НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 31.12.9999 №

                                                                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ   г. Ленинский районный суд г.Ростова Н/Дону в составе:

председательствующего Зусиковой Н.А.

при секретаре Хейгетьяне М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к Муниципальному учреждению «Департамент координации строительства и перспективного развития», Администрации Ростова-на-Дону об обязании выплатить субсидию

Установил :

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что он является инвалидом Великой Отечественной войны, и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ему как инвалиду ВОВ, должны были предоставить жилое помещение. Сотрудниками МУ «Департамента координации строительства и перспективного развития» ему было предложено подыскать и приобрести жилое помещение на сумму 982 800 рублей. ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор купли-продажи квартиры расположенной по адресу: , , стоимостью 982 800 рублей, и денежные средства продавцу должны были быть перечислены министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области в соответствии с распоряжением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, за счет средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов. Сторонами договора было подписано Приложение к основному договору купли продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывается, что покупатель передает продавцу в качестве авансового платежа за продажу вышеуказанной квартиры, денежную сумму в размере 367200 рублей, за счет собственных средств, а оставшаяся сумма 982800 рублей отраженная в основном договоре купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, будет перечислена на счет продавца, за счет федерального бюджета. Действительная стоимость приобретаемой квартиры составляла 1350000 рублей. После заключения договора он обратился в МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» с заявлением о предоставлении дополнительной компенсации, выделяемой согласно решению № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ, однако ему отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что представленные документы не соответствуют требованиям, указанным в постановлении Администрации города Ростова-на-Дону 3755 от ДД.ММ.ГГГГ Он несколько раз обращался в Администрацию города Ростова-на-Дону с заявлениями о предоставлении дополнительной компенсации, однако все обращения оставлены без удовлетворения. На основании изложенного истец просит суд признать незаконным отказ МУ «Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» в предоставлении ему мер социальной поддержки за счет бюджета г. Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов ВОВ и приравненных к ним лиц в соответствии с постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ; признать за ним право на получение социальной поддержки в виде субсидии на улучшение жилищных условий ветеранов ВОВ и приравненных к ним лиц за счет средств бюджета г. Ростова-на-Дону.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным отказ МУ «Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» в предоставлении ему мер социальной поддержки за счет бюджета г. Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов ВОВ и приравненных к ним лиц в соответствии с постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать в его пользу с Администрации г. Ростова-на-Дону социальную поддержку в виде субсидии на улучшение жилищных условий ветеранов ВОВ в размере 360000 руб.

