительства Самарской области от 16.02.2015 N 68 "Об утверждении Порядка установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме". При этом само Постановление противоречит Жилищному кодексу РФ и Закону Самарской области "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", которые не ставят возможность проведения капитального ремонта в зависимость от собираемости взносов на капитальный ремонт. В связи с изложенным просит признать решение по 3 вопросу протокола №2 от 27.02.2020 заседания Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г.о. Самара, созданную Администрацией г.о. Самара, незаконным; обязать Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г.о. Самара, созданную Администрацией г.о. Самара, в 10-дневный срок после вынесения решения суда повторно рассмотреть заявление ТСЖ «МАЯК 20» о переносе срока проведения капитального ремонта фасада МКД, расположенного по адресу: <...>. В судебном заседании представитель ТСЖ «Маяк 20» по доверенности – ФИО1 административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Представитель Администрации г.о. Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара по доверенностям – ФИО2 просила в удовлетворении требований отказать, указывая, что оспариваемое решение принято в соответствии с региональным законодательством, проведение ремонта возможно за счет средств, собираемых на текущий ремонт, дополнительных взносов либо кредитных средств. Представитель заинтересованного лица НО "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" по доверенности – ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Заинтересованное лицо Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, о слушании дела надлежаще извещено. Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно статьей 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 часть 2). При отсутствии совокупности указанных условий требования удовлетворению не подлежат (пункт 2 части 2). Из материалов дела следует, что административный истец ТСЖ «МАЯК 20» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> (далее - МКД). По заказу ТСЖ «МАЯК 20» ООО «СтройЭксперт» проведено техническое обследование части наружной стены МКД. По результатам обследования сделаны следующие выводы: наличие отслоения облицовочного слоя в уровне 1 и 2 этажей в результате деформации ползучести кладки стены, выполненной из кирпича разных видов; техническое состояние участка облицовочного слоя в уровне 1 и 2 этажей оценено как аварийное; для дальнейшей безопасной эксплуатации обследованной части несущей стены необходимо установить гипсовые маяки на образовавшиеся трещины с обязательным контролем состояния. Впоследствии необходимо выполнить крепления облицовочного слоя в стене базальтовыми анкерами с применением химических анкеров (л.д.19-42). Согласно протоколу общего собрания от 17.01.2020 собственниками помещений в МКД принято решение об изменении срока капитального ремонта фасада с 2055 года на 2020 год (л.д.42-44). 20.01.2020 ТСЖ «МАЯК 20» направило в адрес Государственной жилищной инспекции Самарской области пакет документов по вопросу перенесения срока капитального ремонта фасада МКД (л.д.45). Согласно акту осмотра дома от 12.02.2020, составленного сотрудниками отдела по ЖКХ и благоустройству Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара, дано заключение о целесообразности переноса срока проведения работ по капитальному ремонту фасада здания на 2020-2022 гг. (л.д.49). 27.02.2020 на заседании Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г.о. Самара, рассмотрен вопрос о признании дома требующим проведения капитального ремонта фасада и переносе срока с 2051-2053 гг. на более ранний период. По результатам рассмотрения принято следующее решение: определена потребность в капитальном ремонте фасада МКД, однако принять решение о проведении капитального ремонта в более ранние сроки не представляется возможным в связи с тем, что не выполнено условие п.7.1 постановления Правительства Самарской области от 16.02.2015 №68 в части собираемости взносов на капитальный ремонт указанного МКД (по состоянию на 26.02.2020 - менее 97%) (л.д.63). Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ). В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ). Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ). Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 года N707 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области. Многоквартирный дом по адресу: <...> включен в региональную программу со следующими видами и сроками проведения работ: 2051-2053 - ремонт крыши; 2051-2053 - ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений; 2051-2053 - ремонт фасада. Частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ определено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования. В соответствии с разделом 1 постановления Правительства Самарской области от 29.11.2013 N707 внесение в Программу изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более ранний период, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случаях: установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в более ранний срок, чем предусмотрено Программой, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Самарской области от 16.02.2015 N 68; достаточности средств фонда капитального ремонта для выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту, указанных в решении о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в более ранний срок, чем предусмотрено Программой, или принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении дополнительных взносов на капитальный ремонт в размере, превышающем установленный минимальный размер взноса на капитальный ремонт (далее - дополнительные взносы), и (или) о принятии предложения регионального оператора о привлечении кредитных (заемных) средств для проведения капитального ремонта в более ранний срок с последующим возмещением расходов регионального оператора за счет дополнительных взносов. Содержание и состав процедур (работ) по установлению необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707, определен постановлением Правительства Самарской области от 16.02.2015 N 68 "Об утверждении Порядка установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме". Согласно пункту 4 указанного Порядка для установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах уполномоченным органом местного самоуправления в Самарской области создается комиссия, действующая на постоянной основе. В соответствии с пунктом 7.1 Порядка по результатам работы комиссия принимает решение о признании многоквартирного дома требующим капитального ремонта в части капитального ремонта определенных элементов строительных конструкций или инженерных систем общего имущества многоквартирного дома. Данное решение принимается исходя из заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, или актов органов регионального жилищного надзора и (или) муниципального жилищного контроля, что имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности в течение ближайших 5 лет, а также при условии собираемости взносов на капитальный ремонт по данному многоквартирному дому более 97%. Материалами дела подтверждено и не оспаривается административным истцом, что собираемость взносов на капитальный ремонт МКД составляет менее 97% (л.д.52). При таких обстоятельствах решение о проведении капитального ремонта в более ранние сроки не могло быть принято Комиссией в силу императивных положений действующего регионального законодательства. Доводы административного истца о том, что федеральное законодательство не ставит возможность проведения капитального ремонта в зависимость от собираемости взносов на капитальный ремонт, не означает, что постановление регионального правительства, которым руководствуется Комиссия, противоречит федеральному законодательству или другим актам, имеющим большую юридическую силу. В силу ст.5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. У суда нет оснований ставить под сомнение законность указанного нормативного правового акта. В установленном порядке нормативный правовой акт недействительным не признан. Доводы административного истца о том, что в соответствии с ч.2 ст. 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не являются основанием для удовлетворения требований. В силу ч. 5 ст. 189 ЖК РФ решением общего собрания собственников помещений в МКД о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД должны быть, в частности, утверждены источники финансирования капитального ремонта. Частью 2 статьи 158 ЖК РФ установлено, что расходы на капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Как указано выше, при недостаточности средств фонда капитального ремонта для проведения капитального ремонта в более ранний срок, чем предусмотрено региональной программой, собственниками помещений в МКД может быть принято решения об установлении дополнительных взносов на капитальный ремонт либо о привлечении региональным оператором кредитных средств с последующим возмещением его расходов за счет дополнительных взносов. Таким образом, решение о проведении капитального ремонта не может быть реализовано без установления источников его финансирования и само по себе не порождает обязанность по переносу срока капитального ремонта на более ранний период. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным решения административного ответчика не имеется, вследствие чего в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного искового заявления ТСЖ «Маяк 20» о признании незаконным решения Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г.о. Самара, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 17.07.2020. Судья (подпись) А.И. Иванова Копия верна: судья |