Администрация г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

После предоставления расчета субсидии ответчиком в порядке ст. 39 ГПК РФ уменьшен размер исковых требований, и истец просил : обязать МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» г. Ростова-на-Дону выплатить социальную субсидию на улучшение жилищных условий за счет средств муниципального бюджета в сумме 298800 руб. как ветерану Великой Отечественной войны, признанному нуждающимся в жилье и включенному в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на представление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель истца – К., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, суду пояснила, что истец 1918 года рождения является инвалидом ВОВ. Собственного жилья истец не имеет и проживает в квартире по адресу: , где зарегистрирован с 2001 года. Эта квартира принадлежит на праве собственности П., которая является его родственницей. Право собственности на квартиру П. возникло на основании свидетельства о праве на наследстве после смерти ее мужа. Муж квартиру приобрел по сертификату ГЖС как военнослужащий, при этом истец в состав семьи не включался. Истец ранее проживал в : по  со своей женой, а в 1990-м году он подарил эту квартиру. Истец был поставлен на квартучет постановлением Главы администрации Кировского района. Распоряжением Администрации РО от ДД.ММ.ГГГГ № истец включен в пофамильный список распределения средств и предусмотрена выплата из федерального бюджета субсидии на приобретение жилья 982800 рублей как инвалиду ВОВ. Истец в соответствии Указом Президента РФ имеет право на обеспечение жильем. После принятия распоряжения Администрации РО истца вызвали в МУ УСЗН Кировского района в сентябре 2010 года и предложили срочно найти квартиру для покупки, т.к. истцу выделена субсидия и в срок до ДД.ММ.ГГГГ он должен был заключить договор купли-продажи. Истец через риэлтора нашел однокомнатную квартиру площадью 37,9 кв. м. по адресу: . Квартира продавалась за 1350000 рублей, но из бюджета выделялось только 982800 рублей и истец доплачивал продавцу из личных средств 367 000 рублей, что подтверждается распиской. В договоре указали сумму 982000 рублей по рекомендации сотрудников Кировского МУ УСЗН, которые сказали, что в договоре должна быть указана сумма, соответствующая размеру выделенной федеральной субсидии. На остальную сумму продавец выдал расписку. Договор был заключен ДД.ММ.ГГГГ и был зарегистрирован. ДД.ММ.ГГГГ было заключено соглашение о полном расчете, после перечисления денег продавцу из бюджета. ДД.ММ.ГГГГ заключили приложение к договору купли продажу, согласно которому истец оплачивает 367200 рублей и ДД.ММ.ГГГГ заключили дополнительное соглашение, в котором указали, что цена квартиры составляет 1350000 рублей и передали это соглашение в Управление Росреестра, но они указали, что договор прошел госрегистрацию, и дополнительное соглашение не подлежит регистрации. Истец обратился в Администрацию Кировского района с заявлением о выплате субсидии из бюджета города в сумме 367000 рублей и представил договор и доп. соглашение. Администрация передала документы в ДКСПР, однако ДКПСР письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал в выплате субсидии. Из содержания постановления № и решения гор. Думы № усматривается, что они приняты во исполнение Указа Президента РФ, а также ФЗ «О ветеранах». Из содержания этих норм усматривается, что они направлены на предоставление социальной поддержки при предоставлении жилья ветеранам войны. Данной поддержкой пользуются граждане, включенные в пофамильный список – распоряжение Главы администрации Ростовской области №. Из представленных документов видно, что истец включен в пофамильный список. Из содержания решения № не усматривается, что действия данных нормативных актов распространяются на правоотношения возникшие после их принятия. Более того, в указанном положении срок использования субсидии составляет 6 месяцев. Независимо от даты заключения договора - до принятия указанных нормативных актов или после, лица указанные в положении имеют право на получение социальной поддержки в виде субсидии из муниципального бюджета.

Представитель МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» - Дикун А. В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, суду пояснил, что в соответствии с постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 г. предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется путем предоставления социальной субсидии для оплаты части стоимости сделок купли-продажи жилых помещений, либо оплаты части стоимости договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов. Для получения бюджетной субсидии ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица после принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов представляют в администрацию района города Ростова-на-Дону, где они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы, подтверждающие приобретение жилья. Администрации районов города в течение 2-х рабочих дней со дня, следующего за днем приема полного пакета документов, осуществляют расчет предоставляемой ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам социальной субсидии и представляют его и документы, подтверждающие приобретение жилья, в МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» для их проверки и перечисления субсидии на расчетный счет продавца жилого помещения, приобретаемого ветераном Великой Отечественной войны или приравненным к нему лицом. После перечисления субсидии на расчетный счет продавца жилого помещения, приобретаемого ветераном Великой Отечественной войны или приравненным к нему лицом, МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» в течение 3-х рабочих дней передает документы, в том числе документы, подтверждающие оплату субсидии из городского бюджета, в Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области для оплаты денежных средств в счет стоимости жилья, поступивших из федерального бюджета. Таким образом, для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц в соответствии с постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ необходимо предоставить в администрацию района города Ростова-на-Дону документы, подтверждающие приобретение жилья, в том числе договор с условием об оплате части стоимости сделки купли-продажи, либо оплаты части стоимости договора участия в долевом строительстве за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону с последующим перечислением денежных средств в счет стоимости жилья из федерального бюджета. В свою очередь, представленный гр. В. договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ предусматривал обязанность покупателя оплатить квартиру с использованием средств федерального бюджета (без использования средств бюджета города Ростова-на-Дону). Следовательно, из содержания указанного договора не усматривается обязательство органа местного самоуправления оплатить соответствующий договор и, соответственно, отсутствуют основания для перечисления средств местного бюджета. Впоследствии гр. В. было предоставлено приложение от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имелось указание на то, что покупатель передал в качестве авансового платежа за квартиру денежную сумму в размере 367 200 руб. собственных средств и 982 800 руб., перечисленных в счет приобретения квартиры средств федерального бюджета. Представленный документ свидетельствовал о расчетах по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (т.е. об исполнении обязательств покупателя в части __ оплаты), и как следует из его содержания и формы, не вносил никаких изменений в ранее заключенный договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, хотя такие изменения должны совершаться в той же форме, что и договор в силу ст. 452 ГК РФ. Таким образом, заключенный гр. В. договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и приложение к нему не порождали обязательства органа местного самоуправления уплатить денежные средства в счет оплаты приобретаемой квартиры. Кроме того, следует также учитывать, что в соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями. Использование органами местного самоуправления иных форм расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц путем предоставления социальной субсидии для оплаты части стоимости сделок купли-продажи жилых помещений либо оплаты части стоимости договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов (т.е. исполнения соответствующих расходных обязательств муниципального образования) ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление Администрации города Ростова-на-Дону №. Очевидно, что до момента принятия указанного постановления правовых оснований для возникновения обязательств муниципального образования по оплате части стоимости сделок, направленных на приобретение жилья ветеранами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, не имелось. При этом, учитывая, что в соответствии с нормами действующего законодательства правовые акты не имеют обратной силы, положения постановления Администрации города Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ применяются только к тем отношениям, которые возникли после введения его в действие. Поскольку представленный гр. В. договор купли-продажи квартиры был заключен до момента принятия постановления Администрации города Ростова-на-Дону №, и впоследствии порядок его исполнения в части оплаты не изменялся, положения указанного правового акта не применяются к отношениям, связанным приобретением квартиры гр. В., возникшим до введения указанного постановления в действие. Кроме того, учитывая, что отказ гр. В. в предоставлении мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону был дан ДД.ММ.ГГГГ, требование истца признать данные действия незаконными необоснованно. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ подобные требования подлежат предъявлению в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.

Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону – Маныч Н. В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, суду пояснил, что в соответствии с п.2 постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 06.10.2010 г. № 755 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц» МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» определен главным распорядителем средств бюджета города на реализацию мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны. Положение принято во исполнение п.4 решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.09.2010 г. № 794 «Об утверждении социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам за счет средств бюджета города». В соответствии с п/п. 1 п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Согласно п/п.1 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности. В соответствии с п/п.13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Согласно п.2.5.Положения МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» в течение 3 рабочих дней с момента регистрации бюджетных обязательств перечисляет субсидию на расчетный счет продавца жилого помещения, приобретаемого ветераном Великой Отечественной войны или приравненным к нему лицом. Истец согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ является собственником  , в . Данное жилое помещение приобретено на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, перечисленных продавцу министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области. Решение городской Думы от 28.09.2010 г. № 794 вступило в силу 06.10.2010 г., постановление Администрации города от 06.10.2010 г. № 755 вступило в силу 13.10.2010 года. Таким образом, на момент введение системы мер социальной поддержки за счет средств бюджета города, истец был обеспечен жилым помещением. Вышеназванные нормативные правовые акты не предполагают предоставление субсидий тем ветеранам, которые были обеспечены жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета до вступления их в силу.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает требования подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что истец является инвалидом Великой Отечественной войны, и состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Кировского района г. Ростов-на-Дону.

Распоряжением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» распределены субвенции, поступившие в областной бюджет из федерального бюджета, согласно распоряжению Правительства РФ от 20.08.2010 года № 1399-р на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» в объеме 3032 920,8 тыс. руб.

В приложении к указанному распоряжению содержится список лиц, которым производится выплата субсидии и определен размер субсидии каждому ветерану – 982 800 руб. В. согласно указанному распоряжению включен в список ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ   года между С. и В. в лице представителя П., действующей на основании доверенности, был заключен договор купли-продажи, по условиям которого В. приобрел у С. , общей площадью 37,9 кв.м., в том числе жилой площадью 31,8 кв.м., расположенную по адресу:  .

В пункте 3 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ сторонами указана стоимость приобретаемого жилого помещения в размере 982800 руб., а также указано, что денежные средства в счет оплаты стоимости жилого помещения –  будут перечислены Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, предусмотренные для В. по распоряжению Администрации Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области от 03.08.2007 года № 312, Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года № 614, Федеральными законами от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, путем зачисления средств на счет С. в Ростовском отделении в Юго-Западном банке СБ РФ №, р/с №, к/с №, БИК №, ИНН/КПП № по мере поступления средств из бюджета Ростовской области. Окончательный расчет должен был быть произведен в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Также ДД.ММ.ГГГГ   года между С. и В. было подписано Приложение к основному договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым В. передал С. в качестве авансового платежа за продажу квартиры расположенной по адресу:   денежную сумму в размере 367200 руб. за счет собственных средств. Оставшаяся сумма в размере 982800 руб., отраженная в основном договоре купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ будет перечислена на расчетный счет С. согласно пункту 3 основного договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности В. на жилое помещение – , расположенную по адресу: , , , и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области выдано свидетельство о государственной регистрации права серия № №.

При этом в свидетельстве о государственной регистрации права указано ограничение (обременение) права собственности В. – ипотека в силу закона.

В соответствии с выпиской Ростовского отделения СБ РФ № из лицевого счета № открытого на имя С., денежные средства в сумме 982800 руб. в счет исполнения обязательств по договору купли-продажи  по адресу: , , были перечислены на счет С. ДД.ММ.ГГГГгода   (л.д. 71,72), что также подтверждается соглашением о полном расчете от ДД.ММ.ГГГГ  , подписанным С. и представителем В., в соответствии с которым С. денежные средства в сумме 982800 руб. согласно договору купли-продажи  по адресу:  от ДД.ММ.ГГГГ получил в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ между С. и В. было заключено Дополнительное соглашение к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым были внесены изменения в пункт 3 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, а именно была изменена стоимость жилого помещения –   в  с 982800 руб. на 1350 000 руб.

При этом в пункте 2 Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ   указано, что денежные средства в размере 367200 руб. оплачиваются С. за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону предоставленных в виде субсидии на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, а ставшаяся сумма в размере 982800 руб. будет перечислена Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, в соответствии с распоряжением Администрации Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Постановлением Администрации ростовской области от 03.08.2007 года № 312, Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года № 614, Федеральными законами от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, путем зачисления средств на счет продавца С.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области было выдано свидетельство о государственной регистрации права Серия № №, выданное взамен свидетельства № серия № от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом во вновь выданном свидетельстве о государственной регистрации права ограничений (обременений) права собственности В. не зарегистрировано.

ДД.ММ.ГГГГ представитель В. - П., действующая на основании доверенности, обратилась в МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» с заявлением, в котором просила предоставить В. субсидию из городского бюджета в соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении выплаты социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам за счет средств бюджета города», Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 06.10.2010 года № 755 «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам». К заявлению были приложены все необходимые документы: копия справки из Ростовского отделения СБ РФ, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о государственной регистрации права.

МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ГП-4746/1 (л.д. 30) отказало В. в предоставлении субсидии из городского бюджета.

Отказывая В. в предоставлении субсидии из городского бюджета Департамент указал, что в соответствии с Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 г. (далее - Постановление) предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется путем предоставления социальной субсидии для оплаты части стоимости сделок купли-продажи жилых помещений, либо оплаты части стоимости договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов. Для получения бюджетной субсидии ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица после принятия распоряжения Администрации Ростовской области «О пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» представляют в администрацию района города Ростова-на-Дону, где они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы, подтверждающие приобретение жилья. Администрации районов города в течение 2-х рабочих дней со дня, следующего за днем приема полного пакета документов, осуществляют расчет предоставляемой ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам социальной субсидии и представляют его и документы, подтверждающие приобретение жилья, в МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» для их проверки и перечисления субсидии на расчетный счет продавца жилого помещения, приобретаемого ветераном Великой Отечественной войны или приравненным к нему лицом. После перечисления субсидии на расчетный счет продавца жилого помещения, приобретаемого ветераном Великой Отечественной войны, МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» в течение 3-х рабочих дней передает документы, в том числе документы, подтверждающие оплату субсидии из городского бюджета, в Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области для оплаты денежных средств в счет стоимости жилья из областного бюджета.

Таким образом, для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц в соответствии с Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 года инвалиду Великой Отечественной войны (приравненному к нему лицу) необходимо предоставить в администрацию района г. Ростова-на-Дону, где указанные категории граждан состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы, подтверждающие приобретение жилья, в том числе договор с условием об оплате части стоимости сделки купли-продажи, либо оплаты части стоимости договора участия в долевом строительстве за счет средств бюджета г. Ростова-на-Дону с последующим перечислением денежных средств в счет стоимости жилья из областного бюджета.

Аналогичные ответы на обращения представителя В. – П. были даны МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 29) и от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 31).

Отказ в предоставлении субсидии по указанным основаниям суд считает незаконным, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Главы Администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ № истец принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий из муниципального жилищного фонда, и соответственно имеет статус признанного уполномоченным органом нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О ветеранах" в качестве мер социальной поддержки ветеранов ВОВ предусмотрено получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О

ветеранах".

Во исполнение данного Указа Президента РФ распоряжением Правительства РФ от 20.08.2010 N 1399-р «О направлении бюджетных ассигнований Минрегиону России на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан» направлены бюджетные ассигнования в размере 67621219,2 тыс. рублей за счет средств, предусмотренных частью 5 статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Минрегиону России на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в дополнение к бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на эти цели распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 472-р.

Истец включен в сводный список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, и согласно распоряжению Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № из средств федерального бюджета ему выделено на приобретение жилого помещения 982 800 руб.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предложено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот несовершеннолетним узникам фашистских лагерей и гетто", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Ростовская-на-Дону городская Дума 28.09.2010 приняла решение от N 794 "Об утверждении социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам за счет средств бюджета города".

Данным решением утверждена социальная субсидия за счет средств бюджета города на улучшение жилищных условий гражданам, признанным нуждающимися в жилье, включенным в распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов,   относящихся к следующим категориям:

- инвалидов Великой Отечественной войны;

- участников Великой Отечественной войны;

- лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

- лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах воздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

- членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне, лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

- несовершеннолетних узников фашистских лагерей и гетто.

Пунктом 2 данного решения утвержден максимальный размер предоставляемой из бюджета города ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам социальной субсидии из расчета разницы между стоимостью 1 квадратного метра жилья, определенной уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области для города Ростова-на-Дону, и стоимостью 1 квадратного метра жилья, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для Ростовской области.

Согласно пунктам 3 и 4 решения социальная субсидия имеет заявительный характер и предоставляется гражданам, указанным в пункте 1 данного решения, на основании документов, предусмотренных Администрацией города, и перечисляется на расчетный счет продавца жилого помещения.

Администрации города Ростова-на-Дону предложено разработать порядок предоставления социальной субсидии ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам.

В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.09.2010 N 794 "Об утверждении выплаты социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам" Постановлением Администрации г. Ростова н/Д от 06.10.2010 N 755 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц", и главным распорядителем средств бюджета города на реализацию мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц определено МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития". МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития"предписано обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования указанной субсидии.

Указанное Положение определяет порядок предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на софинансирование полномочий Российской Федерации путем предоставления социальной субсидии для оплаты части стоимости сделок купли-продажи жилых помещений на первичном или вторичном рынках жилья либо оплаты части стоимости договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов.

Согласно пунктам 1.2., 1.3, 1.5, 1.6, 1.7 Положения правом получения социальной поддержки в виде субсидии пользуются ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, включенные в распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.   Предоставление субсидий носит заявительный характер. Заявление о предоставлении субсидии подается на имя главы администрации района города по месту постановки на квартирный учет.

Срок использования субсидии составляет 6 месяцев с даты принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

Максимальный размер предоставляемой из бюджета города субсидии определяется из расчета разницы между рыночной стоимостью 1 кв. м жилья, определенной приказом министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области для города Ростова-на-Дону, и рыночной стоимостью 1 кв. м жилья, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ для Ростовской области, на момент подачи ветеранами Великой Отечественной войны или приравненными к ним лицами заявления на предоставление субсидии в администрацию района города по месту постановки на квартирный учет, умноженной на расчетную площадь предоставляемого ветерану жилья в размере 36 кв. м общей площади:

Размер бюджетной субсидии за счет средств городского бюджета не должен превышать разницы между общей стоимостью приобретаемого жилого помещения и размером бюджетной субсидии, предоставляемой из средств федерального бюджета, утвержденной распоряжением Администрации Ростовской области.

При стоимости приобретаемого жилого помещения более общей суммы, складывающейся из предоставляемой Администрацией Ростовской области ветерану Великой Отечественной войны или приравненному к нему лицу субсидии и максимальной расчетной субсидии за счет бюджета города, оплата превышения фактической разницы стоимости жилого помещения осуществляется за счет собственных средств ветеранов Великой Отечественной войны или приравненных к ним лиц.

Как усматривается из представленных доказательств, истец является инвалидом Великой Отечественной войны и включен в распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов. Рыночная стоимость приобретенной им квартиры превышает размер субсидии, выделенной из средств федерального бюджета. Следовательно, он имеет право на предоставление из бюджета города субсидии на приобретение жилого помещения.

Доводы ответчика о том, что истец не имеет право на получение субсидии из бюджета города, т.к. договор купли-продажи жилого помещения заключен до принятия Постановления Администрации г. Ростова н/Д от 06.10.2010 N 755, и нормы Положения, утвержденного данным постановлением не распространяются на правоотношения, возникшие до его принятия, суд считает несостоятельными.

Из содержания указанных нормативных актов усматривается, что они приняты в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"во исполнение, и определяют порядок предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, включенных в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов. То есть действие этих нормативных актов распространяется именно на тех лиц, которые включены в распоряжение Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно п.2.1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, для получения бюджетной субсидии ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица после принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов представляют в администрацию района города Ростова-на-Дону, где они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, следующие документы:

- заявление на субсидию, в котором указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество заявителя полностью; паспортные данные; сведения о фактическом месте проживания;

- 2 экземпляра оригинала и копии зарегистрированного в Росреестре по РО договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, в случае, если ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица приобретают жилье на первичном рынке жилья;

- 2 экземпляра оригинала и копии договора купли-продажи приобретаемого жилого помещения, в случае, если ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица приобретают жилье на вторичном рынке жилья;

- 2 экземпляра оригинала и копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение;

- в случае, если цена договора превышает суммарный размер предусмотренных федеральных и городских средств на предоставление субсидии, граждане представляют платежный документ, подтверждающий оплату суммы, превышающей размер субсидий;

- копию распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

Таким образом, из содержания данной нормы усматривается, что указанная субсидия предоставляется лицам, включенным в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов уже после заключения договоров на приобретения жилого помещения и после государственной регистрации права собственности на приобретенные ими жилые помещения.

Из содержания решения Ростовской –на-Дону городской Думы и Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, не усматривается, что действие данных нормативных актов распространяется только на правоотношения, возникшие после их принятия.

Более того, в силу п.1.3. Положения срок использования субсидии составляет 6 месяцев с даты принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

Следовательно, независимо от даты заключения договора на приобретение жилого помещения, т.е. до принятия указанных нормативных актов или после их принятия, лица, указанные в п. 1.2 Положения имеют право на получение социальной поддержки в виде субсидии, если они обратились за её получением в течение 6 месяцев с даты принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

6-ти месячный срок с даты принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, на момент обращения истца за получением данной субсидии не истек.

Истец на момент обращения с заявлением о выплате субсидии за счет бюджета города, не был снят с учета лиц, нуждающихся в жилых помещения, и договор купли-продажи квартиры был зарегистрирован с обременением- ипотека в силу закона. Согласно письму Администрации Кировского района г. Ростова –на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ истец снят с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях постановлением Главы администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ №.

Возникновение права на получение субсидии не может ставиться в зависимость от даты заключения сделки.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и возлагает на нее обязанности по обеспечению государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, развитию системы социальных служб, а также установлению государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (статья 7).

  Законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки. Данные принципы требуют, в частности, обеспечения социальной поддержки нуждающимся в этом гражданам на началах справедливости, с использованием необходимой индивидуализации и дифференциации мер социальной защиты в  целях наиболее полного восполнения потерь от объективно сложившихся трудных жизненных обстоятельств (преамбула; статья 1, часть 1; статьи 7 и 19 Конституции Российской Федерации).

Истец является инвалидом Великой Отечественной войны, признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, включен в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, и, следовательно, имеет право на получение субсидии.

То обстоятельство, что договор купли-продажи заключен до принятия Решения Ростовской –на-Дону городской Думы и Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц  не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее признанию за истцом права на получения субсидии.

Таким образом, на момент обращения с заявлением о выплате субсидии, у истца имелись все, предусмотренные указанным Положением основания для назначения субсидии.

Доводы ответчика о том, что цена объекта купли-продажи изменена дополнительным соглашением сторон не являются существенными.

Как усматривается из договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ стороны указали стоимость объекта недвижимого имущества 982 800 руб. И согласно п.3 договора купли-продажи денежные средства в счет оплаты стоимости жилого помещения –    будут перечислены Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, предусмотренные для В. по распоряжению Администрации Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Постановлением Администрации ростовской области от 03.08.2007 года № 312, Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года № 614, Федеральными законами от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, путем зачисления средств на счет С.

Как поясняет представитель истца, в договоре они указали стоимость квартиры 982800 руб. по настоянию представителя квартотдела Администрации Кировского района, которая пояснила, что поскольку из бюджета выделяется субсидия в размере 982800 руб., то именно эта стоимость и должна быть указана в договоре купли-продажи, реальная же рыночная стоимость квартиры значительно выше. Однако в день заключения договора купли-продажи было подписано сторонами сделки и приложение к договору, в котором указана действительная стоимость продаваемой квартиры, а не стоимость, соответствующая размеру выделенной субсидии из средств федерального бюджета. Кроме того, из расписки, выданной С. в день заключения сделки, усматривается, что помимо средств, которые должны быть перечислены из средств бюджета, представитель В. передала продавцу денежные средства 367200 руб.

А в связи с принятием Решения Ростовской –на-Дону городской Думы и Положения, между сторонами сделки было заключено в требуемой законом письменной фирме дополнительное соглашение к договору купли- продажи, в котором указана действительная стоимость квартиры, и указано, что 367200 руб. будут перечислены продавцу за счет средств бюджета города. Причем денежные средства в сумме 367200 руб., были ужу переданы продавцу в день заключения сделки, однако как пояснила представитель истца дополнительное соглашение было заключено по рекомендации сотрудников администрации, т.к. такая форма договора требовалась для выплаты субсидии из бюджета города.

Согласно справке ООО «» среднерыночная стоимость квартиры по адресу :  учетом этажности, года постройки, общей площади и состояния квартиры составляет 1350 000 руб.

Согласно приказу Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства  от ДД.ММ.ГГГГ № средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья на 4 квартал 2009 года по городу Ростову –на-Дону составляет 39,4 тыс. руб. Общая площадь приобретаемой истцом квартиры составляет 37,9 кв.м., следовательно, в соответствии с данным приказом стоимость её будет составлять 1493 260 руб.

Ответчиками не оспаривается эта сделка, до настоящего времени она не признана недействительной. Зарегистрированное право собственности истца на объект недвижимого имущества ответчиком также не оспаривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Обязать Муниципальное учреждение «Департамент координации строительства и перспективного развития» г.Ростова-на-Дону выплатить В. социальную субсидию за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону на улучшение жилищных условий в сумме 298800 руб.  как ветерану Великой Отечественной войны, признанному нуждающимся в жилье и включенному в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

судья